Въ "Revue des deux Mondes" обращаетъ на себя вниманіе блестящая статья Эдуарда Рода о послѣдней драмѣ Зудермана: "Johannes" (Іоаннъ Креститель). Родъ находитъ эту драму не только однимъ изъ лучшихъ произведеній Зудермана, но и безусловно самымъ выдающимся среди всѣхъ, написанныхъ за послѣдніе годы на тему евангельской легенды. Величавый образъ загадочнаго человѣка, о кото ромъ Іисусъ говорилъ: "Изъ рожденныхъ женами не возставалъ большій Іоанна Крестителя", и о которомъ мы знаемъ однакожъ изъ Евангелія лишь внѣшніе факты его жизни,-- въ драмѣ становится намъ понятнымъ и близкимъ. Это послѣдній представитель славнаго, ряда пророковъ народа израильскаго, возставшій въ часъ сумерекъ, наканунѣ окончательной гибели еврейской цивилизаціи. Онъ не обладаетъ ни ученостью, ни авторитетомъ своихъ грозныхъ предшественниковъ; вотъ почему онъ бѣжитъ въ пустыню; остатки вѣрованій и традицій, отголоски героическаго прошлаго еврейскаго народа, смутная тоска и предчувствіе близости новой эры приводятъ къ нему учениковъ. Но Іоаннъ не можетъ дать имъ свѣта, онъ самъ ищетъ его. Душа его полна сомнѣній и тревоги, онъ самъ не знаетъ, то ли онъ говорить, что надо; въ немъ нѣтъ увѣренности древнихъ пророковъ; онъ истый сынъ своего вѣка, и, какъ лучшій сынъ его, больнѣе всѣхъ переживаетъ его агонію. Единственназ свѣтлая точка въ его душѣ -- воспоминаніе о молодомъ человѣкѣ, котораго онъ крестилъ однажды въ водахъ Іордана, и о томъ, какъ, въ моментъ, когда съ неба раздался голосъ: "Сей есть сынъ мой возлюбленный, о немъ же все мое благоволѣніе!" -- сомнѣнія, терзавшія его, разсѣялись, и миръ воцарился въ душѣ его. Онъ слыхалъ, что на берегахъ Генисаретскаго озера проявился новый проповѣдникъ, который учить любить даже враговъ, окружаетъ себя бѣдными и смиренными и гонитъ прочь фарисеевъ, но онъ не знаетъ, что думать о немъ. По традиціи, онъ рисуетъ "того, кто долженъ придти", великимъ и могущественнымъ царемъ, повергнувшимъ въ прахъ своихъ враговъ и возсѣвшимъ на царство при кликахъ "Осанна!" народа израильскаго, но самъ не вѣритъ своему описанію. Сомнѣніе парализуетъ его. Вотъ онъ на ступеняхъ храма, готовый первый бросить камнемъ въ Ирода съ Иродіадой, позволившихъ себѣ явиться въ храмъ и осквернить святыню. Народъ ждетъ только сигнала, ученики шепчутъ ему: "Брось! брось камень!" Онъ уже поднялъ руку и начинаетъ: "Во имя того, кто..." -- но языкъ не повинуется ему; онъ вспоминаетъ о странномъ, непонятномъ ученіи назареянина и, противъ воли бормоча: "...кто велитъ мнѣ... любить... тебя..." -- роняетъ камень.
До послѣдней минуты сомнѣніе мучитъ Іоанна. Иродъ ввергнулъ его въ темницу, но онъ не страшится смерти; онъ презираетъ любовь красавицы Саломеи; онъ весь ушелъ въ ожиданіе возвращенія пословъ, которыхъ онъ отправилъ къ учителю спросить: "Ты-ли тотъ, который долженъ придти, или ожидать намъ другого?" На пиру, когда оскорбленная и отвергнутая Саломея, требуетъ, въ награду за свою пляску, головы Іоанна Крестителя, узника приводятъ въ залу пиршества, для потѣхи гостей. Сюда же вводятъ возвратившихся пословъ, которые передаютъ ему отвѣтъ Іисуса: "Скажите Іоанну, что слышите и видите: слѣпые прозрѣваютъ и хромые ходятъ, прокаженные очищаются и глухіе слышать; мертвые воскресаютъ и нищіе благовѣствуютъ. И блаженъ, кто не соблазнится о мнѣ!" -- Этотъ отвѣтъ разсѣялъ послѣднія сомнѣнія Іоанна; свѣтъ осіялъ его; онъ понялъ, что Іисусъ и есть ожидаемый мессія и что онъ несетъ міру новый завѣтъ и новую силу: любовь. Онъ, Іоаннъ, посланный лишь уготовать путь "тому, кто долженъ придти", не имѣлъ этой любви; онъ хотѣлъ управлять жестокостью, и потому сила его сгибла и голосъ умолкъ. Но ему не жаль себя: "Я слышу: все затрепетало кругомъ, вижу ослѣпительный, неземной свѣтъ... Поддерживаемый огненными столбами, тронъ спускается съ неба. На немъ -- князь мира въ бѣлыхъ одеждахъ. И мечъ его зовется "любовью" и боевой кличъ его "милосердіе"...
Іоаннъ, преображенный, въ экстазѣ поднимаетъ руки къ небу; послы падаютъ и его ногамъ. Смущенный Иродъ приказываетъ увести его и казнить; въ то время, какъ окровавленная голова его циркулируетъ между гостями, вдали показывается фигура Спасителя, окруженная учениками. Одна эра отошла въ вѣчность; занимается заря новой эры.