Распутин Григорий Ефимович
Распутин

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   
   Григорий Распутин: pro et contra, антология
   СПб.: РХГА, 2020. -- (Русский Путь).
   

<Без подписи>

Распутин1

Неизвестный крестьянин -- свой человек в аристократических салонах

   В Петрограде Григорий Распутин впервые появился в 1905 г. Никому неизвестный, без связей, этот сибирский крестьянин вскоре становится своим человеком в высшем столичном обществе. Популярность его быстро растет. Перед ним заискивают сильные мира сего. Его усиленно приглашают в разные салоны. С ним считаются, как с каким-то носителем высшей религиозной истины и нового учения.
   Своему быстрому успеху в петроградском высшем обществе Григорий Распутин был в значительной степени обязан епископу Феофану, тогда еще архимандриту, и покойному отцу Иоанну Кронштадтскому, к которым он имел при приезде в Петроград рекомендательные письма.
   О первых шагах Распутина в области "религиозного искательства" известно, как сообщает "Речь", следующее. До своего приезда в Петроград, под влиянием какого-то сибирского проповедника, Григорий Распутин начал увлекаться Священным Писанием и вообще вопросами веры. Около двух лет занимался он чтением церковной истории и творений отцов Церкви, а затем начал жизнь старца-проповедника.
   

Религиозная философская теория Распутина

   О своей "религиозно-философской" теории спасения душ человеческих Григорий Распутин рассказывал так:
   -- Я вмещаю в себе частицу высшего существа, и только через меня можно спастись. Для этого необходимо слиться со мной душой и телом. Все, что от меня исходит, есть источник света, очищающий от грехов.
   На основании этой теории старец доказывал, что ему все позволено. Он окружает себя толпой последователей и последовательниц, ищущих в общении с ним своего очищения.
   

Испытывайте плоть вашу...

   В селе Покровском, в Тобольской губ., он создает культ "жертвенного моления". Об этих "молениях" покровцы рассказывали следующее. Ночью, как только на небе появляются звезды, Распутин с домочадцами, поклонницами и поклонниками натащат в яму дров и зажигают костер. На треножник, стоящий в огне, ставится чаша с ладаном и кореньями. Взявшись за руки вперемешку, мужчины и женщины кружатся вокруг ямы и поют, повторяя одну фразу: "Грех наш ради покаяния, грех покаяния ради, Господи".
   Бег вокруг костра все ускоряется, затем слышатся вздохи, стоны и т.д. Костер гаснет, и в наступающей тьме раздается голос Распутина: "Испытайте плоть вашу". Все бросаются наземь; происходит общая свалка и начинается безудержная оргия.
   

Путешествие Распутина по России

   Свою теорию спасения душ Григорий Распутин проповедовал не только в селе Покровском. Вскоре старец со своими последовательницами начинает объезды наиболее крупных городов центральной России, где вербует себе новых последователей и последовательниц. Особенно большие успехи старец имел в Казани, Саратове, Киеве и Самаре.
   О его деятельности в Казани стало известно из письма одной из его жертв к епископу Феофану. В этом письме, между прочим, говорилось: "Ваше преосвященство, я решительно не понимаю, как это вы до сих пор продолжаете вести знакомство с Григорием Распутиным. Какой он сатана. Дела, которые он творит, поистине служат признаками пришествия антихриста".
   В дальнейшем автор письма рассказывает, что Григорий Ефимович произвел сильное впечатление на ее дочерей, из которых одной 20, а другой 16 лет.
   

Что такое грех?

   "И вот, однажды, -- говорится в письме, -- я иду по улице и вдруг вижу следующую картину: из бани выходит Григорий Распутин с моими двумя дочерьми... Надо войти в положение матери, чтобы понять тот ужас и безумие, которые охватили меня. Я остановилась и не могла произнести ни слова. Стою и молчу.
   -- Вот теперь воссиял истинный свет спасения, -- это были слова "старца".
   Другая последовательница Григория Распутина писала о нем следующее:
   "Я оставила родных, к которым сильно была привязана, и ушла за старцем. Однажды я ехала с ним в отдельном купе первого класса и вела беседу о Боге, о спасении души и будущем воскресении мертвых. Вдруг он подходит ко мне и начинает целовать меня; а затем... очистил меня от грехов. К концу вечера как-то на душе у меня стало тяжело. Я обратилась к старцу с вопросом: "А, может быть, Григорий Ефимович, то, что мы с вами теперь делаем, есть грех?" Старец на это ответил: "Нет, дочь моя, это не грех. Наша плоть от Бога, и мы можем свободно ею пользоваться"".
   

Суд над Распутиным

   Епископ Феофан, узнав о деятельности Распутина и считая себя одним из виновников успеха его, так как он благословил его на религиозный путь, созвал нечто вроде третейского суда, в состав которого вошли один епископ, один иеромонах и три высокопоставленных светских лица. Распутину было предъявлено обвинение в том, что он не только целует женщин, но и позволяет себе многое другое, неприличествующее старцу.
   Старец сумел, однако, расположить к себе судей и оправдаться перед ними. Свою близость к женщинам, в частности хождение с ними в баню, он объяснял тем, что это является лучшим средством испытания силы своей святости.
   

Сестра архиепископа Варнавы -- секретарша Распутина

   Тем временем деятельность Распутина все расширялась. Он снимает особую квартиру в г. Тюмени, где открывает приемы своих последователей и последовательниц. На этих приемах ежедневно бывают сотни людей, и среди немало знатных лиц. Приема у Распутина добиваются и губернатор, которому грозит отставка, и чиновник, ищущий повышения по службе, и делец, нуждающийся в сильной протекции, и т.д. Распутин обзаводится секретарями и секретаршами. Одною из таких секретарш Григория Распутина стала сестра епископа Варнавы. Секретари Распутина делали большие дела, потому что к старцу за заступничеством к старцу обращались все, и вскоре была установлена такса, сколько с кого брать.
   Кроме сестры епископа Варнавы, у Распутина была еще другая секретарша, прозванная им впоследствии, как и сестра епископа Варнавы, "духовной сестрой". Сестры эти сопровождали Григория Распутина почти во всех его поездках по провинции и в столицу.
   

Торжественные приезды Распутина

   Григорий Распутин часто приезжал в Тобольск. Здесь его встречали с большой помпой. Ему козыряли городовые; впереди его кареты лихо мчался полицеймейстер; его приглашал на обед сам губернатор и т.д. С не меньшим почетом встречали его и в других сибирских городах. В одном из них для Распутина открывали парадные комнаты; в другом устраивали триумфальные арки; в третьем -- ему навстречу выходили депутации в составе гражданских властей и духовных лиц и т.д.
   Близкие отношения установились у Григория Распутина и с епископом Варнавой после назначения последнего на тобольскую кафедру. Первую свою проповедь епископ Варнава посвятил жене Распутина -- Прасковье Федоровне. Естественно, что перед Распутиным трепетало все сельское и городское духовенство Тобольской епархии.
   

Второй суд над Распутиным

   В 1909 г. число жалоб на действия Распутина значительно увеличилось. Над ним был снова созван духовный суд. В этом суде, как и в первом, также участвовал епископ Феофан. Распутину было предложено поехать в монастырь на один год на послушание.
   Распутин не подчинился, однако, суду, заявив, что от поездки в монастырь он должен отказаться, так как "его духовные дочери и последовательницы не могут жить без него".
   

Илиодор -- покровитель Распутина

   Сильного покровителя нашел к тому времени Григорий Распутин в лице иеромонаха Илиодора.
   "Нехорошо поступил епископ Феофан, нехорошо поступил и архиепископ Сергий с блаженным Григорием" -- так телеграфировал иеромонах Илиодор видному духовному лицу, которое принимало живое участие в разоблачениях Григория Распутина на суде.
   Заступничество это, однако, не помогло "старцу", и ему было предложено немедленно покинуть Петроград. Но вместо ссылки в монастырь ему разрешено было оставаться в родном селе Покровском. Перед поездкой своей на родину Григорий Распутин пришел к епископу Феофану за советом. Но епископ встретил его восклицанием: "Не подходи ко мне, сатана, ты не блаженный, а обманщик. Ты действительно Распутин был и будешь распутным человеком".
   

12 сестер

   В селе Покровском Григорий Распутин окружил себя двенадцатью "сестрами". Самой старшей из них было 27 лет. Все они жили в доме Распутина, который был прекрасно обставлен. Жена старца с детьми занимала в доме пять комнат, а сестрам предоставлено было каждой по одной комнате.
   Все старания жены Григория Распутина уговорить его отказаться от "миссии" и вернуться к прежней крестьянской жизни оказались тщетными. Григорий Распутин неизменно отвечал, что прежняя его жизнь навсегда для него окончена и что его звезда еще воссияет.
   От жены Распутин требовал полного невмешательства в его отношения к "сестрам". Жена по мере возможности исполняла его требование.
   

Исповедь одной из "сестер" Распутина

   О жизни сестер в селе Покровском одна из них писала следующее: "Полгода как нахожусь в каком-то кошмарном состоянии. Я до сих пор не знаю, живя в доме старца Григория, святой он или величайший грешник мира. Не нахожу себе места в этом несчастном селе. Хочу убежать, хочу вернуться в Петербург, но не могу, боюсь, страшно боюсь старца. Его большие серые, проницательные глаза давят меня, проникают вглубь моей души и страх наводят на меня. На расстоянии 5000 верст я ощущаю старца около себя. Чувствую, что он необыкновенная сила, что он все может".
   

Распутин снова в столице

   В течение двух лет Распутин не показывался в столице, но его влиятельные поклонники и поклонницы не переставали защищать его в высших кругах и настаивали на возвращении его в Петроград. К тому времени в столицу прибыл саратовский епископ Гермоген, в лице которого Григорий Распутин нашел одного из своих влиятельнейших защитников. В то же время не переставал хлопотать об участи Гр. Распутина и другой его не менее сильный покровитель, монах Илиодор. Последний в своих проповедях называл старца "великим святителем современной русской церкви".
   Хлопоты друзей Гр. Распутина увенчались успехом, и в конце 1914 г. старец снова появляется в столице и с прежним успехом возобновляет свое хождение по салонам. Круг его поклонников и поклонниц постоянно возрастает. Одновременно возрастает и его влияние. Влияние это сказывается не только на ходе церковной жизни, но и в вопросах светской, общественной и даже политической жизни.
   

Покушение на жизнь Распутина в 1914 г.

   30-го июня 1914 г. в селе Покровском на жизнь Гр. Распутина было произведено покушение. Одна из его прежних поклонниц, а затем поклонница Илиодора, некая Гусева, тесаком нанесла ему рану в живот. При допросе Гусева объяснила, что убедилась в том, что Распутин обманщик и растлитель женщин. Рана оказалась не опасной, и Распутин вскоре поправился.
   

Кто окружал Распутина в последнее время

   В Петрограде Распутин был окружен и разными темными личностями, комиссионерами и прожектерами, которые всячески старались использовать его связи и влияние.
   Гр. Распутин в последнее время стал чрезвычайно подозрительным и осторожным. Охрана, охранявшая его и до того, была значительно усилена. Дом No 64 на Гороховой ул[ице], где он проживал, строго и бдительно охранялся. Сам Гр. Распутин часто отказывался от приглашений даже высокопоставленных лиц.
   Одно лицо, знавшее лично Григория Распутина и знакомое с обширным материалом, собранным о нем, уверяло, что влияние Григория Распутина в значительной степени объясняется той исключительной силой гипноза, которая была присуща ему. Кроме того, он умел говорить живым, простым языком, чем очень импонировал в аристократических кругах. Несомненно, также, что благодаря своей способности к гипнотизации он являлся как бы желанным врачевателем при некоторых болезнях.
   Умер Г. Е. Распутин лет 43 от роду.
   
   1 Печатается по: Петроградская газета. 1916. 21 декабря. No 351. С. 2.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru