Ремезов Митрофан Нилович
Современное искусство

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (Малый театр: Борцы, комедия в 4-х действиях и 5-ти картинах, Модеста Чайковского).


   

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО.

(Малый театръ: Борцы, комедія въ 4-хъ дѣйствіяхъ и 5-ти картинахъ, Модеста Чайковскаго).

   Комедія М. И. Чайковскаго имѣла но меньшій успѣхъ, чѣмъ Джентльменъ князя Сумбатова. Это тоже комедія бытовая я современная, только изъ другого круга, пребывающаго главнымъ образомъ въ Петербургѣ. Мы слышали, что г. Чайковскій вначалѣ назвалъ свою пьесу Ванька-встанька, но потомъ далъ ей заглавіе Борцы, менѣе удачное и не совсѣмъ подходящее къ содержанію пьесы. "Ваньку-встаньку" изображаетъ Иванъ Ѳедоровичъ Галтинъ (г. Южинъ), онъ же и первый "борецъ", совершенная противоположность Сумбатовскаго "джентльмена" Рыдлова, безобразничающаго при родительскихъ милліонахъ. Галтинъ началъ съ очень маленькаго, быть можетъ -- съ ничего, своимъ умомъ и досужествомъ дошелъ до всего: онъ нажилъ большое состояніе, почти богатство, чинъ "превосходительный", добился пожалованія въ потомственные дворяне, составилъ себѣ репутацію, можно сказать даже славу, необыкновенно умнаго и честнаго дѣльца, способнаго занять очень высокій административный постъ и чуть ли не облагодѣтельствовать всю Россію. Въ высшихъ сферахъ онъ пользуется огромнымъ довѣріемъ, завѣдуетъ въ качествѣ главноуправляющаго дѣлами и имѣніями баронессы Торнъ (г-жа Никулина) и княгини Натали Борисовны (г-жа Яблочкина). Разстроенныя дѣла этихъ дамъ Галтинъ привелъ въ блестящее положеніе, поразительно пріумножилъ доходы сіятельныхъ довѣрительницъ. Черезъ нихъ онъ добился чиновъ и дворянства и, при ихъ помощи, лѣзетъ еще выше. Баронесса чуть Богу не молится на него, изъ силъ выбивается -- хлопочетъ о назначеніи Галтина на высокій административный постъ, при содѣйствіи важнаго князя (г. Ѳедотовъ), могущаго повліять на еще болѣе важнаго и сильнаго князя Сумеона, который на сценѣ не показывается и котораго всѣ не иначе называютъ, какъ просто -- князь Сумеонъ, безъ отчества и фамиліи. Со всѣми этими господами Галтинъ держитъ себя довольно независимо, "спроста по-простецки", по его собственному выраженію, приводящему въ восторгъ его сіятельныхъ покровительницъ. Онъ держитъ себя не только "по-простецки", но даже слегка грубовато, разсчитанно и умѣренно, оправдываясь тѣмъ, что онъ человѣкъ "простой, чисто-русскій", безъ хитрости и лести,-- "что на умѣ, то и на языкѣ", "правда-матка всего дороже". Да ему,-- по его же объясненію,-- и надобности нѣтъ вести себя иначе: у него все есть, ни въ комъ онъ не нуждается, ничего онъ для себя не ищетъ, ни о чемъ не просить. Его надо убѣждать, уговаривать; даже просить, чтобы согласился занять высокій постъ, ибо "такіе люди намъ теперь нужны,-- истинно-русскіе люди", способные облагодѣтельствовать отечество. И Галтинъ, подталкиваемый титулованными пріятельницами "попростецки", пожимаетъ плечами и добродушно соглашается пробираться выше и расширить кругъ своей благодѣтельной дѣятельности. Съ этой стороны Галтинъ -- весьма типичный и ярко изображенный авторомъ проходимецъ нашего времени,-- только онъ не "боецъ", а "пролаза".
   Все сказанное нами выясняется въ первомъ актѣ на балѣ у Галтина. За кулисами идетъ домашній спектакль, въ которомъ участвуютъ: дочь хозяина дома, Соня (г-жа Лешковская) и его воспитанница Настя (г-жа Музиль). На этомъ вечерѣ, рядомъ съ молодыми людьми: княземъ Ветлужскимъ (г. Ильинскій), барономъ Торнъ (г. Тольскій), рядомъ съ гвардейцами и великосвѣтскими франтами,-- присутствуютъ: Павленко (г. Рыжовъ), студентъ медицинской академіи, воспитанникъ Галтина изъ крестьянъ, способный мальчикъ, взятый изъ бѣдной семьи еще покойною женой Галтина, и старикъ Дилигентовъ (г. Садовскій), личный секретарь Галтина, принадлежащій къ разряду "униженныхъ и оскорбленныхъ". Этотъ Дилигентовъ въ чемъ-то проштрафился, попалъ подъ судъ, былъ исключенъ изъ службы и окончательно погибалъ, когда Галтинъ взялъ его къ себѣ на службу, пожалуй, вѣрнѣе -- въ услуженіе. Обоихъ облагодѣтельствованныхъ бѣдняковъ, юношу и старика, его превосходительство не только безцеремонно третируетъ, но порою и мальтретируетъ. Студентъ возмущается этимъ по-юношески, порою несдержанно и рѣзко, не зарываясь, однако, изъ благодарности и самаго искренняго уваженія къ памяти своей истинной благодѣтельницы. Старикъ Дилигентовъ возмущается по-своему, по-приниженному, вспоминая постоянно наставленіе своей маменьки:
   
   "Ниже тоненькой былинки
   Надо голову клонить,
   Чтобъ на свѣтѣ сиротинкѣ
   Безпечально вѣкъ прожить".
   
   Правило это не мѣшаетъ, однако, Дилигентову возмущаться, конечно въ отсутствіе Галтина, и отъ всей души ненавидѣть этого "благодѣтеля" за его успѣхи и за тѣ продѣлки, которыми обусловлены такіе успѣхи. У Дилигентова въ карманѣ памятная книжка, въ которой онъ на одной сторонѣ записываетъ "свинства" и явныя "подлости" Галтина, а на другой -- то, что онъ сдѣлалъ добраго и хорошаго. Страницы первой категоріи испещрены достаточно, страницы второй -- всѣ чистенькія. Дилигентовъ ненавидитъ и презираетъ Галтина, исподтишка готовъ подстроить ему всякій подвохъ и пресмыкается передъ нимъ: "Ниже тоненькой былинки надо голову склонить"... Студентъ Павленко и воспитанница Настя влюблены другъ въ друга и условились обвѣнчаться, какъ только молодой человѣкъ сдастъ послѣдніе экзамены и получитъ мѣсто. Отношенія между юношей и Соней, дочерью Галтина, представляются намъ неясными и нѣсколько странными. Соня видимо поддразниваетъ его не безъ кокетства, зоветъ его танцовать. Онъ отказывается, раздраженно укоряетъ ее за легкомысліе и безсердечіе, за вѣчное желаніе "играть комедіи" и говоритъ между прочимъ: "Довольно, будетъ съ меня, не дамъ я вамъ себя въ шуты рядить"... Мы отмѣчаемъ это особенно потому, что къ концу это намъ понадобится. За Соней усердно ухаживаетъ князь Ветлужскій.
   Во второмъ дѣйствіи разъясняется, отчасти, какими способами Галтинъ "удесетеряетъ" доходы своихъ довѣрительницъ. Онъ выпродаетъ изъ ихъ имѣній лѣса и прямо разоряетъ наивныхъ дамъ, а въ огражденіе себя подсовываетъ имъ для подписи распоряженія о такихъ сдѣлкахъ, причемъ настаиваетъ, чтобы барыни тщательно провѣряли его, чтобы сами ѣздили для этого въ свои помѣстья. Это немного слишкомъ "спроста по-простецки", но ведетъ лишь къ тому, что укрѣпляется вѣра барынь въ Галтина, на самомъ же дѣлѣ провѣрять его, ѣздить по деревнямъ, имъ некогда и скучно. Къ довершенію благополучій блестящій офицеръ князь Ветлужскій, наслѣдникъ огромнаго майората, дѣлаетъ предложеніе дочери Галтина. Вѣрный своей обычной тактикѣ, Галтинъ слегка ломается, предоставляетъ рѣшить этотъ вопросъ самой Сонѣ. Дѣвушка соглашается, заявивши, однако, князю, что она его не любить и никого не любить. За то князекъ такъ влюбленъ въ нее, такъ она вскружила ему голову, что онъ себя не помнить и идетъ лишь на одну уступку, чтобы свадьба была отложена на три мѣсяца.-- "Ну, и претъ же мнѣ!" -- восклицаетъ про себя восхищенный Галтинъ. Тѣмъ временемъ Дилигентовъ, аккуратно ведущій счетъ "свинствамъ" и "подлостямъ" своего патрона, получаетъ возможность ввести въ свои замѣтки еще одну мерзость: ухаживаніе Галтина за воспитанницей Настей. Письмо Павленка, въ которомъ тотъ просятъ руки Насти, приводитъ Галтина въ неистовство.-- "Никогда этому не бывать!-- кричитъ онъ.-- Выкиньте это изъ головы".
   Въ третьемъ актѣ -- мѣсяца черезъ два, кажется,-- женихъ-князекъ до того надоѣлъ Сонѣ, что она не знаетъ, какъ отъ него отдѣлаться. А бѣдная Настя такъ и не отвертѣлась, сдѣлалась жертвой мерзкаго каприза Галтина, который теперь хочетъ спровадить ее замужъ за Павленку, сдѣлавшагося врачомъ. Съ этою цѣлью, не говоря никому ни слова, онъ вызвалъ Павленка письмомъ. За время разлуки молодыхъ людей Галтинъ перехватывалъ ихъ письма. Всѣ они, какими-то судьбами, очутились въ карманѣ Дилигентова. И вотъ онъ, при первой встрѣчѣ съ Павленковъ, отдаетъ молодому человѣку какъ его нераспечатанныя посланія, такъ и распечатанныя письма его невѣсты, въ послѣднемъ изъ которыхъ она сообщаетъ ему о постигшей ее горькой участи. Въ присутствіи обѣихъ дѣвушекъ, Дилигентова и князя Ветлужскаго, молодой врачъ кидается на Галтина съ крикомъ:-- "Подлецъ!" -- Ветлужскій и Дилигентовъ удерживаютъ Павленка и тѣмъ спасаютъ Галтина отъ еще болѣе тяжкаго оскорбленія. Галтинъ запирается въ своемъ кабинетѣ. Соня, послѣ такого скандала, считаетъ невозможнымъ выйти замужъ за Ветлужскаго и отказываетъ ему. Почему, именно, отказываетъ,-- это выясняется въ первой картинѣ четвертаго дѣйствія, въ комнатѣ Насти, заболѣвшей отъ нравственнаго потрясенія. Соня ухаживаетъ за больною подругой, о несчастья которой она только-что узнала. Изъ обоюдныхъ признаній дѣвушекъ мы узнаемъ, что Соня давно любятъ Павленка. Настя догадывается, что и Павленко любитъ Соню, а ее, Настю, только жалѣетъ и изъ жалости не отказывается и теперь жениться на ней. А потому Настя не можетъ быть его женой, уступаетъ его Сонѣ, сама же идетъ въ сестры милосердія. Разговоръ съ пришедшимъ въ это время Павленкомъ подтверждаетъ догадку Насти, и сцена кончается ея обморокомъ. Въ послѣдней картинѣ передъ вами Галтинъ въ своемъ кабинетѣ. Призванный Галтинымъ Дилигентовъ пересталъ стѣсняться съ патрономъ, не желаетъ бытъ "ниже тоненькой былинки", не величаетъ его "превосходительствомъ", развязно усаживается на стулъ, закидываетъ ногу на ногу и ехидно спрашиваетъ: "Ну-съ, какъ вы себя теперь чувствуете, Иванъ Ѳедоровичъ?" -- Дилигентовъ убѣжденъ, что при его усердномъ содѣйствіи Галтинъ окончательно сломилъ себѣ шею. Дилигентовъ раскрылъ всѣ его продѣлки и послалъ его довѣрительницамъ обстоятельные доносы, отъ чего и не считаетъ нужнымъ отпираться.-- "Да-съ,-- говорить онъ,-- донесъ, я донесъ потому, что ненавижу васъ за всѣ ваши гадости, за то, что вы зазнались"... и т. д. въ злобно обличительномъ тонѣ. Только на Галтина-то все это производитъ не большее дѣйствіе, чѣмъ горохъ объ стѣну,-- "Промахнулись вы, г. Дилигентовъ,-- начинаетъ онъ глумиться надъ собесѣдникомъ,-- не такой я человѣкъ, котораго можно было бы опрокинуть. Знаете, куклы такія есть, называются "Ванька-встанька" Вы ее повалите, а она поднимется, покачается-покачается и опять станетъ прямо, какъ ни въ чемъ не бывало. Вотъ и я такой-то "Ванька-встанька". Всѣ ваши доносы пропали даромъ, всѣ ихъ я сумѣлъ опровергнуть и пользуюсь теперь большимъ довѣріемъ, чѣмъ когда-либо". И это онъ документами доказываетъ Дилигентову.-- "А нельзя меня опрокинуть,-- продолжаетъ Галтинъ,-- потому, что на такихъ, какъ я, теперь спросъ, а на такихъ, какъ вы, нѣтъ спроса. Я -- въ модѣ, я имъ нуженъ, а не они мнѣ, и безъ меня они обойтись не могутъ".-- Разбиваетъ онъ Дилигентова на всѣхъ пунктахъ и въ грязь затаптываетъ. Но приходитъ дочь, Соня, и заявляетъ отцу, что князю она отказала, въ его домѣ оставаться не хочетъ и уѣзжаетъ съ Павленкомъ и съ Настей. На гнѣвный окрикъ отца и на угрозу оставитъ ее безъ денегъ, она отвѣчаетъ, что ничего ей не нужно, ничего она и сама отъ него не возьметъ, и съ этимъ уходитъ.-- "Какъ вы себя теперь чувствуете, Иванъ Ѳедоровичъ?-- ехидничаетъ Дилигентовъ.-- Вы говорили, суда на васъ нѣтъ. Ань судъ-то есть: вотъ онъ судъ-то на васъ".-- Галтинъ сраженъ, его не радуетъ, не подбадриваетъ даже телеграмма, поданная въ эту минуту и извѣщающая о томъ, что онъ получилъ то высокое назначеніе, котораго онъ такъ добивался.-- "На что мнѣ это теперь?" -- тихо говоритъ онъ, комкая и бросая телеграмму. Занавѣсъ падаетъ, пьеса кончена, но мы остаемся при увѣренности, что "Ванька-встанька", несмотря ни на что, опять поднимется, станетъ прямо и примется "благодѣтельствовать" Россію, какъ облагодѣтельствовалъ своихъ сіятельныхъ поклонницъ. И это отнюдь не портитъ впечатлѣнія,-- наоборотъ, усиливаетъ его, подкрѣпляетъ. И это чувствуется въ настроеніи всей залы, въ дружныхъ апплодисментахъ и въ вызовахъ автора. Какъ видитъ читатель, пьеса умная, съ большимъ смысломъ, за что и пользуется она полнымъ успѣхомъ, несмотря на всѣ промахи автора. Изъ нихъ самымъ крупныхъ мы считаемъ вклеенный, почти втиснутый, въ пьесу эпизодъ съ Настей, придуманный авторомъ для вящаго опозориванія Галтина. Мы думаемъ, что для полной его характеристики было достаточно его гадкаго ухаживанія за воспитанницей, и совершенно достаточно было для того, чтобы ея женихъ сказалъ ему "подлеца", а затѣмъ -- увелъ бы отъ него дѣвушку и благополучно сочетался бы съ нею бракомъ. Второй промахъ мы видимъ въ ненужной ни на что и путающей дѣло обоюдной любви Павленка и Сони. Необъяснимымъ, при такой любви, представляется его объясненіе въ любви съ Настей въ первомъ актѣ и ихъ рѣшеніе вступитъ въ бракъ, при первой возможности. Затѣмъ въ концѣ пьесы оказывается, что Соня уходитъ отъ отца, главнымъ образомъ, для того, чтобы выйти замужъ за Павленка. Мы полагаемъ, что было бы лучше и внушительнѣе, если бы передъ Соней, такъ или иначе, раскрылись пройдошества и мошенничества ея отца и что это побудило дѣвушку уйти отъ него и отказаться отъ наворованныхъ имъ денегъ. Тогда былъ бы настоящій "судъ" надъ всѣми его дѣяніями, а не порывъ влюбленной дѣвушки, и кара постигла бы Галтина за все, что онъ дѣлалъ, а не за одно его любовное приключеніе, не совсѣмъ правдоподобное, даже съ перехватываніемъ писемъ и въ присутствіи Сони и Дилигентова, который видѣлъ все съ самаго начала и не задумался бы, сумѣлъ бы во время, ничѣмъ не рискуя, подставить и съ этой стороны ножку ненавистному патрону. Эти два промаха вынудили автора вставить въ пьесу первую картину четвертаго акта, довольно скучную, прерывающую естественный ходъ комедіи и нисколько не объясняющую того, чѣмъ удалось Галтину соблазнить Настю, искренно любящую Павленка. Эти двѣ любви кажутся намъ неудачно выдуманными и плохо объясненными. Но все это выкупается большою типичностью двухъ главныхъ лицъ, Галтина и Дилигентова. Повторяемъ, это не борцы, и никакой борьбы въ пьесѣ нѣтъ: Галтину все удается, все идетъ у него, какъ по маслу,-- ему "претъ", по его собственному выраженію. По-настоящему, онъ даже и не "Ванька-встанька", такъ какъ никто его не опрокидываетъ и не валяетъ на бокъ. Попытка Дилигентова сдѣлать это рѣшительно не удается съ самого начала. Да и самъ Дилигентовъ ничуть не "борецъ", и пытается онъ "подкузмить" патрона не ради борьбы за что-нибудь, а просто изъ ненависти "униженнаго и оскорбленнаго" къ торжествующему и зазнающемуся удачнику. Такая ненависть весьма понятна со стороны гаденькой и пресмыкающееся натуры Дилигентова, которому, въ сущности, нѣтъ никакого дѣла ни до пороковъ патрона, ни до того, сколько онъ дѣлаетъ зла и сколько еще можетъ надѣлать въ случаѣ дальнѣйшихъ удачъ. Злобствуетъ Дилигентовъ просто изъ зависти. Названіе къ пьесѣ не подходитъ, но это не такъ уже особенно важно. Много важнѣе то обстоятельство, что въ дѣйствительности на такихъ господъ, какъ Галтинъ, "есть спросъ" и что на самомъ дѣлѣ на нихъ "нѣтъ суда", они -- "въ модѣ" съ своимъ "спроста по-простецки" и потому считаютъ возможнымъ всячески нахальничать и залѣзать на такія высокія мѣста, на которыхъ ихъ алчности и "хамской" наглости не предвидится никакихъ предѣловъ. Все, данное авторомъ, превосходно изобразилъ г. Южинъ. Г. Садовскіе былъ идеальнымъ Дилигентовымъ. Въ его интерпретаціи это не только вполнѣ живая фигура, это -- настоящій типъ, олицетворенный такъ, какъ нынче уже поити разучились это дѣлать и отдѣлывать до послѣднихъ мелочей съ непоколебимою естественностью самаго ничтожнаго движенія. Смотрѣть такую игру -- истинное и высокое наслажденіе. Вотъ гдѣ старая школа для молодыхъ артистовъ, такихъ талантливыхъ и работающихъ, какъ г. Рыжовъ, напримѣръ, отлично исполнившій весьма нелегкую роль Павленка, къ нашему большому удовольствію, мы можемъ отмѣтить, что г. Ильинскій такъ же хорошо, мѣстами восхитительно, сыгралъ роль князя Ветлужскаго. Г-жа Музиль была очень мила въ трудной роли воспитанницы Насти. Для такой роли она еще не достаточно сильна, но видны большая искренность, правильное пониманіе положеній и обдуманное стараніе передать все въ надлежащемъ тонѣ. Отъ души желаемъ дальнѣйшихъ успѣховъ молодой артисткѣ. Г-жа Лешковская, по обыкновенію, извлекла изъ неважной роли Сони все, что можетъ извлечь изъ нея очень большой талантъ. При всемъ уваженіи нашемъ къ г-жѣ Никулиной, мы вынуждены сказать, что напрасно взяла она на себя изображать баронессу, grande dame самаго высшаго круга. На провинціальныхъ сценахъ эта комедія будетъ имѣть, вѣроятно, такой же большой успѣхъ, какъ имѣла она въ Москвѣ.

Ан.

"Русская Мысль", кн.XII, 1897

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru