Ронсар Пьер Де
Пьер де Ронсар: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Ронсар Пьер, де [Pierre de Ronsard, 1524--1585] -- французский поэт. Р. в семье военачальника и придворного. Ранние годы провел в родовом замке в провинции Вандомуа, с 1536 состоял пажом при сыновьях Франциска I, сопровождал Якова V в Шотландию, в свите французских дипломатов посетил ряд европейских стран, имел все основания сделать блестящую придворную карьеру, но неожиданная глухота преградила ему путь. В угоду отцу Р. принял монашеский сан и вместе с тем горячо отдался научным занятиям; начались годы упорного изучения античности. В 1546 Р. встретил при дворе Кассандру Сальвиати, девушку из знатной флорентинской семьи; любовь Р. к Кассандре, напоминающая культ Лауры у Петрарки, явилась темой множества его лирических стихотворений.
   В 1550 Р. дебютировал сборником стихотворений -- "Quatre premiers livres des odes de P. de Ronsard Vandômois ensemble son Bocage" (Первые четыре книги од и Рощица), несущих на себе печать увлечения Р. античностью. Р. сразу же приобрел громкую известность. Годы 1552--1556 были самыми плодотворными в жизни поэта; в 1552 вышла его книга сонетов "Les amours de P. de Ronsard Vandômoys" (вместе с 5-й книгой "Од"). Его "Livret de Folastries" [1553] являются данью распущенности нравов, царившей в то время. Второй том "Bocage" и "Meslanges", вышедшие в 1554, носят отпечаток влияния Анакреонта, только что "открытого" Анри Этьенном [1554]. В 1555 появились "Continuation des Amours" и первая книга "Hymnes", в 1556 -- вторая книга "Hymnes" и "Nouvelle continuation des Amours". Обе книги гимнов окрашены влиягием Каллимаха, Аполлония Родосского, Валерия Флака и Вергилия, -- в этих книгах лирика уступает место полуэпической повествовательной поэзии. Стихи двух других вышеназванных книг Р., в центре к-рых стоит любовь поэта к крестьянской девушке Марии, отмечены большей простотой, нежностью и задушевностью. В 1554, на традиционном конкурсе поэтов в Тулузской академии "Jeux Floraux" Р. получил первый приз. Слава его быстро возрастала, а вместе с нею приходили и жизненные блага. Начиная с 1553 Р. получил ряд бенефиций. К концу царствования Генриха II был назначен королевским священником -- aumônier (почетное звание, не связанное с исполнением каких-либо духовных обязанностей). Тем не менее Ронсар сохранил редкую независимость в суждениях; ему случалось даже поучать короля в своих стихах. Он высказывался против междоусобий, против войн, нарушающих мирную жизнь страны, но в то же время приветствовал войну, если она ведется ради возвеличения Франции. Когда в конце 1550-х гг. окончательно назрел конфликт между католиками и гугенотами, Р. решительно стал на сторону первых. Однако он считал, что с протестантами необходимо бороться словом, книгой. Вскоре последовало несколько его "Discours" ("Discours des Misères de ce temps" и др.), направленных против гугенотов. Но даже в самом пылу распри Р. все же утверждал, что и среди протестантов встречаются люди, достойные уважения, -- мысль, достаточно смелая для той нетерпимой эпохи. Из его многочисленных полемических сочинений замечательны "Responce... aux injures et calomnies de je ne sçay quels Prêdicans et Ministres de Genève" (в стихах, 1563), а также вышедшая в том же году "Epitre par laquelle l'auteur répond succinctement à ses calomniateurs" (в прозе). Памфлеты эти, замечательные своим размахом, красноречием, смелой искренностью дают богатый автобиографический материал и целую галлерею портретов современников. Начиная с 1560 творчество Р. ослабевает; из крупных сочинений этого периода следует отметить: "Recueil des Nouvelles, Poésies, Trois livres" [1563--1564], "Poèmes" [1569], "Franciade" [1572], ряд мифологических сборников и множество стихотворений на случай. "Франсиада", героическая эпопея в духе великих античных классиков, должна была, по замыслу Р., не только увенчать все его творчество, но и явиться произведением, венчающим французскую лит-ру вообще. В действительности же "Франсиада" явилась самым крупным провалом Р., хотя современники Р. еще по инерции восторгались созданием "божественного Р.". Искусственность замысла, безжизненность, робкое подражание Гомеру и Вергилию убили поэму. В 1578 вышли в свет две книги "Sonnets pour Hélène", в к-рых Р. вновь обращается к любовной лирике. Сонеты названной книги носят еще более задушевный, интимный характер, чем прежние. Последние годы жизни Р. провел в деревне, лишь изредка наезжая в Париж.
   Значение Р. для французской лит-ры огромно. Ясно осознанные им новаторские принципы выдвинули его во главу "Плеяды" (см. "Французская литература"), а личный талант поставил Р. на одно из первых мест в ряду французских лирических поэтов. Образование для поэта он считал необходимым условием и призывал руководствоваться как идеалом античностью. Однако он никогда не стремился к отказу от национальной самобытности -- французский язык, французская культура были целью его работы. Он увлекался новшествами в области орфографии и словообразования, широко пользовался отсутствием твердо установленных грамматических правил, считая, что поэту дано право на вольности. Он внес во французское стихосложение необычайное богатство и разнообразие рифм, строфики, метрики; широко пользовался enjambement, аллитерацией, смело употреблял размеры с нечетным числом слогов (9, 11); большой заслугой его является воскрешение александрийского стиха, забытого со времен средневековья и ставшего впоследствии в продолжение двух столетий основным метром "ложноклассической" поэзии. При этом Р. замечательный стилист; образы его богаты, сочны, эпитеты точны и свежи, эмоциональная сторона его поэзии чрезвычайно разнообразна. Р. -- крупнейший поэт французского Ренессанса.
   Слава Р., распространившаяся и укрепившаяся на редкость быстро, столь же быстро закатилась -- с тем однако, чтобы вновь засиять через два с лишним столетия. Первый деятель классицизма, Малерб, занявшись упорядочением, унификацией французского языка, резко осудил новаторские приемы Р. и его анархическую поэтику. С неменьшим презрением к Р. относился и Буало (см.). Романтики восстановили несправедливо поруганное и даже затем забытое имя Р., и в продолжение всего XIX и XX вв. творчество его оказывает неослабное влияние на французскую поэзию.

Библиография:

   I. 1-е прижизн. изд., 4 vv., P., 1560; Лучшие изд.: под ред. Marty-Laveaux, 6 vv., 1887--1893; Œuvres complètes, éd. crit. avec introd. et commentaire p. Laumonier, t. 1--3, P., Hachette, 1914--1921; Nouv. éd., rev. augm. et annotée p. P. Laumomer, 8 vv., P., Lemerre, 1914--1919; Ронсар, перевод С. В. Шервинского, изд. Гос. академии художественных наук, М., 1926.
   II. Sainte-Beuve C., Tableau de la poésie au XVI siècle, 1828; Faguet E., XVI-e siècle, 1894; Mellerio, Lexique de Ronsard, 1895; Binet C., La vie de P. de Ronsard, éd. crit. p. P. Laumonier, 1910; Longnon H., P. de Ronsard, 1912; Jusserand J. J., Ronsard, 1913; Nolhac P., de, Ronsard et l'humanisme, 1921; Franchet H., Le poète et son Zuvre d'après Ronsard, 1923, Laumonier P., Ronsard, poète lyrique, 2-e éd., 1923; Champion P., Ronsard et son temps, 1925; Raymond M., L'influence de Ronsard sur la poésie française, 2 vv., 1927; Шервинский С. В., Ронсар в наши дни, "Искусство", 1924,  2; Его же, Пьер де Ронсар, вступ. ст. к указанному выше русскому переводу.
   III. Laumonier P., Tableau chronologique des œuvres de Ronsard, 2-e ed, 1911, Raymond M., Bibliographie critique de Ronsard en France (1550--1585), 1927; Ricci S., de, Catalogue of a unique collection of early editions of Ronsard, L., 1927.

Е. Гунст

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 10. -- [М.: Худож. лит., 1937]. -- Стб. 47--50.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/lea/lea-0472.htm
   

II.

   Ронсар (Ronsard), Пьер де [11.IX.1524, замок Ла-Поссоньер, Вандомуа (ныне деп. Луар и Шер), -- 27.XII.1585, аббатство Сен-Ком, Турень (ныне деп. Эндр и Луара)] -- франц. поэт, глава "Плеяды". Род. в семье небогатого дворянина. В 1547 вместе с Ж. А. де Баифом Р. поступил в коллеж Кокере (Париж), руководство к-рым взял на себя филолог и поэт Ж. Дора. Там к ним присоединились Ж. Дю Белле, Н. Денизо, Д. Ламбен и др. Так формировалось ядро будущей "Плеяды".
   В 1550 Р. опубл. первые 4 кн. "Од" ("Odes"), дополненные в 1552 5-й книгой; он провозглашал мысль о высоком назначении лит-ры в обществе, разрабатывал учение о поэтич. вдохновении, не исключающем напряженного творч. труда поэта. Стремясь к поэтич. реформе, обоснованной Ж. Дю Белле в манифесте "Защита и прославление французского языка" (1549), Р. широко использовал в одах опыт антич. лит-ры (Пиндар, Гораций). Гражданств., патриотич. тема решается здесь в лирич. плане -- в небольших одах свободной строфики, навеянных подчас фольклором. Поэт воспевает радости бытия. Его философ. идеал -- умеренность, "золотая середина". Книга Р. сразу же определила его первое место среди молодых франц. поэтов.
   Сб. сонетов и песен "Любовные стихи" ("Amours", 1552--53) написан в подражание модной петраркистской лирике. Но в стихах Р. сквозь условности петраркизма прорывается подлинное чувство. Влияние петраркизма преодолено в двух сонетных циклах, посв. простой крест. девушке Марии Дюпен, -- "Продолжение любовных стихов" ("Continuation des Amours", 1555) и "Новое продолжение любовных стихов" ("Nouvelle continuation des Amours", 1556). Здесь Р. полностью овладевает "прекрасным низким стилем, доходчивым и очаровательным", приходит к естественности и простоте. В этих книгах можно, правда, обнаружить влияние Катулла и анакреонтиков, но в еще большей мере -- влияние нац. традиций, в т. ч. К. Маро. Влияние Маро особенно сильно в "Книжке шалостей" ("Livret de Folastries", 1553) и в сборнике "Рощица" ("Boccage", 1554), остроумных, жизнерадостных и озорных.
   Философ. увлечения Р. отразились в "Гимнах" ("Hymnes", 1555--56), где поэт размышляет о жизни и смерти, об изменчивости человеческой судьбы, о нравственном долге. В этом цикле появляются религ. мотивы, получающие развитие в политич. стихотворениях "Рассуждения о бедствиях этого времени" ("Discours des misères de ce temps", 1560--62), "Предостережение французскому народу" ("Remontrance au peuple de France", 1563), "Ответ Пьера де Ронсара на оскорбления и поклепы" ("Réponse de Pierre de Ronsard aux injures et calomnies", 1563) и др. Р. обрушивается с резкой критикой на гугенотов, повергающих, по его мнению, страну в состояние анархии, и призывает к мирному решению споров и к веротерпимости. В дальнейшем Р. отошел от политич. проблематики. Он создает новые сб-ки, в т. ч. "Элегии" ("Elégies", 1565) и "Стихи" ("Poèmes", 1560--69), а также мадригалы, эпитафии и т. п., переиздает старые книги. Свои теоретич. взгляды Р. подытожил в "Кратком изложении поэтического искусства" ("Abregé de l'art poétique français", 1565). В эти годы Р. стал первым поэтом двора, "принцем поэтов", хотя в его стихах усилились жалобы на тяжесть королевской службы. Подсказанный ему Генрихом II и одобренный Карлом IX замысел грандиозной эпич. поэмы в духе античных эпопей "Франсиада" ("Franciade", 1572) -- о предках совр. правителей Франции остался незавершенным (написаны 4 песни).
   Наиболее значит. поздним соч. Р. был цикл "Сонеты к Елене" ("Sonnets pour Hélène", 1578), где стремление к классицистич. ясности и уравновешенности сочетается с нек-рой манерностью, пристрастием к контрастным образам.
   В творчестве Р. нашли место почти все лирич. и эпич. жанры того времени -- от героич. эпопеи и высокой лирики до лирики глубоко личной, интимной. Все развитие франц. поэзии 2-й пол. 16 в. прошло под воздействием Р. Он повлиял также на англ. поэтов Ф. Сиднея и Э. Спенсера, на голландца Й. Вондела, на поляка Я. Кохановского и др. После выступления Ф. Малерба влияние Р. резко упало. Он был оценен вновь лишь благодаря деятельности Ш. О. Сент-Бёва и др. романтиков (напр., В. Гюго). Значит. вклад в изучение его творчества внесли П. Бланшемен, Ш. Марти-Лаво (2-я пол. 19 в.) и др. В России Р. стал известен в 18 в. (М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский), но переводили его мало. Наиболее значительны переводы сов. поэтов С. В. Шервинского, В. В. Левика.
   Соч.: Œuvres complètes, éd. P. Laumonier, t. 1--17, P., 1914--60 (изд. продолжается); Œuvres complètes, éd. H. Vaganay, v. 1--7, P., 1923--24; Œuvres complètes, éd. G. Cohen, [v. 1--2, 3 éd., P., 1958]; в рус. пер. -- Ронсар. Пер. С. В. Шервинского, М., 1926; Лирика. Пер. В. Левика, М., 1963; Дю Белле и Ронсар, Стихи. Пер. с франц., вступ. ст. и комментарии В. Левика, М., 1969.
   Лит.: История франц. лит-ры, т. 1, М. -- Л., 1946; Михайлов А. Д., Осн. этапы творч. эволюции Ронсара, "Изв. АН СССР. ОЛЯ", 1962, в. 6; Гуковская З., Пьер Ронсар, в кн.: Писатели Франции, М., 1964; Шишмарев В. Ф., Избр. статьи. Франц. лит-ра, М. -- Л., 1965; Perdrizet P., Ronsard et la réforme, P., 1902; Laumonier P., Ronsard, poète lyrique, P., 1909, 3 éd., P., 1932; Binet Cl., La vie de P. Ronsard (1586), éd. P. Laumonier, P., 1910; Longnon H., P. de Ronsard, essai de biographie, P., 1912; Cohen G., Ronsard, sa vie et son œuvre, P., 1924, 4 éd., [P., 1956]; Champion P., Ronsard et son temps, P., 1925; Raymond M., L'influence de Ronsard sur la poésie française, t. 1--2, P., 1927, 2 éd., Gen., 1965; Vianey J., Les odes de Ronsard, P., 1932; Silver I., The Pindaric odes of Ronsard, P., 1937; Chamard H., Histoire de la Pléiade, v. 1--4, P., 1939--40; 2 éd., [P.], 1961--1963; Lebègue R., Ronsard, l'homme et l'œuvre, P., [1950]; [3 ed.], P., 1961; Desonay F., Ronsard, poète de l'amour, livres 1--3, Brux., 1952--59; Weber H., La création poétique au XVI siècle en France, P., 1956; Gadoffre G., Ronsard par lui-même, P., 1964; Terreaux L., Ronsard, Gen., 1968 (библ. с. 701--717).
   Библиографические издания: Laumonier P., Tableau chronologique des œuvres de Ronsard, P., 1911; Raymond M., Bibliographie critique de Ronsard en France, P., 1927; Thibault G., Perceau L., Bibliographie des poésies de P. de Ronsard mises en musique au XVI siècle, P., 1941.

А. Д. Михайлов.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 6: Присказка -- "Советская Россия". -- 1971. -- С. 393--395.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke6/ke6-3932.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru