Аннотация: Статья Н. Гнединой из Литературной энциклопедии (1935).
РАСКОЛЬНИКОВФедор Федорович [псевдоним Ильина, 1892--] -- советский писатель и журналист. Происходит из семьи духовного звания. Член ВКП(б) с 1910. С 1911--1914 работал в партийной прессе. Во время войны 1914 -- во флоте. После Февральской революции руководил кронштадтской газетой "Голос правды", был председателем Кронштадтского совета. В октябрьские дни -- участник боев под Пулковым. После Октября -- комиссар морского генерального штаба, замнаркоммора, командующий волжской флотилией, член РВС восточного фронта. В 1919 -- участник взятия Казани, командующий Каспийской флотилией. В 1920 -- командующий Балтфлотом. С 1921--1923 -- полпред в Афганистане. С 1924--1930 редактировал журнал "Красная новь", был членом коллегии Наркомпроса и начальником Главискусства. С 1930--1934 -- на дипломатической работе. Награжден двумя орденами Красного знамени.
Внимание Р.-писателя сосредоточивается гл. обр. на исторически-значительных событиях общественной жизни. Он пишет трагедию "Робеспьер" [1930], трагедию мелкобуржуазной революционности, вступившей в конфликт как с потребностями упрочивающей свое господство крупной буржуазии, так и с потребностями пролетарских трудящихся масс. Позднее дает серию очерков-рассказов под общим заглавием "Рассказы мичмана Ильина" [1934], в которых воспроизводит яркие страницы недавнего прошлого -- разгон учредительного собрания, гибель черноморского флота, продвижение и действия каспийской флотилии и т. п. события, участником которых был он сам, "мичман Ильин". Широта политического и исторического диапазона писателя делает произведения его глубоко содержательными. Однако Р. недостает живости и реалистичности изображения. В трагедии "Робеспьер" главный герой трагедии Робеспьер, так же как и его ближайший соратник Сен-Жюст, не получил реалистич. разработки. В "Рассказах мичмана Ильина" Р. излишне лаконичен, дает подчас протокольную запись событий и не всегда раскрывает причинную обусловленность совершившегося. Так, в рассказе о гибели черноморского флота не раскрывается историческая необходимость этого акта. Рассказы Раскольникова фрагментарны и могут служить источником для создания широких эпических и драматич. полотен. Р. произведена переработка романа Толстого "Воскресение" для сцены (поставлена в МХАТ им. Горького). Стремясь не отступать от текста романа, Р. создал пьесу, распадающуюся на ряд эпизодов, скрепленных ролью ведущего.
Библиография:
I. Робеспьер, Социальная трагедия в 4 д. и 6 карт., "Красная новь", 1930, I; То же, отд. изд.; Робеспьер, ГИХЛ, Ленинград -- Москва, 1931; Кронштадтцы. Из воспоминаний (1917), изд. "Молодая гвардия", Москва, 1931; То же, 2 издание, Москва, 1932; Рассказы мичмана Ильина, изд. "Советская литература", Москва, 1934; Рассказы комфлота, издание Жургазобъединения, Москва, 1934.
II. Отзывы: Гунн, "На литературном посту", 1930, VII (о "Робеспьере"); Нанич Р., "Искусство", 1929, I--II (о пьесе "Воскресение"); Полякова М., "Новый мир", 1934, II; Красноставский М., "Знамя", 1934, V; Вишневский Вс., "Художественная литература", 1934, V; Буднев В., "Литературная газета", 1934, 12 марта; Курт Леонид, газ. "Красная звезда", 1934, 2 авг., и др.
Н. Гнедина
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 9. -- М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", 1935. -- Стб. 536--537.