Рок Рюрик Юрьевич
Ничевоки

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Ничевоки и окрестности: Собрание текстов и материалов. T. IV. Сеанс окончен: Документы и материалы
   Б. м.: Salamandra P.V.V., 2021.-- (Библиотека авангарда).
   

Р. Рок

НИЧЕВОКИ

   В апреле 1917 года на докладе тов. Рока о футуризме в литературном обществе "Зеленое Кольцо" (Ростов н/Д) говорилось им об идее уничтожения искусства, позже положенном в основу ничевочества.
   Через год появился ряд литературных произведений посвященных этой идее.
   Желая наиболее полнее формулировать и популяризировать идею отрицания искусства, идеологи отрицания не делали открытых выступлений.
   Рассказ Теффи "Ничевоки" дает название новому течению.
   В 1919 году в Москве встреча: Е. Николаевой, Б. Земенкова, Р. Рока и А. Ранова. Здесь обнаруживается единство точек зрения и устремлений. Ведется подпольная изыскательная работа и переговоры об организации единой группы. Чисто формальные причины (термин группы -- ничевоки) мешают официальному объединению. Независимо от этого, работа в индивидуальном порядке продолжается.
   В начале 1920 г. группа, оставаясь идеологически близкой, распыляется: Земенков становится экспрессионистом; Николаева и Ранов вне группировок, Рок уезжает в Ростов.
   Засилье ряда поэтических группировок и общий раскол литературного фронта заставляет Ранова взять на себя инициативу и выпустить сборник "Вам", ценою которого произносится слово "ничевоки" в литературе. В Москве присоединяется С. Садиков. В Ростове, где 30 августа 1920 года публикуется в виде оконного плаката первый декрет о поэзии, примыкают О. Эрберг, Д. Уманский, В. Филов.
   Работа в 1921 году переносится в Москву. Присоединяется Б. Земенков. За 1921 год сделано более 30-ти групповых выступлений и вечеров. Их заданья: ознакомленье с идеей ничевочества и агитация по дискредитированью искусства. Последнее в Ростове, Москве, Харькове и др. городах создало ложную славу ничевокам, как хулиганствующей молодежи.
   НЭП приводит своего потребителя, перед которым устная пропаганда бесполезна. Выступления прекращаются и силы перебрасываются на фронт печати. Выпускается "Собачий Ящик" -- сборник декретов и приказов Творческого Бюро Ничевоков, определяющий общие позиции. Кроме того ведется внутренняя работа по оформлению к печати ряда книг теоретического, литературнаго и художественного характера.
   

Два тезиса из программы Ничевоков.

   1. Уничтожение искусства, как эстетических форм в абстракции и перенесение искусства в общежитие.
   2. Уничтожение предыдущего нам искусства дискредитированием его.
   Средства: пародия, гротеск, издевательство, парадоксальная композиция.
   

КОММЕНТАРИИ

   Эрмитаж. 1922. No 15. Комментарии см. в т. II.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru