Розанов Василий Васильевич
Свое слово. Философско-литературный сборник

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Розанов В. В. Собрание сочинений. Юдаизм. -- Статьи и очерки 1898--1901 гг.
   М.: Республика; СПб.: Росток, 2009.
   

СВОЕ СЛОВО. ФИЛОСОФСКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ СБОРНИК, ИЗДАВАЕМЫЙ ПРОФ. А. А. КОЗЛОВЫМ
No 5. СПб., 1898.

   В кратком предисловии автор сборника указывает свой возраст -- 67 лет, и болезнь -- паралич, которые все-таки не отнимают у него силы и способности работать для философии. Подобное высокое одушевление может быть объясняемо только крайнею преданностью человека своим мыслям и их, по крайней мере, относительною новизною и оригинальностью. Автор разрабатывает систему панпсихизма, т. е. идею всеобщего одушевления вещей; есть только души, тел нет -- так можно было бы формулировать главную мысль этой системы. Ее родоначальником был Лейбниц, в особенности в своей "Монадологии"; а в XIX веке ее разрабатывали Лотце и наш дерптский профессор Тейхмюллер (ум. в 1889 г.); кроме г. Козлова в нашей литературе сторонниками этой системы являются: г. Бобров, в сочинениях "Об искусстве", "О самосознании", "Из истории критического индивидуализма" и г. Озе. Нам лично идея панпсихизма представляется таким же преувеличением и односторонностью, как и идея панматериализма, по коему есть вещи, а душ нет (никаких). Все эти расторжения связи и противоположения "духа" и "материи" -- гибельно ложны; я представляю себе палку, измеряю ее -- вот уже начало в ней самой духовной стороны; что вовсе не духовно, окончательно не духовно -- окончательно и не познаваемо, даже не ощущаемо; ибо ощущение уже есть начало психики, а лишь душевное душою познается. С другой стороны, что это за "души" без и вопреки телу, которые так манят метафизическую мысль? "Сеется семя духовное -- восстает тело душевное" -- вот предваренье всяческого анимиза и всяческого же материализма уже у Апостола. Тела есть -- и они всегда духовны; есть души -- и оне именно в телах. Жизнь и смерть, правда, как будто передвигают это взаимное состояние между душою и телом; но смерть поправляется воскресением, "облечением костей плотью"; а "пока мы живем", как уже заметил Платон, "мы только умираем" и действительно всякий акт жизни есть в то же время и непременно акт (частичного) умирания. Но в краткой библиографической заметке неудобно входить в эти интимности философии. Труд г. Козлова читается с живейшим интересом, и в нашей не оригинальной и бедной философской литературе его "Свое слово", если не жемчужное, то все-таки ценное слово.
   

КОММЕНТАРИИ

   НВип. 1898. 26 авг. No 8080. С. 8.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru