|
Скачать FB2 |
| |
Князья Шуйский и Воротынский .
Воротынский
Шуйский
Воротынский
Шуйский
Воротынский
Шуйский
Воротынский
Шуйский
Воротынский
Шуйский
Воротынский
Шуйский
Воротынский
Шуйский
Воротынский
Шуйский
Воротынский
Шуйский
Воротынский
Шуйский
Воротынский
Шуйский
(глядит в окно)
Народ.
Один
Другой
Третий
Народ
Щелкалов
(с Красного крыльца)
Народ расходится.
Народ.
Один
Другой
Третий
Баба
(с ребенком)
Один
Другой
Первый
Один
Другой
Народ
(на коленах. Вой и плач)
Один
(тихо)
Другой
Баба
(с ребенком)
.(Бросает его об земь. Ребенок пищит.)
Один
Другой
Первый
Второй
Первый
Народ
Борис, патриарх, бояре.
Борис
Ты, отче патриарх, вы все, бояре,
Обнажена моя душа пред вами:
Вы видели, что я приемлю власть
Великую со страхом и смиреньем.
Сколь
тяжела обязанность моя!
Наследую могущим
Иоаннам -
Наследую и
ангелу-царю!..
О праведник! о мой отец
державный!
Воззри с небес на слезы верных
слуг
И ниспошли тому, кого любил
ты,
Кого ты здесь столь дивно
возвеличил,
Священное на власть
благословенье:
Да правлю я во славе свой
народ,
Да буду благ и праведен, как
ты.
От вас я жду содействия, бояре,
Служите мне, как вы ему служили,
Когда труды я ваши разделял,
Не
избранный еще народной волей.
Бояре
Борис
(Уходит, за ним и бояре.)
Воротынский (останавливая Шуйского).
Шуйский
Воротынский
Шуйский
Воротынский
Шуйский
Воротынский
Отец Пимен, Григорий спящий.
Пимен
(пишет перед лампадой)
Еще одно, последнее сказанье -
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И
книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь
монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный,
безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду
-
И, пыль веков от хартий
отряхнув,
Правдивые сказанья
перепишет,
Да ведают потомки
православных
Земли родной минувшую
судьбу,
Своих царей великих
поминают
За их труды, за славу, за добро
-
А за грехи, за темные
деянья
Спасителя смиренно умоляют.
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною -
Давно ль оно неслось, событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?
Теперь оно
безмолвно и спокойно,
Не много лиц мне память
сохранила,
Не много слов доходят до
меня,
А прочее погибло
невозвратно...
Но близок день, лампада
догорает -
Еще одно, последнее сказанье.
(Пишет.)
Григорий
(пробуждается)
Пимен
Григорий
Пимен
Григорий
Пимен
Григорий
Пимен
Григорий
Пимен
Григорий
Пимен
Да лет семи; ему бы ныне было
(Тому прошло уж десять лет... нет, больше:
Двенадцать лет) - он был бы твой ровесник
И царствовал; но бог судил иное.
Сей повестью плачевной заключу
Я летопись мою; с тех пор я мало
Вникал в дела мирские. Брат Григорий,
Ты грамотой свой разум просветил,
Тебе свой труд передаю. В часы,
Свободные от подвигов духовных,
Описывай, не мудрствуя лукаво,
Всe
то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и
мир, управу государей,
Угодников святые
чудеса,
Пророчества и знаменья небесны
-
А мне пора, пора уж
отдохнуть
И погасить лампаду... Но
звонят
К заутренe... благослови,
господь,
Своих рабов!.. подай костыль,
Григорий.
(Уходит.)
Григорий
Патриарх, игумен Чудова монастыря .
Патриарх
Игумен
Патриарх
Игумен
Патриарх
Игумен
Два стольника .
Первый
Второй
Первый
Второй
Первый
Уходят.
Царь
(входит)
Мисаил и Варлаам, бродяги-чернецы; Григорий Отрепьев, мирянином; хозяйка.
Хозяйка
Варлаам
Хозяйка
(Уходит.)
Мисаил
Григорий
Варлаам
Мисаил
Хозяйка
(входит)
Мисаил
Монахи пьют; Варлаам затягивает песню:
Как во городе было во Казани...
Варлаам
(Григорию)
Григорий
Мисаил
Варлаам
А пьяному рай, отец Мисаил! Выпьем же чарочку за шинкарочку...
Однако,
отец Мисаил, когда я пью, так трезвых не люблю; ино дело пьянство, а иное
чванство; хочешь жить, как мы, милости просим - нет, так убирайся, проваливай:
скоморох попу не товарищ.
Григорий
Варлаам
Мисаил
Варлаам
(Пьет и поет: Молодой чернец постригся.
)
Григорий
(хозяйке)
Хозяйка
Григорий
Хозяйка
Григорий
Хозяйка
Григорий
(про себя)
Варлаам
Мисаил
Григорий
Хозяйка
Слышен шум.
Григорий
Хозяйка
Входят приставы.
Пристав
Хозяйка
Один пристав
(другому)
Варлаам
Пристав
(Григорию)
Мисаил
Григорий
Мисаил
Григорий
(тихо)
Пристав
Другой пристав
(тихо)
Первый
Варлаам
Хозяйка
(плачет)
В продолжение Варлаамовой речи первый пристав значительно всматривается в Мисаила.
Первый пристав
Второй
Первый
Мисаил
Первый пристав
Мисаил
Пристав
Мисаил
Пристав
(Варлааму)
Варлаам
Пристав
(Мисаилу)
Мисаил
Пристав
Мисаил
Пристав
Мисаил
Пристав
Хозяйка
Пристав
Григорий
(выступает вперед)
Пристав
Григорий
Пристав
(дает ему указ)
Григорий
(читает)
Пристав
(Мисаилу)
Григорий
Пристав
Григорий
Пристав
Григорий
Все глядят на Варлаама.
Первый пристав
Варлаам
(вырывая бумагу)
Второй пристав
Первый пристав
(Григорию)
Во время чтения Григорий стоит потупя голову, с рукою за пазухой.
Варлаам
(продолжает)
Григорий вдруг вынимает кинжал; все перед ним расступаются, он бросается в окно.
Приставы
Все бегут в беспорядке.
Шуйский, множество гостей. Ужин.
Шуйский
Встает, за ним и все.
Мальчик
Шуйский
(пьет)
Гости уходят, он провожает их до дверей.
Пушкин
Шуйский
(слугам)
Пушкин
Шуйский
Пушкин
(Идет к дверям и осматривает.)
Державный
отрок,
По манию Бориса
убиенный...
Шуйский
Пушкин
Шуйский
Пушкин
Шуйский
Пушкин
Шуйский
Пушкин
Шуйский
Пушкин
Шуйский
Пушкин
Шуйский
Пушкин
Шуйский
(Провожает Пушкина.)
Царевич, чертит географическую карту. Царевна, мамка царевны.
Ксения
(целует портрет)
Мамка
Ксения
Входит Борис.
Царь
Феодор
Царь
Феодор
Царь
Входит Семен Годунов .
(Ксении)
Ксения с мамкою уходит.
Семен Годунов
Царь
Семен Годунов
Царь
Семен Годунов
Царь
Семен Годунов
Царь
Семен Годунов
Царь
Годунов уходит.
Царь
Входит Шуйский.
Шуйский
Царь
Шуйский
(тихо, указывая на Феодора)
Царь
Шуйский
Царь
Шуйский
Царь
Шуйский
Царь
Шуйский
Царь
Шуйский
Царь
Шуйский
Феодор
Царь
Феодор уходит.
Шуйский
Царь
Шуйский
Царь
Шуйский
Царь
Шуйский
Царь
Шуйский
Царь
Шуйский
Царь
(спокойно)
Шуйский уходит.
Самозванец и pater Черниковский .
Самозванец
Pater
Самозванец
Входит cлуга.
Отворяются двери; входит толпа русских и поляков.
Гаврила Пушкин
Самозванец
Пушкин
Самозванец
(Курбскому)
Курбский
Самозванец
Курбский
Самозванец
Курбский
Самозванец
Поляк
Самозванец
Хрущов
(бьет челом)
Самозванец
Карела
Самозванец
Поэт
(приближается, кланяясь низко и хватая Гришку за полу)
Самозванец
Поэт
(подает ему бумагу)
Самозванец
(Дает ему перстень.)
Все
Ряд освещенных комнат. Музыка.
Вишневецкий, Мнишек .
Мнишек
Вишневецкий
Мнишек
Музыка играет польский. Самозванец идет с Мариною в первой паре.
Марина
(тихо Димитрию)
Расходятся. Другая пара.
Кавалер
Дама
Кавалер
Новая пара.
Дама
Новая пара.
Дама
Кавалер
Дама
Кавалер
Расходятся. Комнаты пустеют.
Мнишек
Вишневецкий
Самозванец
(входит)
Марина
(входит)
Самозванец
Марина
Самозванец
(Идет к ней.)
Марина
Самозванец
Марина
Самозванец
Марина
Самозванец
Марина
Самозванец
Марина
(Молчание.)
Самозванец
(тихо)
(Вслух.)
(бросается на колени)
Марина
Самозванец
(встает)
Марина
Самозванец
Марина
Самозванец
Марина
Димитрий
(гордо)
Марина
Самозванец
Марина
(Уходит.)
Самозванец
Князь Курбский и Самозванец, оба верхами.
Полки приближаются к границе.
Курбский
(прискакав первый)
Самозванец
(едет тихо с поникшей головой)
Курбский
Самозванец
Курбский
Скачут. Полки переходят через границу.
Царь, патриарх и бояре .
Царь
Басманов
(Уходит с Трубецким.)
Царь
Патриарх
Благословен всевышний, поселивший
Дух милости и кроткого терпенья
В душе твоей, великий государь;
Ты
грешнику погибели не хочешь,
Ты тихо ждешь -
да пройдет заблужденье:
Оно
пройдет, и солнце правды вечной
Всех
озарит.
Твой верный
богомолец,
В делах мирских не мудрый
судия,
Дерзает днесь подать тебе свой
голос.
Бесовский сын, расстрига
окаянный,
Прослыть умел Димитрием в
народе;
Он именем царевича, как
ризой
Украденной, бесстыдно
облачился:
Но стоит лишь ее раздрать - и
сам
Он наготой своею посрамится.
Сам бог на то нам средство
посылает:
Знай, государь, тому прошло шесть
лет -
В тот самый год, когда тебя
господь
Благословил на царскую державу,
-
В вечерний час ко мне пришел
однажды
Простой пастух, уже маститый
старец,
И чудную поведал он мне
тайну.
"В младых летах, - сказал он, - я
ослеп
И с той поры не знал ни дня, ни
ночи
До старости: напрасно я
лечился
И зелием и тайным
нашептаньем;
Напрасно я ходил на
поклоненье
В обители к великим
чудотворцам;
Напрасно я из кладязей
святых
Кропил водой целебной темны
очи;
Не посылал господь мне
исцеленья.
Вот наконец утратил я
надежду
И к тьме своей привык, и даже
сны
Мне виданных вещей уж не
являли,
А снилися мне только звуки.
Раз,
В глубоком сне, я слышу, детский
голос
Мне говорит: - Встань, дедушка,
поди
Ты в Углич-град, в собор
Преображенья;
Там помолись ты над моей
могилкой,
Бог милостив - и я тебя
прощу.
- Но кто же ты? - спросил я детский
голос.
- Царевич я Димитрий. Царь
небесный
Приял меня в лик ангелов
своих,
И я теперь великий
чудотворец!
Иди, старик.- Проснулся я и
думал:
Что ж? может быть, и в самом деле
бог
Мне позднее дарует
исцеленье.
Пойду - и в путь отправился
далекий.
Вот Углича достиг я,
прихожу
В святый собор, и слушаю
обедню
И, разгорясь душой усердной,
плачу
Так сладостно, как будто
слепота
Из глаз моих слезами
вытекала.
Когда народ стал выходить, я
внуку
Сказал: - Иван, веди меня на
гроб
Царевича Димитрия. - И
мальчик
Повел меня - и только перед
гробом
Я тихую молитву
сотворил,
Глаза мои прозрели; я
увидел
И божий свет, и внука, и
могилку".
Вот, государь, что мне поведал
старец.
Общее смущение. В продолжение сей речи Борис несколько раз отирает лицо платком.
Я посылал тогда нарочно в Углич,
И сведано, что многие страдальцы
Спасение подобно обретали
У
гробовой царевича доски.
Вот мой совет: во Кремль святые
мощи
Перенести, поставить их в
соборе
Архангельском; народ увидит
ясно
Тогда обман безбожного
злодея,
И мощь бесов исчезнет яко
прах.
Молчание.
Князь Шуйский
Святый отец, кто ведает пути
Всевышнего? Не мне его судить.
Нетленный сон и силу чудотворства
Он может дать младенческим останкам,
Но надлежит народную молву
Исследовать прилежно и бесстрастно;
А в бурные ль смятений времена
Нам
помышлять о столь великом деле?
Не скажут
ли, что мы святыню дерзко
В делах мирских
орудием творим?
Народ и так колеблется
безумно,
И так уж есть довольно шумных
толков:
Умы людей не время
волновать
Нежданною, столь важной
новизною.
Сам вижу я: необходимо слух,
Рассеянный расстригой, уничтожить;
Но есть на то иные средства - проще.
Так, государь - когда изволишь ты,
Я сам явлюсь на площади народной,
Уговорю, усовещу безумство
И злой
обман бродяги обнаружу.
Царь
Уходит. За ним и все бояре.
Один боярин
(тихо другому)
Другой
Первый боярин
Битва.
Воины
(бегут в беспорядке)
Входят капитаны Маржерет и Вальтер Розен .
Маржерет
Один из беглецов
Маржерет
Другой
Маржерет
В. Розен
Маржерет
В. Розен
Маржерет
В. Розен
Маржерет
В. Розен
Входят немцы.
Маржерет
Сражение. Русские снова бегут.
Ляхи
Димитрий
(верхом)
Трубят, бьют барабаны.
Народ .
Один
Другой
Первый
Другой
Первый
Другой
Первый
Третий
Четвертый
Входит юродивый в железной шапке, обвешанный веригами, окруженный мальчишками.
Мальчишки
Старуха
Юродивый
Старуха
Юродивый
(садится на землю и поет)
Мальчишки окружают его снова.
Один из них
Юродивый
Мальчишка
(Вырывает копеечку и убегает.)
Юродивый
(плачет)
Народ
Царь выходит из собора. Боярин впереди раздает нищим милостыню. Бояре.
Юродивый
Царь
Юродивый
Бояре
Царь
(Уходит.)
Юродивый
(ему вслед)
Самозванец, окруженный своими.
Самозванец
Лях
Самозванец
Входит русский пленник.
Пленник
Самозванец
Пленник
Самозванец
Пленник
Самозванец
Пленник
Самозванец
Пленник
Самозванец
Пленник
Самозванец
Пленник
Самозванец
Пленник
Самозванец
Пленник
Самозванец
Пленник
Самозванец
Пленник
Самозванец задумывается. Окружающие смотрят друг на друга.
Самозванец
Пленник
Самозванец
(смеясь)
(Уходит.)
Все
Лях
Другой
Пленник
Лях
(указывая на свою саблю)
Пленник
(показывая кулак)
Лях гордо смотрит на него и молча отходит.
Все
смеются.
Лжедимитрий, Пушкин.
В отдалении лежит конь издыхающий.
Лжедимитрий
Пушкин
(про себя)
Самозванец
Пушкин
Самозванец
(идет к своему коню)
(Разуздывает и расседлывает коня.)
Входят несколько ляхов.
Лях
Самозванец
Пушкин
Самозванец
Пушкин
Самозванец
(Ложится, кладет седло под голову и засыпает.)
Пушкин
Борис, Басманов .
Царь
Басманов
Царь
Басманов
Царь
Входит боярин.
Боярин
Царь
(Уходит.)
Басманов
Тревога. Бояре, придворные служители в беспорядке бегут, встречаются и шепчутся.
Один
Другой
Третий
Четвертый
Басманов
Пятый
Шестой
Басманов
Пятый
Царя выносят на стуле; все царское семейство, все бояре.
Царь
Все удаляются.
Феодор
(на коленях}
Царь
Входит патриарх, святители, за ними все бояре. Царицу ведут под руки, царевна рыдает.
Бояре
Царь
Начинается обряд пострижения. Женщин в обмороке выносят.
Басманов вводит Пушкина .
Басманов
Пушкин
Басманов
Пушкин
Басманов
Пушкин
Басманов
Пушкин
Басманов
Пушкин
Басманов
Пушкин
(Уходит.)
Басманов
(Задумывается.)
(Свищет.)
Пушкин идет, окруженный народом .
Народ
Пушкин
(на амвоне)
(Кланяется.)
Народ
Пушкин
(Сходит.)
Шум народный.
Народ
Мужик на амвоне
Народ
(несется толпою)
Феодор под окном.
Нищий
Стража
Феодор
Ксения под покрывалом подходит также к окну.
Один из народа
Другой
Первый
Другой
Ксения
Феодор
Ксения
Голицын, Мосальский, Молчанов и Шерефединов. За ними трое стрельцов.
Народ
Они входят в дом.
Один из народа
Другой
Третий
Народ
Отворяются двери. Мосальский является на крыльце.
Мосальский
Народ в ужасе молчит.
Народ безмолвствует.
Конец
Трагедия писалась в Михайловском с декабря 1824 г. по ноябрь 1825 г. Напечатана впервые только в 1831 г. На сцене при жизни Пушкина не могла быть поставлена по цензурным соображениям1) . Пушкин несколько раз читал ее публично, после возвращения из ссылки в 1826 г., в Москве и позже в Петербурге2) .
Об общем характере замысла и политическом и социальном смысле трагедии Пушкина см. выше вступительную статью "Драматические произведения Пушкина".
В двадцати трех сценах "Бориса Годунова" выразительно и исторически верно показана эволюция настроений народа в изображаемую эпоху: сначала политическое равнодушие, инертность, затем постепенное нарастание недовольства, все усиливающееся и, наконец, разрастающееся в народное восстание, бунт, свергающий с престола молодого царя, после чего народ, возложивший все свои надежды на нового, "законного" царя, снова теряет свою политическую активность и превращается в пассивную толпу, ожидающую решения своей судьбы от царя и бояр. Такой характер, как известно, имели все народные восстания до появления на исторической сцене пролетариата. Пушкин несколько сдвинул, сократил процесс народного движения начала XVII в., завершив события своей трагедии воцарением Димитрия Самозванца. Между тем в действительности события бурно развивались и дальше, и кульминацией, высшим подъемом революционных настроений и действий борющегося против своих угнетателей народа было не свержении династии Годуновых (как у Пушкина), а более позднее движение, предводимое Болотниковым. Однако, несмотря на эту историческую неточность 3) , общая схема событий дана у Пушкина очень верно и в высшей степени проницательно.
Что главным героем пушкинской трагедии является но Борис Годунов с его преступлением и не Григорий Отрепьев с его удивительной судьбой, а народ, видно из всего содержания и построения трагедии. О народе, его мнении, его любви или ненависти, от которых зависит судьба государства, все время говорят действующие лица пьесы: Шуйский и Воротынский (в 1-й сцене - "Кремлевские палаты"), Борис в своем знаменитом монологе (в 7-й сцене), Шуйский и боярин Афанасий Пушкин (в 9-й сцене - "Москва. Дом Шуйского"), Борис, Патриарх и Шуйский в Царской Думе (сцена 15-я), Пленник (в 18-й сцене, "Севск"), Борис и Басманов (в 20-й сцене- "Москва. Царские палаты") и, наконец, Гаврила Пушкин - человек, по замыслу Пушкина, вполне понимающий политическую и общественную ситуацию (21-я сцена, "Ставка"):
Сам народ, угнетенная масса, участвует в трагедии в шести сценах. В первой из них (2-я сцена трагедии - "Красная площадь") мы слышим речи более культурных представителей низших классов; это, может быть, купцы, духовные лица (см. традиционно-церковный стиль их реплик). Они обеспокоены положением страны без царя ("О боже мой! Кто будет нами править? О горе нам!"). В следующей сцене ("Девичье поле. Новодевичий монастырь") действует народная масса, равнодушная к политике, плачущая и радующаяся по указке бояр ("О чем там плачут?" - "А как нам знать? то ведают бояре, не нам чета..." - "Все плачут, заплачем, брат, и мы..." - "Что там еще?" - "Да кто их разберет?..").
За пять лот царствования Бориса Годунова настроение народа меняется. В сцене "Равнина близ Новгорода Северского" воины Бориса (тот же народ) стремительно бегут от войск Самозванца не потому, что они боятся поляков и казаков, а потому, что не хотят сражаться за царя Бориса против "законного" царевича, воплощающего, по их мнению, надежды на освобождение - прежде всего от крепостного права, введенного Борисом. Об этом говорит в сцене "Москва. Дом Шуйского" умный боярин Афанасий Пушкин в разговоре с Шуйским: "...А легче ли народу? Спроси его! Попробуй самозванец им посулить старинный Юрьев день (то есть освобождение от крепостной зависимости. - С. Б.), так и пойдет потеха!" - "Прав ты, Пушкин", - подтверждает хитрый и дальновидный политик Шуйский. В 17-й сцене ("Площадь перед собором в Москве"), отношение народа к Борису обнаруживается уже не просто нежеланием сражаться за него ("тебе любо, лягушка заморская, квакать на русского царевича; а мы ведь православные!"), а выражено прямо в угрожающих репликах толпы ("Вот ужо им будет, безбожникам") и в словах юродивого, громко обличающего царя при несомненном сочувствии народа. В предпоследней сцене трагедии ("Лобное место") народ уже хозяин столицы: с ним (а не с боярами) ведет переговоры посланный Самозванцем Гаврила Пушкин; на Лобном месте (на "трибуне"), оказывается подлинный представитель народа, мужик; он дает сигнал мятежу ("Народ! Народ! В Кремль, в Царские палаты! Ступай! вязать Борисова щенка!"), после чего перед зрителями развертывается сцена народного бунта. Наконец, в последней сцене, действие которой происходит всего через десять дней после предыдущей, народ - снова пассивный, успокоившийся после того, как свергнул с престола "Борисова щенка" и поставил над собой настоящего, "законного" царя. Снова, как вначале (в сцене "Девичье поле"), когда дело идет о делах государственных, он считает, что "то ведают бояре, не нам чета" (ср. в этой сцене почтительные реплики: "Расступитесь, расступитесь. Бояре идут... - Зачем они пришли? - А, верно, приводить к присяге Феодора Годунова"). И снова тот же народ, несмотря на то, что только что с ужасом узнал о злодейском убийстве юного Федора и его матери, готов по приказу боярина Мосальского послушно славить нового царя, как вначале по приказу бояр и патриарха славил Бориса Годунова: "Что ж вы молчите? - спрашивает Мосальский, - кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ: Да здравствует царь Димитрий Иванович".
Так кончалась первоначально пушкинская трагедия. Но позже, в 1830 г., готовя ее к печати, Пушкин внес в это место небольшое, но крайне значительное изменение: после выкрика Мосальского - "народ безмолвствует"... Идейный смысл произведения не изменился, спад волны революционного настроения народа остается тем же, но это угрожающее безмолвие народа, заканчивающее пьесу, предсказывает в будущем новый подъем народного движения, новые и "многие мятежи".
"Борис Годунов" написан Пушкиным не как трагедия совести царя-преступника, а как чисто политическая и социальная трагедия. Главное содержание знаменитого монолога Бориса ("Достиг я высшей власти...") - не ужас его перед "мальчиками кровавыми", а горькое сознание, что его преследуют незаслуженные неудачи. "Мне счастья нет", - дважды повторяет он. Больше всего винит он в своем несчастии народ, который, по его убеждению, несправедливо ненавидит его, несмотря на все "щедроты", которыми он старался "любовь его снискать". Забывая о главной причине ненависти - крепостном ярме, которое он наложил на народ, - Борис припоминает все свои "благодеяния" и возмущается неблагодарностью народа. Причиной этой неблагодарности он считает лежащую будто бы в основе народного характера склонность к анархии. Народ якобы ненавидит всякую власть:
Это глубоко неверное и несправедливое обобщение 4) ) нужно Борису для того, чтобы свалить на народ ("чернь", как говорит Борис) причину враждебных отношений между царем и народом. Еще резче ту же мысль Борис высказывает за несколько минут до смерти в своем последнем разговоре с Басмановым (сцена 20-я - "Москва. Царские палаты").
Григория Отрепьева, в отличие от Годунова, Пушкин изображает не серьезным государственным деятелем, а политическим авантюристом. Он умен, находчив, талантлив 5) ; он человек горячий, увлекающийся, добродушный - и в то же время совершенно беспринципный в политическом отношении. Григорий прекрасно понимает, что не он "делает историю", не его личные качества и усилия являются причиной его беспримерных успехов. Григорий чувствует, что подымается на волне народного движения, и потому его мало тревожат отдельные неуспехи и поражения его войск во время войны с Борисом. Этой теме в трагедии специально посвящена короткая сцена (19-я) "Лес", где Самозванец (в противоположность своим спутникам) обнаруживает полную уверенность в конечном успехе своей борьбы, несмотря на жестокий разгром его войск в сражении.
О патриархе Иове, верном помощнике Годунова во всех его делах, Пушкин писал Н. Раевскому (?) в 1829 г.: "Грибоедов критиковал мое изображение Иова; патриарх, действительно, был человеком большого ума, я же по рассеянности сделал из него дурака" (подлинник письма по-французски)<См. т.6. "Письмо о "Борисе Годунове"" -В.Л.>. Пушкин имеет в виду сцену 15-ю ("Царская дума"), где патриарх в длинной, цветистой речи, упиваясь своим красноречием, обнаруживает удивительную глупость и бестактность, чем ставит в крайне неловкое положение всех слушателей 6) ). Он перед всей Думой объявляет, что царевич Димитрий после смерти стал святым, и на его могиле творятся чудеса. Для того чтобы разоблачить перед народом самозванца Григория, он предлагает торжественно довести до сведения народа о новом чудотворце и перенести в Кремль в Архангельский собор его "святые мощи". Ему не приходит в голову, что он тем самым предлагает публично объявить о преступлении царя Бориса: ведь по религиозным представлениям православных, взрослый человек делается святым за свои великие заслуги перед богом, а младенец только в том случае, если он был невинно замучен...
При напечатании "Бориса Годунова" Пушкин изъял из трагедии две сцены, находившиеся в рукописи: "Ограда монастырская" и "Замок воеводы Мнишка в Самборе. Уборная Марины" (см. "Из ранних редакций", стр. 499-503). В первой из них Пушкину хотелось показать, что на путь рискованной политической интриги юного, пылкого и томящегося в монастыре Григория натолкнул какой-то более опытный в житейском отношении "монах", "злой чернец". Во второй - раскрывались некоторые черты холодной авантюристки, красавицы Марины. Исключение этих сцен (не очень нужных в развитии трагедии) нисколько не повредило художественному и идейному содержанию пьесы, тем более что наличие их нарушало бы единство принятого Пушкиным для его трагедии стихотворного размера - нерифмованного пятистопного ямба 7) ).
Приводимый в разделе "Из ранних редакций" (стр. 506) отрывок монолога Григория "Где ж он? где старец Леонид?" относится, вероятно, к ранней стадии работы Пушкина над "Борисом Годуновым".
Свою трагедию Пушкин посвятил памяти Карамзина, умершего в 1826 г. и не успевшего познакомиться с пушкинской пьесой. Это нисколько не значило, что Пушкин разделял историческую концепцию Карамзина - ультрамонархическую и морально-религиозную. Пушкин, несмотря на кардинальное разногласие свое с Карамзиным по политическим и обще-историческим вопросам, глубоко уважал знаменитого историка за то, что тот не искажал фактов в угоду своей реакционной концепции, не скрывал, не подтасовывал их, - а только по-своему пытался их истолковать. "Несколько отдельных размышлений в пользу самодержавия, красноречиво опровергнутых верным рассказом событий", - так называл Пушкин эти морально-религиозные и монархические рассуждения Карамзина. Он верил в объективность приводимых историком фактов и высоко ценил его научную добросовестность. ""История государства Российского" есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека", - писал он ("Отрывки из писем, мысли и замечания"; см. т. 6).
1) Впервые "Борис Годунов" был поставлен (с сокращениями и цензурными искажениями) лишь в 1870 г. в Петербурге.
2) Зная, что Пушкин вообще очень неохотно выступал перед посторонними с чтением своих произведений, мы лишний раз убеждаемся в том, что "Бориса Годунова" он писал для сцены и что ему необходимо было видеть впечатление публики, чтобы судить о верности выполнения его замысла.
3) Может быть, Пушкин имел в виду шире и ближе к истории развить тему народной войны в предполагавшихся двух пьесах, продолжающих "Бориса Годунова" - о Дмитрии и Марине и о Василии Шуйском (см. вступительную статью, стр. 559).
4) Его приводят нередко исследователи, как мнение самого Пушкина о народе, для чего нет никаких фактических оснований.
5) Он к тому же поэт - см. слова игумена Чудова монастыря (сцена 6-я - "Палаты патриарха"): "...читал наши летописи, сочинял каноны святым".
6) См. ремарку Пушкина: "Общее смущение. В продолжение сей речи Борис несколько раз отирает лицо платком", - а также заключающую сцену реплики двух бояр.
7) Сцена "Ограда монастырская" написана длинным, восьмистопным, хореем с попадающейся местами рифмой; "Замок воеводы Мнишка в Самборе" - рифмованным разностопным (вольным) ямбом.
1) Ну... (франц.).
2) Что? что? (франц.).
3) Что значит православные?.. Рвань окаянная, проклятая сволочь! Черт возьми, мейн герр (сударь), я прямо взбешен: можно подумать, что у них нет рук, чтобы драться, а только ноги, чтобы удирать (франц.).
4) Позор (нем.).
5) Тысяча дьяволов! Я не сдвинусь отсюда ни на шаг-раз дело начато, надо его кончить. Что вы скажете на это, мейн герр? (франц.).
6) Вы правы (нем.).
7) Черт, дело становится жарким! Этот дьявол - Самозванец, как они его называют, отчаянный головорез. Как вы полагаете, мейн герр? (франц.).
8) О, да! (нем.).
9) Вот глядите, глядите! Завязался бой в тылу у неприятеля. Это, наверно, ударил молодец Басманов (франц.).
10) Я так полагаю (нем.).
11) А вот и наши немцы! - Господа!.. Мейн герр, велите же им построиться и, черт возьми, пойдем в атаку! (франц.).
12) Очень хорошо. Становись! (нем.).
13) Марш! (нем.).
14) С нами бог! (нем.).
|