Ракшанин Николай Осипович [2(14). 12.1856*, м. Шполи Киев. губ.** -- 16(29). 11.1903, Москва; похоронен на Ваганьковском кладбище], беллетрист, драматург, театральный критик. Из дворян Екатеринославской губ. Отец Иосиф (Осип) Семенович, генерал-майор кавалерии в отставке, римско-католического вероисповедания; дед по отцу -- полковник Александрийского гусарского полка, "нации венгерской" (РГВИА, ф. 405, оп. 2, д. 678, л. 65-68). Мать, Магдалина Юрьевна, из семьи помещика Хоментовского. Учился в Петербургском ун-те (1872-76). В 1877 осужден Петерб. окружным судом за вымогательство денег (ГАРФ, ф. 102, 3 д-во, 1902 г., д. 2513, л. I об.), лишен дворянского звания и прав состояния; отбывал тюремное заключение (8 мес.), административную ссылку в Вологодской губернии, где приписался к великоустюжскому мещанству. Позднее эта история получила огласку в фельетоне А. В. Амфитеатрова (Old Gentleman, Типы и картины. XXIII. - НВ, 1892, 17 окт.).
Первая публикация, по свидетельству А. Павлова (МЛ, 1903, 18 нояб.), -- рассказ "Разбитая жизнь" (в "Петерб. листке" 1877--78 не обнаружен). Печатал "Очерки Мирового суда в Петербурге" ("Петерб. листок", 1878), "такие блестящие, что ими зачитывались, восхищались, а многие судьи прямо-таки трепетали его наблюдений" (А. Соколов -- МЛ, 1903, 18 нояб.). Переехав в Киев, стал рецензентом "Киевского листка", "Киевлянина" (1877--78). Как актер-любитель подыгрывал П. А. Стрепетовой в драме П. Д. Боборыкина "Ребенок" во время ее киевских гастролей (1878). Ценя манеру игры актрисы (см.: "Киевский листок", 1878, 6 мая), Р. многие годы "наблюдал трагизм ее своеобразной сценической карьеры" (МЛ, 1903, 7 окт.).
С 1882 Р. жил в Москве. Сотрудник газет "Новости дня" (1882-88), "Московский листок" (1888- 1903; вел рубрику "Из обыденной жизни"), "Новости и бирж. газ." (1895-1903), "Моск. летопись", "Нов. время", "Петерб. листок", "Петерб. газ.", "Новорос. телеграф", "Нижегород. почта" ("ряд лет заведовал" ею, в кон. 80-х гг. живя в Н. Новгороде). Печатался в юмористам, журналах "Мирской толк", "Развлечение", "Гусляр" и др. "Как талантливого репортера" Р. старались переманить к себе мн. издатели "малой прессы" (РГАЛИ, ф. 2158, оп. 1, No 12, л. I). Несмотря на весомые результаты журналист, деятельности Р. (так, его статьи о нарушениях в гор. Яузской больнице способствовали реорганизации больничного дела в Москве; см.: "Новости и бирж, газ.", 1903, 22 нояб.), некоторые черты его личности давали повод для насмешек (пародии А. С. Лазарева-Грузинского и В. М. Дорошевича см.: "Будильник", 1894, No 12, 13).
Трагикомическим эпизодом в жизни Р. (1X91) стал скандал с журналистом Коганом, стрелявшим в него "из ревности" (и ранившим случайного прохожего). после чего за Р. утвердилась репутация "Дон-Жуана с выстрелом"; Р. полагал, что Коган хотел наказать его за то. что Р. "перестал жить с его женой" (подробнее в указ. фельетоне Амфитеатрова).
Р. участвовал в дискуссии о присоединении России к литературной конвенции; опубликовав цикл статей в форме интервью с А. П. Чеховым, Л. Н. Толстым. В. Е. Маковским, И. Н. Потапенко и др. ("Новости дня". 1894. 26 февр. ... 22 марта); высказываясь решительно против конвенции. Р. порой искажал мысли своих собеседников (см., в частности. "Беседу с Чеховым". 1 марта; Чехов писал А. С. Суворину 27 марта; "Я за конвенцию, а какая-то свинья напечатала в газетах. будто в разговоре я высказался против конвенции. И мне приписаны такие фразы, каких я даже выговорить не могу" -- Чехов. Письма. V. 284). Беседы Р. с Толстым публиковались и позже, см.: "Новости дня". 1896, 10 янв.; "Новости и бирж. газ.", 1896. 9 янв. (о фабуле "Власти тьмы").
По словам современника, Р. "немножко романист, немножко драматург, немножко хроникер, немножко рецензент -- и всегда и во всем этом -- очень много позер, эффектер, склонный переносить эффектны из жизни на бумагу, а с бумаги в жизнь" (Амфитеатров, указ. соч.). "Газетные" романы и повести Р. из жизни полусвета, имевшие большой успех у читателей, строятся на любовно-приключенческой коллизии, включающей, напр., наряду с такими приметами времени, как "американская дуэль", и проблему соотношения нравственной атмосферы центра и провинции ("Счастье" -- "Новости дня", 1891, 9 апр. ... 30 авг.). Детективные сюжеты, часто излишне запутанные, перегружены психологизмом ("маленькая достоевщина" -- Амфитеатров А. В., Собр. соч., т. 21, СПб., 1913, с. 268), что снижает их напряженность: "Чужой грех" ("Новости дня", 1892, 9 марта ... 9 июля), "Золотой дождь" (ПЛ, 1892, 19 янв. ... 2 марта), "Страшное дело" (там же, 14 авг. ... 19 сент.). Ряд произв. вышел отд. изд.: "Трагедия любви" (М., 1898), "Господа миллионеры" (М., 1900), "Жертва нижегородских дельцов", "За веру и братьев. Роман из эпохи войны 1877-78 гг." (оба -- М" 1901).
В 1882 Р. дебютировал на сцене театра Корша пьесой "Не от мира сего" (М., 1883; рец. на пост.: "Голос", 1882, 12 окт. ). Комедии "Улыбнулось!" (М., 1882; т-р Корша, 1884), "Ценою чести" (М., 1882), "В плену" (М., 1887; моск. Малый т-р, 1888; сюжет заимствован), "Ловушка" (М., 1888; др. назв. "Победа"; моек. Малый т-р, 1889--90) большим успехом не пользовались. Драма "Навстречу счастью" (М., 1889; драм, т-р М.М. Абрамовой, 1889), по отзыву критика, "полна теплого, задушевного чувства... чужда фальши и сочиненности" за исключением неудачного конца (самоубийство героя), вызывающего смех зрителей своим неправдоподобием ("Артист", 1889, No 2, с. 115; др. рец.: МВед, 1889, 2 окт.). Наиб, успех, благодаря участию изв. артистов (об игре Ф. П. Горева в гл. роли см.: Собольшиков-Самарин Н. И., Записки, Г., 1940, с. 203), имела драма "Порыв" ("Артист", 1891, No 12; отд. изд. - М., 1901; моек. Малый т-р, 1892; рец.: РВед. 1892, 17 апр.) о пагубных последствиях "рокового влечения"; гл. пружина криминального сюжета, как и во многих прозаических произведений Р., -- шантаж.
Н. К. Михайловский причислял "Порыв" к "многочисленным" пьесам, к-рые пишутся "исключительно для сцены, с расчетом на специальные сценические эффекты" (VII. стб. 28). По мнению И. И Иванова, Р. "вместо драматической личности представил нам общее место" ("Дневник артиста". 1892, No 2, с. 25). М. Н. Ремезов утверждал, что в пьесе "нет самых элементарных признаков драмы, ни даже комедии", что это "бред расстроенного воображения" (РМ. 1892. No 5, с. 172-73; б. п.).
В театр. рецензиях Р. размышлял о символизме драматургии Чехова (МЛ, 1898, 20 дек.; "Новости и бирж, газ.", 1899, 6 нояб.), восторженно отзывался о постановке "На дне" М. Горького ("Новости и бирж, газ.", 1902, 21 дек.). Приверженец "нервной" манеры игры, выделял Горева за "особую непосредственность" ("Новости и бирж, газ.", 1895, 16 дек ).
Поддерживал дружеские отношения с А. М. Пазухиным (статья Р. о нем: "Новости и бирж,.газ.", 1901, 15 дек.), Амфитеатровым, Дорошевичем, Д. Н. Маминым-Cибиряком, Ф. И. Шаляпиным, и деятелями театра.
В 1901(?) был восстановлен правах. Находясь на лечении Ницце и предчувствуя близкий конец, спешил "устроить свои (жену Ек. Ал-др., приемного сына, людей, к-рым покровительствовал), купить "небольшое именьице" на деньги, полученные в наследство от Н. И. Пастухова (письмо к П. А. Сергеенко от 17/30 апр. 1902 -- ГМТ, л. ф. Сергеенко, No 66313). Скончался от разрыва сердца, вызванного припадком грудной жабы (PC 1903, 18 нояб.). В пользу семьи покойного Шаляпин дал концерт, в к-ром принимали участие И. М. Москвин, М. Ф. Андреева, В. И. Качалов и др.
Сергей Николаевич Ракшанин. усыновленным и получивший его фамилию и отчество, племянник Дорошевича (сам Сер. Ник. называл себя его сыном -- см.: Дон-Аминало. Поезд на третьем пути. М.. 2000, с. 97 и др.). Его обучение в 1-й моск. г-зии субсидировал С. Т. Морозов. При содействии Дорошевича (его письмо Е. А. Рахманинов РГАЛИ. ф. 2158, оп. I, No 17) стал "хроникером на затычку". Сотрудничал в газете "Русское слово" (псевд. Соланин). Ф. И. Благов жаловался его приемной матери, что Ракшинин "почти не работает, страшно ленится (РГАЛИ, там же, No 15). В 1915 был призван на фронт. Скончался от сыпного тифа в Гражданскую войну.
Литература:
Толстой; Чехов (оба -- ук.);
Ведомости справок о судимости, кн. 10.1877, No 50870**;
Плещеев А. А. У А. П. Чехова. -- "Петерб. дневник театрала", 1904, 4 янв.;
Соколова А. И., Встречи и знакомства. -- ИВ. 1913, No 3, с. 853;
Скроботов, с. 66;
Полвека для книги. М.. 1916, с. 414;
Лендер Н. Н., Тени минувшего "Ист. журнал". 1917, No 2. с. 182;
Пазухин А., Восп. В. А. Сашин. -- "Театр.курьер". 1918. No 19;
Амфитеатров А. В. Склоненные ивы. СПб., 1913, с. 256--65 (то же - Собр. соч.. т. 21):
его же: Из лит восп. -- "Руль". Б., 1923, 13 янв.;
его же: Жизнь человека, неудобного для себя и для многих, т. 1-2. М.. 2004 (ук.);
Кугель А. Р. Лит. восп., П.-М., 1923. с. 104;
Дорошевич В. М., М. Н. Ермолова. -- В его кн. Старая театральная Москва. М.-П., 191 с. 76. 77;
Ашукин Н. С., В. Брюсов в автобиогр. записях, письмах, восп. современников и отзывах критики. М.. 1929, с. 86;
Корреспонденты Л. Н. Толстого, т. 1, М., 1946, с. 114:
Гиляровский В.А., Москва газетная. -- Собр. соч., т. 3, М.. 1968, с. 127;
К. Коровин вспоминает.... М.. 1971.с.792, 878;
Петровская (I; 2 -- ук.);
Тиме Г. А. У истоков новой драматургии в России.., Л., 1991. с. 69. 72;
Кузичева А. П., А П. Чехов в рус. театр, критике. М., 1999 (ук. ЛН. т. 68, с. 508, 907).
Некрологи. 1ЭД МЛ. 17, IX (А. М Паэухин. А.А. Сокока А. Павлов). 19, 20 нояб.: РСл. 17, 18 (В. Ч Дорошевич). 19. 20 нояб.; МВед, 18.20 нояб.; "Новости и бирж, газ.", 19 (В. Протопопов). 20. 22 нояб. Мезьер; Каталог изданий театр. б-ки С. Ф. Рассохина за 40 лет. .М 1916, с. 124; Рус. анонимные и подписанные псевдонимами произведения печати. Вып 3. Л.. 1979. с. 66; ИДРДВ; ИРДТ; Масанов.
Архивы: РГАЛИ, ф. 2158: ф. 339. оп: No 210 (письма О. К. Нотовичу): ф. 459. Оп. No 3551 (письма А. С. Суворину): ф. 874 оп. I, No 1727 (письма А. И. Южину);] 1117. on. 1, No 49 (письма С. А. Найдёнову); ГЦТМ, ф. 299. No 1266-68 (письма С. А. Черненскому); ф. 222. No 1926 (пнем! П. М. Пчельникову); РГВИА. ф. 400. ш 14. д. 10846* (п. с. отца Р.) справка Н. Ю. Муравейниковой).
М. А. Николаева. С. М. Гучков>
Источник текста: "Русские писатели. 1800--1917". Биографический словарь. Том 5. П--С. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2007. С. 257--258.