Какие вопросы наиболее занимали великих мыслителей социализма, когда они пытались нарисовать лицо будущего социалистического общества? Это были четыре вопроса. Во-первых -- вопрос о предоставлении всем членам общества возможности интеллектуального развития, т. е. об исчезновении противоречий между физическим и умственным трудом. Глубоко занимал затем мыслителей социализма вопрос об исчезновении противоречий между городом и деревней, т. е. вопрос о том, что социализм должен создать условия развития не только для работников промышленности, но и для тружеников деревни. С глубочайшим вниманием они относились также к вопросу о воспитании детей. Наконец всех их волновал вопрос о равноправии женщин. Достаточно указать, какую роль этот вопрос играет у Фурье, у сенсиминистов. Маркс в своих сочинениях постоянно возвращается к этому вопросу. Наилучшим пропагандистским произведением после-марксовского западноевропейского социализма является книга Бебеля, посвященная положению женщины в капиталистическом обществе и освобождению ее социализмом. Ленин возвращался к этому вопросу постоянно. Тов. Сталин ставит его в своей речи на съезде колхозников. Это отношение к женскому вопросу не представляет ничего странного. Ведь это -- вопрос о судьбах половины человечества.
Как обстоит с этим вопросом в Советском союзе? Мы, строя в тяжелой борьбе социализм, добиваясь ежедневно изменений в структуре общества, в жизни этого общества легче замечаем изменения экономические, выражающиеся в фабриках-гигантах, в новопостроенных железных дорогах, в жилстроительстве, чем изменения, происходящие во взаимных отношениях людей, в их быту. О том, как изменились наши экономические отношения, благодаря проведению пятилетки в городе и в деревне, у нас написаны сотни брошюр и книг, но о гигантских завоеваниях нашей культуры нет ни одной сводной работы. О том, как изменилась жизнь детей, никто не рассказал еще, никто не подобрал тысячей фактов, чтобы свести их в одну картину. Об изменениях в положении женщины в Советском союзе нет ни одной советской работы, которая подытожила бы весь громадный материал. Отсутствие этих работ является большим политическим пробелом. Не подводя итогов достигнутого, мы во многих областях не знаем, как глубоко вспахал плуг социалистической революции советскую землю, как далеко подвинулась вперед социалистическая революция. Когда мы говорим, что мы построили фундамент социализма, ибо мы разбили и в значительной мере уничтожили бывшие эксплоататорские классы, ибо мы создали крупную социалистическую промышленность, которая может взять в свой фарватер развитие сельского хозяйства, то это может быть так истолковано, что изменились только экономические отношения и классовая структура советского общества, но как далеко на этой основе пошел процесс строительства социализма во всех других областях?
Мы взяли с величайшим интересом в руки появившуюся несколько месяцев назад увесистую книгу австрийского автора, Фанины Галле, посвященную положению женщины в Советском союзе. Прочитав 560 страниц, на которых автор повествует о судьбах работницы и крестьянки в Советском союзе, читатель откладывает книгу с большой благодарностью автору. Во-первых, эта книга является великолепным ответом на клевету буржуазной и социал-демократической печати, представляющей народные массы Советского союза как невольных исполнителей "планов советского правительства", пытающегося создать насильно "какой-то новый строй" в отсталой и дикой стране. Автор книги, не коммунистка, ознакомилась с положением Советского союза не только по литературе. Она больше года наблюдала жизнь в разных частях Советского союза, соприкасалась с самыми различными слоями советского общества, наблюдала его жизнь на фабриках, в колхозе, больнице, в детском саду и даст простую, но живую картину этих громадных масс, поднятых революцией к сознательной жизни, борющихся, думающих, ищущих ответа на свои вопросы, строящих по-новому отношения между людьми. Книга Галле, благодаря своему описательному характеру, благодаря тому, что она не является наброском туриста, наблюдающего чужую страну из окон вагона, имеет для западно-европейского читателя, который хочет узнать правду о Советском сюзе, громадное значение. Но советский читатель прочтет ее с неменьшим удовлетворением и с неменьшей пользой. Многое, что проходит мимо нашего сознания, потому что глаз не замечает изменений, происходящих изо дня в день, многое, чего мы не подытожили, так живо встает перед нашим сознанием, когда читаешь книгу Галле. Именно потому, что Галле приехала к нам из капиталистической Европы, приехала полная больных вопросов, которые возбуждает в мыслящей женщине-социалистке положение женщины в капиталистическом мире, она заметила то громадное новое, что творится в нашей стране. "В первый раз в истории человечества сделана попытка создать для обоих полов равные права в строительстве жизни,-- вот вывод автора из всего того, что она видела, прочла и продумала в Советском союзе. А этим сказано, что в нашей стране строится в гигантской борьбе социализм, ибо без социализма нет равенства полов. Вся книга Галле служит обоснованием для этого вывода.
Галле исходит из картины положения женщины в полукрепостной полукапиталистической России. Не только работница, не только крестьянка была в старой России рабыней мужчины, не имеющей права получить без согласия мужа паспорт, но такой же рабыней -- хотя одетой в кружева -- была женщина господствующих классов, женщина, происходящая из мелкой буржуазии. Ничего удивительного, что с самого начала освободительного движения в России женщина принимает в нем выдающееся участие, выдвигая из своих рядов сотни героических фигур, которые навсегда вошли в пантеон истории революционного движения. Но дело шло не только о юридическом и материальном неравенстве. Дело шло о том, что, не играя самостоятельной роли в жизни, женщина "высших слоев" была принуждена быть половой игрушкой мужчины. Женщина из народных масс, работница, крестьянка, вели тяжелую трудовую жизнь. Но женский труд был специфичен. Даже работая в качестве работницы на заводе или крестьянкой в поле, женщина была одновременно домашним вьючным животным. И это домашнее животное одновременно находилось в положении полного полового подчинения. Материальное и юридическое неравенство, забитость завершались этим полным половым подчинением. Именно потому, что женщина -- работница и крестьянка -- была экономически и юридически неравноправна, она даже немогла попытаться освободиться от положения рабыни в половой области. Что изменилось благодаря пролетарской революции? Она прежде всего создала действительное равенство в юридическом положении. Наше законодательство о браке и о разводе, наше законодательство об ответственности отца за ребенка, к которому мы уж так привыкли, является для женщины, приехавшей из капиталистического мира, каким-то недостижимым идеалом. Простой факт, что у нас исчезло понятие незаконного ребенка, что мы научили вес советское общество относиться с глубочайшим уважением к матери, рождающей ребенка, как к члену общества, выполняющему важнейшую общественную функцию, простой факт, что мы окружаем беременную женщину вниманием, имеет величайшее значение. В продолжение 15 лет существования Страны советов, мы строим учреждения, посредством которых общество берет на себя значительную долю забот о ребенке и таким образом снимает с женщины ношу, которая подавляла ее физически и морально. Мы знаем, что всех этих учреждений еще недостаточно. Мы знаем, как далеко еще недостаточно количество яслей, детских площадок, столовых, прачечных, как неудовлетворительно еще качество их работы. Но когда читаешь описание всех этих учреждений в книге Галле, все-таки чувствуешь гордость за нашу страну, гордость за советский пролетариат и его достижения. Галле признает, что ничего подобного капиталистический мир не знает. А ведь дела двинулись вперед громадными шагами как раз за последние два года, не отображенные уже автором. Чего стоит один факт перенесения строительства яслей, детских садов и т. д. в колхозную деревню, означающий начало освобождения крестьянки от тяжести одновременной работы в поле и наблюдения за детьми.
Но самый решающий сдвиг вперед представляет собой втягивание новых миллионных масс женщин в промышленность и в колхозы. Этот факт означает переход от помощи женщине, от освобождения ее от тяжелой ноши, которую взвалило ей на спину капиталистическое общество, к увеличению ее творческой роли в экономической жизни страны, к созданию базы для женской самостоятельности. В крестьянском хозяйстве крестьянка играла в известном смысле самостоятельную роль, держа в руках домашнее хозяйство, уход за птицей и за коровой. Работница самостоятельно ведала расходованием грошей, заработанных мужем, но эта самостоятельность ничего не давала ей, кроме муки, она могла развивать в женщине только терпение, выносливость к нужде, но не могла развивать всех тех способностей, которые заложены природой в человеке. Сегодня колхозница имеет поприще, на котором она может развить все свои способности, весь свой организационный талант. Перед ней стоят, как и перед колхозником, все вопросы развития колхоза, и поэтому эти несколько лет колхозного движения уже выдвинули массу творчески одаренных женщин в деревне. В промышленности работница перешла от подсобных функций к обслуживанию всех машин, к работе во всех отраслях. Так же, как всякий другой рабочий, она в зависимости от своих способностей двигается вперед по производственной лестнице. И годы пятилетки, годы ударнического движения показали, что работницы не остаются позади рабочего ни в смысле общественных интересов, ни в смысле технических способностей. Наши втузы полны молодых женщин, бьющихся за овладение наукой, и всякому, кому пришлось проходить через залы втузов, через общежития наших школ, бросается в глаза, какой громадный пласт новой творческой силы мы подняли, решительно проводя привлечение женщины к работе на заводе и к учебе. Этим создана основа для решения вопроса, который так мучит не только женщин на Западе: сексуального вопроса. Именно потому, что Галле приехала к нам с Запада, она посвящает этому вопросу почти половину своей книги. Там, на Западе, этот вопрос стоит очень остро перед интеллигенцией. Устои старой семейной жизни рухнули и на Западе. Это видно из буржуазной литературы. Достаточно взять в руки такую книгу, как роман Уэлльса "Дело господина Клисворда", чтобы буквально почувствовать, что даже в ханжеской Англии рушится буржуазная семья. Но капиталистический мир, стоящий перед тем фактом, что миллионы женщин хлынули в трудовую жизнь, что они, зарабатывая сами на хлеб, не хотят больше быть рабынями, не может найти решения сексуального вопроса, ибо свободным надо быть не только от чего-либо, но и для чего-либо. Женщина, не желающая больше дать приковать себя к кухне и спальне, ищущая свободной жизни, должна чем-то эту жизнь заполнить, найти для нее какое-то содержание. Работа за пишущей машинкой, в магазине или у станка не может заполнить жизнь, она есть только средство пропитания. Нашумевшая книга американского судьи Линзея о товарищеской семье показывает, как вопрос о свободных отношениях двоих людей в капиталистических странах для буржуазных кругов повисает в воздухе, в пустоте. Попытаться строить отношения мужчины и женщины не только на половой жизни -- значит строить их на чем-то другом. Товарищество, дружба, это пустые слова, если речь не идет о борьбе за какие-то крупные общественные цели, которые могут связать людей глубокими узами и позволить им перейти менее болезненно через зону ослабления сексуальных отношений. Этот вопрос находит у нас решение в совместной борьбе мужчины и женщины за постройку новой жизни. Совместная борьба не устранит, понятно, того факта, что мужчина и женщина будут расходиться. Но эта совместная борьба, близость, которую она рождает, взаимное уважение, помощь, которую оказывают друг другу люди в этой борьбе, создают затруднения для легкомысленного бросания от одного человека к другому под влиянием эротической волны. Совместная борьба создает почву для искренних отношений, которые позволяют обеим сторонам видеть в сексуальной области не самое главное в человеческих отношениях. Наконец, становясь участником великой борьбы за освобождение человека, женщина перестает "быть сухим листом, оторвавшимся от дерева, если ей не посчастливится в личной жизни. Галле не совсем четко понимает, что именно увеличение общественной роли женщины в СССР, увеличение ее роли в производстве является одной из причин, почему у нас притупился за последние годы интерес к сексуальному вопросу.
Нормы отношений полов еще жизнью не выработана. Кроме того принципа, что половые отношения человека к человеку не должны приносить социального вреда одному из партнеров или обществу, жизнь не выработала еще никаких устойчивых правил, признанных молодым социалистическим обществом. Завоюют ли себе первенство моногамные отношения; какова будет амплитуда перемен в сексуальной жизни человека,-- все это еще дело будущего. Но кое-что уже в значительной мере решено и не подлежит сомнению. Это, во-первых, тот факт, что социалистическое общество научилось смотреть одинаковыми глазами на сексуальную жизнь женщины и мужчины. Во-вторых, то, что оно защищает в сексуальных отношениях женщину, как более слабую сторону, в-третьих, то, что оно видит в защите ребенка от последствий перемен в отношениях. двух людей главную задачу, и, в-четвертых, то, что сексуальные отношения перестали играть роль какого-то элемента постоянного раздражения, постоянно вызывающего конфликты.
А это завоевание социалистической революции имеет громадное значение. Социалистическая революция, освобождая женщину от роли рабыни, прикованной к кухне и детской, выводя ее на широкую арену социальной жизни, охраняет ее от растраты сил и энергии на гипертрофию сексуальности. Это означает, что освобожденные силы половины человечества не будут разбросаны и растрачены, что они будут направлены к одной общей цели. Все это -- еще в движении, но уже достигнуты условия, позволяющие, чтобы за дело освобождения человечества, за дело постройки социализма взялась не половина общества, а все общество. Когда продумываешь эти вопросы, читая книгу Галле, тогда становится ясным, как далеко продвинулся уже вперед процесс постройки социализма в СССР. Мы не только освободили значительные массы женщин от всего этого хлама, от всей этой грязи и неравенства, которыми капитализм придавлял их, но уже миллионы, десятки миллионов женщин принимают участие в постройке социализма, который осуществит мечту лучших основателей социализма, мечту о строе, который сравнит женщину и мужчину.