Выборы. Под названием выборов разумеется такой акт, посредством которого то или иное организованное множество людей назначает из своей среды или извне одно или несколько лиц для осуществления определенной деятельности. Выборность сама по себе совершенно не определяет собой ни социального строя, ни политического характера той общественной группы, которой она присвоена: это лишь особый технический прием назначения тех или иных лиц для деятельности в определенных интересах. Особенное значение В. и выборное начало играют в политич. жизни, где они являются одним из способов связи массы граждан с осуществлением функций государств. власти. И в историческом развитии культурного человечества нельзя не заметить особого процесса, который, с одной стороны, расширяет выборное начало на массы населения, а с другой придает В. характер свободного назначения гражданами тех или других лиц на государственные должности, при чем это совершается в интересе самих граждан, а избранное лицо оказывается ответственным перед ними. Так выборное начало, наполняясь определенным социальным содержанием и получая все более свободные формы, является необходимым средством, при помощи которого происходит постепенная демократизация политических форм (см. избирательные системы).
Еще в Греции встречаем мы широкое распространение выборного начала, при том не только в демократ. Афинах, но и в аристократ. Спарте. В последней собрание всех полноправных граждан (спартиатов) производило В. должностных лиц управления, полководцев и членов герусии (см.). В. последних производились по особо выработанной системе, при чем тот считался избранным, кто вызывал наибольшее количество криков одобрения. Это В. viva voce, или провозглашением. Впоследствии В. спартиатов подлежали и самые важные сановники -- эфоры, высшие судьи и блюстители законов. В Афинах В. были весьма распространены. Выборными были все должности республики, начиная с архонтов. По конституции Солона, в основу В. был положен принцип ценза, но впоследствии, благодаря реформам Клисфена, В. приняли демократический характер. Особенностью афинских В. было частое применение жребия. В Риме, с возникновением центуриатных народных собраний на место прежнего аристократического собрания курий, В. центурий подлежали большинство должностных лиц, начиная с консулов. Впоследствии, когда борьба патрициев и плебеев закончилась победою последних и явилось на сцену новое чисто плебейское собрание (триб), к нему перешли В. трибунов, защитников плебса. В возникших позднее трибутных собраниях производились В. квесторов, которым доверялось хранение государственной казны. Последующая борьба между патрициями и плебеями велась в форме борьбы за право выбирать на государственные должности лиц плебейского происхождения. Среди всех римских комиций, или собраний, наибольшим значением для В. пользовались все же сильно демократизованные центуриатные комиции. Когда римская империя превратилась в государство мирового характера и приняла монархическую форму, в провинциях еще очень долго существовали В. местных должностных лиц, как органов городского и общинного самоуправления.
У древних германцев и других варваров В. были очень распространены. Так, непосредственно на вече производились В. герцогов, или военачальников. На общинных сходах избирались судебные заседатели и старшины. Во главе средневек. городов Франции стояли особые курии или советы, которые пополняли свой состав путем В. новых членов со стороны (так наз. кооптация). В некот. городах, и при том в более позднее время, городское самоуправление обыкновенно разделялось между двумя советами, народным собранием и палатою нотаблей, при чем именно первому принадлежало право В. муниципальных должностных лиц. Во многих провинциях феодальной Франции было введено особое сословное самоуправление с правом В. своих исполнительных органов. В средневековой Германии мы также находим общинные и городские В., при чем со времени образования учреждений Священной империи немецкой нации мы находим здесь и ряд государственных В. Таковыми являются, прежде всего, В. императора коллегией курфюрстов, затем В. заседателей камергерихта, членов которого имперский сейм (рейхстаг) представлял на утверждение императора, далее В. городами их представителей на рейхстаге и, наконец, В. имперскими округами окружного начальника и четырех его помощников. В Англии уже во 2-ой полов. XIII в. мы находим В. представителей в палату общин; избирались они народным собранием каждого отдельного графства. С утверждением сословно-представительного строя в зап. Европе мы находим в составе сеймов, ландтагов, генеральных штатов и т. п. учреждений, наряду с членами по непосредственному личному праву, весьма значительное количество выборных представителей от мелких землевладельцев, городов, а в некоторых случаях даже крестьян. В сословном государстве средневековья выборное начало является весьма распространенным, но имеет различный характер. Во-первых, мы встречаем здесь появление В. на почве несения определенных обязанностей, повинностей, или даже барщины государству или какому-нибудь сеньору; такими становятся В. преимущественно в крестьянской общине крепостных людей. В среде политического представительства развиваются В., которые являются привилегией властвующих и основываются на начале ценза. Такие В. дают сословное представительство в интересах привилегированных избирателей. Наконец в городах, мы находим попытки общих выборов на демократической основе, при чем здесь В. совершаются в так наз. большом совете, или собрании всех граждан. Наконец, выборное начало проникает и в церковь, где соборные капитулы получают право В. настоятелей, а иногда и епископов. Так. обр., выборное начало является весьма распространенным институтом средних веков, но нигде, кроме Англии, оно само по себе не дает развития новейших учреждений. Приобретением сословно-земского строя является лишь производство В. в целях образования представительных палат, камер, сеймов, ландтагов и т. п. учреждений на почве сословного представительства.
В новых государствах, которые после ряда революционных потрясений перешли к правовому порядку, В. применяются в самых различных целях, в области законодательства, управления и суда. Наиболее широко применяются В. в современных демократиях, где путем В. замещаются не только должности сельского и городского самоуправления, так же как управления провинциального, но и пост главы исполнительной власти. Особенно широко, на демократической основе, практикуются В. должностных лиц в Америке и Швейцарии, т. к. здесь выборными являются почти все представители администрации. Их выбирает либо сам народ, как мы это видим, напр., в горных кантонах Швейцарии, а в Америке -- фактически -- при В. президента республики (формально его выбирает коллегия выборщиков), либо законодательное собрание кантонов или штатов. В. в местном самоуправлении являются общим правилом для современных европейских государств, где таким В. подлежат не только органы местного законодательства, но и члены всевозможных исполнительных комитетов и управ. В области народного представительства В. в настоящее время приняты не только для организации нижних палат, но в той или иной степени и для организации верхних палат. В судебной области В. применяются в настоящее время во многих государствах, гл. обр. для замещения судейских должностей в судах низших инстанций. Особенное развитие В. получили в соврем. Европе, как средство организации всевозможных законодат. собраний, и так как подобные политические В. охватывают собой громадные массы населения и являются основой важнейших органов современного государства, то организация их достигла особой сложности, разработки и устойчивости.
Современные политические В. совершаются, в отличие от средневековья, когда господствовал личный принцип, по территориальным округам. Эти округа весьма различны по своей величине: они могут быть или очень малы, если от округа избирается только один депутат, или очень значительны, если от округа избирается по общему списку сразу несколько депутатов. В случае введения так наз. системы пропорционального представительства вся страна может быть превращена в один избират. округ. В настоящее время размеры округов обыкновенно устанавливаются в зависимости от количества жителей. В Англии один депутат приходится на 50--54 тыс. жителей. Для других стран таким количеством является 100--600 тыс. населения. Самое перераспределение округов сообразно переменам в количестве населения совершается двумя путями: либо у округов, где население уменьшилось, отнимается соответственное число депутатов, и наоборот, число депутатов увеличивается для округов с возросшим населением, либо же применяется иной способ, а именно -- в виду опасности, что с ростом населения будет безмерно расти количество депутатов, существующее количество их остается неизменным, но сообразно возросшему количеству населения в стране на каждого депутата приходится все большее количество населения. Самое перераспределение округов производится обыкновенно путем специального закона, а не административного указа, т. к. в противном случае возможны крупные злоупотребления с целью подобрать определенное партийное большинство в тех или иных округах. В настоящее время только в Баварии, Саксонии и некоторых мелких немецких государствах перераспределение округов совершается путем администр. акта. Однако, иногда и закон не спасает от произвольного распределения округов в партийных целях. Так, несмотря на требование германской конституции, чтобы один депутат приходился на 100 тысяч населения, в империи десятками лет не производится перераспределения округов; но между тем в распределении населения по территории произошли за этот период значительные перемены, и т. обр. в настоящее время в некоторых германских округах один депутат рейхстага приходится на 70 тысяч жителей, а в других на 600 тысяч. В Сев.-Ам. Соедин. Штатах широко практикуется искусств. перераспределение округов в политических целях, при чем господствующая партия, не нарушая числовой нормы, в то же время так искусно выкраивает отдельные округа, приписывая к ним новые участки и видоизменяя их границы, что на карте такие округа получают то форму саламандры, то башмачной завязки -- в 500 миль длины, в 40 миль ширины, и т. п. Этим создается по существу фальсификация всеобщей подачи голосов. В Австрии и Норвегии при распределении округов количество населения непосредственно не играет роли. В Австрии и по законам прежнего времени и по новому закону 1907 г. число депутатов раз навсегда распределено в известном количестве между землями Австрийской короны. Распределение депутатов в Австрии представляет еще ту оригинальную черту, что здесь кроме территориального принципа большую роль играет принцип национальный. Поэтому -- для особых земель законом установлено количество избираемых немцев, чехов, поляков, русин, словенцев, хорватов, итальянцев и румын. Такое распределение обеспечивает немцам непропорционально большое число мест в австр. рейхсрате (233 из общего числа 516). От избирательных округов необходимо отличать избирательные участки, которые входят в состав каждого округа и представляют собой небольшие территории с особым центром -- бюро для фактической подачи голосов. В интересах всеобщности выборов участки не должны быть велики -- так, чтобы каждый избиратель мог без особых затруднений прибыть в избирательное помещение для подачи своего голоса. Только в немногих странах небольшого размера сохраняется начало концентрации подачи голосов в одном месте. Таким путем в каждом округе оказывается лишь одно избирательное помещение. В большинстве современных государств округа делятся для подачи голосов на несколько участков. Такой порядок существует во Франции, Бельгии, Германии, Италии, Швеции, Норвегии и др. В Англии избирательные участки распределяются таким образом, чтобы расстояние от места подачи голосов до жилья избирателя не превышало 4 англ. миль (ок. 6Ґ верст). Само собой разумеется, что в каждом округе, кроме таких участков, имеется еще определенный центр, где делается сводка всем поданным в округе голосам.
Политические В. могут производиться или путем одноименного голосования (фр. scrutin individuel), или по спискам (scrutin de liste), или же путем пропорциональных В. В первом случае каждый округ избирает только одного депутата, во втором -- в избирательный список вносится несколько депутатов, подлежащих избранию. В последнем случае избиратель в различных комбинациях выбирает или большее, или меньшее количество депутатов, чем то, которое надлежит выбрать. Система одноименных В. принята в настоящее время во Франции, в Германской империи и во многих отдельных немецких государствах, в Венгрии, Нидерландах, Италии, Англии и в подавляющей части Сев.-Ам. Соединенных Штатов. Только в исключительных случаях на один округ здесь приходится два, много три депутата. К этой же системе после реформы 1907 г. присоединилась и Австрия. В Швеции правилом являются одноименные В. Только в немногих больших городах выбираются несколько депутатов. В. по списку удержались теперь в Норвегии и некоторых кантонах Швейцарии. В Испании и Португалии принята смешанная система, в общем подходящая под понятие пропорциональных В.; такая же пропорциональная система теперь введена в некоторых штатах Сев. Америки, в некоторых кантонах Швейцарии, в Бельгии, в Дании, в Сербии и Гамбургской городской республике. При сравнении всех трех систем, существующих на практике, исходным пунктом является решение вопроса о том, в какой степени при В. находит свое представительство меньшинство избирателей; при голосовании по общему списку в крупных по необходимости округах победа большинства равнозначна победе определенного списка, при чем список меньшинства вместе с поданными за него голосами целиком пропадает. Этим путем весьма значительное количество избирателей оказывается без представителей, а попавшие в их список депутаты все без исключения считаются не избранными. Между тем вполне возможно, что отдельные депутаты, обозначенные в списке меньшинства, могли бы собрать вокруг себя достаточное количество голосов. Голосуя за список, избиратель голосует сразу за всех обозначенных в нем депутатов, несмотря на то, что некоторые из них могут быть ему не симпатичны. Наоборот, многие симпатичные ему кандидаты могут находиться в другом списке, против которого он считает себя обязанным голосовать. Так, при помощи списков не только весьма ограничивается представительство меньшинства, но и производится насилие со стороны партий над волею избирателя. При индивидуальном голосовании эти недостатки в значит. степени смягчаются. Компактно живущая группа избирателей, составляющая в большом округе меньшинство, имеет шансы образовать большинство и провести местами своих кандидатов, если этот округ разбить на мелкие округа. Далее, избиратель здесь более свободен в своем выборе, так как голосует только за одно действительно ему угодное лицо. И ради этого лица он не вынужден избирать других, нежелательных ему кандидатов. Однако, и при системе индивидуальных выборов теряется значительное число голосов, которые, будучи рассеяны по отдельным округам и слишком слабы для того, чтобы в одном из округов одержать победу, могли бы, соединенные вместе, оказаться вполне достаточными для обеспечения своему кандидату места в парламенте. Особенно страдают при описанных системах избиратели, подающие голоса за беспартийных депутатов. Система так называемых пропорциональных В. и имеет своей целью исправить этот недостаток и дать такую организацию выборного механизма, при которой терялось бы наименьшее количество голосов, а следовательно, меньшинство получило бы соответственное своему составу представительство. В этих целях применяются следующие способы. Во-первых, там, где требуется избрание нескольких депутатов, каждый избиратель подает голос не за весь список, а за все число депутатов без одного; этот один приходится на долю не победившего большинства, а побежденного меньшинства. Такая мера, принятая было Англией в 1867 г., не дала удовлетвор. результатов и в 1885 г. была отменена. Также был неудачен опыт с этой системой в Италии, где она была отменена в 1895 г. Эта система ограниченного голосования (vote limité), или неполного вотума удержалась лишь в Испании, Португалии, в некоторых кантонах Швейцарии и штатах С. Америки. В Испании, вследствие слабого развития политической честности, ограниченный вотум привел к чрезвычайным злоупотреблениям. Другим способом представительства меньшинства является собирательный вотум (vote cumulatif), или нагромождение голосов, состоящее в том, что избиратели могут отдавать свои голоса не всем депутатам списка, а нагромождать по несколько голосов сразу на одного или двух, которым они таким образом создают преимущество. Эта система принята только в штатах Иллинойсе и Мичигане и возможна только при очень точной и правильной оценке своих сил со стороны каждой партии. В противном случае здесь велика опасность, что меньшинство искусственно победит большинство. В Гамбурге применена своеобразная система выборов, где каждый избиратель подает лишь один голос, тогда как надлежит выбрать несколько лиц. Все эти способы представительства меньшинства дают весьма слабые результаты и принадлежат к несовершенным типам пропорциональных В. Наиболее разработана та система, которая применена в настоящее время в Бельгии, Дании, Сербии и некоторых швейцарских кантонах. Она, в свою очередь, представляет два подразделения. Общей чертой пропорционального представительства является определение особого избирательного частного (quotient), или числа голосов, достаточного для избрания одного депутата (système du quotient). По датской системе число всех поданных голосов делится на число всех подлежащих избранию депутатов: частное от этого деления и есть число голосов, получение которого обеспечивает кандидату депутатское место. Избиратель в своем списке помещает несколько имен, хотя он должен избрать лишь одного кандидата, т. к. кандидат, стоящий на первом месте в поданных списках, после получения им квотума, немедленно вычеркивается из всех остальных списков, если он там стоит на первом месте. Тогда подсчитываются голоса для второго кандидата, и по получении им частного он тоже вычеркивается из оставшихся затем списков. В них подсчитываются голоса за третьего и в том же порядке за четвертого, пятого и т. д., пока все требуемое число депутатов не окажется избранным. Система эта отличается большой сложностью и требует массу времени и труда со стороны избирательных чиновников. Она имеет тот недостаток, что здесь избиратель не гарантирован от случайностей, а порядок предпочтительности кандидатов далеко не совпадает с очередью, в которой вынимаются и подсчитываются голоса для разных кандидатов. Часто также оказывается, что кандидатов, получивших изб. частное, выбирается слишком мало, а потому приходится прибегать к другим системам В. Второй вид пропорциональной системы, принятой в Бельгии, заключается в том, что избир. частное образуется путем последовательного деления на один, два, три, четыре и т. д. тех голосов, которые поданы за отдельные партийные списки. Эти списки составляются отдельными партиями, при чем в каждом списке имеется ряд кандидатов, а затем их заместителей. Избиратель, выбрав тот список, который представляется ему наилучшим, подает голос или за весь список сразу, или за одного кандидата, или же, наконец, за одного заместителя. При подсчете голосов прежде всего образуется избир. частное путем деления числа голосов, поданных за каждый список, на 1, 2, 3, 4 и т. д. Этим путем каждый список дает постепенно убывающую сумму; затем все эти суммы независимо от списка, по которому они поданы, помещаются в нисходящем порядке по убывающей величине. Таких чисел берется столько, сколько подлежит избранию депутатов, при чем избир. частным считается последнее взятое в нисходящем порядке число. Каждая партия получает столько депутатов, сколько раз в общем списке повторяются ее превосходящие это частное цифры. Такая система, несмотря на кажущуюся сложность, на практике не вызывает затруднений, но не лишена и некоторых опасностей. А именно, конкурирующие партии могут выбирать по чужим спискам, отдавая предпочтение слабейшим кандидатам перед сильнейшими. Так. обр. может произойти лишение партии ее выдающихся вождей. Одним из главных недостатков некоторых видов пропорциональных В. является система установленных партиями обязательных списков, вне которых голосования не допускаются. В отдельных швейцарских кантонах и Сербии принято правило, в силу коего избиратель может дополнять список согласно своему желанию разными ему угодными кандидатами. Это, впрочем, открывает путь к еще большим злоупотреблениям.
По способу подачи голосов В. бывают прямые и косвенные: в первом случае избиратели непосредственно выбирают депутатов, а во втором они сначала выбирают только выборщиков или уполномоченных, и уже последние, со своей стороны, выбирают депутатов. При системе косвенной подачи голосов между избирателем и депутатом можно, конечно, ввести и большее количество посредствующих степеней: так, в некотор. случаях избиратели выбирают уполномоченных, уполномоченные -- выборщиков, и только последние выбирают депутатов. Такие В. являются уже трехстепенными; встречается и большее количество степеней В., четырехстепенные и т. д. Косвенная система в свое время была испробована во Франции, где она устанавливалась конституциями 1791 г., III г. республики, избирательным законом X г. Франц. систему косвенных В. после того, как она отжила во Франции, заимствовали Пруссия, Австрия (до 1907 г.), и некоторые мелкие государства. В Пруссии избиратели избирают выборщиков, а последние депутатов. В Швеции прямая подача голосов принята в городах, составляющих самостоятельные округа, во всех же других местностях мы находим двухстепенные В. В Сев.-Ам. Штатах путем косвенных В. в двух степенях выбирается президент; сами выборщики избираются в настоящее время путем всеобщей и равной подачи голосов, при чем обычай обязывает их выбирать непременно официального кандидата своей партии. По образцу Соед. Штатов организована также система В. президента и в южно-американских республиках. При помощи косвенной подачи голосов предполагают достичь следующих целей. Во-первых, там, где население находится еще на низкой ступени развития, оно непосредственно не принимает участия в выборе депутатов и, таким образом, не влияет на их дурной подбор; оно только выбирает выборщиков, лучших людей из своей среды, и уже эти лучшие, в свою очередь, выбирают наилучших людей в качестве депутатов; так. обр., даже в бедной и невежественной стране возможно обеспечить наиболее высокий уровень народных представителей. Во-вторых, косвенная система В. будто бы значительно ослабляет остроту и страстность партийной борьбы тем, что здесь воля избирателей как бы фильтруется, проходя через несколько степеней, а следовательно, и заинтересованность самих избирателей значительно падает. Опыт не оправдал этих ожиданий. С одной стороны, уровень депутатов при косвенной подаче голосов оказался ниже уровня депутатов, избранных прямой подачей голосов, так как при многостепенных В., гораздо более влияют различные закулисные интриги, с другой же, выборщики не только не сохранили никакой независимости в деле избрания лучших, но наоборот, подпали полной зависимости от своих избирателей и стали их послушным орудием. К этому надо еще присоединить то обстоятельство, что благодаря господству интриг при косвенной подаче голосов часто извращалась воля избирателей, и побеждало не большинство, а меньшинство, а вместе с тем постоянно возрастал индифферентизм избирателей и падало общее количество поданных голосов. В виду сказанного вполне естественно, что прямые выборы в настоящее время приняты в Англии, Франции, Бельгии, Германии, Швейцарии, Италии, Венгрии, Дании, Испании, Нидерландах, Люксембурге и Португалии.
Другой гарантией правильности В., кроме прямой подачи голосов, является тайна голосования. Этот принцип получил, однако, свое признание далеко не сразу. В Англии, напр., к тайному голосованию (voting by ballot) перешли лишь в 1872 г. В пользу открытого голосования приводится то соображение, что этим путем население приучается к искренности и мужественному обнаружению своего мнения, а также более ощущает нравственную ответственность за акт голосования. Против открытого голосования, однако, говорит самая его практика, которая показала, что при возможности контролировать голоса избирателей и при наличности экономической зависимости массы населения, подверженной при том давлению властей, устрашение и подкуп начинают играть безмерную роль в деле самих В. В виду этого уже с 1848 г. в целом ряде государств были введены тайные В., которые совершались при помощи подачи записок или бюллетеней. В настоящее время имеются следующие виды тайного голосования и способов охранения его тайны. В Греции и Сербии голосование производится путем баллотировки шарами при предварительном заявлении кандидатур. Такое голосование применимо лишь к индивидуальным выборам, и вполне пригодно там, где масса населения неграмотна; однако, здесь очень велика опасность злоупотреблений, т. к., при известной форме урн, весьма легко проследить, куда кладется шар, с другой же стороны, избиратель может здесь класть белые шары целому ряду кандидатов и тем приводить голосование к совершенно неожиданным результатам. Письменное голосование путем записок производится разными способами. Во-первых, бумага, белая и без отметок, приготовляется самими избирателями, подписывается при подаче и подается в свернутом или сложенном виде для опускания в урну. Этот способ введен во Франции и существовал раньше в Германии. Он допускает различные злоупотребления благодаря применению бумаги различного вида и плотности. В виду этого в Италии, Нидерландах, Бельгии и Австрии введены особые заштемпелеванные правительством избирательные листки с именами кандидатов. В Германии, Норвегии и Румынии этот способ заменен подачей листков в особых совершенно одинаковых, непроницаемых и заштемпелеванных конвертах. В Англии введены печатные листки, на которых избиратель крестиком обозначает желательных для него кандидатов. В Бельгии на черном поле своего билета избиратель чертит карандашом те белые кружки, которые стоят против имени угодного ему кандидата. Последняя система принята также в Нидерландах. Билеты, отмеченные таким образом, складываются и передаются для опускания в урну. В самом месте избрания далее устраивается закрытое помещение или будка, где избиратель ставит условный знак на билете, свертывает его или вкладывает в конверт. Такие изоляционные помещения приняты в настоящее время в Германии, Англии, Бельгии, Люксембурге, Норвегии и Румынии. Наконец, в Америке изобретены особые избирательные машины (voting machines); при их помощи голосование производится совершенно механически.
Руководство В. принадлежит частью местным, частью центральным учреждениям. Эти учреждения образуются иногда путем В. со стороны самих избирателей; так дело поставлено в Австрии и Италии, где лишь в случае несостоявшихся выборов бюро, оно составляется из общинных советников под председательством судьи. Во Франции В. заведуют коммунальные органы. Центральное бюро избират. округа образуются различно; в Англии и Германии бюро составляется из особого правительственного чиновника и заседателей; во Франции же образуется комиссия генеральных советников; в Италии и Испании комиссия из членов от различных избирательных комитетов округа под председательством судьи. В Нидерландах и Бельгии обязанности центрального комитета исполняет местный комитет того участка, который находится в центральном месте округа. В Аргентине мы находим еще особых представителей от партий, выставивших в округе своих кандидатов, в виде избирательных контролеров. На обязанности особых органов, подготовляющих производство В., лежит ведение списков избирателей. Такие списки бывают постоянные, которые как бы раз навсегда закрепляют избирателей, но могут быть исправляемы по их требованию, и специальные, составляемые специально для каждых выборов. Вторые полнее и правильнее охватывают всех избирателей. Последний тип списков принят в Германии, Швейцарии и Австрии. Постоянные списки имеются в большинстве других государств, где однако они периодически изменяются и дополняются. Во Франции составлением списков заведует муниципальная комиссия. Срок для жалоб здесь десять дней. В Англии списки составляются приходским самоуправлением; жалобы идут в судебном порядке. В других странах органами для составления и проверки списков являются либо органы самоуправления (Германия, Бельгия, Нидерланды, Дания, Италия, Люксембург и т. д.), либо избирательные комиссии и бюро (Норвегия, Испания). Во всех странах избирательные списки выставляются для общего ознакомления на более или менее продолжительное время (до 4 недель и больше), при чем для принесения жалоб устанавливается более короткий срок (8--10 дней). Время для подачи голосов в самый день В. ограничивается определенными часами; так, в Англии оно простирается от 8 ч. утра до 8 ч. вечера, во Франции от 8--6 ч., в Германии от 8--7 ч. В Бельгии и Франции днем голосования всегда назначается воскресный или праздничный день, чтобы дать возможность подать голоса и трудящемуся люду.
Избрание депутатов решается окончательно по большинству голосов при обыкновенной системе и по отношению числа голосов, поданных за депутата, к квотуму -- при системе пропорциональной. Большинство может быть или относительным, когда избранным считается тот из кандидатов, кот. получит наибольшее число голосов, -- это самый простой способ выборов, или абсолютным, когда для избрания депутата требуется, чтобы он получил более половины всех поданных в округе голосов. Относительное большинство принято в Англии, Сев.-Амер. Штатах, Швеции, Норвегии, частью в Дании, в Испании, а в Португалии с тем условием, что кандидат должен иметь не менее 5 тысяч голосов. Последовательно проведенная система абсолютного большинства ведет к необходимости ряда перебаллотировок, пока какой-нибудь кандидат не получит такого большинства. Во Франции, однако, для перебаллотировки при В. в палату депутатов и для третьего голосования при выборах в сенат принято относительное большинство; в Германии перебаллотировка происходит только между двумя кандидатами, получившими наибольшее число голосов. Система абсолютного большинства принята также в Австрии, Венгрии, Нидерландах, Италии и Швейцарии; в случае равного количества голосов, полученного двумя депутатами, решает или жребий, или старшинство по возрасту, или старшинство депутатских полномочий, или -- в Англии -- голос шерифа, как главного избирательного чиновника, если он сам состоит избирателем.
В России В. народного представительства введены указами 6 авг. и 11 дек. 1905 г. и коренным образом видоизменены указ. 3 июня 1907 г. В. здесь отличаются мног. особенностями, т. к. в России принята самая устарелая система, нигде более не существующая. В основу В. положен не территор. принцип и не определ. количество населения, а особая избирательная география, которая вместе с многостепенностью В. и делением избирателей на курии должна дать определенный, желательный правительству политический подбор депутатов. В виду этого в России в основу В. положены следующие начала: 1) для некоторых местностей начало территориальное с чрезвычайно неравномерным распределением депутатов по территориальным округам, при чем эти округа совершенно не совпадают с отдельными административными единицами, губерниями и областями; 2) в других округах в основу положено начало профессиональной принадлежности населения, как, напр., у казачьих войск; 3) начало вероисповедное -- округа православного населения; 4) начало национальное -- округа русского населения. Один депутат приходится по этой системе в одних округах на 270 тысяч населения, в других -- на 800 тысяч, а в третьих на полтора миллиона жителей. Ничего подобного в других странах не встречается. Точно также в целях искусственного подбора депутатов в России совершенно произвольно установлены в одних округах В. одноименные, а в других, составляющих громадное большинство, В. по спискам. Прямое голосование в России установлено только для 5 городов, образующих самостоятельные избират. округа, в остальных же косвенное в следующих степенях: для курии крупных землевладельцев, для первой и второй курий городских избирателей -- двустепенные, для курии мелких землевлад. и рабочих -- трехстепенные, для волостных и станичных избирателей -- четырехстепенные. Первая категория избирателей выбирает выборщиков на особых съездах, а выборщики уже в губернских избирательных собраниях выбирают депутатов. Рабочие выбирают уполномоченных, эти последние на особых съездах выбирают выборщиков, и только последние выбирают депутатов. Крестьяне выбирают членов волостных сходов, последние выбирают уполномоченных, уполномоченные выбирают выборщиков, а выборщики депутатов. Количество выборщиков от каждой курии определено так, что на губернских избир. собраниях обеспечено большинство за куриями землевладельцев и первой курией городских избирателей, которые и назначают угодных им депутатов, с тем ограничением, что один депутат должен принадлежать курии крестьян, один -- городских избирателей, один рабочих, а в некоторых губерниях -- два от обеих городских курий и один от казаков. Подача голосов тайная, при том для городских избирателей путем записок, для всех остальных путем баллотировки шарами, а в губернских избирательных собраниях при помощи баллотировки шарами среди кандидатов, намеченных поданными записками; рабочим при выборе уполномоченных предоставляется голосовать, как пожелают сами. Относительно записок закон никаких правил не устанавливает, предоставляя все подробности выборов распоряжению администрации в лице министра вн. дел. Органами, заведующими В., в России являются прежде всего общая полиция и администрация, в помощь которой образованы особые смешанные уездные и губернские по делам о выборах комиссии, составленные из чинов администрации, судебного ведомства и органов самоуправления. Составление избирательных списков предоставлено органам земского и городского самоуправления. В городах избирательные бюро образуются из самих избирателей. При выборах решает абсолютное большинство, но при перебаллотировках принято относительное большинство. Жалобы на составление избирательных списков приносятся в двухнедельный срок в уездную и губернскую комиссии, жалобы на неправильность В. на избирательных съездах поступают туда же, но жалобы на неправильность В. в губернских избирательных собраниях и городах, пользующихся правом изб. округа, приносятся в Государственную Думу.
См. Borgeaud, "Histoire du plébiscite dans l'Antiquité" (1887); G. Meyer, "Das parlamentarische Wahlrecht" (1901; рус. перев.); Edm. Villey, "Législation électorale comparée des principaux pays d'Europe" (1900); Lefèvre-Pontalis, "Les élections en Europe à la fin du XIX siècle" (1902); Eichhorn, "Wahlrecht und Volksvertretung" (1907); Pyfferoen, "L'électorat politique et administratif en Europe" (1903, рус. пер.); Bonnet, "Etude sur le secret du vote et les moyens de l'assurer" (1901); Laband, "Die Wahlreform in Preussen" ("D. Iuristen-Ztg.", 1910); Рейснер, "Избирательное право" (в сборнике: "Политический строй современных государств", т. I, 1905); Шалланд, "Вопросы избирательного права" (I--II, 1905--1906); Цейтлин, "Избирательное право в современных конституционных государствах" (1905); "La représentation proportionelle. Etudes de législation et de statistique comparées, publiées sous les auspices de la société pour l'étude de la représentation proportionelle" (1888); Saripolos, "La démocratie et l'élection proportionelle" (1899); Piloti, "Die Proportionalwahl in der Schweiz" (1901); Bonnefoy, "La représentation proportionelle" (1902); La Chesnais, "La représentation proportionelle" ("Revue du droit public", 1903) и его же статья "Sur la représentation proportionelle" ("Grande Rev." 1910); Коркунов, "Пропорциональные выборы" (1896); Дюбуа, "Пропорциональное представительство в опыте Бельгии" (рус. пер., 1908 г.); И. Чернышев, "О всеобщем избирательном праве и его применении в России" (1905).