РОНИ, братья, Жозеф Анри Оноре Бёкс [Joseph Henri Honoré Boëx, 1856--] и Серафен Жюстен Франсуа Бёкс [Séraphin Justin François Boëx, 1859--] -- французские беллетристы, последователи Гонкуров, подобно им часто писавшие свои произведения сообща под общим псевдонимом Ж. А. Рони (J. H. Rosny). Рони являются виднейшими представителями неонатуралистического романа во Франции. В 1896, по завещанию Эдмона Гонкура, оба брата стали членами созданной им Академии Гонкуров, в к-рой Р.-старший занял затем место президента и играл роль идеологического руководителя целого лит-ого направления.
Р. мыслят роман как научное изучение изображаемых ими типов, характеров и явлений. Будучи по преимуществу социальными бытописателями, они в то же время избегают всякой социальной заостренности и пафоса классовой борьбы. В ряде интересных романов, как-то: "Le Bilatéral" [1887], "Les âmes perdues" [1899], La vague rouge" [1910], они подходят к проблеме социализма. Но каждый раз, не вскрывая классовой сущности общества, они выводами своими прежде всего взывают к состраданию и доброте читателя, а не призывают его бороться против социальной несправедливости.
Как и Гонкуров, стремление изучить и документировать свои этюды приводит Р. к социальным "низам", где резче и стихийнее проявляются чувства. Но они ищут здесь лишь сюжета и материала.
Первое печатное произведение Р.-старшего -- "Nell Horn" (Нелль Хорн, 1886), роман из нравов лондонских бедняков, сразу определивший социально-"аполитичный" облик его. Он навсегда остался писателем для читающей буржуазии. На нее же рассчитаны и его романы, описывающие быт и нравы парижского лит-ого мира, напр. "Marc Fane" (Марк Фан, 1888), "Les Corneilles" (Корнели, 1888), "Le termite" (Термит, 1890).
В своих романах из времен каменного века Р. нашли вполне оригинальную сферу романа, тематика к-рого, социально-бытовая по сути обогащена всеми возможностями, к-рые давала воображению художника доисторическая эпоха. В этой области они дают своего рода шедевры. Уже в первых опытах этого рода ("Les Xipéauz", 1887, "Vamireh", 1892) они сумели дать увлекательную гипотетическую реконструкцию доисторического быта и нравов. В них и в последующих (как "La guerre du feu", 1911, "L'êtonnant voyage de Hareton Ironcastle", 1922) они мастерски изображают стихии природы, гигантских животных и примитивные человеческие существа, в к-рых однако ощущаются зачатки всех свойств и инстинктов, нашедших свое развитие и в последующие эпохи. Ища разрешения своих социально-философских проблем в людях каменного века, Р. задают себе вопрос, должно ли вечно длиться господство человека над миром, и, пытаясь удержаться на научной почве, приходят в этом космическом плане к отрицательному ответу ("La mort de la terre", 1912).
Преемники Гонкуров, Р. родственны им и импрессионистическим стилем. Они подчас злоупотребляют красочностью и богатством своего словаря: их произведения нередко загромождены образами и перенасыщены красками. Однако, хотя Р. и заслужили упреки в отсутствии меры, все же язык их отличается своеобразием и силой. Им удалось обогатить лит-ую речь научной терминологией, подчинив ее своим художественным целям.
Библиография:
I. В русском перев.: Нелли Горн из армии спасения. Роман, СПБ, 1885; До потопа. Роман из жизни первобытных людей, СПБ, 1892; То же, под загл.: Вамирех. Повесть из первобытных времен, СПБ, 1901 (и нов. изд., М., 1922); Золотой телец, Героическая поэма, СПБ, 1899; Под гнетом жизни, Соц. роман, СПБ, 1908; Марта Баракэн, СПБ, 1910; Борьба за огонь, Доисторический роман, СПБ, 1911 (и др.: Гиз, М., 1920; М., 1924; М. -- Л., 1927); Гибель земли, СПБ, 1912; Власть улицы. Роман, М., 1914 (и др.: М., 1918; М., 1919; М., 1922); Красный вал. Роман, Л., 1924 (тоже: Красная волна, М., 1925); Удивительное приключение Чартона Айронкестля, Л., 1924; Улица. Роман, Л., 1924; Хищник-гигант, П., 1924; Шквалы. Роман, Л., 1925; Клэр Тэссель. Женщина-адвокат. Роман, Л., 1926; Последняя защита. Роман, М. -- Л., 1926; Красный прибой. Рассказ, М., 1926; Карьера молодой девушки. Роман, М., 1927; После кораблекрушения. Рассказы, Л., 1927; Деловая женщина. Роман, М., 1928.
II. France A., La vie littéraire, III, 1891; Byvanck G., J. H. Rosny, "De Gids", 1893, I, p. 329--348; Moog J., Un disciple de Zola, "La Nouvelle Revue", 1893, 82, p. 554--571; Lee V., Rosny and the analytical novel in French, "Cosmopolis", 1897, VII, p. 674--691; Doumic R., Les jeunes, 1896; Rodenbach G., L'Elite, 1897; Casella G., J. H. Rosny, 1907; Gourmont R., de, Promenades littéraires, IV, 1912; Sageret J., Le révolution psychologique et la science: J. H. Rosny ainé, 1924; Батюшков Ф., Борцы добра (О романах Рони), в книге автора "Критические очерки и заметки о современнике", ч. 2, СПБ, 1902; Пуэнсо М., Основатели социальной школы в литературе, СПБ, 1908.
И. Тюлин
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939.
Т. 10. -- [М.: Худож. лит., 1937]. -- Стб. 45--47.
РОНИ́[Rosny; псевд.; наст. имена -- Жозеф Анри Бёкс (Воех; 17.II.1856, Брюссель, -- 15.II.1940, Париж) и Серафен Жюстен Франсуа Бёкс (21.VII.1859, Брюссель, -- 15.VI.1948, Плубазланек, деп. Кот-дю-Нор)], братья, -- франц. писатели. До 1909 писали совместно, затем и отдельно, подписываясь: Рони старший (Rosny aîné) и Рони младший (Rosny jeune). Уроженцы Бельгии, бр. Р. обосновались во Франции и примкнули к натуралистич. школе, испытав влияние Э. Золя. В 1887 Р. старший был в числе пяти молодых писателей, выступивших против "крайностей натурализма" в связи с романом Золя "Земля", за более свободные формы романа и углубление психологич. анализа. Вместе с тем бр. Р. остаются на позициях социального романа. В романах бр. Р., написанных совместно (их наследие достигает 100 томов), отражены острые социальные противоречия современности: нравы трущоб и улиц в романе "Нелл Горн из Армии спасения" ("Nell Horn, de l'Armée du Salut", 1886, рус. пер. 1888); трагич. участь крестьян в романе "Жертва" ("L'immolation", 1887); нравы лит. богемы в романе "Термит" ("Le Termite", 1890); быт и социальный опыт врачей в романах "Неукрощенная" ("L'indomptée", 1895), "Под гнетом" ("Sous le fardeau", 1906, рус. пер. 1908), "Шквалы" ("Les rafales", 1912, рус. пер. 1925).
Особый интерес представляет обращение бр. Р. к теме классовой борьбы пролетариата, к изображению жизни и быта социалистов: "Двусторонний" ("Le bilatéral", 1887), "Повелительная доброта" ("L'impérieuse bonté", 1894), "Потерянные души" ("Les âmes perdues", 1899). Однако попытки серьезно разобраться в проблемах франц. социалистич. движения, понимание нравств. величия революционеров противоречиво уживаются в романах Р. с реформистской теорией мирного прогресса. Наибольшей популярностью пользуются романы и повести бр. Р., посвященные жизни первобытного человека: "Вамирех" ("Vamireh", 1892, рус. пер. 1959), "Хищник-гигант" ("Le Félin-géant", 1920, рус. пер. 1924). Написанные с учетом данных науки о предыстории человечества, они проникнуты гуманизмом. Р. старшему принадлежат романы "Власть улицы" ("Dans les rues", рус. пер. 1914), "Марта Баракен" ("Marthe Baraquin", 1909, рус. пер. 1910), "Красная волна" ("La vague rouge", 1910, рус. пер. 1925), "Карьера молодой девушки" ("Une jeune fille à la page", 1926, рус. пер. 1927), "Деловая женщина" ("La fille d'affaires", 1925, рус. пер. 1928); "Борьба за огонь" ("La guerre du feu", 1911, рус. пер. 1911, 1928, 1966). Р. младший -- автор романов "В сетях жизни" ("L'affaire Dérivé", 1909, рус. пер. 1911), "Клэр Тэссель, женщина-адвокат" ("Claire Técel, avocat à la cour", 1924, рус. пер. 1926) и др.
Лит.: Белоруссов, Социальная борьба во Франции и ее лит. отражения, "Вестник Европы", 1910, кн. 4; Пуэнсо М., Братья Рони: корифеи социального романа во Франции, в его кн.: Основатели социальной школы в лит-ре, СПБ, 1908; Болотников В., Западные силуэты. Ж. Рони -- философ и романист, "Запад", 1922, в. 6; Луначарский А. В., Очерки франц. лит-ры. Роман из рабочей жизни, Собр. соч., т. 5, М., 1965; История франц. лит-ры, т. 3, М., 1959; Sageret J., La révolution philosophique et la science J.-H. Rosny aîné, P., 1924.
Б. Л. Раскин.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 6: Присказка -- "Советская Россия". -- 1971. -- С. 393.