Рони-Старший Жозеф Анри
Жорж Рони. В сетях жизни. Роман. С критическим очерком Ю. И. Айхенвальда

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Жоржъ Рони. Въ сѣтяхъ жизни. Романъ. Съ критическимъ очеркомъ Ю. И. Айхенвальда. Перев. съ франц. В. Мадахіевой-Мировичъ. Москва. 1911. 1 р. 50 к.
   Романъ Рони, выпущенный на русскомъ языкѣ съ предисловіемъ г. Айхенвальда,-- романъ философскій. Его тема -- о недостаткахъ существующаго соціальнаго строя, во-первыхъ, и о женской любви, во-вторыхъ. А, впрочемъ, правильнѣе сказать, вѣроятно: о любви -- во-первыхъ и о соціальномъ строѣ, во-вторыхъ.
   У героя французскаго писателя вся жизнь сосредоточилась на женской любви. Такъ какъ онъ милліонеръ, то купить любви онъ можетъ, сколько хочетъ. Но герой Рони не покупатель любви. По мысли автора, намъ должно видѣть передъ собой цѣломудреннаго человѣка, съ утонченными душевными запросами; кстати, онъ не только богачъ, но еще и научный дѣятель. Ему отвратительна продажная любовь, и онъ смотритъ на женщинъ, расцѣнивая ихъ неизмѣнно въ качествѣ жены-товарища, желающаго того же, что и онъ, и идущаго къ тѣмъ же идеалистическимъ цѣлямъ, что и онъ. Ему нужна любовь высокаго достоинства, онъ хочетъ семьи. Эта жажда на столько велика, что всѣ остальные интересы Дерива поглощается мыслью объ искомой чистой любви; для него все -- въ ожиданіи ея; все, что онъ думаетъ или дѣлаетъ,-- все въ интересахъ этой грядущей любви. Но логическое послѣдствіе такого идеалистическаго настроенія у героя французскаго романиста -- въ томъ, что у него всякая мысль связана съ мыслью о женскихъ бедрахъ (У Рони это выходитъ очень серьезно).
   Въ поискахъ высокой любви герой наталкивается на искательницу приключеній, которой нужны туалеты, нужны милліоны идеалиста. Угадывая въ немъ человѣка, ищущаго высокой любви, она надѣваетъ соотвѣтствующую личину и успѣваетъ въ задуманномъ завоеваніи идеалиста-милліонера. При этомъ она безъ всякой надобности отравляетъ трехъ человѣкъ.
   Въ концѣ романа изображается крахъ, постигшій обоихъ героевъ. Отравленіе раскрывается; героиня попадаетъ подъ судъ съ призракомъ гильотины; подъ судъ же попадаетъ и герой, заподозрѣнный въ соучастіи. Онъ, однако, выходитъ изъ суда оправданнымъ. Только жизнь его окончательно отравлена въ идеалистическихъ порывахъ.
   Логическій выводъ изъ романа различенъ у читателя и у автора. Для читателя ясно, что оба -- и герой и героиня -- напрасно дѣлали то, что дѣлали. Она напрасно отравила троихъ, а онъ напрасно, ища высокой любви и семьи, прежде всего подвергалъ изслѣдованію у встрѣчныхъ женщинъ бедра.
   Для автора выводъ совершенно иной. Онъ громитъ современную цивилизацію за то, что она открываетъ широкую дорогу гнуснымъ проявленіямъ души у милліонеровъ, а чистымъ -- ставитъ тяжелыя препятствія.
   
   Дерикъ погибъ, несмотря на крѣпость изъ своихъ милліоновъ, за которую онъ спрятался отъ жизни.
   Погибъ оттого, что повѣрилъ въ химеру любви и безкорыстія, давно исчезнувшую изъ обихода машины.

"Русское Богатство", No 11, 1911

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru