РейснерЛариса Михайловна [2(I4).5.1895, г. Люблин, Царство Польское -- 9.2.1926. Москва; похоронена на Ваганьковcком кладбище], поэтесса, лит. критик, публицист; участник Гражданской войны, полит, деятель. Из семьи потомств. дворян. Род Рейснеров, известный в Германии с 16 в., в России находился в родстве со старинными дворян, фамилиями. Сестра востоковеда И. М. Рейснера (1898--1958; см. о нем: БСЭ). Отец, Мих. Анд. Рейснер (1868-1928), юрист, изв. правовед, проф. Петрогр. ун-та; был связан с рев. движением (автобиогр. см.: Гранат). Подозревался в предложении услуг охранке (см., напр.: Гиппиус З., Дневники, т. 2, М., 1999, с. 61; подробнее -- Соловей, с. 19). Мать, Ек. Ал-др., урожд. Пахомова (1874-1927), полька по матери, по-дилетантски занималась лит-рой (об атмосфере в семье, раздираемой антирусскими и антипольскими настроениями, см.: "Военмор", 1920, No 26, с. 10).
Детство и юность Р. проходили в местах, связанных со службой и рев. деятельностью отца: в Германии (до 1898 -- Гейдельберг). Томске (до 1903), Берлине (до 1905), Париже (до 1907); с 1907 Р. -- в Петербурге, где в мае 1912 закончила частную гимназию Д.Т. Прокофьевой с золотой медалью, с осени того же года училась в Психоневрологическом ин-те и одновременно посещала (как вольнослушательница) лекции по истории полит, учений в Петерб. ун-те. На формирование личности Р. большое влияние оказала семья, где сочетались "чрезвычайная внешняя чопорность... утонченность, переходившая в снобизм, с крайней революционностью" (Андреев В., Детство, М., 1966, с. 71; автор восп., сын Л. Н. Андреева, мальчиком полтора года прожил в доме Рейснеров). В сфере лит. интересов Р. -- античная философия и лит-ра (ее раннее прозвище -- "ионический завиток"), творчество У. Шекспира, Ф. Шиллера, Мольера, из современников -- Р. М. Рильке, А. А. Блока, Н С. Гумилёва, А. А. Ахматовой.
Лит. дебютом Р. стали два из задуманной серии очерков "Женские типы Шекспира" (Рига, 11913|, под псевд. Лео Ринус -- науч. псевд. нем. предка Р., ректора Йенского ун-та), вышедшие отд. изданиями в серии "Наука и жизнь": "Офелия" (в. 25) и "Клеопатра" (в. 34).
А. К. Лозина-Лозинский оценил эти брошюры как гимназии, соч., к-рые портит "напыщенность языка", близкая "неестественной романтике Гюго" (письмо к Р. -- РГБ. к. 6, No 103, л. 5 об.; там же в целом одобрит, отклик о стихах Р.; письма к нему Р. см.: "Нева". 1985. No 3; публ. С. Шоломовой).
В том же году Р. опубл. большую фантастико-аллегорич. "драму для чтения" "Атлантида" ("Шиповник", кн. 21, СПб., 1913), написанную под воздействием Л. Андреева и с изменениями по его ред. замечаниям (Избр., М., 1965, с. 511; далее цит. это изд.). В центре драмы -- образ юноши, ценой собств. гибели спасающего свой народ, указывая ему путь с тонущего материка на свободную, счастливую землю; источником пьесы, помимо общеизвестных мифов, послужила "История античного коммунизма и социализма" Р. Пельмана (пьеса вызвала разносную, хотя и вполне серьезную, рец. Л.Н. Войтоловского -- "Киевская мысль", 1913, 27 июня).
В 1912--16 Р. -- пост. посетительница модных поэтич. салонов, деятельный чл. ун-тского содружества "Кружок поэтов" (см.: Рождественский В. А. -- в кн.: Р. в восп. современников, с. 15--25), об-ва "Медный всадник", пользуется неизменным успехом у мужчин. К 1916--17 относится ее роман с Гумилёвым (познакомились в артистич. кабаре "Привал комедиантов"; состояла с ним в переписке -- опубл, в 1987, см.: Лит.), оставшийся в памяти на долгие годы ярчайшим переживанием.
В нач. 1923 она писала родителям: "Девочку Гумилева возьмите. Это сделать надо -- я помогу. Если бы перед смертью его видела -- все ему простила бы, сказала бы правду. что никого не любила с такой болью... как его, поэта, Гафиза. урода и мерзавца" (РГБ, к. 5. No 15, л. 59-60; об отношениях Р. и Гумилёва см. также: Лукницкий П. Н., Acutniana. Встречи с Анной Ахматовой, т. I. 1924--25 гг" Париж. 1991, ук.).
В 1915--16 вместе с отцом Р. предпринимает издание лит.-обществ. журнала "Рудин", программа к-рого предполагала клеймить "бичом сатиры, карикатуры и памфлета все безобразия русской жизни" ("Рудин", 1916, No 4, обложка; всего вышло 8 номеров, сохранилась корректура части No 9 -- РГБ). В журнале участвовали как начинавшие в то время поэты (В. А. Рождественский, Л. В. Никулин, В. А. Злобин, Г. В. Маслов, И. В. Евдокимов. В. Март, К. С. Арсенева и др.) и прозаики (Д. Н. Крачковский. Я. Окунев), так и уже достаточно известные - О. Э. Мандельштам, Б. А. Садовской. Помимо ред. работы, Р. печатала в ж-ле свои стихи "Сонет. Рудину" ("Страдания последний монолог...", 1915, No 1)| и критич. статьи и этюды. Как критика ее интересует совр. лит. процесс, "непрерывная жизнь, ожесточенная борьба отрицающих друг друга красок, размеров и миропониманий" (1916, No 4, с. 14). Наиболее значительна ст. "Через Ал. Блока к Северянину и Маяковскому" (1916, No 7), где, преодолев свои традиц. поэтич. симпатии, Р. приветствует стихи В. В. Маяковского, в к-рых "его гнев, его месть, его жажда освобождения", где он "по-своему молится величайшему богу человечности" (Избр., с. 496, 498). Остальные статьи из "Рудина" носят преим. памфлетный характер, высмеивая в равной степени и книгу С. А. Венгерова "Героич. характер рус. лит-ры" (1916. No 4), и пьесу Л. Андреева "Тот, кто получает пощечины" (1915, No 3), и эротич. мотивы в поэзии В. Я. Брюсова (1915, No 2), и деятельность об-ва "Краса" (1915. No 1). Вместе с тем в статьях можно найти и отд. тонкие наблюдения, как, напр., в отзыве о пьесе М П. Арцыбашева "Закон дикаря" (1916, No 5), в рец. на "Уездное" Е. И. Замятина (1916, No 8), где, помимо высокой оценки "вещной" изобразительности, найдена аналогия между стилистич. поисками Замятина и поэтов-акмеистов, в то время наиб, близких Р.; об этом свидетельствует не опубл, при жизни ст. "Краткий обзор нашей совр. поэзии (Акмеизм)" ("День поэзии", Л., 1989; публ. В. Кондрияненко).
Резкую оценку ж-ла "Рудин" дал Блок (VII. 413), хотя совр. исследователи склонны считать его заметным явлением журналистики. История издания ж-ла стала основой незаверш. автобиогр. романа Р. (см.: ЛН. т. 93).
Собств. стихи Р., публиковавшиеся преим. в 1915--17 (помимо "Рудина" -- в ж-лах "Богема", "Рубикон", "Свободный журнал", газ. "Новая жизнь"; ру-копией стихов, в т. ч. неопубл. -- РГБ, ф. 245, к. I, No 1--15), несмотря на технич. выдержанность, несут следы эпигонства; это "эстетская" поэзия с "рассудочно-патетич." стихами (М.Л. Гаспаров -- в кн.: Серебряный век..., с. 750). Р. пишет в жанре "научной поэзии" ("Песня красных кровяных шариков"), на темы иск-ва и лит-ры ("Эрмитаж", "Дон-Кихоту", "Художнику"), о взаимоотношении поэта с деспотии. властью ("Медный всадник"); герою Франц, революции посв. стих. "Памяти Камилла Демулена" (1915--16).
А. А. Ахматова, к-рая была знакома с поэзией Р. не только по текстам, но и по впечатлениям от совместных публичных выступлений. говорила (П. Н. Лукницкому) о "совершенно безвкусных" стихах Р.: "Но она все-таки была настолько умна, что бросила писать их" (Лукницкий П. Н., указ. соч.. с. 30). Отказ Р. от поэзии в период Гражд. войны, вероятно, связан с сознанием невозможности сказать новое слово, что звучит в письме к родителям (от 7 мая 1922) вместе с высокой оценкой творчества Ахматовой: ее стихи "еще раз. с болью и слезами, раскрыли старые раны и, гоже навсегда, их закрыли. Она вылила в искусство все мои противоречия, которым столько лет не было исхода. Теперь они -- мрамор, им дана жизнь вне меня, их гнет и соблазн перешел в пантеон" (Избр.. с. 522: ср. письмо Р. к самой Ахматовой -- там же, с. 518--19).
В 1916-17 по приглашению М. Горького Р. сотрудничала как критик и журналист в ж. "Летопись" и "Новой жизни" [участвовала также в инициированном Горьким "Сб-ке латыш, лит-ры" (П., 1917; 2 стихотв. пер. из А. Швабе)]. В отличие от критич. статей в "Рудине", статьи и рецензии "Летописи" исполнены положит, пафоса, стремятся показать необходимость для художника пути "от мастерства к творческому акту", приближения его к Богу и растворения в нем ("Летопись", 19)7, No 5-6). С этим связано частое обращение к опыту классич. и совр. иностр, иск-ва: ст. "Райнер Мариа Рильке" (1917, No 7--8; содержит наблюдения над поэтикой постсимволизма, контрастные параллели Рильке и акмеистов), рецензии на кн. В. М. Алексеева о кит. поэте Сыкун Ту (1917, No 5-6), на рус. переводы "Агонии городов" Ж. Роденбаха (1916, No 12) и "Легенды об Уленшпигеле" Ш. Де Костера (1916, No 11); в рукоп. остались незаверш. статьи о творчестве Г. Уэллса и картинах Ф. Гойи (РГБ, к. 3, No 3). Рецензии о совр. рус. лит-ре, видимо, можно расценивать как своего рода попытку создать галерею отзывов, подобных гумилевским "Письмам о русской поэзии", см. опубл, в "Летописи" отклики о "Томлении духа" Вл. Нелединского (Вл. В. Гиппиуса) (1916, No 12), "Господине в цилиндре" Ю. Л. Слезкина (там же), "Гондле" Гумилёва (1917, No 5-6), "Предрассветном ветре" М. М. Бамдаса (1917, No 7--8), и, возможно, неподписанную рецензию на "Кавалерийские победы" Клементия Бугковского (В. С. Бабиджана) (1916, No 11; авторство Р. позволяет предположить рецензия на ту же книгу, за ее подписью, в газ. "Новая жизнь", 1917, 25 июня).
В 1916 Р. живет ощущением надвигающихся на Россию катаклизмов, симптомы к-рых особенно остро замечены ею во время путешествия со Злобиным на лодке по Волге в сент. (см. письмо к родителям -- Избр., с. 512). После Февр. революции принимает активное участие в обществ, деятельности: читает лекции по истории театра кронштадтским морякам и рабочим, работает в Петрогр. межклубной комиссии, в Комиссии по делам иск-в при Исполкоме Совета рабочих и солдатских депугатов. В "Новой жизни" с июля по нояб. 1917 опубл, св. 10 статей и рец., направл. против обнаженно-классовой тенденции в пролет. иск-ве, попыток руководителей "Пролеткульта" создать нечто вроде "ЦК от искусства" (9 нояб.). Резкий фельетон Р. "В Зимнем дворце" (11 нояб.) с выпадами против А. Ф. Керенского и последующий отказ извиниться (что сделала редакция) стали причиной ее ухода из газеты в нояб. 1917 (см.: "Новая жизнь", 16, 17 нояб.).
После Окт. революции стала на сторону большевиков, была одной из немногих в ее среде откликнувшихся на призыв о сотрудничестве с сов. властью. Первые месяцы занималась охраной памятников культуры, вместе с Блоком участвовала в Комиссии при Наркомпросе по изданию рус. классиков [см.: Мейлах Б. С., Судьба классич. наследия в первые послеокт. годы (1917-- 1919). - РЛ, 1967, No 3, с. 28-35]. Весной или в нач. лета вышла замуж за изв. революционера Ф. Ф. Раскольникова (1892--1939). С июля по дек. 1918 находилась на службе в Волж. флотилии, к-рой (с 23 авг.) командовал Раскольников, была комиссаром разведки при штабе 5-й армии и флаг-секретарем при командующем. В авг. вступила в РКП(б) (РГА ВМФ, ф. р-34, оп. 1, д. 1914). Участвовала в боевых операциях, нередко попадала в "переплет" (Избр., с. 25-42, 512--14), отличалась личной храбростью (Р. в восп. современников, с. 77-104). Даже в обстановке фронта Р., с ее "жаркой и жадной полнотой бытия" (Смирнов Н. -- там же, с. 137). предпочитала вести привычный образ жизни: "...в свободные часы на роскошной царской "Межени", где ванны, души, обеды, чистое белье и стрельба звучит, как сквозь сон. Отчего бы кому-нибудь из Вас не приехать Свияжск на 2-3 дня?" (письмо к родителям, 1918 -- Избр.. с. 514). В Свияжске познакомилась и сдружилась с Л. Д. Троцким (см.: Троцкий Л., Моя жизнь. Опыт автобиографии, т. 2, М" 1990, с. 138--40). В дек. 1918 была назначена временно исполняющей обязанности комиссара Морского ген. штаба, до нач. июня 1919 находилась на Балтике. Затем -- снова на Волге, в должности зав. культурно-просветит. отделом штаба Астрахано-Каспийской воен. флотилии. В 1919--1920 активно сотрудничала в астрахан. ж. "Военмор" (см.: Аламдарова Э.Н., Р. в Астрахани -- В кн.: Лит. краеведение. Мат-лы к спецкурсу, в. I, Астрахань, 1965; ее же, Журнал "Военмор". -- В кн.: Лит. краеведение, в. 10, Волгоград, 1975). Впечатления от боев 1918--20 легли в основу "главной книги" Р. "Фронт" (М., 1924), составл. из очерков, публиковавшихся в 1918--19 в "Известиях", а в 1920--23 -- в "Красной газ." и газ. "Пролет. революция". Страшные картины Гражд. войны, ее "грязь" и жестокость, колоссальные людские потери оправдываются пафосом рев. переустройства мира.
С июля 1920, когда Раскольников был назначен командующий Балтийским флотом, Р., заняв пост зам. комиссара Гл. мор. штаба Республики, нек-рое время жила в Петрограде (пейзаж разрушающегося города выразительно описан в письме к Троцкому- РГБ, ф. 245, к. 5, No 21), занялась восстановлением лит. связей, собиралась переводить я изд-ва "Всемирная лит-ра" Рильке (см.: Блок, VII, 398), устроила лит. вечер совм. с С. М. Городецким (Блок, VI, 435-38; восп. Н.С. Тихонова из "Устной книги" -- см.: Тихонов; Рождественский В. -- в кн.: Р. в восп. современников, с. 28--36). Особенно тесные отношения связывали ее в это время с Блоком.
Тетка Блока, Мария Анд., вспоминай "Из Москвы приехала Лариса Рейснер, жена известного Раскольникова. Она явилась со специальной целью завербовать Ал. Ал. в члены партии коммунистов и, что называется, его охаживала. Устраивались прогулки верхом, катанье на автомобиле, интересные вечера с угощеньем коньяком и т. д." (Бекетова М. А., Восп. об Александре Блоке. -- М: 1990, с. 659; ср.: Никулин; см. также: Шоломова С. Б., Александр Блока и Лариса Рейснер, -- Блоковский сб., в. 4, Тарту. 1981).
Однако петрогр. лит. среда ее не принимала (см., напр., беллетризов восп. Г. В. Иванова "Петербургские зимы" -- в его Собрании соч., т. 3, М., 1994, гл. 14, "Л. Рейснер").
В марте 1921 в составе первого сов. посольства уехала в Афганистан, где с самого начала оказалась предметом внимания ГПУ (см. письма матери к Р. -- РГБ, к.7, No 58), стала одним из центров внутрипартийных скандалов (Персиц М., Еще два свидетеля для Конституц. суда. -- "Независимая газ.", 1992, 28 окт.). Из предварительно опубликованных в разл. изданиях очерков составлена кн. "Афганистан" (М.--Л., 1925), "больше пахнущая порохом, нежели розами Востока" (Н. Смирнов. НМ, 1929, No 2, с. 176), однако написанная с присущен. Р. изощренностью стиля, метафорич. избыточностью. "Каждый ее очерк, каждая статья походила на дерево, отягченное пышным и щедрым изобилием плодов" (Воронский А., Лит. записи, М., 1926, с. 160). Весной 1923 покинула Афганистан, летом решила расстаться с Раскольниковым. В сент. обратилась к К. Радеку, фактически ставшему ее мужем, с просьбой перебросить ее в Германию, куда и была отправлена в окт. 1923 с помощью сов. разведки (письма, адресов. "Изе", переправлялись через И. С. Уншлихта). Кн. "Гамбург на баррикадах" (М., 1925) создана в жанре традиц. репортажа с места событий. В этой и двух др. книгах -- "Берлин в 1923" (М., 1925) и "В стране Гинденбурга" (М., 1926) в союзе филистерства и крупного капитала разглядела опасность возникновения фашизма. После возвращения из Германии участвовала в работе комиссии Троцкого по улучшению качества продукции, работала спец. корр. "Известий", печаталась в "Правде", "Прожекторе", "Красной нови". Результат ее поездок по стране -- кн. очерков "Уголь, железо и живые люди" (М.-Л., 1925). Цикл очерков ("Декабристы"), опубликованный в 1926 ("Известия", 1, 5янв.; "Красная новь", No 2), -- часть задуманной ею серии прошв. о рев. движении в России и Европе, попытка разобраться в ключевых его моментах.
В развернувшейся в 20-е гг. лит. борьбе Р. участия не принимала, хотя явно тяготела к "Перевалу" с его ориентацией на ценности классич. иск-ва. В послеокт. время нашла себя как автор худож.-публиц. очерков, используя разнообразие жанровой палитры: сюжетный, фабульный очерк-рассказ, худож. мемуарный очерк, очерк-портрет и очерк-пейзаж, путевой, производственный, исторический, филос.-публиц. эссе. Умерла в кремлев. больнице от тифа, осложненного вывезенной с фронта прикаспийской малярией.
Уже при жизни Р. стала легендой, современники ценили ее ум, яркость личности и красоту; Л. Н. Сейфуллина отмечала также "мужской упор и трезвость" мысли Р. [Р. в восп. современников, с. 109; более строго к ней отнеслись Ахматова (см.: Чуковская Л. К., Записки об Анне Ахматовой, кн. 1, М., 1997, с. 34) и Н.Я. Мандельштам (в ее Восп., М., 1989, с. 131-32), с нее писали портреты (В. И. Шухаев изобразил Р. в виде Джоконды), посвящали стихи Гумилёв ("Что я прочел? Вам скучно, Лери", 1916), Б. Л. Пастернак ("Памяти Рейснер", 1926), Г. Иванов ("Акростих Ларисе Рейснер" -- в его Собрании соч., т. 1, М., 1994, с. 472), Садовской (РГБ, к. 8, No 1). Она явилась прототипом Комиссара в "Оптимистической трагедии" В. В. Вишневского (1933; одноим. фильм реж. С. И. Самсонова, 1963) и в пьесе Л. Никулина "На Волге" ("Красный балтиец", 1920, No 6; подпись Н. Львов). По восп. Н. Мандельштам, Р. пыталась создать ""образ" женщины русской революции" (цит. соч., с. 102), что ей отчасти удалось, хотя Ахматова решительно возражала против того, чтобы черты Р. были включены в некий собирательный тип: "И подумать только, что, когда мы все умрем ... и я, и Лили Юрьевна [Брик], и Анна Дмитриевна [Радлова], -- историки во всех нас найдут что-то общее, и мы все -- и Лариса, и Зинаида Николаевна [Гиппиус] -- будем называться: "женщины времени"" (Чуковская, цит. соч., с. 79-80).
Другие произведения: очерк "Мещанин" ("Красная газ.", 1925, 5 апр.); рассказ "Дети революции" ("30 дней", 1926, No 3); ст. "Против лит. бандитизма" ("Журналист", 1926, No 1).
Издания: Собр. соч., т. 1--2, М,--Л., 1928 (вступ. ст. К. Радека; предполагалось 3-томное изд.; не вошедшие мат-лы -- в архивах: РГБ. ф. 245, к. 11, л. 48; РГАЛИ. ф. 1693. оп. 1. No 2); Избр. произв., М.. 1958 (вступ. ст. Б. Брайниной); Избр., М.. 1965 (вступ. ст. И. Крамова); Два письма Р. -- "Дружба народов". 1967. No 4 (публ. С. Малаховой); Избр., М., 1980; [Стихи]. -- "Простор", 1967. No 8 (публ. Е. Ландау); в антологиях: Серебряный век. Петерб. поэзия кон. XIX -- нач. XX в.. Л.. 1991 (сост., комм, и справки М. Л. Гаспарова); Сто одна поэтесса Серебряного века, СПб.. 2000 (подг. изд. его же, О. Б. Кушлиной. Т. Л. Никольской).
Литература: Блок (ук.); ОксеновИ.. Л. Рейснер. Критич. очерк. Л., 1927: Злобин В., Ларисса. -- "Возрождение". Париж, 1957. No 63; Никулин Л., Люди и странствия, М., 1962; его же, Л. Рейснер. -- В его кн.: Годы нашей жизни, М.. 1966; Алексеев М. П., Ж-л "Рудин". -- Тургеневский сб. Мат-лы к ПССиП. в. 1. М.-Л., 1964, с. 246--249; Аламдарова Э. Н., Р. к Волжско-Каспийской воен. флотилии. -- "Уч. зап. Астрахан. гос. пед. ин-та им. С. М. Кирова", т. 11, в. 4. 1967; Р. в восп. современников. М., 1969; Хейфец М,. "В какой-то высшей точке бытия..." Герои Р. -- "Аврора". 1969. No 3-4; Кудряшова Е. И., "Мануфактура" Р. -- В кн.: На Волжской волне. Я., 1974; Шоломова С., "Портреты живые". Л. Рейснер. -- "Урал", 1978, No 3; ее же. Судьбы связующая нить (Р. и Н. Гумилев). -- В кн.: Н. Гумилев. Иссл. и мат-лы, СПб.. 1994: Соловей Э., Л. Рейснер. Очерк жизни и творчества. М., 1985; "Лишь для тебя на земле я живу": Из переписки Н. Гумилева и Р. -- "В мире книг". 1987, No 4 (публ. Н. А. Богомолова); Тараненко А., Восток в публицистике и эпистолярном наследии Р. -- В кн.: Восток в рус. сов. лит-ре. Таш.. 1988; Лукницкая В., Гафиз и Лери. ~ "Памир". 1988, No 12; ее же, Николай Гумилев. Жизнь поэта по мат-лам дом. архива семьи Лукницких, Л.. 1990, с. 185--194; Миронова Г., Личность и эпоха. (К творч. индивидуальности Р.), Л., 1990 (рукоп., депонированная в ИНИОН); "...Мой беспроволочный аппарат слышит где-то биение милой жизни" (Док-ты ЦГАСА о Р.). -- "Сов. архивы", 1990. No 3 (публ. Н.А. Мышова); ВасильеваЛ. Н., Женщина революции, или Легенда о Ларисе. -- В ее кн.: Кремлевские жены, М.. 1992; Алексеева Л., Принцесса, превращенная в статую... -- "Родина", 1996, No 3; Из истории лит. объединений Петрограда -- Ленинграда 1910-1930-х гг. Иссл. и мат-лы. кн I, СПб.. 2002 (ук.); "Мятежная чета" в Кабуле: Письма Ф. Раскольникова и Р. к Л. Троцкому (1922). - "Отеч. архивы". 2003. No 3 (публ. Н. А. Мышова); "Я на своем месте" (письма Р. к родителям из Германии. 1923). -- "Вест, архивиста", 2003, No 5--6 (публ. В. Савченко); Тихонов Н. С., Из могилы стола, М.. 2005, с. 356--64; PorierC., Larissa Reisner. [L.. 19881; ЛН. т. 92 (ук. в кн. 5), 93 (ук.). <*> Гранат; Писатели совр. эпохи (1); КЛЭ; СП. Автобиографии, т. 3; Рус. сов. прозаики, т. 7; Рус. писатели 20 в.; Лит. летопись. 1891-1917', в. 3; Лит. объединения. 1890--1917; Лит. жизнь 1920-х гг. (все 3 -- ук.); Масанов (ошибочно приписаны псевд. М. Ларин, И. Смирнов. Надежда Нолле).
Архивы: РГБ, ф. 245; РГАЛИ. ф. 1693; ИМЛИ. ф. 398; РНБ. ф. 150, No 1013; ф. 273, No 113; ф. 1108, No 247 (письмо Л. Н. Сейфуллиной к Р. от 11 окт. 1925); ф. 1049. No 25: ф. 1156. No 619 [справка П.С. Горякина]; РГА ВМФ, ф. р-34, оп. 2, д. 190, л. 75 [личная карточка чл. РКП(б)], д. 195, л. 55- 56; ф. р-1, оп. 3, д. 590, л. 62 (приказы РВСР 1918--19 гг. и др. док-ты) [справка В. Н. Гудкина-Васильева]; ЦГИА СПб, ф. 115, оп. 2, л. 7917. л. 3, 5-6, 51 (сведения об учебе) [справка А. Г. Румянцева]; РГИА, ф. 733. оп. 151, д. 240 (дело об отце Р. -- "О проф. Томского ун-та Рейснере"; содержит сведения о его "неблагонадежности и анти правительств. деятельности" в 1900--01 гг.; вкл. ф. с.), ф. 794, No 3...32 (об участии Р в "Союзе деятелей искусств", апр. 1917 -- нач. 1918) [справка Л. М. Сесёлкиной], ф. р-562, д. 143, 342, 402, 7; ф. р-92, д. 360; РЦХСД, ф. 17. д. 70, 72; Житомирская С., Архив Р. -- ЗапГБЛ, в. 27, 1965.
Е. И. Кудряшова.
Текст издания: Русские писатели. 1800-1917. Био-библиографический словарь. Том 5. П--С. -- Москва: Большая Российская энциклопедия. -- С. 275--277.