Реклю Эли
Политическая и общественная хроника

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Контраст между Англией и континентальной Европой.- Способность англичан вести общее дело.- Сила общественного мнения в Англии ломает старые традиции.- Затруднительное положение католического духовенства в Ирландии вследствие церковного билля.- Эпидемия пропаганды.- Широкие размеры деятельности партии секуляристов.- Ее успехи.- Замечательный оратор и политический деятель Брадло.- Борьба шабашников с лигерами воскресенья.- Противодействие со стороны общественного мнения пуризму чтителей воскресного дня.- Отражение в Англии событий европейского континента.- Демократизирование английской палаты общин.- Сближение английских высших классов с рабочими.- Ужасное устройство рабочих домов.- Детоубийство и самоубийство в виду безвыходной нищеты.- Мудрые епископы.- Переполох бонапартистов.- Статья Бичер-Стоу о Байроне.- Падение веры в Индии.


ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ХРОНИКА.

Контрастъ между Англіей и континентальной Европой.-- Способность англичанъ вести общее дѣло.-- Сила общественнаго мнѣнія въ Англіи ломаетъ старыя традиціи.-- Затруднительное положеніе католическаго духовенства въ Ирландіи вслѣдствіе церковнаго билля.-- Эпидемія пропаганды.-- Широкіе размѣры дѣятельности партіи секуляристовъ.-- Ея успѣхи.-- Замѣчательный ораторъ и политическій дѣятель Брадло.-- Борьба шабашниковъ съ лигерами воскресенья.-- Противодѣйствіе со стороны общественнаго мнѣнія пуризму чтителей воскреснаго дня.-- Отраженіе въ Англіи событій европейскаго континента.-- Демократизированіе англійской палаты общинъ.-- Сближеніе англійскихъ высшихъ классовъ съ рабочими.-- Ужасное устройство рабочихъ домовъ.-- Дѣтоубійство и самоубійство въ виду безвыходной нищеты.-- Мудрые епископы.-- Переполохъ бонапартистовъ.-- Статья Бичеръ-Стоу о Байронѣ.-- Паденіе вѣры въ Индіи.

   Путешественника иностранца, переѣхавшаго проливъ Па-де-Кале и высадившагося на англійскій берегъ невольно поражаетъ громаднѣйшая разница, существующая между Англіей и континентальной Европой. Все здѣсь другое: и люди, и строенія, и цвѣтъ неба, а главное дѣятельность, проявляющаяся въ удивительныхъ размѣрахъ. Проѣзжаетъ ли путешественникъ черезъ города, черезъ деревни, пересѣваетъ ли поле или въѣзжаетъ въ лѣсъ -- вездѣ и всюду идетъ неустанная работа, вездѣ замѣтна высокая культура. Англійскія поля обработаны несравненно лучше, чѣмъ въ континентальной Европѣ; скотъ, пасущійся на тучныхъ зеленыхъ лугахъ, крупенъ и красивъ; фабрики и заводы похожи на большіе города, а огромные города кажутся сплошною фабрикою или заводомъ.
   Но изумительное дѣло: никто изъ трудящихся не кажется особенно занятымъ, никто не суетится; всякій дѣлаетъ свою работу спокойно, не спѣша, какъ автоматъ, котораго движенія управляются общимъ механизмомъ. Всякій просто, безъ затѣй, исполняетъ работу, спеціально ему порученную, поэтому усилія каждаго удивительнымъ образомъ согласуются съ* усиліями всѣхъ и общее дѣло совершается быстро, разумно, согласно съ предназначенною цѣлью. Такія качества немыслимы еще въ континентальной Европѣ.
   Англичанинъ серьезно предается труду, онъ любитъ его; свое занятіе онъ изучаетъ до тонкости, до совершенства, онъ почти всегда спеціалистъ въ своемъ дѣлѣ; немудрено, что при такихъ условіяхъ англійская ремесленная и заводская промышленность стоятъ на такой высокой степени совершенства.
   Ходячее мнѣніе, что англичане народъ хладнокровный по преимуществу, что они не склонны въ увлеченію,-- положительно ошибочно. Правда, нѣкоторые джентльмены избрали своимъ идеаломъ человѣка, который ничему не удивляется, котораго ничто не можетъ взволновать, но большинство англичанъ увлекается до крайнихъ границъ энтузіазма и въ этомъ отношеніи оставляетъ далеко позади себя даже французовъ, которыхъ считаютъ вообще самымъ увлекающимся народомъ въ цивилизованномъ мірѣ. Краснорѣчіе оратора, быстрота лошади на скачкѣ, ловкій ударъ боксера, -- все это вызываетъ въ слушателяхъ и присутствующихъ взрывы самаго яростнаго энтузіазма, раздаются неистовые крики и аплодисменты. Степень увлеченія англичанъ лучше всего изучать на выборахъ, гдѣ оно доходитъ до крайняго своего проявленія; кандидатамъ почти всегда приходится выносить много ругательствъ, случается даже и хуже; извѣстно, что выборные дни въ Англіи часто обращаются въ дни потасовокъ. Для сравненія возьмите, напримѣръ, Францію, гдѣ система оффиціальныхъ кандидатуръ и злоупотребленія, присущія тамошнему избирательному механизму, казалось, должны бы были вызывать увлеченіе, и что же?-- здѣсь голосованіе почти всегда совершается мирнымъ образомъ.
   Всякое обобщеніе опасно; нужна большая смѣлость, чтобы судить о цѣломъ народѣ, не принимая въ расчетъ отдѣльныя личности и ихъ безчисленныя различія между собою; однакожъ, имѣя въ рукахъ средніе статистическіе выводы, можно рискнуть и на такое обобщеніе. Основываясь на статистическихъ данныхъ и сравнивая континентальныхъ европейцевъ съ англичанами, можно вывести заключеніе, что первые обладаютъ лучшими способностями, а англичане отличаются большимъ запасомъ знаній, страстью къ ихъ пріобрѣтенію и сильно развитою волей. У англичанъ, можетъ быть, меньше развита способность къ изобрѣтательности, но если они поняли дѣло, если пустили въ ходъ машину, она идетъ у нихъ правильно и безостановочно. Они дѣлаютъ свое дѣло методически, можно сказать, религіозно; когда они становятся бакалейщиками, они поднимаютъ "колоніальный продуктъ на высоту принципа*; когда торгуютъ кожами, они повторяютъ съ убѣжденіемъ: "ничто не сравнится съ кожею". И такъ во всякомъ дѣлѣ. Какъ велико будетъ развитіе англійскаго народа и какъ далеко онъ шагнетъ но пути прогресса, когда къ своей жаждѣ знаній, къ своей настойчивости онъ присоединитъ еще силу, какую даетъ просвѣщеніе, когда онъ усвоитъ болѣе широкія идеи соціальнаго устройства!
   Однакожъ какъ ни великъ контрастъ между англичанами и континентальными европейцами, онъ мало-по-малу сглаживается и теперь уже далеко не тотъ, какимъ былъ 10, 20 лѣтъ тону назадъ. Развитію солидарности между различными народами много помогаютъ путешествія. Болѣе полумилліона англичанъ ежегодно переѣзжаетъ каналъ Па-де-Кале и путешествуетъ по разнымъ частямъ Европы; съ другой стороны, такое же, если еще не большее число континентальныхъ европейцевъ ѣздитъ въ Англію; сотни тысячъ англичанъ селятся на продолжительное время въ континентальной Европѣ, такое же число европейцевъ заживается въ промышленныхъ городахъ Англіи. Этимъ путемъ сближенія между націями сглаживаются національные предразсудки, утверждается симпатія между народами. Національная ненависть почти изчезла; слово "иностранецъ" перестало быть какъ нѣкогда синонимомъ выраженія "врагъ". Континентально-европейскіе изгнанники находятъ теперь въ Англіи новое отечество, ихъ принижаютъ дружески, совсѣмъ не такъ, какъ принижали послѣ 1848--1852 годовъ.
   Этой внѣшней перемѣнѣ соотвѣтствуетъ перепѣва въ идеяхъ. Всѣ тѣ, которые не могутъ вѣрить, что все идетъ прекрасно въ этомъ лучшемъ изъ міровъ; всѣ тѣ, которые желаютъ нововведеній въ церкви, въ политикѣ, въ обществѣ,-- всѣ такіе люди въ Англіи научились дѣйствовать общими усиліями и ищутъ поддержки въ новаторахъ на континентѣ. А нѣкогда англійскимъ реформаторамъ недоставало именно умѣнья дѣйствовать вмѣстѣ, совокупными силами. Въ то время они занимались только одной какой нибудь спеціальной реформой и во всемъ остальномъ объявляли себя консерваторами; они считали бы себя серьезно оскорбленными, еслибъ кто нибудь обозвалъ ихъ революціонерами. Кооператоры въ то время отталкивали соціалистовъ; соціалисты относились несочувственно въ республиканцамъ; республиканцы гнушались атеистами, а эти послѣдніе относились недовѣрчиво во всему, что имѣло въ виду исключительно политическія цѣли. Эмансипированныя женщины составляли совершенно объединенную группу и видѣли въ своей спеціальной реформѣ конечную цѣль человѣческаго благополучія. Еще не такъ давно миссъ Эмилія Фейсфель, одна изъ самыхъ энергическихъ бойцовъ за равенство половъ, притянула въ суду одного журналиста, по ошибкѣ помѣстившаго ея имя въ числѣ послѣдователей секуляризма. Дѣйствуя такимъ разъединяющимъ образомъ, передовые люди того времени не замѣчали, сколько они приносятъ вреда дѣлу, которому служатъ. Цѣль у нихъ у всѣхъ была одинаковая, но они расходились, и по большей части весьма мало, въ средствахъ, которыми можно было придти въ этой цѣли. Споря между собой, новаторы не замѣчали, что этой безплодной борьбой они только отдаляютъ время торжества своихъ идей. Но наконецъ они поняли свою прежнюю ошибку и нынче въ Англіи новаторы сплотились въ небольшіе разбросанные во всей странѣ дружные батальоны, изумительно дисциплинированные, стоящіе твердо одни за другихъ. Совсѣмъ не то на континентѣ Европы; здѣсь новаторы, надо правду сказать, представляютъ огромную толпу, дѣйствующую безъ всякаго порядка и неимѣющую понятія о дисциплинѣ, Англичане научились теперь соединять свои небольшія группы въ большія массы, дѣйствующія совокупно для достиженія цѣли, къ которой они стремятся. Всѣ совершившіяся въ послѣднее время и имѣющія совершиться перемѣны въ политическомъ и соціальномъ строѣ Англіи, явились результатомъ этого единенія и политическаго такта передовыхъ людей.

----

   Рѣшеніе англійскаго парламента по вопросу объ ирландской церкви составляетъ событіе величайшей важности и принадлежитъ къ числу знаменій нашего времени. Если Гладстонъ и его друзья рѣшились сломать старое зданіе англиканизма въ Ирландіи; если палата общинъ, большинствомъ ста голосовъ, съ энтузіазмомъ поддержала своего предводителя въ дѣлѣ разрушенія; наконецъ, если палата лордовъ согласилась пойти рука объ руку съ разрушителями,-- все это сдѣлано никакъ не во имя подобающей справедливости католикамъ, составляющимъ четыре пятыхъ ирландскаго населенія. Нѣтъ. Аристократы и англикане уступили давленію англійскаго народа, -- ирландцы тутъ почти не причемъ,-- уступили силѣ общественнаго мнѣнія Англіи. Не желая дѣлать уступокъ подданнымъ папы, они нашлись вынужденными сдѣлать ихъ секуляристамъ, т. е. партіи, къ которой принадлежатъ всѣ желающіе уничтоженія всевозможныхъ оффиціальныхъ церквей,-- католической или протестанской -- это все равно. Конечно, въ своихъ парламентскихъ рѣчахъ, враги и защитники билля не осмѣлились признать истинную причину, которая заставила ихъ наложить руку на основное учрежденіе; они изобрѣтали разные религіозные предлоги, подводили тексты, но въ глубинѣ души очень хорошо понимали, что они работаютъ для разрушенія оффиціальной церкви не въ одной Ирландіи, но и во всей Великобританіи. Одинъ только пэръ -- и ему сильно аплодировали дамы, занимавшія верхнія галлереи палаты пэровъ -- лордъ Винчельси объявилъ, что онъ скорѣе понесетъ свою голову на плаху, чѣмъ согласится на принятіе вѣры, сколько революціонной, столько же и противной божественной морали. Но его сотоварищи вовсе не желали надѣть на себя мученическій вѣнецъ и, со стыдомъ и грустью, приняли законъ, постаравшись насколько было возможно его урѣзать. "Законъ этотъ несправедливъ, онъ вреденъ, говорилъ ихъ корифей лордъ Шэфтсбери,-- но народъ его хочетъ и мы съ большой печалью въ сердцѣ уступаемъ." Другими словами этотъ лицемѣръ признался: "мы станемъ повиноваться людямъ скорѣе, чѣмъ Богу."
   Католики могутъ принять также "съ печалью на сердцѣ" предложенный имъ подарокъ. Также, какъ и англикане, они могутъ бояться полученной свободы. Феніане, т. е. ирландскіе республиканцы, въ союзѣ съ своими американскими братьями, уже разорвали всякую связь съ своими священниками; народная масса не замедлитъ послѣдовать ихъ примѣру, когда послѣ превращенія преслѣдованій, священники перестанутъ имѣть въ ея глазахъ ореолъ страдальцевъ. Католическая церковь въ Ирландіи будетъ по прежнему собирать пожертвованія для бѣдныхъ, по прежнему будетъ отсылать въ бѣднѣйшія хижины опредѣленное количество картофеля, кукурузы и даже виски. Но она ужь больше не будетъ защитницей притѣсненныхъ; сама свободная, она, въ Ирландіи, употребить всю свою дѣятельность на оглупѣніе и обѣдненіе своей паствы, которую ей будетъ расчетъ держать въ нищетѣ и невѣжествѣ. Католическіе и англиканскіе патеры, -- бывшіе враги, -- станутъ теперь соучастниками.
   Мѣра, принятая противъ англиканской церкви въ Ирландіи, вслѣдъ за собой должна вызвать другія подобныя. Оффиціальная церковь должна быть уничтожена и на островѣ Уэльскомъ, потому что большинство тамошнихъ жителей принадлежитъ къ диссидентскимъ сектамъ. Точно также въ отдаленной Ямайкѣ, гдѣ баптисты и методисты численностію своею въ двадцать разъ превышаютъ англиканъ, правительство будетъ обязано произвести радикальную реформу. И все это однакожъ будутъ не болѣе, какъ приготовительная работа. Прежде, чѣмъ примутся разбирать главное зданіе, обыкновенно сносятъ сараи и другія небольшія хозяйственныя пристройки. Епнекопы, засѣдающіе въ палатѣ лордовъ, очень хорошо знакомы съ такимъ обыкновеніемъ. Они понимаютъ, что за ирландскими епископами настанетъ ихъ очередь, что уже начинаютъ добираться и до ихъ крѣпко-насиженныхъ теплыхъ мѣстъ. Затѣмъ... во что будетъ затѣмъ, они не рѣшаются предсказывать. Правда и сами реформаторы, ведущіе аттаку противъ оффиціальной церкви, едва ли отдаютъ себѣ ясный отчетъ о тѣхъ послѣдствіяхъ, къ какимъ должна привести ихъ дѣятельность. Они идутъ, не сознавая ясно своей цѣли и выставляютъ передъ собой, въ качествѣ предводителей, Брайта, квакера, и Гладстона, ревностнаго церковника, который въ своей первой книгѣ, высказалъ такую торжественную фразу: "внѣ церкви нѣтъ спасенія!"
   Вмѣстѣ съ нападками на оффиціальную церковь явились нападки и на самые догматы католической и протестантской религіи со всѣми ея сектами. И Лоу и англиканская церковь и диссентеры, и ортодотовсальные и гетеродовсальные проповѣдники,-- всѣ рѣшились принять энергическія мѣры, одни чтобы отвратить опасность, грозящую церкви, другіе для пріобрѣтенія себѣ прозелитовъ; всѣ партіи пустили въ ходъ проповѣдниковъ, захватывающихъ народъ вездѣ -- въ тавернахъ, мастерскихъ, на площадяхъ, -- вездѣ, гдѣ только народъ веселится, отдыхаетъ и работаетъ. Въ одномъ только Лондонѣ двѣсти миссіонеровъ проходятъ по всѣмъ кварталамъ, останавливаясь на углахъ улицъ, подъ арками віадуковъ, подлѣ различныхъ увеселительныхъ заведеній. Они поютъ гимны и имъ подтягиваетъ обыкновенно нѣсколько старухъ, а иногда и стариковъ, вышедшихъ изъ сосѣднихъ домовъ; проповѣдникъ становится на колѣни на мостовой и громкимъ голосомъ умоляетъ небо помиловать вора, находящагося здѣсь въ толпѣ, проститутку, которая проходитъ мимо. Съ дикимъ краснорѣчіемъ, наводящимъ иногда ужасъ, говорятъ они о смерти, о будущемъ судѣ, о неугасаемомъ огнѣ; ихъ цѣль -- заставить дрожать своихъ, слушателей, вселить въ нихъ ужасъ, который побудить бы ихъ возвратиться къ церкви. Пѣніе гимновъ они сопровождаютъ вздохами и слезами, и часто случается, что имъ удается достигнуть своей цѣли: по толпѣ пробѣжала дрожь, она взволновалась и съ разныхъ угловъ въ отвѣтъ энергическому проповѣднику слышатся громкія рыданія.
   Подобно протестантскимъ проповѣдникамъ, переходящимъ изъ улицы въ улицу для произнесенія назидательныхъ рѣчей народу, я католическіе патеры, освобожденные отъ преслѣдованій, пользуясь предоставленною имъ свободою, такимъ же путемъ стараются набирать себѣ прозелитовъ. Конечно они имѣютъ меньше успѣха, чѣмъ проповѣдники методистскіе и другихъ діссентерскихъ сектъ; въ своихъ проповѣдяхъ имъ приходится бросаться въ полемику и защищать отъ иновѣрческихъ нападокъ догматъ о непогрѣшимости папы, а такія разглагольствованія не особенно нравятся англичанамъ; кромѣ того паписты не могутъ опираться на національныя традиціи, не могутъ посылать своихъ слушателей къ воспоминаніямъ безгрѣшнаго дѣтства;-- однакожъ и вокругъ нихъ постоянно толпятся слушатели, но болѣе изъ любопытства я никогда не случается, чтобы ихъ воззванія производили сильное впечатлѣніе и вызывали рыданія.
   И секуляристы, опираясь на общественное мнѣніе и на законы, дозволяющіе каждому англичанину собирать митинги, -- съ своей стороны, посылаютъ пропагандистовъ на улицы и площади, и тѣ ревностно нападаютъ какъ на католическую, такъ и на протестантскую церковь. Правда, законъ считаетъ преступленіемъ подобныя нападенія, относя ихъ къ кощунству и наказываетъ его очень строго, но, какъ извѣстно, въ Англіи законъ уже пересталъ существовать съ той норы, какъ онъ осужденъ обычнымъ правомъ. Въ Англіи очень рѣдко уничтожаютъ старыя законоположенія; теоретически на бумагѣ онѣ продолжаютъ еще существовать, тогда какъ практика давно ужь изгнала ихъ изъ употребленія. Законъ о кощунствѣ изданъ въ феодальныя времена и составляетъ теперь достояніе антикваріевъ, да развѣ иногда адвокаты, желающіе показать свое знаніе исторія англійскаго законодательства, упомянуть о немъ между прочимъ въ своихъ рѣчахъ. Въ настоящее время въ Англіи немыслимъ судья, который рѣшился бы примѣнить этотъ отвергнутый общественнымъ мнѣніемъ законъ. А потому свободно, среди бѣлаго дня, мужчины и даже женщины, взмостившись на тумбу или на пьедесталъ статуи, нападаютъ ни церковь, нападаютъ на библію, на догматъ предопредѣленія и пр. Въ первое время такіе пропагандисты не разъ подвергались серьезной опасности; частенько простосердечные слушатели, недовольные ихъ рѣчами, кидали въ нихъ грязью, боксеры подчиняли кулаками, а женщины провожали оскорбленіями. Не одинъ разъ самая краснорѣчивая ораторша партіи секуляристовъ, г-жа Лоу, должна была прибѣгать въ защитѣ своего мужа и его друзей отъ угрожающихъ и оскорбительныхъ выходовъ раздраженныхъ слушателей. Но мало-по-малу секуляристы овладѣли позиціей и теперь вокругъ ихъ ораторовъ всегда собирается многочисленная толпа слушателей и они служатъ предметомъ преимущественнаго вниманія всего населенія. Иногда случается, что на одной и той же площади собирается нѣсколько различныхъ кучекъ. Каждая изъ нихъ слушаетъ особаго оратора, каждый ораторъ является представителемъ особой церкви. Вотъ здѣсь расположились методисты, подлѣ нихъ, подальше, ирландскіе католики, а еще дальше секуляристы. Отдѣльныя кучки не мѣшаютъ одна другой и каждая спокойно слушаетъ своего оратора. Но случается иногда, что мало талантливый проповѣдникъ наскучитъ своимъ слушателямъ, они, освиставъ его, бросаются въ той кучкѣ, откуда слышатся рукоплесканія и, увлекшись новымъ ораторомъ, дѣлаются его прозелитами и продолжаютъ ходить ужъ къ нему, а не въ прежнему своему наставнику. Самымъ большимъ успѣхомъ въ послѣднее время пользовались секуляристы.
   Благодаря значительнымъ средствамъ, какими оно располагаетъ, евангелическое христіанское общество, имѣющее своимъ предсѣдателемъ лорда Шефтсбзри, посредствомъ широко развитой благотворительности всегда легко можетъ пріобрѣтать и пріобрѣтаетъ прозелитовъ. Во всѣхъ лондонскихъ кварталахъ находятся пекарни, гдѣ за дешевую цѣну или даже даромъ матери семействъ могутъ получать хлѣбъ для себя и своихъ дѣтей, но около пекарни всегда сидитъ проповѣдникъ, который не пропуститъ ни одного бѣдняка, чтобы не побесѣдовать съ нимъ о спасеніи его души, чтобы не разсказать ему объ адскихъ мукахъ, чтобы не пригласить его помолиться и пропѣть съ нимъ вмѣстѣ гимнъ или псаломъ. Кромѣ того каждое воскресенье и часто вечеромъ въ будніе дни въ пекарнѣ идетъ спеціальная церковная служба и каждая изъ благотворимыхъ непремѣнно должна присутствовать на ней. Кто же не пожелаетъ молиться, тотъ лишается пособія. Точно также въ школахъ для оборвышей (ragged schools): если кто изъ дѣтей опоздаетъ на молитву или не явится на уроки библіи, того лишаютъ награды или совсѣмъ исключаютъ изъ школы.
   Суровые методисты выступили съ религіозной пропагандой, преобразовавшись въ артистовъ. Они наняли театры, украсили сцену цвѣтами и увили колонны зеленью. Но вмѣсто Розамунды или Офеліи на сценѣ появлялся мужчина, съ ногъ до головы одѣтый въ черное, взволнованнымъ, дрожащимъ голосомъ, съ приличными случаю жестами, онъ напоминалъ собравшейся публикѣ о спасеніи души, объ опасности, грозящей вѣрѣ. Ему рукоплескали, значитъ все обстояло благополучно. Секуляристы не отставали отъ методистовъ, и они нанимали театры, только не лондонскіе -- они слишкомъ бѣдны для такой роскоши -- а провинціальные. Тамъ ихъ главнѣйшіе ораторы читали историческіе курсы или разсуждали о различныхъ научныхъ вопросахъ. Нѣсколько лѣтъ тому назадъ многіе профессоры, и въ числѣ ихъ знаменитые Тиндаль и Гекели, желая разсѣять мракъ предразсудковъ, засѣвшій въ головахъ рабочихъ, точно также читали имъ популярныя лекціи по естественнымъ наукамъ. Свои чтенія секуляристы устраивали въ воскресенье, когда строгіе послѣдователи англиканства и другихъ исповѣданій, строго исполняющихъ воскресный день, считаютъ обязанностію ничего не дѣлать. Это произвело рѣшительный скандалъ въ средѣ консерваторовъ высокой и низкой церкви, которые, примѣнивъ какую-то легальную кляузу, успѣли подвести секуляристовъ подъ осужденіе. Чтобы продолжать свое дѣло, секуляристы, изъ партіи реформистское лиги, рѣшились назвать свои бесѣды "религіозными рекреаціями" (Récréative religionist). Съ этихъ поръ никто уже не смѣлъ ихъ трогать, но вмѣстѣ съ тѣмъ въ глазахъ своей публики они явились нѣсколько въ комическомъ видѣ.
   Лучше разумѣющая дѣло, главная сила арміи секуляристовъ, предводимая легистомъ Брадло, поняла, что для успѣшной борьбы прежде всего необходимо дѣлать дѣло въ своемъ собственномъ домѣ, въ этой сильнѣйшей крѣпости англичанъ. Въ центральной части Лондона они основали огромное зданіе народной науки; здѣсь профессора, хозяева въ своей собственной квартирѣ, преподаютъ науки ученикамъ, которые въ тоже время ихъ товарищи по ассоціаціи; здѣсь, въ воскресенье, Брадло и его друзья трактуютъ, безъ всякого опасенія, всѣ религіозные, политическіе и соціальные вопросы. Брадло еще молодъ, онъ высокъ ростомъ, нѣжнаго сложенія, взглядъ у него привѣтливый, голосъ звучный; онъ, по всей справедливости, долженъ считаться однимъ изъ величайшихъ ораторовъ Англіи и цѣлаго свѣта. Въ его рѣчи поперемѣино звучитъ то самая пылкая страсть, то язвительная иронія; онъ волнуетъ свою аудиторію, которая отдается ему всѣмъ своимъ существомъ; то взрывы смѣха, то аплодисменты сопровождаютъ сначала и до конца его рѣчь; онъ прямо идетъ къ цѣли, называетъ вещи собственными именами, нападаетъ смѣло, рѣшительно; всѣ идолы въ его глазахъ имѣютъ равную цѣну: простой ли чурбанъ или изящно-размалеванная фигура, одѣтая въ золото и драгоцѣнные камни; онъ возстаетъ противъ всякаго идолопоклонства, въ какомъ бы видѣ оно ни проявлялось. Если этотъ человѣкъ съумѣетъ себя сохранить чистымъ, если онъ не дастъ овладѣть собой тщеславію и останется простымъ и безъискуствецнымъ, несмотря на безмѣрное удивленіе, какое онъ возбуждаетъ въ своихъ друзьяхъ и послѣдователяхъ (демократическая Англія имѣетъ право расчитывать на такого человѣка, какъ онъ); если онъ не умретъ слишкомъ рано, этотъ человѣкъ, по всей вѣроятности, оставитъ глубокій слѣдъ въ исторіи своей страны.
   По словамъ лорда Шэфтсбери, огромное большинство рабочаго населенія Лондона и большихъ городовъ почти совсѣмъ перестало посѣщать церковную службу въ воскресенье; есть даже такіе прихода въ центрѣ Лондона, гдѣ въ церковь приходятъ только два человѣка изо ста. Чтобы помочь горю и возвратить бѣглецовъ, ретивые ханжи, которыхъ въ Англіи называютъ шабашниками, предложили возвратиться къ старинѣ и запретить въ воскресные дни всякія развлеченія, т. е. чтобы никто не смѣлъ забавляться по своему вкусу, пѣть въ полное свое удовольствіе, ходить въ театры и пр. Дѣйствительно было время, когда въ воскресный день запрещались всякія, самыя невинныя развлеченія и втеченіе всѣхъ двадцати четырехъ часовъ этого дня царствовала мрачная пуританская тишина. Но постепенно общественное мнѣніе вырывало уступки: сначала послѣ полудня стали открывать будто бы исключительно для религіозныхъ потребностей садъ Бью, Гэмптонъ-коурть; потомъ стали пускать гуляющихъ въ Риджентъ-паркъ, въ паркъ Викторія, гдѣ нѣмецкіе артисты играютъ оперныя увертюры,-- вальсы, польки и вообще музыка для танцевъ остаются пока запрещенными; при этомъ постановлено, что публика можетъ слушать музыку, но только съ условіемъ скромнаго молчанія, приличнаго праздничному дню, не выражая ни знаковъ одобренія, ни знаковъ порицанія: права аплодировать въ воскресенье англичане до сей поры не добились.
   Великимъ полемъ битвы между шабашниками и лигерами воскресенья явился Хрустальный дворецъ. Одни во что бы то ни стало хотѣли, чтобы дворецъ былъ запертъ въ воскресные дни; другіе, напротивъ, желали отдавать его въ этотъ день для потребностей народнаго образованія. Недавно еще дворецъ -- частная собственность извѣстнаго числа акціонеровъ -- конечно былъ открытъ для своихъ хозяевъ во всѣ дни недѣли; но ханжи, засѣдающіе въ совѣтѣ, нашли, что акціонеры даютъ худой примѣръ, прогуливаясь въ воскресенье въ своемъ собственномъ саду и въ этотъ день посѣщая свой собственный музей. Чтобы одержать побѣду въ общемъ собраніи, они скупили множество акцій и роздали ихъ шабашникамъ, съ условіемъ, чтобы тѣ подали голосъ за строгое почтеніе воскреснаго для. И, въ самомъ дѣлѣ, сами акціонеры, огромнымъ большинствомъ, рѣшили не допускать въ Хрустальный дворецъ въ воскресенье не только публику, но и самихъ членовъ. На сторонѣ шабашниковъ было 35,000 акцій, противъ нихъ 9,000.
   Лишенные Хрустальнаго дворца "лигеры воскресенья", къ счастію, имѣли въ своемъ распоряженіи природу, парки, лѣса, морскіе берега; ихъ центральный совѣтъ обратился въ компаніямъ желѣзныхъ дорогъ съ просьбою понизить плату за проѣздъ на треть или на четверть; компаніи не могли отказать, потому что ихъ собственный интересъ заключался въ принятіи предложенія: они пріобрѣтали тысячи новыхъ пассажировъ. Въ первое же воскресенье въ Гастингсъ поѣхало болѣе 15,000 пассажировъ. Они рѣшительно завладѣли городомъ: разсыпались но площадямъ, наполнили улицы, вездѣ устроили импровизированныя кафедры и, въ великой горести ортодоксальныхъ патеровъ, народъ массами бѣжалъ слушать живыя и страстныя рѣчи секуляристовъ, столь ненавистныхъ для защитниковъ привилегій оффиціальной церкви. Въ слѣдующее воскресенье секуляристы отправились въ другой городъ и во время выборнаго сезона переѣзжали съ мѣста на мѣсто, вездѣ вербуя себѣ приверженцевъ. Иногда, впрочемъ, "литеры" дѣлали поѣздки для собственнаго удовольствія, а не для пропаганды. Многіе изъ большихъ сеньоровъ, ищущіе, можетъ статься, популярности, приглашали этихъ оскорбителей воскресенья провести время въ ихъ провинціальныхъ заикахъ. Подъ купами деревьевъ накрывался обѣденный столъ, а послѣ сытнаго обѣда молодые люди танцовали на мягкой муравѣ, играли въ разныя игры, импровизировали концерты, группировались около ораторовъ. Молодежь веселилась, забывая о воскресномъ днѣ и, безъ сомнѣнія, много выигрывала противъ строгихъ почитателей воскресенья, слоняющихся безцѣльно изъ угла въ уголъ, не зная, чѣмъ спастись отъ скуки и возсылая мольбы, чтобы на слѣдующее воскресенье была дурная погода, туманъ, дождь или буря -- все не такъ будетъ грустно.
   Этому очевидному прогрессу англійскаго общества, начинающему отрѣшаться отъ средневѣковыхъ предразсудковъ, соотвѣтствуетъ замѣтный прогрессъ его въ политическомъ и соціальномъ отношеніяхъ. На массы повѣяла новая жизнь, въ нихъ возбудились надежды на лучшее будущее и они стали сплачиваться въ прочные союзы. Относительно англійскаго народа въ наукѣ я литературѣ существуетъ ошибочное мнѣніе, будто онъ въ своей исторіи шелъ особнякомъ отъ прочаго человѣчества, будто политическія и соціальныя движенія на континентѣ почти или совсѣмъ не отражались за Англіи. Но факты говорятъ иное. Въ восемнадцатомъ столѣтіи и Англія имѣла своихъ энциклопедистовъ; произведенія Болингброка, Шэфтсбери и ихъ послѣдователей произвели на англійское общество такое же вліяніе, какое производили во Франціи творенія Вольтера, Руссо, д'Аламбера, Дидро, Гольбаха и др. И первая французская революція отразилась на Англіи, гдѣ множество новаторовъ пытались, хотя и тщетно, насильственно двинуть англійское общество на путь философскаго прогресса; кое-гдѣ проявилось было замѣтное движеніе, но вскорѣ стихло, и въ то время, какъ Наполеонъ утвердилъ во Франціи свой военный деспотизмъ и старался уничтожить все, что пахло революціей, -- въ Англіи знаменитый Питтъ, скорѣе союзникъ, а не врагъ Наполеона, какимъ его считали -- принималъ суровыя мѣры противъ прогрессивнаго движенія. Послѣ паденія французской имперіи, какъ во Франціи, такъ и въ Англіи стали обращать болѣе вниманія на общественное мнѣніе страны и нѣсколько расширили свободу. Съ этихъ поръ духъ свободомыслія сталъ развиваться въ обѣихъ странахъ и сама либеральная буржуазія начала толковать о радикальныхъ реформахъ. Розыгралась буря 1848 года на европейскомъ континентѣ и заключилась въ Англіи сильнымъ движеніемъ чартистовъ. Іюльскія и декабрскія событія во Франціи не прошли безслѣдно и для Англіи; правда, въ большихъ городахъ Англіи не лилась кровь; правительство не проявляло тамъ никакихъ жестокостей, оно не доходило до разстрѣливанія безоружныхъ гражданъ, но тѣмъ не менѣе буржуазныя стремленія одержали верхъ и начавшееся движеніе пріостановилось. Революціонные дѣятели, оставленные своими послѣдователями, не желая доставить торжество своимъ противникомъ, пытавшимся посадить ихъ на скамью обвиняемыхъ, удалились изъ Англіи: кто уѣхалъ въ Австралію и въ Канаду, а кто и въ Соединенные штаты. Въ этихъ странахъ, на тысячи миль удаленныхъ отъ ихъ отечества, они не сидѣли сложа руки. Они познакомили нашихъ антиподовъ съ западно-европейскими прогрессивными идеями и тѣмъ много способствовали скорѣйшему введенію реформъ, улучшившихъ положеніе англійскихъ колоній. Но для самой Англіи эти люди были потеряны и дѣятельность ихъ тамъ ничѣмъ болѣе не обнаруживалась.
   Но выросло новое поколѣніе людей; демократическая партія въ Англіи преобразовалась и явилась на поле дѣйствія, опираясь на огромную народную армію. Правда, ни въ кружкѣ Брадло, ни въ ланкашэйрскихъ и йоркшэйрскихъ кружкахъ, принадлежащихъ къ самимъ крайнимъ, нигдѣ не было упомянуто слово "республика;" но дѣло вовсе не въ словѣ, въ особенности въ Англіи, странѣ дѣла по преимуществу. Великобританія считается монархіей, она имѣетъ палату пэровъ, но въ сущности она управляется олигархіей, понимаемой въ широкомъ значеніи этого слова. Ряды англійской олигархіи съ каждыхъ годомъ расширяются болѣе и болѣе; въ нее постоянно входитъ демократическій элементъ, который и теперь уже начинаетъ пересиливать узкія олигархическія стремленія. Палата лордовъ съ каждымъ годомъ теряетъ иниціативу, ей прежде принадлежавшую; она взяла привычку уступать во всемъ, искренно или посредствомъ компромисовъ, а еслибъ она не уступала, то дни ея давно бы ужъ были сочтены. Ирландскій билль особенно въ яркомъ свѣтѣ показалъ какъ слабость этой палаты, такъ и отношеніе къ ней общественнаго мнѣнія страны. Когда въ Англіи узнали о нерѣшительности палаты пэровъ, о желаніи ея сопротивляться принятію билля, на всѣхъ многочисленныхъ митингахъ, собиравшихся во всѣхъ углахъ Англіи, весьма категорически былъ поставленъ вопросъ: "въ чему существуетъ палата лордовъ -- зачѣмъ она"?
   Въ тоже самое время палата общинъ, дѣйствительная представительница страны, съ каждыми новыми выборами дѣлалась демократичнѣе. Замѣчательная вещь, въ палату, составленную послѣ изданія новаго выборнаго закона, вошли, за малыми исключеніями, тѣ же самые члены, которые засѣдали въ старой палатѣ, дѣйствующей до изданія новаго закона, но рѣчь ихъ дышетъ уже новыми принципами, она стала несравненно либеральнѣе: люди остались тѣ же, но умы измѣнились. Они вотировали почти безъ возраженій билль, дающій право женщинамъ подавать голосъ въ вопросахъ муниципальныхъ; они не противились понятію мѣръ для дароваго и обязательнаго обученія; они отбросили, какъ ненужную ветошь, старую колоніальную политику; они предоставили Канадѣ, Австраліи и Новой Зеландіи право управляться самимъ собою; они не побоялись даже нарушить принципъ собственности въ отношеніи телеграфныхъ компаній, они пошли на выкупъ желѣзныхъ дорогъ въ Ирландіи и Индіи, и въ обоихъ этихъ случаяхъ они поставили общественное благо выше традиціонныхъ предразсудковъ. Еще болѣе, устами Гладстона и Брайта они обѣщаютъ провести билль, которымъ ирландскіе земледѣльцы получатъ право на обладаніе землями, ими воздѣланными и удобренными.
   Вмѣстѣ съ этимъ палата пошла на уступки по рабочему вопросу. Рабочіе союзы (trades-unions) она признала полезными общественными учрежденіями и приняла временной биль, которымъ гарантировала ихъ капиталы отъ всякаго захвата втеченіи нынѣшняго года (До сихъ поръ эти союзы стояли внѣ закона и кассиръ общества, стянувшій кассу, не могъ быть судимъ великобританскими судами). Сверхъ того правительство обѣщало представить окончательный билль, признающій легальнымъ существованіе рабочихъ союзовъ. Высшее общество не захотѣло отстать отъ палаты и бароны, герцоги и герцогини составили комитетъ, на который возложили обязанность приглашать послѣдовательно однихъ за другими всѣхъ рабочихъ, членовъ лиги реформы, и ихъ семейства и принимать ихъ въ особо-отведенныхъ на эти случаи большихъ зданіяхъ. Многіе члены парламента и лорды-мэры нѣкоторыхъ городовъ участвовали на митингахъ рабочихъ и были избираемы въ президенты этихъ собраній.
   Это сближеніе высшихъ классовъ англійскаго населенія съ рабочими даетъ право расчитывать на скорое принятіе палатой общинъ мѣръ въ улучшенію быта этого класса и къ уничтоженію ужасной нищеты, разъѣдающей населеніе большихъ городовъ Великобританіи, принужденное искать убѣжища даже въ такихъ ужасныхъ мѣстахъ, какъ рабочіе дома (workhouse). Рабочіе дома, которые по мысли ихъ основателей, должны были представлять собою національныя мастерскія, съ теченіемъ времени обратились въ настоящія тюрьмы, болѣе тягостныя, чѣмъ тюрьмы оффиціальныя. Въ нихъ заперто около милліона мужчинъ и женщинъ. Въ одномъ только Лондонѣ болѣе 125 тысячъ несчастныхъ томится въ этихъ зловонныхъ ямахъ, откуда нѣтъ почти возврата. Слово workhouse дѣйствуетъ потрясающимъ образомъ на англичанина, съ рабочимъ домомъ онъ связываетъ мысль о самомъ безотрадномъ существованіи; тысячи людей, которые могли бы остаться честными, рѣшаются жить воровствомъ; тысячи женщинъ, которыя могли бы остаться чистыми, соглашаются жить проституціей скорѣе, чѣмъ идти искать убѣжища подъ крышей рабочаго дома -- этой тюрьмы, устроенной богатыми для бѣдныхъ.
   Припомнимъ извѣстную печальную исторію Дегана и его семейства. Всѣхъ ихъ было восемь человѣкъ: мужъ и жена, нѣжно любившіе другъ друга, и шестеро дѣтей, трое мальчиковъ и трое дѣвочекъ. Родители дали дѣтямъ тщательное воспитаніе, сдѣлали ихъ добрыми, честными, опрятными, съумѣли поставить ихъ въ дружескія братскія отношенія между собою. Это многочисленное семейство жило ничтожнымъ поденнымъ заработкомъ мужа, да жена, время отъ времени, получала по нѣскольку копѣекъ за услугу въ сосѣднихъ домахъ. Но Деганъ заболѣлъ и вскорѣ понялъ, что болѣзнь его смертельна. У него развилась чахотка. Хозяинъ замѣтилъ это и поспѣшилъ расчитать его. Бѣдняга пытался отыскать другое занятіе, но нигдѣ не находилъ. Что дѣлать? Что станется съ его семействомъ, когда онъ умретъ, а жена его должна будетъ искать пріюта въ какомъ нибудь заведеніи для нищихъ? Ихъ положеніе будетъ ужасно, ужаснѣе всякаго описанія. И вотъ онъ и жена его рѣшились избавить любимыхъ дѣтей отъ мрачнаго будущаго Дѣти, пока еще счастливыя, не должны были знать объ этомъ страшномъ рѣшеніи. Въ одинъ хорошій вечеръ родители повели ихъ на мостъ черезъ Темзу, чтобы оттуда показать имъ великолѣпіе Лондона, корабли, нагруженные богатствами, воду, быстро бѣгущую къ морю, и величественный закатъ солнца. Возвратясь домой, дѣтей уложили спать. Ночью, родители, не разбудивъ дѣтей, влили имъ въ ротъ быстро дѣйствующій ядъ и въ остальную часть ночи обмыли тѣла бѣдныхъ погибшихъ малютокъ, одѣли ихъ и положили рядкомъ. Окончивъ это дѣло, мать, въ свою очередь, покончила съ собой, а за нею и несчастный отецъ выпилъ остатокъ яда. Конечно судъ и пресса слишкомъ быстро и легко произнесли свое сужденіе по этому дѣлу, они характеризовали его словомъ "временное помѣшательство". Между тѣмъ Дегана можно было упрекать во всемъ, но только ужъ никакъ не въ отсутствіи здраваго смысла.
   Одинъ англійскій журналистъ, передавая разсказъ о смерти Дегана, заключилъ его такими словами: "нѣкогда убивали слабыхъ, теперь они оказываютъ намъ услугу, убивая себя сами."
   Смерть Дегана, послужившая великимъ укоромъ обществу, среди котораго могло случиться такое трагическое событіе, какъ нельзя лучше показала англійскимъ рабочимъ слабость ихъ одиночныхъ усилій въ этой борьбѣ за существованіе и лучше всякихъ теорій указала имъ пользу и значеніе ассоціаціи, дружного сплоченія ихъ интересовъ.

-----

   Кстати, католическіе епископы, въ глубинѣ души очень недовольные уничтоженіемъ владычества англиканской церкви на ихъ островѣ, протестуютъ противъ предположенія открыть дублинскій университетъ для всѣхъ молодыхъ людей безъ различія вѣроисповѣданій. Они хотятъ, чтобы Англія на свои деньги устроила имъ университетъ исключительно католическій. Господа ирландскіе епископы, еслибъ вы знали, какое удовольствіе доставили вы намъ своею выходкой.

-----

   Французскій императоръ болѣнъ. Ослабленіе его организма совпало съ разрушеніемъ политическаго зданія, надъ которымъ онъ и его преданные слуги работали восемнадцать лѣтъ. Зданіе поправить еще можно, хотя за него придется взяться другимъ архитекторамъ, что же касается до организма, то тутъ ужь никакіе архитекторы не помогутъ. Втеченіи двадцати дней силы больного постепенно ослабѣвали, что произвело страшный переполохъ въ средѣ постоянныхъ посѣтителей Тюльери, однакожъ послѣ трехнедѣльнаго кризиса здоровье императора возстановилось и организмъ его укрѣпился. Тѣмъ не менѣе медики опасаются возвращенія болѣзни и въ такомъ случаѣ не ручаются за жизнь, которая, можетъ быть, протянется четыре, пять и ни коимъ образомъ не болѣе шести мѣсяцевъ. По ихъ словамъ, физическая болѣзнь императора усложняется моральнымъ потрясеніемъ, умственныя способности его находятся въ не совсѣмъ нормальномъ положеніи, мысли путаются. При такихъ извѣстіяхъ успокоившіеся было приверженцы бонапартовскаго режима и мастера второй имперіи повѣсили носы и потеряли голову. А давно ли они такъ надменно носили ее, давно ли они сулили Франціи всѣ блага міра, если она довѣрчиво отдастъ свои судьбы въ руки второй имперіи. Да, они увидѣли теперь, что Францію нельзя уже поймать красивыми фразами, что прошли тѣ времена, когда разные Фаллу, Тьеры, Дюпены и Монталамберы могли увлечь за собой довѣрчивыхъ простаковъ, дорого заплатившихъ за свое увлеченіе; что Франція помнитъ декабрскіе дни, помнитъ выстрѣлы артиллеріи, сабли драгунъ, помнитъ кровь и убійства опозорившія ея исторію.-Они поняли шаткость своего положенія и дрожатъ теперь за свою будущность. Да и какъ не дрожать? Ихъ же газета еще такъ недавно разразилась такой изумтельной тирадой:
   "Тридцать восемь милліоновъ французовъ тѣсно и неразрывно связаны съ этимъ человѣкомъ (Наполеономъ III) и его сыномъ... Франціи нечего заботиться о составленіи, дополненіи и передѣлываніи своей конституціи, достаточно ей знать, что эти два человѣка чувствуютъ себя хорошо!.."
   Ну, а если они почувствуютъ себя дурно? Если одинъ изъ нихъ умретъ?-- Что тогда? Но такіе вопросы, конечно, не приходили въ голову оффиціальнаго публициста и онъ не далъ на нихъ никакого отвѣта.
   Не приходили они въ голову и никому изъ героевъ государственнаго переворота. А теперь по неволѣ приходится давать на нихъ отвѣтъ. Сила событій неотразима. Ударъ для нихъ непредвидѣнный -- хотя всякій разумный человѣкъ всегда йогъ предвидѣть его -- разразился и они волей-неволей должны дать отвѣтъ.
   И они даютъ его, даютъ робко, нерѣшительно, какъ люди въ себѣ неувѣренные. Въ Сен-Блу, въ Тюльери, въ сенатѣ, въ министерствахъ, -- вездѣ составляются планы, пишется куча проектовъ. Одни хотятъ, чтобы императоръ отрекся отъ престола, когда сыну его исполнятся четырнадцать лѣтъ, т. о. черезъ шесть мѣсяцевъ, и назвался бы регентомъ; другіе же -- и такихъ большинство -- боятся, что машина ужь слишкомъ испорчена и пожалуй перестанетъ дѣйствовать ранѣе этого времени... Партія императрицы сильно возбуждена, также какъ и партія Плон-плона. Оба кандидата на регенство и теперь уже смотрятъ одинъ на другого подозрительными глазами, что же будетъ послѣ? Друзья принца Наполеона не стѣсняются высказывать вслухъ свою затаенную мысль. Они говорятъ то, что другія партіи -- республиканцы, орлеанисты, легитимисты, бонапартисты -- думаютъ: "развѣ нельзя измѣнить завѣщанія, развѣ мы обязаны исполнять его?" -- Все это такъ, но кто же, кромѣ личныхъ друзей принца Плон-плона станетъ безпокоиться о его судьбѣ, гдѣ та партія, которая пойдетъ за нимъ? Не одни друзья принца, а вся Франція не чувствуетъ особеннаго расположенія къ императрицѣ и она не настолько наивна, чтобы серьезно признавать маленькаго императорскаго принца за будущаго распорядителя своихъ судебъ.
   Передѣлка конституціи совершена сенатомъ посреди совершеннѣйшаго равнодушія публики. Одинъ изъ сенаторовъ, по простотѣ душевной, сказалъ такія замѣчательныя слова: "Сегодняшнее чрезмѣрное развитіе либерализма не измѣняетъ ничего во вчерашней автократіи... Императоръ былъ владыкой и остается имъ (исключая того времени, когда онъ лежитъ въ обморокѣ на своей кровати). Императоръ, имѣя въ своемъ распоряженіи нашихъ вѣрныхъ солдатъ, слишкомъ силенъ для того, чтобы поддержать свои права и уничтожить всѣхъ несговорчивыхъ, неумолимыхъ и непримиримыхъ... Наши солдаты съумѣютъ исполнить свой долгъ, несмотря на то, что нѣкоторые господа, называющіе себя друзьями (Плонъ-плонъ) императора, его сына и даже императрицы, волнуютъ и мечтаютъ совратить ихъ съ пути преданности..." Мы вполнѣ соглашаемся съ вами, господинъ сенаторъ, получающій тридцать тысячъ франковъ жалованья, что сегодняшняя конституція осталась той же, какой была вчера; она неспособна къ усовершенствованію, такъ какъ она родилась совершенной въ своемъ родѣ. Ее невозможно улучшить; надобно брать имперію второго декабря за то, что она есть, а есть, она то, чѣмъ была всегда.
   Темное небо стоитъ надъ Франціей. Надъ Парижемъ скопились густыя облака; въ ихъ темной массѣ носятся громы и молніи, трескъ и градъ.

-----

   На обѣихъ сторонахъ Атлантическаго океана множество толковъ возбудила послѣдняя статья автора романа "Хижина дяди Тома". Толки продолжались чуть не цѣлый мѣсяцъ. Г-жа Бичеръ-Стоу опубликовала тайны, повѣренныя ей леди Байронъ; оказывается, что будто бы ссора между авторомъ Манфреда и его женой произошла оттого, что великій англійскій поэтъ чувствовалъ незаконную любовь къ одной слишкомъ близкой къ себѣ особѣ. Англійская и американская пресса одинаково пришли въ сильное волненіе. По строгомъ обсужденіи фактовъ, сплетня оказывается мало вѣроятною и слишкомъ походитъ на бредъ разстроеннаго воображенія; но еслибъ даже этотъ романъ существовалъ въ дѣйствительности -- теплѣе или холоднѣе намъ отъ этого?

-----

   Замѣчательная новость. Въ Индіи, колыбели религій, въ нынѣшнемъ году не нашлось достаточнаго количества фанатиковъ, готовыхъ везти на себѣ колесницу Брамы, и эта ужасная повозка осталась на полѣ, завязнувъ въ землѣ.

Жакъ Лефрень.

ѣло", No 9, 1869

   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru