Аннотация: Песня, существующая в нескольких вариантах более известна по первой строчке стихотворения "Плещут холодные волны..."
Я. Н. Репнинский
"Варяг"
----------------------------------------------------------------------------
Песни и романсы русских поэтов.
Вступительная статья, подготовка текста и примечания В. Е. Гусева.
Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.
М.-Л., "Советский писатель", 1965
----------------------------------------------------------------------------
Биографические данные о Я. Репнинском не установлены. Высказано
предположение, что этим именем подписал свое стихотворение Яков Николаевич
Репнинский, служащий Государственного банка в Петербурге. {А. Шилов,
Неизвестные авторы известных песен, М., 1961, с. 34.}
638. "Варяг"
Плещут холодные волны,
Бьются о берег морской...
Носятся чайки над морем,
Крики их полны тоской...
Мечутся белые чайки,
Что-то встревожило их, -
Чу!.. загремели раскаты
Взрывов далеких, глухих.
Там, среди шумного моря,
Вьется Андреевский стяг, -
Бьется с неравною силой
Гордый красавец "Варяг".
Сбита высокая мачта,
БрOня пробита на нем,
Борется стойко команда
С морем, с врагом и с огнем.
Пенится Желтое море,
Волны сердито шумят;
С вражьих морских великанов
Выстрелы чаще гремят.
Реже с "Варяга" несется
Ворогу грозный ответ...
"Чайки! снесите отчизне
Русских героев привет...
Миру всему передайте,
Чайки, печальную весть:
В битве врагу мы не сдались -
Пали за русскую честь!..
Мы пред врагом не спустили
Славный Андреевский флаг,
Нет! мы взорвали "Корейца",
Нами потоплен "Варяг"!"
Видели белые чайки -
Скрылся в волнах богатырь,
Смолкли раскаты орудий,
Стихла далекая ширь...
Плещут холодные волны,
Бьются о берег морской,
Чайки на запад несутся,
Крики их полны тоской...
Февраль 1904
ПРИМЕЧАНИЯ
638. "Русь", 1904, 17 февраля (1 марта). В песенниках - с 1900-х годов
("Новейший полный песенник", СПб., 1907). Музыка Богородицкого (1904),
студента Юрьевского университета; Беневского (хор, 1904). В процессе устного
бытования мелодия подвергалась изменениям, вместо двухдольного (маршевого)
ритма установился трехдольный (вальсовый). Известность приобрели обработки
Свешникова и А. Александрова (Шилов, с. 29-30). Варианты напевов - Попова,
вып. 3, с. 133.
Попова - Т. Попова, Русское народное музыкальное творчество, вып. 1-3,
М., 1955-1957.
Шилов - А. Шилов, Неизвестные авторы известных песен. Всероссийское
хоровое общество, М., 1961.