Репнин-Оболенский Борис Александрович
Казание о человеческой жизни двоестрочно, велми душеполезно

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:

  
  
   Борис Репнин-Оболенский
  
   Казание о человеческой жизни
   двоестрочно, велми душеполезно
  
  ---------------------------------------------------------------------------
   Виршевая поэзия (первая половина XVII века)
   М., "Советская Россия", 1989.- (Сокровища древнерусской литературы).
  ---------------------------------------------------------------------------
  
   Человече, не похвалися восходящий на верх самыя
   высоты,
   веселящися и радующися, зрящи всего мира красоты.
   Но паче помышляй, еже бы ти безвредно оттуду
   слести
   и паки на обычном своем смиренном месте сести.
   Внимай, душе, аще и велию честь себе от бога и от
   человек получи,
   и ты все житие свое господеви богу своему со усердием
   поручи.
   Ничесо ж во уме своем свыше меры предлагай,
   о господе бозе укрепляйся и возмогай,
   <и> нищелюбием и милостынею грехом своим помогай.
   Видех днесь и утро окаянную свою душу честию
   облагаему,
   от неких же лестию и завистию, и ложными словесы
   облыгаему.
   Изволих паче во уме своем хулное себе имя стяжати,
   нежели здешняя ради чести во оной муце пищу собою
   червем учрежати,
   бояся, да некако нынешняго века утешением тамошняго
   избуду,
   идеже лики святых водворяются, изгнан буду от<т>уду.
   Слышу по вся дни почитающих мя и зовуща человеком
   началным
   и ужасаюся присно и хожду сетовалным сердцем
   печалным.
   Да некако вменит ми ся сия величания и в гордость,
   и отъемлется от мене сего ради разумение и бодрость.
   За то ли, окаянная душе, венцем царствия небеснаго
   венчают,
   что во здешнем веце честно провожают и встречают?
   Не срамляеши ли ся, видев пред собою столы
   доброуделчаты
   и настилаемы на них пред очима твоими скатерти
   затейчаты?
   Ризами украшаешися и одры покрывавши постелми
   глаткими,
   и пищею и питием различными утешаешися сладкими.
   Помышляй егда, како здешняго ради веселия
   получиши во оном веце плачевнаго адскаго селения.
   Не приложат тебе та оправдания нынешных времен
   настоящих
   и не призовут в помощ здешняго века слуг твоих, ныне
   тебе предстоящих.
   Но всяк кийждо от нас тамо мзду свою понесет,
   яже отсюду с собою добродетель и злобу принесет.
   Многия помыслы и размышленья на душу мою приходят -
   и об величествии сана, и об несолюбственном
   разсуждении, в жалость мя приводят.
   Боюся, да некако впаду в неразсудную дерзость
   и явлюся пред богом и человеки непотребен и мерзость.
   Несть ми лепо уста отверзати пред господем богом
   своим и Спасом,
   или исправитися пред содетелем своим дыханием
   и гласом.
   На что твое упование, еже мниши не своею волею во
   властех,
   а не останешися суеты и присно во вся часы пребывавши
   во страстех?
   Не подобися величеству оному прегордому фарисею {1},
   но ревнуй в разсуждениих с тихостию боговидцу пророку
   Моисею {2}:
   со смирением и с тихостию дело господне учрежати
   повелевай,
   кротостию и терпением жестокия нравы одолевай!
   Колико поропташа жидовския люди на пророка Моисея,
   или Аспристии царие возревноваша на пророка Елисея {3}? -
   Николи же люди божия озлобление налагаше,
   ею все упование со мнозем терпением на господа бога
   полагаше.
   Возмог ли бы убо на пагубу им едино слово изрещи,
   яко же при Илии посланных от Ахава царя огнем
   пожещи? {4}
   Сия зряще, душе моя, смирением и терпением совокупи.
   тем во царствии небеснем вечное селение себе купи.
   Нескоро, по апостолскому словеси, ни на кого руки не
   налагай {5},
   но со мнозем испытанием и свидетелством запрещение
   полагай.
   Не дай места злобе своей акаянней утробе.
   но благоуветливым словом наказати навыкай по своей
   природе.
   Аще и мнози завистию навыкоша таковых осуждати,
   еже со смирением и с тихостию извыкоша повинных
   разсуждати,
   ты же, душе моя, завидливых глаголы ни во что
   полагай,
   но все житие свое к смирению и к терпению Христову
   прилагай;
   сице нрав свой о господе бозе, спасителе своем, поучи,
   тому единому в руце правду, суд и милость поручи.
  
   Комментарии
  
  
   БОРИС РЕПНИН-ОБОЛЕНСКИЙ
  
   Князь Борис Александрович Репнин-Оболенский принадлежал к
  потомственной знати, состоявшей в родстве с царствующим домом Романовых. Чин
  стольника он получил в 1616 г. Во время осады Москвы войсками королевича
  Владислава (1618-1619) участвовал в обороне города.
   В последующие годы периодически возглавлял разные государственные
  учреждения: в 1638 г.- Иконный приказ, Оружейную и Серебряную палаты, в
  1639-м - Золотую палату. С 1640 по 1643 г. он руководил приказами Сыскным,
  Рудного сыска, Новой и Галицкой четями. В 1643 г. Репнин посылается воеводой
  в Астрахань, но уже в следующем году возвращается в Москву и вновь
  возглавляет Оружейную и Серебряную палаты. Видимо, это назначение не было
  случайным - Репнин зарекомендовал себя отменным знатоком оружейного и
  изящного искусства. Только спустя четыре года его поставляют; судьей
  Владимирского судного приказа. С 1650 по 1651 г. он служит полковым
  воеводой в Севске, а затем в Белгороде. В 1652 г. для переговоров с
  прибывшими в Москву литовскими послами ему дан титул "наместника
  Великопермского". Вскоре после этого он возглавляет русское посольство в
  Польшу. Вернувшись в Россию, он получил прибавку к жалованью и определение в
  судьи Разбойного приказа (1653-1654). С начала русско-польской войны Репнин
  находился в действующем войске, в 1655 г. участвовал в походе Алексея
  Михайловича против короля Яна Казимира. Тогда же, после освобождения
  Смоленска, был оставлен в нем на воеводство.
   По окончании войны (1660) Репнин живет в Москве, управляя делами
  Владимирского судного приказа, Новгородского разряда, заведует до 1664 г.
  денежным сбором. В 1665 г. его отправляют полковым воеводой в Белгород.
  Последние годы жизни князь, видимо, провел в столице. В это время он уже
  ходил в чине боярина. Умер Репнин 17 мая 1670 г.
  
   Казание о человеческой жизни двоестрочно...
  
   "Казание" датируется предположительно концом 30-х - 40-ми гг. XVII в.,
  на которые приходится период наиболее интенсивной деятельности Репнина в
  качестве начальника ряда московских приказов. В произведении читается
  акростих: ...НИВИНО<И> ВОИН БИСИДУ ЗЧНИ РИГШНИН... Свое имя поэт обозначил с
  помощью антономазии - риторического приема замены имени собственного
  нарицательным оборотом ("невинный воин"): современникам Репнина было хорошо
  известно, что так часто назывался св. мученик, князь Борис (ср. "Сказание о
  Борисе и Глебе" и проч.). Несомненно Репнин чтил тезоименитого ему св.
  Бориса как своего главного заступника и покровителя.
   До наших дней дошло два списка "Казания" третьей четверти XVII в.:
  ГИМ, собр. А. С. Уварова, No 7 и ГИМ, Чудовск, собр., No 359 (последний
  озаглавлен: "Нравоучение, о еже не гордетися, о еже во властех бывающим" ).
   Текст "Казания" печатается впервые, по рукописи 70-х гг. XVII в.
  ГИМ, собр. А. С. Уварова, No 7, л. 1-1 об.
  
   1 ...прегордому фарисею...- Имеется в виду евангельская притча о
  мытаре и фарисее, ставившем себя выше всех людей, которая завершается
  словами: "всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется" (Евангелие
  от Луки, XVIII, 10-14).
   2 ...не ревнуй... боговидцу пророку Моисею...- По библейской
  легенде, пророк Моисей вывел израильтян из египетского плена и сорок лет
  блуждал с ними в пустыне на пути к "земле обетованной". Все это время
  израильтяне постоянно роптали на Моисея и даже несколько раз восставали
  против него. Однако он с помощью бога Яхве, с которым постоянно советовался,
  терпеливо смирял их гнев.
   3 ...Асиристии царие возревноваша на пророка Елисея...- Согласно
  Библии, пророк Елисей был ближайшим учеником и преемником Ильи-пророка. Он
  дважды отвел войска сирийского (но не ассирийского!) царя Венадада от
  Самарии, подстроил его убийство, а перед своей смертью предрек тройное
  Поражение Сирии от Израиля.
   4 ...при Илии посланных от Ахаеа царя огнем пожещи? - В начале
  библейской четвертой Книги Царств помещен рассказ о том, как разболевшийся
  иудейский царь Охозия (а не Ахав, царь Дамаска!) дважды посылал за
  Ильей-пророком по пятьдесят воинов, которых Илья пожег небесным огнем;
  третьему посольству он не противился и предрек царю скорую смерть.
   5 ...ни на кого руки не налагай...- цитата из Первого послания
  апостола Павла к Тимофею (V, 22).

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru