Евг. Ветнек (сост.) Краткий очерк мифологии греков и римлян
Ревель, 1897 г.
Наша педагогическая литература имеет одну неприятную особенность: она всегда запаздывает. Думая быть воспитательною, она наивничает, и действительным последствием этого бывает только то, что она оказывается не нужна. Г. Ветнек, по-видимому, не подозревает, что "ученики старших классов", для которых он составил свою книжку, читают -- худо это или хорошо -- вещи очень серьезные, и, в общем, они берут в руки только такую книгу, которая содержит в себе живую и интересно развиваемую мысль. Между тем его "Краткий очерк мифологии" не только заботливо избегает мысли в общем течении своем, но, по возможности, устраняет ее и в каждой порознь главке. Получился не "краткий очерк мифологии", как думает автор, но словарь -- и тоже "краткий" -- мифологических слов и речений, со всеми недостатками словаря: отсутствием связующей мысли, общего воззрения на предмет и нужной характерности при изложении отдельных мифов. Он не имеет и тени той живости изложения и осмысленности содержания, как вышедший 112 лет назад "Храм всеобщего баснословия или баснословная история о богах египетских, эллинских, латинских и других" (Москва, 1785 г.), -- которую без скуки можно читать и теперь и откуда узнаешь содержание древней мифологии и часто догадываешься о ее замечательной красоте. У г. Ветнека в древней мифологии умерло воображение, исчезла живость, отлетела мысль: "Тотчас после рождения Аполлон победоносно борется с враждебными силами зимы и мрака: он убивает дракона Пифона, или Дельфину (почему это -- "силы зимы"?) около Дельф (ПеЄж), отчего он получил прозвание (П№Єиб). Память об этой победе праздновалась пифийскими играми, повторявшимися через каждые четыре года. Местом празднества была крисейская равнина около Дельф". Это -- только объяснение слов. Или вот еще: "Убив около Марафона быка, привезенного Гераклом из Крита и выпущенного в Микенах на свободу, Фезей участвовал в походе Геракла на амазонок и женился на царице их Гипполите. Сыном ее и Фезея был Гипполит. По смерти Гипполиты, Фезей женился на сестре Ариадны, Федре, которая оклеветала своего пасынка перед Фезеем и тем стала виновницей его смерти". Несомненно, что похождения Ваньки Каина куда занимательнее этого формулярного списка Тезея. Книжка г. Ветнека принадлежит к числу тех многих, которые, закрывая от читающего предмет свой, подрывают авторитет его; и, в числе этих других, она служит не к поддержанию у нас классического образования, а к его расшатыванию. Автор пишет "Фезей" и "Промефей", не уважая вековой и стойко утвердившейся традиции писать "Тезей" и "Прометей". В начале он помещает целую почти страницу ученых "источников", коими пользовался при написании, хотя, вероятно, для него совершенно достаточно было бы одного, также помещенного в списке, "источника" -- "Олимп". (Мифология древних греков и римлян. Дютшке. Перевод М. Корш. СПб., 1892 г.), которая, вероятно, еще не вся распродалась, и мы ее советуем "ученикам старших классов" приобрести вместо книжки г. Евг. Ветнека. Наконец, только что появилась полная интереса и глубины книга г. Властова: "Теогония Гезиода и Прометей", о которой уже было упомянуто недавно. Она войдет умным, ценным и никогда не теряющим интереса приобретением в маленькую библиотеку ученика; и, может быть, в даровитом ученике она пробудит глубокий, серьезный, долго не замирающий интерес к древностям классическим и к их источнику -- древностям Востока.
Впервые опубликовано: Новое Время. Иллюстрированное приложение. 1897. 29 окт. No 7785. С. 8.