Ренан Эрнест
Эрнест Ренан: биобиблиографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


 []

I.

Ренан

   (Жозеф Эрнест Renan) -- знаменитый французский филолог и историк, родился в небольшом городке Бретани, в 1823 г. Его отец, небогатый моряк, умер, когда Р. было 5 лет. Наибольшее влияние на Р. в детстве оказывала его старшая сестра, Генриетта, с которой он сохранил дружбу до самой ее смерти. Мать Р., имея в виду посвятить его церкви, отдала его в местную духовную семинарию, откуда он перешел в 1838 г. в парижскую семинарию св. Николая (St.-Nicolas du Chardonnet), которой управлял тогда знаменитый впоследствии Дюпанлу (см.). Это было небольшое, но блестящее и модное учебное заведение, куда поступали избранные ученики, по большей части из знатных фамилий. Здесь Р. впервые познакомился со светской литературой; Мишле, В. Гюго и Ламартин произвели на него особенно сильное впечатление. Так как в семинарии св. Николая не было философского класса, то Р. перешел в 1842 г. в Исси (Issy), в отделение большой семинарии св. Сульпиция. Знакомство с немецкой философией нанесло первый удар его прежним верованиям: с этих пор "вечное fieri", метаморфоза без конца стала казаться ему законом мира -- но он оставался еще католиком по чувству и намеревался сделаться священником, утверждая, что для этого нет надобности веровать во все то, чему будешь учить. В 1843 г. он поступил, для изучения богословия, в семинарию св. Сульпиция и увлекся изучением еврейского языка, под руководством аббата Ле-Гира (Le Hir). В следующем году ему было поручено преподавание еврейской грамматики в семинарии и позволено слушать в университете лекции знаменитого археолога Катрмера. Ле-Гир рассчитывал сделать из Р. светило католической науки; но занятия еврейским языком, положив начало научной карьере Р., привели к окончательному его разрыву с церковью. Историк, а не философ по натуре, Р., после ближайшего ознакомления с библейской критикой, окончательно признал невозможность для себя духовной карьеры, вышел из семинарии и не принял места преподавателя в духовной коллегии, только что основанной парижским архиепископом Аффром для сближения церковной науки со светской. На этот раз Р. остался твердым в своем решении, несмотря на все увещевания своих прежних профессоров и руководителей. "Я не из тех, -- читаем мы в его "интимных письмах", -- которые решились никогда не изменять раз принятых воззрений, к какому бы научному результату они ни пришли... Но в настоящее время я не могу верить в переворот, по крайней мере настолько сильный, чтобы привести меня к католической и священнической ортодоксальности". Чтобы как-нибудь материально устроиться, Р. принял место репетитора в иезуитской подготовительной школе св. Станислава, но оставался там лишь три недели, так как руководители школы стесняли только что приобретенную им свободу мысли. Он перешел репетитором в пансион Крузэ, где близко сошелся с одним из своих учеников и почти сверстником, известным впоследствии ученым Бертело; эта дружба не осталась без влияния на развитие Р. Несмотря на многочисленность занятий в пансионе, Р. продолжал изучение восточных языков, в 1847 г. сдал все университетские экзамены и получил место профессора философии в версальском лицее. В том же году он представил в академию надписей рукопись своего первого ученого труда -- "Истории семитических языков" ("Histoire générale des langues sé mitiques"), который в свое время имел весьма важное значение не только по филологической эрудиции автора, но и как одна из первых попыток изучения народной психологии на основании языка. До 1848 г. Р. мало интересовался политическими и социальными вопросами. Февральская революция произвела на него сильное впечатление, но не вызвала в нем особых симпатий к демократии. В книге: "Будущее науки" ("L'Avenir de la science"), составленной в конце 1848 и в 1849 гг., он проводит мысль, что нельзя желать торжества народа при его теперешнем состоянии, так как оно было бы хуже победы франков и вандалов; народ, однако, слишком силен, чтобы находиться в подчиненном положении; поэтому необходимо поднять и просветить его. К этому времени относятся работы Р.: "Eclaircissements tirés des langues sé mitiques sur quelques points de la prononciation greque" (П., 1849) и "Sur l' étude du grec dans l'occident au moyenБge", за которые он получил от академии надписей командировку для научных занятий в Италию. К этому же времени относится первая мысль Р. о критической истории происхождения христианства. "Самая важная книга XIX столетия, -- писал он тогда, -- будет иметь заглавие: "Критическая история начал христианства" ("Histoire critique des origines de Christianisme"). Удивительный труд! Я завидую тому, кто его выполнит. Такая книга будет трудом и моего зрелого возраста, если только не помешает смерть или роковые внешние обстоятельства". Восьмимесячное пребывание Р. в Италии возбудило в нем любовь к искусству и дополнило его развитие в эстетическом отношении, а научным результатом командировки была его докторская диссертация: "Averroës et l'Averroiuml;sme" (П., 1852). Побывав около этого времени в Берлине, где его сестра была гувернанткой в одной семье, Р., по возвращении вместе с нею в Париж, получил место при национальной библиотеке. В 1855 г. была издана его "История семитических языков"; в следующем году он был избран членом академии надписей. За этот период времени он поместил целый ряд статей по морали и истории религии в "Journal g éné ral de l'instruction publique", в "Revue asiatique", в "Journal des D é bats" и в "Revue des deux Mondes". Эти статьи были изданы им потом в двух сборниках: "Etudes d'histoire religieuse" (П., 1857) и "Essais de morale et de critique" (П., 1859), создавших ему репутацию либерального философа. Около этого времени Р. женился на племяннице известного художника Ари Шеффера и вступил в состав редакции "Journal des D é bats". Журнальная работа не отвлекла Р. от научных занятий; он перевел, с ученым комментарием, книгу Иова и Песнь Песней и написал "Nouvelles consid érations sur le caractère général des peuples sé mitiques" (П., 1859). В 1857 г. умер Катрмер и в Collège de France освободилась кафедра еврейского языка и библейской экзегетики. Р. был единственным возможным кандидатом на эту кафедру, но министерство не решалось предоставить ее заведомому еретику, и Наполеон III, взамен кафедры, поставил Р. во главе экспедиции, снаряженной для археологического исследования древней Финикии (1860). Результаты этой командировки, продолжавшейся около года, Р. опубликовал в 1864 г. под заглавием: "Mission de Ph é nicie". Его раскопки не особенно расширили наши сведения о Финикии; но Р. посетил Палестину, и под живым впечатлением виденных мест написал, во время экспедиции, "Vie de J é sus", в ее первоначальной форме, имея под руками только Новый Завет и сочинения Иосифа Флавия. По возвращении в Париж, Р. был назначен профессором в Coll è ge de France, но при условиях крайне для него невыгодных: товарищи-специалисты считали его более литератором, нежели ученым, двор и церковь -- еретиком, либералы -- отступником, продавшимся Наполеону III. Его вступительная лекция (изданная под заглавием: "De la part des peuples s émi tiques dans l'histoire de la civilisation", П., 1862) была встречена враждебными возгласами, но окончилась шумной дружественной манифестацией слушателей, так как новый профессор смело и решительно изложил свои воззрения на начало христианства. Курс был приостановлен после первой лекции; Р. протестовал особой брошюрой ("Chaire d'h ébreu au Collè ge de France", П., 1862), но протест его остался без последствий. Тогдашний министр Дюрюи предложил ему променять кафедру на видное место в национальной библиотеке; Р. отказался и был лишен кафедры императорским декретом (1864). Вскоре после того он напечатал несколько работ по еврейской эпиграфике, а также "Rapport sur les progrès de la littérature orientale et sur les ouvrages relatifs Ю l'Orient" (Париж, 1868). В 60-х годах вышли и три первых тома его "Histoire des origines du christianisme", доставившей ему всемирную известность. "Vie de Jésus" (П., 1863), "Les Apôtres" (П., 1866) и "Saint Paul" (П., 1869). Как критик и исследователь, Р. значительно уступает немецким ученым, на которых он весьма часто опирается. Его оригинальность, составляющая и сильную, и слабую сторону его произведений, состоит в художественной обрисовке деятелей и их среды. Опираясь на психологию современных религиозных людей и отчасти на свою собственную, тщательно изучив современную жизнь в Палестине (для этой цели Р. совершил еще раз путешествие на Восток), Р. пытается воссоздать в живой картине начало христианства и ранний период его истории. Отсюда захватывающий интерес его книг, отсюда же и коренной их недостаток -- крайний субъективизм и модернизация первоначального христианства и его деятелей. В конце 60-х годов Р. сделал попытку вступить на политическое поприще: он написал книгу, посвященную текущей действительности ("Questions contempora i nes", П., 1868), и в 1869 г. поставил в департаменте Сены и Марны свою кандидатуру в законодательный корпус. Как политик. Р. был либеральным империалистом, в духе своего друга, принца Наполеона, и так резюмировал свою программу: "свобода, прогресс без революции и без войны". Избран он не был. В это время, со смертью Мунка, снова освободилась кафедра еврейского языка в Collège de France, и Р. во второй раз поставил свою профессорскую кандидатуру, но безуспешно. Это не помешало ему за несколько месяцев до падения Наполеона издать книгу ("Monarchie constitutionelle en France", П., 1870), в которой он решительно защищает конституционную империю. Война 1870 г., с ее последствиями для Франции, нанесла тяжелый удар Р., но не излечила его политического идеализма. Воспитавшись на немецкой философии, проникнутый глубоким уважением к немецкой науке, Р. считал возможным примирение с Германией и в открытом письме к Дав. Штраусу, протестуя против отнятия у Франции Эльзас-Лотарингии, настаивал на необходимости совместного действия против общего врага цивилизации -- славян, преимущественно русских. Штраус перевел письмо Р. и издал его, со своим ответом, в пользу немецких раненых, причем, подобно многим другим представителям немецкой науки, обнаружил такое настроение, при котором не могло быть и речи о примирении. Под влиянием этого разочарования Р. радикально изменил свою точку зрения по отношению к немцам и русским. С другой стороны, исход войны не уничтожил в Р. доверия к либеральному цезаризму, который, по его мнению, лучше всего мог излечить раны Франции. Самым подходящим для этого человеком ему казался принц Наполеон. Коммуна усилила в Р. глубокое недоверие к демократии. Свои политические впечатления Р. изложил в книге "R é forme intellectuelle et morale" (П., 1871), самой характерной для Р., как политика. Во время коммуны Р. жил в Версале и там обдумал свои "Dialogues philosophiques", с их презрением к толпе и требованием господства избранных, с их верой в торжество идеала, который будет богом и в то же время результатом эволюции. Философия Р. стоит не выше его политики. Отправившись в Рим, он написал здесь 4-й том своих "Origines" -- "Antéchrist", за которым вскоре последовали и три остальных тома ("Les Evangiles", "L'église chrétienne", "Marc-Aurèle"), в которых сильно заметно влияние на автора последних событий, заставивших его обратить особенное внимание на социально-политическую сторону истории христианства. Между тем еще правительство национальной обороны назначило Р. на кафедру в Collège de France, что заставило его интенсивнее заняться историей древних евреев. Плодом этих занятий были: "Corpus inscriptions semiticarum (первый выпуск которого появился еще в 1867 г.), перевод Екклесиаста, с введением и комментариями, и "История народа израильского" (Histoire du peuple d 'Israel", 5 том., П., 1893), второе главное основание всемирной известности Р. Это последнее произведение отличается теми же достоинствами и недостатками, как и "Les Origines du christianisme": то же художественное воспроизведение прошлого в блестящей форме, тот же произвольный субъективизм в характеристиках, та же модернизация явлений прошлого. Как критик и исследователь, Р. и здесь значительно уступает немецким историкам, но превосходит их как художник. В 1879 г. Р. был избран членом французской академии, в 1882 г. -- президентом азиатского общества, в 1884 г. -- администратором Coll è ge de France. В 1883 г. появились его "Souvenirs d'enfance et de jeunesse", очень важные для его ранней биографии и весьма характерные для его настроения в старости. Такое же значение имеют его "Feuilles d étachées". Между 1878 и 1886 гг. появились его "философские драмы" ("Caliban", "L'Eau de Jouvence", "Le pr Йtre de Né mi", "L'Abbesse de Jouarre"), в которых выразились его политические, религиозные и этические воззрения. Самые характерные черты этих драм -- крайний скептицизм по отношению к некоторым нормам нравственности (в "L'Abbesse de Jouarre") и примирение с Калибаном, т. е. с демократией. "По существу Калибан, -- говорит Р., -- оказывает нам более услуг, чем это сделал бы Просперо, реставрированный иезуитами и папскими зуавами". Р. умер 2 (14) октября 1892 г.
   См. Pons, "Ernest R." (П., 1882); M-me Darmesteter, "La vie de E. R." (П., 1898).

M. Корелин.

   В русском переводе из сочинений Р., помимо заграничного издания "Жизни Иисуса", имеются лишь мелкие произведения его, частью в виде отдельных брошюр ("О происхождении языка", Воронеж, 1886; "Что такое нация", СПб., 1886; 2 изд., 1888; "Ислам и наука", М., 1888; "Место семитских народов в истории цивилизации", М., 1888; "Разорение Иерусалима", М., 1886) или журнальных статей ("Древние религии", в "Эпохе", 1864, No 7; "Конец античного мира", из "Marc Aurèle et la fin du monde antique", в "Деле", 1882, NoNo 5 и 6; "Марк Аврелий" в "Заграничном Вестнике", 1882, No 1; "Иудаизм как раса и как религия", в "Восходе", 1883, No 4), частью в виде сборников ("Исторические очерки", под редакцией В. Чуйко, СПб., 1886; "Сборник мелких статей и речей", перевод В. Штейна, СПб., 1895), а также некоторые его рассказы ("Бретонка" в "Северном Вестнике", 1890, No 7; "Трепальщик льна", в "Русском Обозрении", 1893, No 5; "Эмма Козилис", ib., No 6).

Литература о Р.:

   Desportes et Bournand, "Ernest Renan, sa vie et son œuvre" (П., 1892); E. Grant Duff, "Ernest R., in memoriam" (Л.,1893); S éailles, "Ernest R., essai de biographie psychologique" (П., 1894); G. Monod, "Les maîtres de l'histoire: R., Taine, Michelet" (П., 1894); Zeller, "Strauss und R." (в его "Histor. Vorträge und Abhandlungen", т. I); Allier, "La philosophie d'Ernest R." (П., 1895); князь С. Н. Трубецкой, "Р. и его философия" ("Русская Мысль", 1898, No 3); статьи Н. Страхова (в его "Борьбе с Западом"), А. Волкова ("Православный Собеседник", 1877, No 4), С-на ("Русское Обозрение", 1892, NoNo 9 и 10), Л. Слонимского ("Вестник Европы", 1892, NoNo 11 и 12); характеристики Э. Зола ("Вестник Европы", 1878, No 5), Брандеса (перевод в "Деле", 1882, No 3), Леметра (перевод в "Русской Мысли", 1888, No 4); Л. Слонимский, "Философские драмы Р." ("Вестник Европы", 1893, No 1); статьи К. Арсеньева о "Калибане" ("Вестник Европы", 1879, No 1), об "Антихристе" (1875, No 12), о "Souv. d'enf. et de jeun." (1883, No 9) и об "Истории Израильского народа" (1888, No 6 и 1891, No 5); Ю. Николаев, "Р., как беллетрист" ("Русское Обозрение", 1893, No 6); аббат Гетэ, "Опровержение на выдуманную жизнь Иисуса Христа, соч. Э. Ренана" (пер. с французского, СПб., 1865); Берсье, "Царское достоинство Иисуса Христа, ответ Э. Ренану и Л. Толстому" ("Православное Обозрение", 1889, No 4); И. Яхонтов, "Изложение и историко-критический разбор мнения Р. о происхождении еврейского единобожия" ("Прибавления к Творениям св. отцов", 1884, ч. XXXIII); С. Годлевский, "Р., как человек и писатель" (СПб., 1895).
  

Ренан (дополнение к статье)

   (Жозеф Эрнест) -- после изменения цензурных условий на русском языке появился в России ряд переводов книг Р. "Жизнь Иисуса" -- во многих изданиях; единственный пока (сентябрь 1906 г.) полный перевод Святловского -- изд. Пирожкова (СПб., 1906).
  
   Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
  

II.

   РЕНАН Эрнест [1823--1892] -- французский семитолог, историк христианства, мыслитель. Р. -- также автор "Drames philosophiques" (Четыре философские драмы, 1888). Презрение к народу и пристрастие к аристократии составляют одну из основ мировоззрения Ренана. Оно питается страхом социальной революции, внушенным еще событиями 1848 и с еще большей силой Коммуной 1871. Чувствуя отвращение к промышленной и торговой буржуазии, Ренан сам является представителем верхушки этой буржуазии, хотя и сохранившей еще культ разума, науки и искусства, вражду к церкви, но перед угрозой социальной революции смыкающейся со старой родовитой аристократией. Отсюда все противоречия в мировоззрении Р., получившие отражение и в его драмах.
   Первая "философская драма" Р. -- "Caliban" (Калибан, 1878) -- является продолжением "Бури" Шекспира. Просперо, возвратившись в свое миланское герцогство, занимается лабораторно-научными изысканиями по овладению силами природы. Под главенством Калибана народ подымает восстание. Калибан становится герцогом. Свергнутому Просперо он все же предоставляет возможность отдаваться научной работе. Калибан -- этот первобытный дикарь -- с момента восстания произвольно превращается у Р. в олицетворение массы, которая по Ренану, подобно низшим расам пригодна только на то, чтобы служить расе высшей -- аристократии. Однако у Р. Калибан оказывается лучшим правителем, чем Просперо, и народ имеет все основания предпочесть его последнему.
   "L'eau de Jouvence" (Живая вода, 1880) -- продолжение "Калибана" -- в противоположность схематизму первой драмы отличается сложностью и даже запутанностью сюжета. Действие происходит в XIV веке. Аристократы пытаются склонить Просперо вернуть себе миланское герцогство и сообщают о своей работе вредителей, сознательно расстраивающих промышленность в герцогстве, и пр. Просперо отклоняет их предложения. Что же касается Калибана, то Ренан примиряется с ним, не переставая считать его представителем низшей части человечества. В предисловии к "Живой воде" Р. говорит, что сначала его драма была задумана так, что привела бы в восторг консерваторов, но что он, любя Просперо, не любит тех, кто мог бы помочь ему вернуть себе герцогство. "Калибан, под влиянием власти изменившийся к лучшему, мне больше нравится". "В сущности Калибан нам оказывает гораздо больше услуг, чем это мог бы сделать Просперо, восстановленный иезуитами и папскими зуавами. Правление Просперо было бы не возрождением, а тяжким гнетом". Характерно, что исчезнувший раньше Ариэль появляется снова; это значит, что воплощенное в этом образе идеальное начало не чуждо, по Р., и демократическому течению.
   В "Le prЙtre de Némi" (Священник из Неми, 1885) Ренан выражает свою "веру в конечное торжество религиозного и морального прогресса, несмотря на повторяющиеся победы глупости и зла". В последней драме Ренана "L'abbesse de Jouarre" (Жуарская аббатисса, 1886), хотя представлена борьба аристократии с демократией, но тема драмы совсем иная, именно -- Р. хотел показать "пример искупления материнской любовью ошибки, допущенной против необходимости общественных правил".
   Собственно художественные достоинства драм Р. невелики, выраженный в первых из них аристократический социальный идеал реакционен, но все же в драмах сохранились общие черты Ренана как крупного стилиста, мастера нюансов и красноречивого резонера.
   К художественному наследию Р. относят также его "Souvenirs d'enfance et de jeunesse" (Воспоминания детства и юности, 1883), отдельные эпизоды к-рых имеют форму рассказов ("Трепальщик льна"), и несомненно ряд глав его знаменитой "Жизни Иисуса" [1863], в к-рой автор часто сглаживал противоречия своих источников, исходя из соображений стройности и целостности образа Христа. Этот образ -- не бога, а человека -- проникнут психологизмом.

Библиография:

   I. Собр. сочин., 12 тт., изд. Б. Фукса, Киев, 1902--1903 (т. V. Философские диалоги; т. VII. Философские драмы; т. X. Воспоминания детства и юности). Драмы Р. выходили и отдельными изданиями: Источник юности, перев. и вступ. ст. Ю. Спасского, М., 1909; Калибан, перев. М. А. Головкиной, М., 1906. Рассказы печатались в журналах: Бретонка -- в "Сев. вестнике", 1890, VII; Трепальщик льна -- в "Русском обозрении", 1893, V; Эмма Козилис -- там же, 1893, VI; Жуарская игуменья -- в "Вестнике иностранной литературы", 1895, VI.
   II. Guilloux P., L'esprit de Renan, P., 1920; KЭchler W., E. Renan, Gotha, 1921; Lasserre P., E. Renan et nous, Paris, 1923; Brunetière F., Pages sur E. Renan, P., 1924; Boulenger J., Е. Renan et ses critiques, P., 1928; Renard E., E. Renan. Les étapes de sa pensée, P., 1929; Арсеньев К. К., Философская драма Ренана: Калибан -- "Вестник Европы", 1879, I; Золя Э., Два литературные торжества. В. Гюго и Ренан, "Вестник Европы", 1879, V; Страхов Н., Ренан, в кн. автора "Борьба с Западом в нашей литературе", кн. I, СПБ, 1882; Бурже
   П., Очерки современной психологии, СПБ, 1888; Леметр Жюль, Литературные характеристики, "Русская мысль", 1888, IV; Пелисье Ж., Литературное движение в XIX ст., Москва, 1891; Слонимский Л. З., Эрнест Ренан, "Вестник Европы", 1892, XI, XII; Николаев Ю., Ренан как беллетрист, "Русское обозрение", 1893, VI; Слонимский Л., Философские драмы Ренана, "Вестник Европы", 1893, I; Годлевский Ф. С., Ренан. Его жизнь и научно-литературная деятельность, СПБ, 1895; Брандес Г., Э. Ренан, "Собр. сочин.", т. XII, Киев, 1903; Фаге Э., Э. Ренан, в кн. "Политические мыслители и моралисты первой трети XIX века", 3-я серия, Москва, 1910.
   III. Girard H. et Moncel H., Bibliographie des œuvres de Renan, P., 1923.

И. Эйгес

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 9. -- М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", 1935. -- Стб. 609--611.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-6092.htm
  

III.

   РЕНАН (Renan), Жозеф Эрнест [27.II.1823, Трегье (деп. Кот-дю-Нор), -- 2.X.1892, Париж] -- франц. писатель и филолог-востоковед. Чл. Франц. академии с 1879. Обучался в католич. семинарии, но, разуверившись в догматах христианства, отказался стать священником. В раннем труде "Будущее науки..." ("L'avenir de la science -- Pensée de 1848", опубл. 1890) прославлял в духе позитивистской философии науч. знание. Считал необходимым перестроить на науч. основе историю, но понимал под нею гл. обр. историю религ. верований. Ключом к постижению истории, по его мнению, являлась филология. Р. принадлежат исследование "Сравнительная история семитических языков" ("Histoire générale et système comparé des langues sémitiques", 1855), переводы библейских текстов с комментариями и др. В 1860 путешествовал по Сирии, Ливану, Палестине. Автор "Отчета о развитии восточной литературы и о работах, относящихся к Востоку" ("Rapport sur les progrès de la littérature orientale...", 1868).
   В 1863 Р. опубл. "Жизнь Иисуса" ("La vie de Jésus") -- первую книгу 8-томного труда "История происхождения христианства" ("Histoire des origines du christianisme", 1863--83). В ней Р. делал попытку переосмыслить евангельскую легенду, устранив из нее все сверхъестественное. По настоянию клерикалов был за это лишен кафедры в Коллеж де Франс. Но Р. был далек от последоват. атеизма: он провозглашал "нравственную необходимость" религ. веры, восторженно говорил о христианстве. Двойственность своего мировоззрения Р. обосновывал принципом философ. сомнения. Его труды проникнуты универсальным скепсисом, неверием в возможность познания объективной истины, релятивизмом в вопросах нравственности. Р. считал, что историк вправе дополнять фактич. материал домыслом, основанным на интуиции, и возводил дилетантизм в систему. Успех его историч. трудов был основан гл. обр. на лит. мастерстве автора, а не на науч. достоверности. Обществ.-политич. позиция Р. была реакционной. Он стоял за олигархич. правление некоей "аристократии ума", к-рая должна держать народ в повиновении. Свои социально-этич. взгляды Р. выразил в "Философских диалогах и фрагментах" ("Dialogues et fragments philosophiques", 1876) и примыкающих к ним "философских драмах": "Калибан" ("Caliban", 1878), "Живая вода" ("L'eau de jouvence", 1880), "Священник из Неми" ("Le prЙtre de Némi", 1885) и "Жуарская настоятельница" ("L'abbesse de Jouarre", 1886). Плодом изучения истории древних евреев была "История народа израильского" ("Histoire du peuple d'Israël", t. 1--5, 1883--93) и др.

Сочинения:

   Œuvres complètes, t. 1--10, P., 1947--60; Correspondance (1846--1892), t. 1--2, P., [1926--28]; в рус. пер. -- Собр. соч., т. 1--12, К., [1902--03]; Будущее науки, К., 1902; Аверроэс и аверроизм, К., 1903; Жизнь Иисуса, СПБ, 1906; История первых веков христианства, т. 1--7, СПБ, [1907].

Литература:

   Слонимский Л. [З.], Эрнест Ренан, "Вестник Европы", 1892, кн. 11 и 12; его же, Философ. драмы Ренана, там же, 1893, кн. 1; Годлевский С. Ф., Ренан. Его жизнь и научно-лит. деятельность, СПБ, 1895; Трубецкой [С. Н.], Ренан и его философия, "Рус. мысль", 1898, кн. 3; Михайловский Н. [К.], Драмы Ренана, в сб.: К свету, СПБ, 1904; Роллан Р., Собр. соч., т. 14, М., 1958, с. 476--83; Guillout P., L'esprit de Renan, P., [1912]; Lasserre P., La jeunesse d' E. Renan, v. 1--3, P., 1925--32; Tieghem P. van, Renan, P., 1948 (Les grands écrivains franГais); Chadbourne R. M., Ernest Renan as an essayist, Ithaca, 1957; Charlton D., Positivist thought in France during the Second Empire, Oxf., 1959; Millepierres F., La vie d'Ernest Renan, sage d'Occident, P., 1961; Chadbourne R. M., E. Renan, N. Y., [1968] (библ. с. 164--71).

В. Е. Шор.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 6: Присказка -- "Советская Россия". -- 1971. -- С. 255.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke6/ke6-2551.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru