Розанов В. В. Собрание сочинений. Юдаизм. -- Статьи и очерки 1898--1901 гг.
М.: Республика; СПб.: Росток, 2009.
<ПРОВЕРКА УЧИТЕЛЕЙ>
Что в настоящее время делается для проверки педагогических способностей учителя? Что делалось прежде? Чего можно желать в этом направлении в будущем?
Оканчивающий курс в университете филолог или математик является в канцелярию учебного округа и показывает диплом, правитель канцелярии т. е. чиновник, не имеющий права ревизии, а потому и не знающий вовсе состояния и нужд учебного округа, делает справку о вакантных учительских местах в округе; студент намечает наиболее подходящий для себя пункт, т. е. город, и подает прошение: месту нужен учитель, учителю нужно место, и росчерк попечителя того или другого учебного округа на поданном прошении ставит нужного человека на нужное место. А как же способности? Очень просто: учитель пишется "исправляющим должность учителя" и таковым остается в течение трех месяцев после определения на должность.
Он уже в свежем вицмундирчике, со свежеотпечатанным "классным журналом" в руках, еще неопытный юноша, в сущности -- юноша в педагогическом деле -- идет на урок "исправлять должность учителя" раза три, раз шесть вслед за ним входит в класс директор гимназии, который наблюдает преподавание, и сообщает наблюдения свои в канцелярию округа.
Нужно заметить, что о передвижении "исправляющих должность учителя" в подлинного "учителя" публикуется печатно в так называемых "Циркулярах N-го учебного округа", обязательно выписываемых в нескольких экземплярах каждою гимназиею: и вот достаточно проследить в этих "Циркулярах" в различных округах за много лет указанное передвижение, чтобы убедиться, что никогда и нигде не случалось, чтобы "исправлявший должность учителя" не передвигался в подлинного "учителя". Да и в самом деле, новичок-учитель, конечно, адамовски невинен в смысле дидактическом, в уменьи передавать свои сведения, в находчивости, как заставить учеников воспринять эти сведения; и директор знает, что перед ним такой невинный человек. Три месяца "наблюдения" сводятся, в сущности, к наблюдению: не дерется ли учитель в классе, и не манкирует ли уроками, обходителен ли с начальством и товарищами? Наблюдаются элементарные "общежительные" черты человека, есть ли он "одомашненное" и "прирученное", или еще дикое (попадаются или могут попасться и такие из университета) существо; а что касается специально педагогической части, то ...ей он "еще научится", или, по крайней мере, что знает и округ, и директор, ей он не научен. Ну, не научен: с неученого и взять нечего, и "не опытен, но еще научится", вероятно, стереотипно повторяется во всех решительно донесениях директоров гимназий и инспекторов прогимназий учебным округам. Округу тоже что же делать с этими донесениями, которые похожи друг на друга, как яйца от одной наседки; составляется список фамилий, прописанных в августе: "исправляющие должность", и в заголовке всех в ноябре прописывается "назначенные на должность". Теперь учитель закреплен: он получил "штатное место", и смещение его с должности есть кара, которая может последовать не иначе, как в случае крайне беззаконного его действия именно как чиновника, как должностного лица; а не как собственно педагога. Он совершенно не способен к учебному делу: это не составляет не только большого, но и никакого вовсе минуса в его должностных качествах, и ни малейшей причины ни к перемещению его, ни к смещению, ни к какой вообще каре, кроме "замечаний", "недовольства", "нахмуренных бровей" окружных инспекторов. "У вас из рук вон плохо идет дело", "ваши ученики ничего не знают", не знают и не знают, ничего не поделаешь. Если учитель благоразумен, он промолчит; инспектор тоже, помаявшись, замолчит. Так и разъедутся, т. е. инспектор уедет, а учитель останется. И ничего? Больше ничего.
КОММЕНТАРИИ
Одесский Листок. 1898. 11 дек. No 295. Б.п. и заглавия.