Рейналь, (Гильом-Томас-Франсуа Raynal) -- французский историк и философ (1713--1796). Получив первоначальное образование в иезуитской школе, Р. в 1747 г. прибыл в Париж простым, бедным священником; но редакторство в "Mercure de France" скоро открыло ему путь к знакомству и сближению с литературным миром и философами, в особенности Гельвецием и Гольбахом. Первые его труды: "Histoire du stathoudérat" (Гаага, 1748), направленная против принцев Оранских; "Histoire du Parlement d'Angleterre" (Л., 1748), "Anecdotes historiques, militaires et politiques d'Europe" (Амстердам, 1753; позже вышли под заглавием: "Mémoires politiques de l'Europe"). В 1770 г. вышло в свет самое известное сочинение Р.: "Histoire philosophique et politique des établissements et du commerce des EuropИens dans les deux Indes" (русский перевод Анастасевича, СПб., 1805--11). Первое издание этого сочинения появилось анонимно. Теперь этой книги не читают -- слишком она странна и бессвязна; но в свое время она была не менее известна, чем сочинения Вольтера. В ней вполне отразилась философия XVIII века; особенно близка она по своему духу к школе энциклопедистов. Ее приписывали Дидро, несомненно доставившему Р. многочисленные тирады против существования Бога. В этом сочинении рассказывается история открытий и европейской колонизации в заморских странах, горячо проповедуется освобождение невольников, поднимается целый ряд разнообразнейших вопросов -- о деспотизме, о свободе и т. п. делаются нападки на католицизм, восхваляется "естественное состояние" людей. Вождь восстания негров, Туссен Лувертюр, сравнивал книгу Р. с евангелием. Некоторые эпизоды из сочинения Р. были переделаны для сцены, а выдающиеся по своей резкости мысли собраны под заглавием "L'esprit de Raynal". Книга выдержала в очень короткое время 20 изданий и вызвала восхищение Франклина, Робертсона, Гиббона. Радищев читал ее не без увлечения. В мае 1781 года парижский парламент приказал сжечь ее. Р. отправился путешествовать, был в Англии, в Германии, ездил к Фридриху II, но тот принял его довольно сухо, за нотации, с которыми Р. обращался к нему в своей "Истории". Побывал Р. и в России, где хорошо был принят Екатериной II. В 1787 г. друзья выхлопотали ему возможность беспрепятственно жить во Франции, где он обратил на себя внимание своей благотворительностью. В 1789 г. Р. был выбран в генеральные штаты, депутатом от Марселя, но отказался от этого звания. Во время террора он подвергся серьезным нападкам, так как вооружался против диктатуры; но его спас Робеспьер, указавший на его литературные заслуги.
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XXVIa (1899): Резонанс и резонаторы -- Роза ди-Тиволи, с. 490--491.
II.
Рейналь (Raynal), Гийом Томас Франсуа (11 апр. 1713 - 6 марта 1796) - франц. историк и социолог, принадлежавший к тем, кто "...сделали первые попытки дать историографии материалистическую основу..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 27). Лит. деятельность привела его к сотрудничеству в "Энциклопедии". В гл. своем труде "Филос. и политич. история учреждений и торговли европейцев в обоих Индиях" ("Histoire philosophique et politique...", появилась анонимно в 1770 в Амстердаме в 6 тт.; впервые с подписью автора напечатана в Женеве в 1780 в 4 тт.; выдержала при жизни автора 12 изданий, печаталась на всех языках Европы; в неполном виде была издана в России в 1805-11 в 6 чч.; 2 изд., 1834-35, под названием "Филос. и политич. история о заведениях и коммерции европейцев в обоих Индиях") Р. пропагандировал опыт революций европ. народов, изложил программу бурж.-демократич. революции, к-рая, однако, по его мнению, не может разрешить противоречий внутри третьего сословия. Книгу Р. высоко оценили Франклин, Джефферсон, Пейн. Она была осуждена франц. парламентом на сожжение, автор подлежал аресту. Р. бежал. Находясь в изгнании, объездил мн. стран, был в России, в 1787 вернулся на родину. В период революции занимал неустойчивую позицию, выступая то против контрреволюц. тенденций крупной буржуазии, то против якобинцев.
Как философ Р. стоял на позициях метафизич. материализма, хотя в самой общей форме и под влиянием Кювье высказал мысль о том, что природа имеет историю, к-рая включает постепенные, количеств. изменения, а также перевороты, революции. Р., вслед за Тюрго, рассматривал историю общества как ряд последоват. ступеней хоз. деятельности (земледелие, приручение диких животных, ремесло, пром-сть, торговля). Р. считал, что связи, присущие физич. явлениям, свойственны и событиям "морального порядка, наиболее удивительным, как, например: происхождению религиозных идей; прогрессу человеческого разума, открытию истин, рождению и последовательности заблуждений, началу и концу предрассудков, образованию обществ и последовательной смене различных правительств" ("Histoire philosophique...", v. 4, livr. 19, Gen., 1780, p. 472). В вопросе об источнике знаний Р. был сторонником сенсуализма, проводя различие между непосредственным знанием и абстрактным мышлением. Как и все метафизич. материалисты, Р. не понимал природы абстрактных понятий и активного характера познания.
В центре науч. интересов Р. находилось общество. Социологич. концепция Р. - своеобразный экономический материализм. Отправным пунктом своего анализа Р. сделал общество, а не индивид, т.е. совершил шаг по пути преодоления социального атомизма, "робинзонады" и отказался от договорной теории происхождения общества и гос-ва. Критикуя Монтескьё за преувеличение роли географич. среды в истории человечества, не приемля концепций Руссо о возникновении частной собственности и его теорию общественного договора, Р. считал обществ. состояние человека исконным (см. тамже, р. 470), видел в труде силу, объединяющую людей и преобразующую природу. Причиной возникновения частной собственности и неравенства Р. считал эволюцию земледелия, пром-сти и торговли. Неравное распределение богатств породило неравное распределение обязанностей людей. Этот взгляд подводил Р. к понятию классов. Общий ход истории представлялся Р. как борьба разнородных групп людей за свободу и за более справедливое распределение богатства, к-рое он считал идеалом, увековечивая институт частной собственности. Гос-во Р. понимал как обществ. силу, к-рая дает каждой социальной группе возможность сохранять свое владение и наслаждаться им. Отождествляя сущность гос-ва и его форму, Р. вместе с тем высказал предположение о связи формы правления с интересами определ. социальных групп. Р. осуждал войны как средство внешней политики, а также политич. строй, порождавший их, подчеркивая, что действит. интересы наций не совместимы с войной. Осуждая завоеват. войны, Р. оправдывал войну за свободу и независимость. Борясь против порабощения цветных народов, Р. особенно негодовал против тех, кто создавал обоснования - теоретические и моральные - колонизаторской деятельности.
Р. был атеистом. Не ограничиваясь критикой религ. представлений, он видел свою задачу в разоблачении социальной роли религии.
Идеи Р. были восприняты Барнавом, Кондорсе, а через них оказали влияние на философию истории Сен-Симона и историч. концепцию франц. историков эпохи Реставрации. Они оказали воздействие на Радищева.
Сочинения:
Oeuvres, v. 1-4, Gen., 1784.
Литература:
Вороницин И. П., История атеизма, 3 изд., [Рязань, 1930];
Старосельская-Никитина О., Очерки по истории науки и техники периода франц. бурж. революции 1789-1794 гг., М.-Л., 1946;
Зельманова Е., Р. - как историк философии, "ВФ", 1961, No 5;
лимак Е. Г., Злоключения бурж. компаративистики (К вопросу о характере политич. концепций А. Н. Радищева и Г. Р.), "История СССР", 1963, No 3;
Guibert J. A. H. de, Lettres de l'abbé Raynal à l'Assemblée nationale, Marseille, 1789;
Grimm В. de et Diderot, Correspondance littéraire, t. 1, P., 1812;
Gibbon E., The history of the decline and fall of the Roman empire, N. Y., 1845;
Lunet В., Biographie de l'abbé Raynal, Rodez, 1866;
Morley J., Diderot and the encyclopaedists, v. 1-2, L., 1886;
Hervier M., Les écrivains français jugés par leurs contemporains, v. 2, P., [1931];
Wolpe H., Raynal et sa machine de guerre, "L'histoire des deux Indes" et ses perfectionnements, P., 1957;
Lang D. M., The first Russian radical A. Radishchev, L., 1959.
Г. Зельманова. Ленинград.
Источник текста: Философская Энциклопедия. В 5-х т. -- М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960--1970.
I.
Рейналь(Raynal)ГийомТомасФрансуа (11.4.1713, Сен-Женье, Аверон, -- 6.3.1796, Париж), французский историк и социолог, представитель Просвещения (См. Просвещение). Получил образование в иезуитском коллеже. Отказавшись от деятельности священника, Р. поселился в Париже (1747), где занимался литературной работой и сотрудничал в "Энциклопедии" Д. Дидро. Главное произведение Р. -- "Философская и политическая история учреждений и торговли европейцев в обеих Индиях" (6 тт., 1770) содержит острую критику феодально-абсолютистских порядков, католической церкви, колониализма. Р. проявлял глубокий интерес к истории Английской и Нидерландской революций, пропагандировал опыт революции в Северной Америке. Книга была в 1781 осуждена французским парламентом на сожжение, автор подлежал аресту. Р. бежал из Франции. Находясь в изгнании, объездил много стран, был в России, в 1787 вернулся на родину. Избранный в Генеральные штаты 1789, Р. отказался от своего мандата. В период Великой французской революции Р. выступал против углубления революционной борьбы, осуждал якобинцев.
Как философ Р. стоял на позициях метафизического материализма, хотя в самой общей форме высказал мысль о том, что природа имеет историю, которая включает постепенные количественные изменения, а также перевороты, революции. В вопросе об источнике знаний Р. был сторонником Сенсуализма. Социологическая концепция Р. -- своеобразный экономический материализм. Р. принадлежал к тем мыслителям, которые "...сделали первые попытки дать историографии материалистическую основу..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 27). Преодолев социальный атомизм, "робинзонаду", Р. сделал отправным пунктом своего анализа общество, а не индивида. Считая общественное состояние человека исконным, он отказался от договорной теории происхождения общества и государства. Причиной возникновения частной собственности и неравенства Р. считал эволюцию земледелия, промышленности и торговли. Общий ход истории он представлял как борьбу разнородных групп людей за свободу и более справедливое распределение богатства. Осуждал войны как средство внешней политики, боролся против расизма. Будучи атеистом, Р. видел свою задачу в разоблачении социальной роли религии.
Идеи Р. оказали влияние на философию истории Сен-Симона, историческую концепцию французских историков эпохи Реставрации, на взгляды А. Н. Радищева.
Сочинения:
CEuvres, v. 1--4, Geneva, 1784;
в рус. пер. -- Философская и политическая история о заведениях и коммерции европейцев в обеих Индиях, 2 изд., СПБ, 1834--35.
Литература:
Старосельская-Никитина О., Очерки по истории науки и техники периода Французской буржуазной революции 1789--1794 гг., М. -- Л., 1946;.
Зельманова Г., Рейналь -- как историк философии, "Вопросы философии", 1961, No 5;
Lunet В., Biographic de l'abbe Raynal, Rodez, 1866;
Моrley J., Diderot and the encyclopaedists, v. 1--2, L., 1886,
Feugere A., Un precurseur de la révolution l'abbé Raynal, P., 1922;
егоже, Bibliographic critique de l'abbé Raynal, P., 1922;
Hervier М., Les écrivains français jugés. parleurscontemporains, v. 2, P., [1931].
Г. Л. Зельманова.
Источник текста:Большая советская энциклопедия. -- М.: Советская энциклопедия. 1969--1978.
II.
Рейналь (Raynal), Гийом (11.IV.1713 -- 6.III.1796) -- франц. историк и философ, деятель Просвещения. По окончании иезуитского коллежа был назначен в 1747 священником в Париж, где стал редактором газ. "Mercure de France". P. -- автор ряда компилятивных ист. трудов, наиболее популярный из к-рых -- "L'Histoire philosophique et politique des établissements et du commerce des Europeéns dans les deux Indes" (v. 1-6, Amst., 1770; неполн. рус. пер. "Философическая и политическая история о заведениях и коммерции европейцев в обеих Индиях", ч. 1-6, СПБ, 1805-14). Эта книга, созданная при участии Д. Дидро и П. Гольбаха, с к-рыми Р. тесно сблизился, содержала резкую критику католич. церкви, работорговли, эксплуатации туземцев. Обществ. злу Р. противопоставлял право человека на "естеств. состояние", защиту идей просветит. гуманизма, борьбу за уничтожение работорговли. В соч. Р. содержались элементы материалистич. понимания обществ. явлений. Большое внимание в обществ. развитии он уделял экономич. фактору. Так, исходным моментом истории нового времени Р. считал переворот в торговле. Именно торговля, по его мнению, имела решающее значение в развитии культуры. Р. приветствовал прогресс в области пром-сти, техники, науки. После того как в 1781 осн. труд Р. был осужден католич. церковью и сожжен, Р. бежал в Пруссию, а затем в Россию. В 1787 вернулся во Францию. К концу жизни взгляды Р. претерпели существ. эволюцию. В период Франц. бурж. революции 18 в. он выступал в поддержку монархии и резко осуждал якобинскую диктатуру.
В. А. Дунаевский. Москва.
Источник текста:Советская историческая энциклопедия. -- М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973--1982.