Ростопчина Евдокия Петровна
Вл. Муравьев. Е. П. Ростопчина

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

  
  
  
  
   Вл. Муравьев
  
   Е. П. Ростопчина
  
  ----------------------------------------------------------------------------
   "Здравствуй, племя младое...": Антология поэзии пушкинской поры: Кн.
  III . Сост., вступ. статья. о поэтах и примеч. Вл. Муравьева
   М., "Советская Россия", 1988
   OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
  ----------------------------------------------------------------------------
  
   Евдокия Петровна Ростопчина (урожденная Сушкова) родилась в Москве в
  1811 году. По рождению она принадлежала к высшему светскому обществу.
  Лишившись матери в шестилетнем возрасте, Ростопчина воспитывалась в доме
  деда и бабки - Пашковых, дворян, чей род известен со времен Ивана Грозного,
  богачей - достаточно сказать, что Пашковым, кроме других домов, в Москве
  принадлежал дворец, в котором сейчас помещается Библиотека имени Ленина.
  Отец Ростопчиной служил в Петербурге, и в воспитании дочери целиком
  положился на тестя и тещу, поэтому она получила обычное для светской барышни
  образование: часто менявшиеся гувернантки, случайные учителя обучали ее
  иностранным языкам, преподавали начатки истории, географии, математики, она
  немного училась рисованию, немного игре на фортепиано, танцам. Но девочка
  обладала незаурядными способностями и любознательностью; кроме занятий с
  учителями, она много читала, самостоятельно изучила английский, а потом
  итальянский языки, в ней рано проявился поэтический талант, первые стихи она
  написала под влиянием произведений ее любимых поэтов - Шиллера, Байрона,
  Жуковского и Пушкина.
   Ростопчина росла под воздействием, с одной стороны, светского дома
  Пашковых, с постоянными балами, с обществом, вся жизнь которого определялась
  условностями, блестящей, но пустой суетой, - это была среда деда и бабки. С
  другой стороны, она общалась с людьми, у которых преобладали духовные
  интересы: ее дядя Н. В. Сушков, близкий знакомый П. А. Вяземского, А. С.
  Грибоедова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина и многих других поэтов и
  писателей того времени был довольно известным поэтом; причастны к литературе
  были и другие члены семьи Сушковых; среди посетителей дома Пашковых были и
  известные литераторы, особое внимание на юную поэтессу обратил П. А.
  Вяземский, одно из ее стихотворений он без ее согласия послал в 1831 году в
  альманах "Северные цветы", где оно и было напечатано. Светская родня нашла,
  что благородной барышне неприлично заниматься сочинительством, и ей было
  категорически запрещено впредь что-либо печатать.
   В 1827 году весной на народном гулянье под Новинским Ростопчина впервые
  увидела А. С. Пушкина; в следующем году, когда ее, семнадцатилетнюю, начали
  вывозить в свет, она познакомилась с Пушкиным на балу у московского
  генерал-губернатора. "Пушкин так заинтересовался пылкими и восторженными
  излияниями юной собеседницы, что провел с нею большую часть вечера", -
  вспоминает современник. Эти два эпизода Ростопчина описала в стихотворении
  "Две встречи".
   В 1833 году Евдокия Петровна вышла замуж за графа А. Ф. Ростопчина.
  Теперь ей уже не нужно было скрывать свои литературные занятия, она начинает
  широко печататься. Литературный салон Ростопчиной в Петербурге посещают
  Пушкин, Жуковский, Вяземский, Гоголь; ее музыкальные вечера привлекают
  Глинку, Листа, Полину Виардо. Позднее переходит в дружбу детское знакомство
  Ростопчиной с Лермонтовым, который посвятил ей стихотворение:
  
   Я верю: под одной звездою
   Мы с вами были рождены;
   Мы шли дорогою одною,
   Нас обманули те же сны.
  
   Сохранились свидетельства, что Пушкин с одобрением отзывался о стихах
  Ростопчиной, что он "ценил" их, говорил, что "пишет она хорошо"; в
  издаваемом им журнале "Современник" было напечатано ее стихотворение
  "Эльбрус и я". В стихотворении "Памяти Пушкина" (1852 г.) она говорит о том,
  какое большое значение имело для нее одобрение Пушкина:
  
   Он, наш кумир, он, слава русской славы;
   Благословлял на дальний путь меня...
   Песнь женская была ему забавой,
   Как новизна... О! не забуду я,
   Что _Пушкина_ улыбкой вдохновенной
   Был награжден мой простодушный стих...
  
   Поэтический талант Ростопчиной крепнет. В 1836 году П. А. Вяземекий
  пишет А. И. Тургеневу, посылая ему ее стихотворение "Последний цветок":
  "Каковы стихи? Ты думаешь Бенедиктова? Могли бы быть Жуковского, Пушкина,
  Боратынского; уж верно не отказались бы они от них... Какое глубокое
  чувство, какая простота и сила в выражении и, между тем, сколько женского!"
   Известность и популярность Ростопчиной отмечает и Белинский, "ее
  прекрасные стихотворения", пишет он в статье 1841 году, "известны каждому
  образованному и неутомимому читателю русских периодических изданий". Говоря
  о "поэтической прелести" ее стихотворений и ее "высоком таланте", он
  характеризует поэзию Ростопчиной так: "Отличительные черты музы графини
  Ростопчиной - рефлексия и светскость. Можно сказать, что это муза
  рассуждающая и светская". Правда, потом он добавляет, что "муза графини
  Ростопчиной не чужда поэтических вдохновений, дышащих не одним умом, но и
  глубоким чувством".
   В 1839 году Ростопчина выпустила книгу прозы: "Очерки большого света",
  включавшую в себя две повести "Чины и деньги" и "Поединок". В 1841 году она
  издает сборник стихотворений. Отзывы критики были в основном положительны,
  хотя и указывалось на недостаточную глубину содержания многих стихов,
  наличие прозаизмов и некоторую шероховатость.
   И в прозе, и в стихах Ростопчина не обходит социальных и политических
  вопросов. В повести "Чины и деньги" она показывает, как имущественное и
  социальное неравенство двух любящих друг друга людей лишают их возможности
  быть счастливыми. В стихотворении "К страдальцам-изгнанникам", посвященном
  декабристам, она, воспевает их подвиг; выражает надежду, что осуществятся их
  замыслы:
  
   ...вам и нам настанет час блаженный
   Паденья варварства, деспотства и царей...
  
   В 1845 году она напечатала стихотворение "Несильный брак" в котором
  осуждала политику царского самодержавия по отношению к Польше. Это
  стихотворение вызвало гнев Николая I. Ростопчина была выслана из Петербурга.
  Она поселилась в Москве.
   В Москве Ростопчина сближается со славянофилами, деятельно сотрудничает
  в журнале "Москвитянин", ее московский литературный салон посещают М. П.
  Погодин, А. Н. Островский, А. С. Хомяков, Н. Ф. Павлов, М. С. Щепкин и
  другие. В 1856 году она написала комедию "Возврат Чацкого в Москву, или
  Встреча знакомых лиц после двадцатипятилетней разлуки". В ней мы встречаем
  героев грибоедовской комедии: Чацкого, Фамусова и других; Софья Павловна
  вышла замуж за Скалозуба, который теперь занимает пост военного губернатора,
  Молчалин дослужился до чина действительного статского советника, Загорецкий
  на откупах, на аферах, ростовщичестве разбогател и стал миллионером. В доме
  Фамусова Чацкий вновь попадает в круг, как он сам говорит, "личностей
  ходульных", "подлых негодяев", "завистливых, несправедливых, злых,
  карикатурных и смешных". Однако Княгиня (в которой Ростопчина изобразила в
  какой-то степени себя) возражает ему, что это не вся Москва, что .есть иные
  люди - просвещенные, почтенные,
  
   Сотнями таких я отыщу!
   Друзей меж ними я считаю,
   Вы их узнаете - полюбите!
  
   Ростопчина чутко уловила приход новых общественных деятелей, вступление
  на общественную арену демократов-разночинцев, но осталась чужда их идеям.
   В конце 1856 - начале 1857 года в Москву возвращаются освобожденные по
  амнистии декабристы. Москва с восторгом принимает и чествует их. Для
  Ростопчиной встреча с декабристами была и встречей с юностью. Посетив С. Г.
  Волконского, она читает ему и другим декабристам "Возврат Чацкого",
  вспоминает свое старое стихотворение, написанное, когда сочувствие
  декабристам считалось в глазах правительства преступлением:
  
   Но ваш терновый путь, ваш жребий лучше счастья
   И стоит всех даров изменчивой судьбы!..
   Удел ваш - не позор, а слава, уваженье,
   Благословения правдивых сограждан...
  
   Это было также и воспоминание о Пушкине и пушкинском времени...
   Ростопчина умерла в 1858 году после тяжелой болезни. До последних дней
  она работала; последним ее литературным произведением были воспоминания о М.
  Ю. Лермонтове, в которых она сопоставила его творчество и его судьбу с
  пушкинской.

Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru