Рапгоф Ипполит Павлович
Рапгоф И. П.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ГРАФ АМОРИ [наст. имя и фам. Ипполит Павлович Рапгоф; 25.9 (7.10).1860*, Петербург -- 1918?], беллетрист, муз. критик. В 1870 поступил в уч-ще при реформатских церквах в Петербурге, в 1879 -- в Петерб. консерваторию по классу фортепьяно, брал уроки фортепьянной игры в Лейпциге и Париже. В 1881 вместе с братом Евгением основал в Петербурге "Высшие курсы фортепианной игры", получившие известность как "Муз. курсы Е. П. Рапгофа". Рассорившись с братом, возглавил в 1888 частную муз. школу Ф. И. Руссо и вывел ее на проф. уровень. Популярность школы возросла после присоединения к ней в 1890 жен. г-зии с худож. классами (в 1893 передал школу в ведение М. А. Лохвицкой-Скалон). Был приглашен на должность проф. пед. курсов при петерб. Фребелевском об-ве, читал курс психологии. В 1888 избран чл. Акад. изящных иск-в в Риме.
   Первые публикации -- муз.-кри-тич. статьи в ж. "Суфлер" (1885) под псевд. П. Ипполитов. Как муз. рецензент и худож. критик сотрудничал в газ. "Гражданин" (1892--93), "Русь", "Сын отечества", "Моск. вед.", "Петерб. листок", "Минута", парижской "Gaulois", лондонской "Daily Chronicle". Под собств. фамилией выпустил книгу уроков игры на фортепиано "Введение к "Школе техники"" (СПб., 1886) и кн. "Пианофилы и пианофобы. О фортепианной игре и Ответ д-ру Гориговскому..." (СПб., 1894) и др. В 1895--97 он интервьюер "Петерб. листка".
   В 1898 издал под псевд. д-р Фогпари (де Куоза), а в нек-рых случаях и под собств. именем ряд переводных и компилятивных книг естеств.-науч. содержания -- "Гигиена любви", "Гигиена слабонервных" П. Бергера, "Как дожить до ста лет?" (все -- СПб.),-- во многом определивших тематику его последующих выступлений в печати. В дальнейшем компиляции д-ра Фогпари появились в 1910-е гг.: "Волшебная книга. Зеркало тайных наук Белой и Черной магии" (СПб., 1912), "Вегетарианский стол. 444 новейших вегетарианских блюда" (СПб., 1914) и др. С 90-х гг. его деятельность направлена преим. на пропаганду муз. культуры в широкой аудитории и приобретает все более очевидный коммерч. характер. С 1902, приписанный к юрьевскому мещан, обществу, Г. А. вступил в 1-ю купеч. гильдию. Читал лекции о классич. музыке, сопровождавшиеся демонстрацией грамзаписей, в городах Центр. России и Поволжья. Первый в России пропагандист граммофона, с целью его популяризации привлек к грамзаписи рус. артистов, став первым составителем либретто грамзаписей. В 1902 открыл магазин пластинок в петерб. Пассаже. В 1903 организовал в зале петерб. Благородного собрания первый концерт граммофонной музыки, в одном из залов Пассажа такие концерты стали традиционными. Автор усовершенствования мембраны и рупора в граммофонных аппаратах нач. 1900-х гг. Несмотря на иро-нич. отношение прессы ("Рус. муз. газета", 1902, No 3), "сумел сломить недоверие к "механическому чревовещателю", распространенное среди части худож. интеллигенции" (Волков-Ланнит В . В., Иск-во запечатленного звука. Очерки по истории граммофона, М., 1964, с. 88). Со знанием практики описана коммерч. история внедрения граммофона в его ром. "Тайны Апраксина двора" (СПб., 1914).
   Под своим осн. псевдонимом Г. А. впервые выступает с ром. "Тайны японского двора" ("Свет", 1904, No 10; [4-е изд.], СПб., 1914) и полит, романом-хроникой "1905 -- кровавый год" (СПб., [1906 ?]), для к-рых характерны репортерский стиль. Репутацию бульварного писателя ему составили многочисл. романы, вышедшие с 1912 по 1915. Выступив с позиций поборника нравственности против развиваемых в романах А. А. Вербицкой "Ключи счастья" и М. П. Арцыбашева "Санин" теорий "свободной любви" и гедонистич. отношения к жизни, опубл. "продолжения" этих романов: "Побежденные" (СПб., 1912; 3-е изд., СПб., 1914) и "Возвращение Санина" (СПб., 1914; 4-е изд., П., 1916), принесшие ему скандальную известность. Использовал интервью А. И. Куприна, в к-ром было рассказано о еще не написанных главах "Ямы" и опубл. ее "окончание" -- ром. "Финал" (СПб., 1913 -- два изд.); был обвинен Куприным в плагиате (РСл, 1913, 1 марта; БВед, веч. в., 1913, 12 июня). Романы Г. А., как правило, написаны в авантюрном жанре: это либо "модернизации" плутовского романа из купеческо-мещан. жизни ("Золото и кровь", СПб., 1912; "Банкир-преступник", СПб., 1913), либо альковные истории из жизни аристократов ("Рабы страсти", СПб., 1913; "Сановные шалости", П., 1915). Нек-рые произв. спекулировали на интересе к изв. современникам -- "Дочь Вильгельма II. Придворный скандал" (П., 1914); "пикантность" ром. "Любовные похождения мадам Вербицкой" (СПб., 1913; 4-е изд., П., 1916) состояла в использовании автором фамилии и нек-рых слухов о частной жизни популярной писательницы. Последняя выявленная публ.-- кн. "Новый Декамерон. Новеллы из совр. жизни" (М., 1922). Стремление к сенсациям, бесцеремонные заимствования, переложения и "продолжения" чужих сюжетов, обретавшие под пером Г. А. налет пошлости, вывели его произв. за пределы лит-ры, о к-рой критика считала возможным говорить всерьез, а само имя Г. А. воспринималось как некий лит. курьез. В годы 1-й мировой войны жил в Москве, где было снято почти 20 фильмов по его сценариям, выполненных, как и романы, в авантюрно-приключенч. манере. Нек-рые из них сделаны по мотивам произв. Ф. М. Достоевского и Г. де Мопассана, другие -- на полит. темы -- о зверствах немцев в оккупированной Польше, о "кровавом воскресении", о провокаторе Азефе. По свидетельству современника, в 1918 Г. А. во главе небольшого отряда захватил гор. управление Ростова-на-Дону и объявил анархич. республику, к-рая была свергнута через день, а сам Г. А. расстрелян (Sсiltan G., Mia avventura, Mil., 1963, p. 68).
   Лит.: "Граммофон и фонограф", 1903, No 16 (биография); Скроботов Н. А., "Петерб. листок" за тридцать пять лет. 1864--1899, СПб., 1914, с. 86; Кручёных А., Ожирение роз, Тифлис, 1918, с. 10; Вишневский; Весь Петербург на 1900 [--1913]; Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1914 [--1917]; Справочная книга С.-Петерб. купеч. управы, СПб., 1902; Муз. энц., т. 4, М., 1978; Масанов.
   Архивы: ЦГИАЛ, ф. 361, оп. 1, д. 3358; ф. 499, оп. 1, д. 5* [справка Н. Ф. Никольцевой]; ГПБ, ф. 124, No 113 (2 письма Э. Юргенсону).

Е. Т. Яборова.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru