А. Г.
У друзей Распутина

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   
   Григорий Распутин: pro et contra, антология
   СПб.: РХГА, 2020. -- (Русский Путь).
   

<А.Г.>

У друзей Распутина1

   Наш сотрудник обратился вчера к редактору-издателю "Дым Отечества" А. Л. Гарязину с просьбой высказаться относительно покушения на Григория Распутина. А. Л. Гарязин хорошо знает Распутина и был одним из первых, кто сообщил печальную новость экономке "старца", Лапшинской.
   Вот что говорит А. Л. Гарязин:
   -- Я должен, прежде всего, сообщить, что сообщения многих газет, принужденных волею судеб писать о происходящем в Покровском, сидя в Петербурге, далеки от истины. Единственный материал, который не поддается сомнению, это -- полученные нами телеграммы, а их пока очень немного.
   По самым последним сведениям, положение представляется таким образом: Распутина в Покровском уже нет. Его сегодня перевезли в Тюмень, где он и останется до самого своего выздоровления.
   Опасность, если верить полученным мною сведениям, миновала. Заражение крови исключается. Перед самым отъездом в Тюмень температура была совершенно нормальной. Сегодня мною получены телеграммы, где сообщается, что больного благополучно перевезли в Тюмень. Он находится там в великолепных условия, уход замечательный. Около его постели собраны лучшие местные врачи. Утром температура не повышалась. Близкие друзья Распутина, не доверяя авторитету местных тюменских врачей, обратились с просьбой к одному видному хирургу с предложением выехать к больному. Сегодня он должен был уже ехать в Тюмень, но еще не дал пока окончательного ответа {Ниже на этой же странице набрано: "Отъезд в Покровское лейб-хирурга Федорова. [Заголовок]. Сегодня экстренно выехал в Покровское известный хирург проф. Федоров". -- Сост.}.
   Что я думаю о покушении? -- Да что тут можно думать. Сумасшедшая баба и больше ничего. По-моему и судить-то ее не будут, никакого и процесса не будет. Просто упрячут ее в сумасшедший дом, да и только. Весь этот допрос одна проволочка. С больной женщины что же и спрашивать.
   Ни политической, ни религиозной подкладки я в этом покушении не вижу. Это обыкновенная вспышка женщины-истерички, и вдобавок еще тяжело больной.

-----

   Князь В. П. Мещерский, издатель "Гражданина", хорошо знающий Распутина, заявил нашему сотруднику:
   -- На меня известие о покушении на Распутина произвело большое впечатление. Вчера же, как я только узнал об этой катастрофе, я немедленно отправил срочную телеграмму дочери Распутина, Матрене Григорьевне, с просьбой сообщить сведения о здоровье ее отца. Несмотря на то что телеграмма была мною отправлена еще вчера днем, ответ я получил только сегодня утром.
   Ответ этот весьма успокоительный. Дочь Распутина сообщает мне, что рана, по заключению врачей, оказалась относительно легкой, и теперь уже всякая опасность миновала. Больному значительно лучше, он уже разговаривает и очень интересуется личностью покушавшейся на него женщины.
   Самое покушение объяснить очень трудно, оно, по-моему, не поддается объяснению, и к тому же, сидя здесь и не зная никаких подробностей, трудно что-либо сказать.
   По-моему, покушавшаяся -- истеричка, религиозно-помешанная. Имела ли она что-нибудь общее с Григорием Распутиным, я не знаю, по крайней мере, я это имя Хионии Гусевой слышу первый раз в жизни и не знаю, знал ли эту женщину тот, на кого она напала.

-----

И. Кронштадтский и Гр. Распутин

(Беседа с настоятелем Казанского собора протоиереем Ф. Н. Орнатским)

   -- Григорий Распутин -- вот имя, хорошо знакомое России последние годы, а последние два дня вряд ли кто-либо из петербуржцев не произнес его несколько раз, -- сказал нашему сотруднику протоиерей Ф. Н. Орнатский.
   -- Только и слышишь Распутин да Распутин!
   Лично я к деятельности Распутина, как истинный христианин, отношусь, отношусь, конечно, отрицательно и только.
   Мне он известен только по рассказам и сведениям из газет.
   Но меня, как близкого друга, сотрудника и родственника покойного отца Иоанна Кронштадтского, сильно возмущает попытка некоторых органов местной прессы во главе с "Речью" и "Современным словом" пристегнуть имя Распутина к плодотворной, с точки зрения христианина, деятельности покойного пастыря.
   Утверждают, что Распутин, приехав в 1904 г. в Петербург с письмом от сибирского священника к о[тцу] Иоанну Кронштадтскому, сразу понравился последнему; утверждают, что покойный пастырь возил с собою "старца" всюду и знакомил его с влиятельными лицами, чем предрешил ему успех.
   -- Я лично присутствовал при первой и в то же время последней встрече Распутина с покойным о[тцом] Иоанном, и эта встреча мне весьма памятна.
   -- О[тец] Иоанн спросил старца -- "как твоя фамилия" и, когда последний ответил -- "Распутин", ответил: "Смотри, по фамилии твоей и будет тебе".
   Если вы хотите уж непременно знать, кто принял живейшее участие в первых шагах Распутина в Петербурге, то извольте: это епископ Феофан, да и то не долго.
   Вскоре же Распутин, достаточно использовав его, уже и в нем не нуждался.
   Лично я, вообще, мало интересовался деятельностью и проповедями "новоявленного старца", но знаю, что в печальной истории епископа Гермогена Распутин сыграл тоже видную и решающую роль.

-----

Чуриков о покушении на Распутина

   Ваш сотрудник посетил братца Ивана Чурикова и имел с ним небольшую беседу о происшедшем в Покровском покушении.
   Братец Чуриков вначале долго отказывался от беседы, ссылаясь на то, что он живет в стороне от политики и потому не может высказаться о событии как о явлении политическом, но все же высказал свое мнение о личности Распутина и о мотивах покушения.
   На наш вопрос, какую роль сыграл Распутин в жизни русского простонародья, Чуриков ответил:
   -- Хорошо, что он из народа вышел; он знал народ, любил его и радел о мужике, простом и забитом; он всегда говорил: грамота нужна, свету мало, водка одолела; он -- человек сильный и много мог бы принести пользы и трезвенному делу; только люди из народа могут принести пользу народу, и только верующие бесхитростно спасут Царствие Божие на земле от поругания фарисеев!
   -- А правда ли, братец, что Распутин способствовал вашему отлучению?
   -- А Бог с ним! Я на него не в обиде, и по-христиански, да и просто по-человечески мне его жалко.
   -- А скажите, может ли быть, что убийца хотела испробовать его святость и неуязвимость?
   -- Все может быть, сынок, -- и пока народ верой истинной не просветится, все может случиться! Ну, прощай, сынок, недосуг мне, -- заторопился Чуриков, видимо, избегая дальнейшей беседы.

-----

"По Божьему пути".
(О мемуарах Г. Е. Распутина)

   "По Божьему пути" -- так озаглавлен дневник или записки Г. Е. Распутина, которые составлялись специально приглашенным им лицом, не безучастным к занятию журналистикой, из духовного звания, давнишнего знакомого и репетитора сыновей одной сановной дамы.
   В этот дневник, который велся нерегулярно, а время от времени, заносились самые разнообразные данные: как о состоянии здоровья автора и членов его семьи, так и о встречах, впечатлениях, приемах, подношениях, путешествиях Г. Е. Распутина и его близких.
   И, несмотря на полное отсутствие системы при составлении этих записок, в них все-таки сквозит одна руководящая идея. В них Распутин, человек, вынырнувший, как он говорил, "из народа", проводит мысль, что на нем -- сыне этого народа, почиет какая-то особая благодать, в силу которой он, "один из малых сих", возвысился над многими и стал известен не по одной только России, а и по всему миру, как он не без гордости говорил.
   Об этих мемуарах сам Распутин рассказывал пишущему эти строки в день своего последнего отъезда из Петербурга.
   -- Давно мне хотелось, -- так объяснял Распутин, ощупывая меня своими живыми быстрыми глазами, -- свое слово миру сказать... Что же я могу в поучение дать ему? Вот существуют разные ученые, люди ума. Они, ученые-то эти, пишут не от себя, не от человека, а вообще о мире... понимаешь ли меня иль нет? Говори по правде...
   -- Продолжайте, Григорий Ефимович!
   -- Так вот я и говорю: я хочу людям представить не что-либо такое, которое не от меня исходит, а именно то, что во мне есть. Своего, значит, Бога я хочу им показать... свой путь жизни людям указать...
   Вот почему я называю писание свое названием -- "По Божьему пути". А в чем путь Божий, знаешь ли ты это?
   И не дожидаясь моего ответа, он, привстав и махая в воздухе указательным пальцем, строго и проникновенно проговорил:
   -- Путь Божий -- есть путь добрых дел... Твори добро, добро твори, говорю я тебе, и ты будешь на пути праведников... Вот это я людям и сказать хочу.
   Он шагал по комнате и волновался.
   -- Хочу я начать свою проповедь народу: мал для меня круг-то... Что мне все эти люди? Грех, соблазн один, а вот думаю о душе.
   -- Довольно дьявола тешить, самообольщаться, -- я не решаюсь утверждать, что он именно произнес это слово, но смысл помню точно, -- грешить, а пора и о душе подумать... Вот и надумал я самую настоящую, правдивую народную газету в ход пустить. Денег мне дадут, люди верующие нашлись, соберу я людей хороших, перекрещусь, да и -- Господи, благослови -- в колокол ударю!
   -- Да у нас, Григорий Ефимович,-- заметил я, -- "Колокол"-то свой имеется: звонит.
   -- Да что толку-то в этом? Не так надо.
   -- О спасении звонить надо: добрыми делами спасаться. Мы опять помолчали.
   Г. Е. Распутин о чем-то задумался, и его лицо приняло какое-то детски-страдальческое выражение.
   -- Вот тебе мое слово, -- сказал он на прощанье, -- и слово мое крепкое. Приеду я осенью в Питер и начну выпускать свою газету. Поборемся еще: у меня коль в мыслях что-либо есть, то я и в дело претворяю.
   -- А как же насчет ваших записок, опубликуете их, что ли? -- задал я ему крайне интересовавший меня вопрос.
   -- Нет, как можно, нельзя, -- возразил он. -- Пусть дети мои, если найдут нужным, сделают это.
   
   1 Печатается по: Петербургский курьер. 1914. 2 июля. No 159. Среда. С. 2.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru