[24.7(5.8).1844, Чугуев, ныне Харьковской области, -- 29.9.1930, Куоккала, Финляндия, ныне Репино Ленинградской области], русский живописец. Родился в семье военного поселенца. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников (конец 1863) у Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского и в петербургской АХ [1864--71; в 1873--76 пенсионер (стипендиат) в Италии и Франции]. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878; см. Передвижники). Действительный член петербургской АХ (1893). В годы учёбы Р. сблизился с оказавшими на него большое влияние И. Н. Крамским и другими членами Артели художников, а также с В. В. Стасовым, познакомившись с эстетикой революционных демократов, он стал убеждённым её приверженцем. В 1860-е гг. Р. работает над учебными академическими произведениями и одновременно, вне стен АХ, -- над портретами, жанровыми картинами и рисунками. В некоторых академических произведениях на мифологические и религиозные сюжеты ему удалось добиться жизненности образов, выразительной психологической характеристики действующих лиц ("Воскрешение дочери Иаира", 1871, Русский музей, Ленинград). Одарённость, наблюдательность и страстный темперамент художника, умение использовать позу, жест модели для её образной характеристики отчётливо проявились уже в его ранних портретах (портреты В. Е. Репина, 1867, Третьяковская галерея.; Р. Д. Хлобощина, 1868, и В. А. Шевцовой, 1869, -- оба в Русском музее). В эти годы Р. создал большой групповой портрет "Славянские композиторы" (1871--72, Московская консерватория), в который, добиваясь, естественности группировки действующих лиц, ввёл жанровые элементы.
С начала 70-х гг. Р. выступает как художник-демократ; он отстаивает принципы народности художественного творчества, борется против далёкого от жизни академического искусства. После поездок на Волгу, где Р. наблюдал жизнь бурлаков, и длительной работы над этюдами Р. пришёл к её глубокому и яркому истолкованию в картине "Бурлаки на Волге" (1870--73, Русский музей, см. илл.). Картина обличает эксплуатацию народа и вместе с тем утверждает скрытую в нём силу и зреющий протест. Р. передал индивидуальные неповторимые черты измученных тяжёлой работой героев картины, наделённых большой духовной красотой. Эта работа Р. стала новым явлением в русской живописи: жанровое произведение приобрело монументальный характер, став обобщающим изображением современной жизни, не только раскрывающим противоречия действительности, но и утверждающим положительную силу общества -- народ; пластическая мощь и широта живописи картины были в то время новаторством. В годы пребывания в Италии и Франции Р. ознакомился с искусством Западной Европы. Наиболее значительная жанровая картина этих лет "Парижское кафе" (1874--75, собрание Монсона, Стокгольм) свидетельствует о наблюдательности художника, передаёт отдельные характерные черты парижской жизни. Во Франции Р. написал картину "Садко в подводном царстве" (1876, Русский музей), воплотив в ней свои думы о родине. Более удачны пейзажи этого периода, явившиеся важным шагом в овладении Р. пленэрной (см. Пленэр) живописью ("Лошадь для сбора камней в Вёле", 1874, Саратовский художественный музей им. А. Н. Радищева; "Дорога на Монмартр в Париже", 1876, Третьяковская галерея). Вернувшись из-за границы, Р. едет в Чугуев, желая в общении с народом найти темы и образы для новых произведений. Здесь им написаны портреты крестьян, отличающиеся поразительной силой типизации ("Мужик с дурным глазом", Третьяковская галерея, "Мужичок из робких", Горьковский художественный музей, -- оба 1877); в портрете протодьякона (1877, Третьяковская галерея) Р. изобразил властного, исполненного грубой силы человека. В конце 1870 -- начале 1880-х гг. Р., сначала в Чугуеве, а затем в Москве, увлеченно работал над крестьянской темой ("Проводы новобранца", 1879, Русский музей; "Вечорницi", 1881, Третьяковская галерея), в некоторых эскизах и картинах раскрывая социальные противоречия пореформенной деревни ("В волостном правлении", 1877, Русский музей). Эти произведения подготовили Р. к созданию такого полотна, в котором должна была раскрыться жизнь современной Р. России и народная тема получила бы широкое обобщённое решение. Пореформенную Россию, сложность существовавших в ней социальных отношений, многообразие её жизни Р. удалось показать в картине "Крестный ход в Курской губернии" (1880--83, Третьяковская галерея). Изобразив многолюдное шествие, в котором участвуют помещица, отставной военный, откупщик, священники, нищие, странники и огромная толпа народа, рождающая впечатление безбрежной стихийной силы, Р. дал в картине яркие характеристики действующих лиц. Это произведение Р. стало целой поэмой о бедности и забитости народа, о его жажде лучшей доли, о чванливых барах и других "хозяевах" деревни. Она была бичующим обличением мерзостей существовавшего строя и прославлением народа, угнетённого и обманутого, но великого и могучего. В строго продуманной композиции картины, в её живописи проявилось высокое мастерство Р., передавшего световоздушную среду, яркое солнечное освещение, добившегося необычайной жизненности сцены.
С 1882 Р. жил в Петербурге. Конец 1870-х -- 1880-е гг. наиболее плодотворный период в творчестве художника. Появление на выставках его лучших картин, проникнутых идеями освобождения народа, борьбы с самодержавным строем, было событием в художественной и общественной жизни России. В 1880-х гг. Р. много работал над темой революционного движения. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, Р. создал целую галерею положительных образов, ярко и правдиво отразив и силу, и слабость разночинского революционно-демократического движения ("Отказ от исповеди", 1879--85, "Арест пропагандиста", 1880--92, "Не ждали", 1884--88, -- все в Третьяковской галерее). В центральном произведении цикла -- "Не ждали" -- изображена сцена возвращения ссыльного домой. В образе революционера звучит трагическая тема трудной судьбы героя. Р. показал зрителю сложную гамму переживаний членов семьи, встречающих отца, сына, мужа. Композиционное построение картины с его чёткостью, необходимой для монументального полотна, обусловлено психологическими взаимоотношениями героев; картина напоена воздухом и светом, для передачи которых Р. пользуется чистыми и светлыми цветами, составляющими единую цветовую гамму. Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, Р. придавал бытовому жанру то высокое значение, которое раньше имела лишь историческая живопись. В 1870--80-е гг. Р. создаёт и лучшие портреты. В них проявились его демократизм, его любовь к человеку, глубокий психологизм. В грандиозной портретной галерее, созданной Р., как и в жанровых картинах, раскрылись существенные черты русской жизни -- столь ярки в социальном плане и столь много говорят о своей эпохе эти портреты [В. В. Стасова (1873), А. Ф. Писемского (1880), М. П. Мусоргского (1881), Н. И. Пирогова (1881), П. А. Стрепетовой (1882, см. илл.), А. И. Дельвига (1882), Л. Н. Толстого (1887) -- все в Третьяковской галерее; В. В. Стасова (1883), Русский музей]. Высокого мастерства достигает Р. в 80-е гг. и в графике, в частности в портретном рисунке; графическая манера Р. к этому времени становится свободной, способной передавать натуру во всём многообразии и красоте (рисунок "Девочка Ада", 1882, Третьяковская галерея, и "Невский проспект", 1887, Русский музей, -- оба карандаш). В 1880--1900-е гг. Р. много работает над иллюстрациями.
Р. был также выдающимся художником в области исторической живописи. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. Р. привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными историческими сдвигами, привлекали психологические и драматические задачи ("Царевна Софья", 1879, Третьяковская галерея). Картина "Иван Грозный и сын его Иван" (1885, Третьяковская галерея), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма. Последним значительным историческим произведением Р. была картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1878--91, Русский музей, см. илл.), главным героем которой стал свободолюбивый народ, мужественно отстаивающий свои интересы. В 1890-е гг. Р., переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. В его статьях и письмах проскальзывают мысли, позволявшие современникам считать Р. отступником от идей демократической эстетики, но к концу 90-х гг. Р. вернулся на прежние позиции. В поздний период при отдельных удачах, Р. уже не создал картин равных произведениям 1870--80-х гг. Лучшие произведения 1890--1900-х гг. -- это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету "Торжественное заседание Государственного Совета" (выполнен совместно с художником Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901--03, Русский музей). Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, творчество Р. -- одна из вершин русского демократического искусства. В 1894--1907 Р. преподавал в АХ (в 1898--99 -- ректор), став учителем И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского, Б. М. Кустодиева и многих др. После 1917 Р., живший в усадьбе "Пенаты" в Куоккале (с 1899), оказался за рубежом. (Куоккала до 1940 принадлежала Финляндии.) Живя в Финляндии, Р. не порывал связей с Родиной, мечтал вернуться в СССР. В "Пенатах", где он умер и похоронен, в 1940 был открыт мемориальный музей. Мемориальный музей Р. есть также в Чугуеве. В 1958 в Москве открыт памятник Р. (бронза, гранит, скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Е. Рожин).
Соч.: Далёкое близкое, 6 изд., [М.], 1961; Переписка -- Репин И. Е. и Крамской И. Н., М. -- Л., 1949; Репин И. Е. и Стасов В. В., т. 1--3, М. -- Л., 1948--1950; Репин И. Е. и Толстой Л. Н., т. 1--2, М. -- Л., 1949.
Лит.: Репин. [Статьи и материалы], т. 1--2, М. -- Л., 1948--49 (Художественное наследство...); Федоров-Давыдов А. А., И. Е. Репин, М., 1961; Лясковская О. А., И. Е. Репин, 2 изд., М., 1962; Грабарь И. Е., И. Е. Репин, т. 1--2, М., 1963--64; Новое о Репине, [Л., 1968].
(По материалам статьи А. А. Федорова-Давыдова иД. В. Сарабьянова из 2-го издания БСЭ.)