Оригинал здесь - http://www.krotov.info/library/bible/bibleists/1736feof.html
ФЕОФАН (Елисей Прокопович), архиеп. (1681-1736), рус. правосл. церк. деятель и богослов, сподвижник Петра I. Род. в Киеве в семье небогатого купца (возможно, настоящая его фамилия была Церейский; Прокопович - девичья фамилия его матери). Учился в Киево-Могилянской академии. Не окончив курса из-за недостатка средств, 17-ти лет отправился странствовать по Европе. В Польше для продолжения учебы принял католичество. С 1698 учился в коллегии св.Афанасия в Риме. В 1701 тайно покинул Рим и пешком отправился на родину. По дороге знакомился с нем. протестантизмом. В 1702 в Почаеве Прокопович воссоединился с Рус. Правосл. Церковью и вскоре начал преподавать богословие, философию, риторику и поэтику в Киевской академии. Из западных странствий он вынес отрицат. отношение к католичеству и симпатию к протестантизму. Это вооружило против него правосл. богословов *Стефана (Яворского) и *Феофилакта (Лопатинского), к-рые высоко ставили лат. науку и традиции. Царь Петр I, напротив, оценил Ф. именно за его "протестантствующую" тенденцию. Ф. вошел в круг лиц, к-рые содействовали реформам Петра (*Кантемир, В.Татищев и др.). Несмотря на протесты противников, он был хиротонисан во еп.Псковского (1718). С этого времени он работал над "Духовным регламентом", документом, узаконившим синодальное управление Рус. Церковью. Ф. много содействовал развитию науки и культуры в России. Его поддержкой пользовался молодой *Ломоносов; среди его учеников были такие крупные ориенталисты как *Симон (Тодорский). После смерти Петра I Ф. удалось в жестокой борьбе избежать участи, к-рая постигла Меньшикова и др. сподвижников царя-реформатора, причем в этой борьбе он не останавливался ни перед какими средствами. Умер Ф. архиеп.Новгородским.
Ф. являлся типичным представителем "просветительской" эпохи. Воззрения его сформировались под сильным влиянием протестантизма и *рационализма. Это, в частн., сказалось в его толковании вопроса о *Законе и христианской свободе, напр., в "Книжице, в ней же повесть о распре Павла и Варнавы с иудействующими и трудность слова Петра Апостола о неудобоносимом иге пространно излагается" (М., 1784). В ней он выступает за приоритет Библии в сравнении с церк. *Преданием. Как и протестанты, он называл *неканонич. книги "апокрифами". Серьезные занятия естествознанием поставили перед Ф. вопрос о соотношении *науки и Библии. Он пришел к выводу, что наука не может заменить *Откровения; единственное, что она может сказать о Боге, это признать в Нем Перводвигатель Вселенной. В то же время он считал, что Библия не должна рассматриваться как источник научных знаний. Так, в неопубликованном курсе философии он подчеркивал, что "Моисей говорил не согласно с опытами астрономов, а в соответствии с общим языковым обычаем, как то чаще всего делает и другие ошибки Священное Писание". Блестящий знаток латыни, Ф. находил мн. погрешности в *Вульгате. Слав. перевод он считал недостаточно понятным для простого читателя и рекомендовал изъяснять Библию юношам на рус. языке. Несмотря на дружбу с Татищевым, Ф. был глубоко возмущен его мнением о Песне Песней, в к-рой тот усматривал лишь "плотские любезности". В опровержение Ф. написал свое толкование на Песн, выдержанное в традиц. правосл. духе (осталось неопубликованным).
u Христовы проповеди о блаженствах толкование, СПб., 1724; Слово о Лазаре и богаче в неделю 22-ю по Пятидесятнице, ХЧ, 1826, ч.23; Священных историй другие следы в еллинских баснях обретающиеся, Прибавление и предисловие Ф.Прокоповича к кн.: Аполлодор. Аполлодора грамматика афинейскаго библиотеки или о богах, М., 1725; Мнение архиеп. Новгородского Ф. об исправлении Библии, в кн.: Описание документов и дел, хранящихся в архиве Свящ. Правительствующего Синода, СПб., 1878, т.III; Сочинения, М.-Л., 1961.
Винтер Э., Ф. Прокопович и начало рус. просвещения, в кн.: XVIII век, пер. с нем., М.-Л., 1966, сб.7; Ничик В.М., Ф. Прокопович, М., 1977; Соч. Ф. Прокоповича о книге "Песнь Песней" и побуждение к составлению этого сочинения, ЧОЛДП, 1877, No 11; Титлинов Б., Ф. (Прокопович), РБС, т.25, 1913; Червяковский П.А., Свящ. Писание как начало богословия, по учению протестантов XVII в. Учение Ф. Прокоповича, ХЧ, 1876, т.I; его же, Учение Ф. Прокоповича о Свящ. Писании в символич. и церк.-историч. отношениях, ХЧ, 1877, т.II; Учение Феофана Прокоповича о канонических книгах, ХЧ, 1877, т. I; Чистович И.А., Ф.Прокопович и его время, СПб., 1868; прот. Чобич С., Архиеп. Ф.Прокопович, "Православний Вiсник", 1986, No 12; проч. библиогр. см. в указ. соч.
Оригинал здесь - http://www.krugosvet.ru/articles/74/1007425/1007425a1.htm
ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ (в миру Елиазар (Елисей)) (1681-1736), архиепископ Новгородский, церковный и политический деятель, верный сподвижник Петра I в реформах Русской православной церкви, писатель и ученый.
Родился 8 (19) июня 1681 в семье киевского купца. Воспитывался дядей, Феофаном Прокоповичем, ректором Киевской академии. Учился в Киевской академии; в 1698 отправился в Рим, перейдя в унию и приняв монашество в униатском базилианском (св. Василия Великого) ордене с именем Самуил. В Риме поступил в иезуитскую коллегию святого Афанасия, где прошел полный курс теологических наук. Вернувшись в Киев (1702), вновь обратился в православие (1704), приняв монашеский постриг с именем Феофан. Преподавал в Киевской академии поэтику, риторику, философию и богословие. Привлек внимание Петра I, обратившись к нему с торжественной речью во время посещения царем Софийского собора (1706); произносил также панегирики царю по поводу Полтавской победы в том же Софийском соборе (1709) и в лагере в Яссах (1711). В том же 1711 Петр назначил его ректором академии и игуменом Братского монастыря в Киеве, а в 1715 вызвал в новую столицу.
К тому времени Феофан уже был автором учебников поэтики и догматики, философских диалогов и многих проповедей; в его богословии проступили явные инославные, но скорее не католические, а протестантские влияния. Именно последние помогли ему обосновать идею безусловного первенства светской власти (с ее "верховенством над землей") над духовной, которая должна быть преобразована, дабы существовать наравне с любыми другими государственными учреждениями. В Киеве Феофан создал и известнейшее из своих драматических произведений, силлабическую трагикомедию Владимир (поставлена 1705), где "равноапостольный" князь, принявший христианство, выставлен как образец просвещенного монарха, одолевшего вековое невежество.
В петербургских проповедях (О власти и чести царской и др.) всячески отстаивал реформы Петра, обличая его врагов. В 1718 был рукоположен в епископа Псковского; с 1720 - архиепископ Новгородский. Участвовал в составлении либо был автором важнейших государственных документов того времени, прежде всего Духовного регламента (1720), по сути - закона нового церковного устроения (подписанного Петром в начале 1721), согласно которому упразднялось патриаршество и вводилась всецело подчиненная царю Духовная коллегия (вскоре переименованная в Святейший Правительствующий Синод), где сам Феофан стал первенствующим членом. Кроме Духовный регламента, написал также введение к Морскому уставу и Слово похвальное о флоте Российском (оба 1719), Розыск исторический (1721), Правда воли монаршей (1722) и другие сочинения, где изъяснял проблемы гражданского и церковного права, а также престолонаследия, утверждая принципы просвещенного монархизма. После смерти Петра I авторитет Прокоповича пошатнулся, усилился ропот духовенства по поводу его далеких от ортодоксии, "лютеранских" взглядов. Однако он упрочил свое положение в 1730-е годы, при Анне Ивановне, расправляясь с противниками посредством доносов в Тайную канцелярию.
Достаточно циничный и неразборчивый в средствах как политик, архиепископ Феофан, тем не менее, внес большой вклад в новую, постсредневековую культуру России: он активно способствовал организации Академии наук, как историк (участвовавший, в частности, в написании Истории Петра Великого, изданной в 1773) оказал большое влияние на В.Н.Татищева, а как поэт-сатирик - на А.Д.Кантемира. Скончался Феофан Прокопович 8 (19) сентября 1736.
Оригинал здесь - http://www.shpl.ru/shpage.php?menu=1958
Феофан (Прокопович) - биографические сведения
Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем и академией. В 2 ч. - Киев : Унив. тип., 1856.
Ч. 1. - 370 с.
Ч. 2. - 566 с.
Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. - СПб. : Русско-Балт. информ. центр "Блиц", 1997. - 493 с. - Из содерж. : Путешествие в Россию / Хавен фон, П. - С. 313-314.
Дело о Феофане Прокоповиче. - М. : Унив. тип., 1862. - 92 с.
[Жмакин В.] Церемониал погребения Феофана Прокоповича, архиепископа Новгородского // Христианское чтение. - 1882. - Ч. 1. - С. 268-272.
Ничик В.М. Феофан Прокопович. - М. : Мысль, 1977. - 192 с.
Пекарский П.П. История императорской Академии наук в Петербурге. В 2 т. Т. 1. - СПб. : Тип. императ. Акад. наук, 1870. - 775 с. - Из содерж. : [Прокопович и Академия наук]. - С. 82-87.
Пекарский П.П. Наука и литература в России при Петре Великом. В 2 т. Т. 1. Введение в историю Просвещения в России ХVIII столетия. - СПб. : Тип. Товарищества "Обществ. польза", 1862. - 578 с. - Из содерж.: [Встреча Прокоповича с Петром I]. - С. 483-484.
Петров Л.А. Общественно-политические взгляды Прокоповича, Татищева и Кантемира. - Иркутск : Иркут. кн. изд-во, 1959. - 59 с.
Петров Л.А. Социологические взгляды Прокоповича, Татищева и Кантемира. - Иркутск : Иркут. кн. изд-во, 1958. - 40 с.
Петров Л.А. Философские взгляды Прокоповича, Татищева и Кантемира. - Иркутск : Иркут. кн. изд-во, 1957. - 88 с.
Смирнов В. Феофан Прокопович. - М. : [Соратник, 1994]. - 221, 1 с.
Стахова Я. Архиепископ Феофан Прокопович // София. - 2000. - No 2. - С. 32.
Феофан Прокопович. Письма, писанные в царствование импер. Екатерины I и Петра II (1725-1730) // Труды / Киев. духов. акад. - 1865. - No 1. - С. 595-613
Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. - СПб.: [Б. и., 1868]. - 752 с.
Барсов Н. Исторические, критические и полемические опыты. - СПб. : Тип. Департамента Уделов, 1879. - 530 с. - Из содерж.: Личность Феофана Прокоповича. - С. 115-126. - Рец. на кн.: Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. - СПб., [1868].
Пыпин А.Н. Феофан и его противники. - СПб. : [Б. и., б. г.]. - С. 789-818. - Рец. на кн. : Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. - СПб., [1868].
Справочные издания
Автухович Т.Е. Прокопович Феофан // Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 2. (К-П). - СПб., 1999. - С. 488-496.
[Евгений (Болховитинов), митрополит Киевский]. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви. В 2 т. Т. 2. - 2-е изд., испр. и умнож. - СПб. : Тип. И. Глазунова, 1827. - 333, [XXVII] с. - Из содерж. : [Феофан Прокопович]. - С. 295-330.
Вдовина Л.Н. Феофан (Прокопович) // Общественная мысль России XVII - нач. ХХ века : Энцикл. - М., 2005. - С. 577-579.
Ольшевская Л.А., Травников С.Н. Прокопович Феофан // Русские писатели. XVIII век : Биобиблиогр. слов. - М., 2002. - С. 162-166.
Титлинов Б. Феофан Прокопович // Русский биографический словарь. Т. 25. Яблоновский - Фомин. - СПб., 1913. - С. 399-448.
Пигарев К. В., Фридлендер Г. М. Феофан Прокопович // История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1983- ...
Т. 5. - 1988. - С. 363-365.
http://feb-web.ru/feb/ivl/vl5/vl5-3632.htm
Феофан Прокопович (1681-1736) начинал свою деятельность в Киеве. Петр I вызвал его в Петербург, где Феофан стал одним из высших иерархов русской православной церкви, правой рукой Петра в осуществлении его преобразовательной политики. Феофан Прокопович, разносторонне образованный человек, был поборником распространения "не токмо священного писания", но и "внешнего", светского учения. Он был блестящим церковным оратором, причем его искусно построенные проповеди (слова) были не столько богословскими поучениями, сколько выступлениями политика. Характерны заглавия наиболее прославленных из них - "Слово о власти и чести царской" (1718), "Слово похвальное о флоте российском" (1720). Классическим образцом риторической ораторской прозы было слово, произнесенное Прокоповичем на погребении Петра I (1725). Здесь он с большим художественным мастерством и полнотой раскрыл историческое значение его реформаторской деятельности. Из-под пера Феофана вышел также ряд правительственных документов. В них он внес страстность публициста, гордящегося возросшей благодаря Петру международной ролью России, острый обличительный сарказм по адресу противников преобразований, ревнителей старины.
В трактате "Правда воли монаршей" (1722), написанном в связи с судом над царевичем Алексеем, Феофан коснулся проблемы, издавна волновавшей русских писателей и публицистов, а в XVIII в. поставленной заново историей и ставшей одной из центральных проблем эпохи: каковыми должны быть идеальный государь, отношения его к своим подданным и их обязанности к нему. Первейший долг такого государя, согласно Феофану, - "всенародная польза". В то же время - это государь-самодержец: "не может народ повелевать что-либо монарху своему". Такая трактовка абсолютизма в тогдашних условиях развития России была исторически оправданна: петровский абсолютизм выступал "как цивилизующий центр, как объединяющее начало общества" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 10, с. 431). В дальнейшем в зависимости от изменения общественных условий тип идеального монарха в представлении литературы, публицистики, театра подвергнется существенной эволюции. Расширится и содержание понятия "народ", в которое Феофан вкладывал ограничительный смысл, разумея дворянство, высшие круги духовенства, именитых представителей купечества.
Феофан Прокопович писал стихи на русском, латинском, польском языках. На трех этих языках сочинен им "Епиникион" в честь Полтавской победы (1709). В основу сюжета трагедокомедии Феофана "Владимир" (1705), написанной в бытность его в Киево-Могилянской академии, положены история введения христианства на Руси киевским князем Владимиром, борьба, которую в связи с этим князю-преобразователю пришлось вести с языческими жрецами. Современники узнавали во Владимире Петра I, а в сатирических образах жрецов - представителей ретроградной части современного духовенства.
Выступал Феофан и как теоретик литературы и ораторского искусства. Составленная им "Поэтика" (1705) была посмертно напечатана в 1786 г. "Риторика" (1706-1707) Феофана осталась неизданной до 1982 г. и была известна лишь в выдержках и изложении. Оба труда, написанные на латинском языке, сложились из лекций, читанных в 1705 и 1706-1707 гг. в Киево-Могилянской академии. Несмотря на то что лекции не были напечатаны при жизни автора, идеи их получили достаточно широкое распространение, так как в обеих существовавших в России в то время духовных академиях - киевской и московской Славяно-греко-латинской, а также в ряде других училищ теорию словесности преподавали ученики Феофана, опиравшиеся на его лекционные курсы. И в "Поэтике", и "Риторике" Феофан популяризирует теоретиков античности, Возрождения, барокко. Его "Поэтика", подобно всем школьным поэтикам XVII-XVIII вв., рационалистична и нормативна. Он признает искусство, утвержденное определенными правилами и наставлениями, искусство, приносящее "услаждение и пользу", но поддерживает и принцип правдоподобия. Порицает Феофан "буйство" слога, "темноту" стиля, неумеренное употребление тропов и фигур, различные виды "трудных пустяков" и "куриозных" стихов. В области драматургии он сторонник пятиактного построения пьесы, малого числа действующих лиц (стоит напомнить, что в школьной драме "Страшное изображение второго пришествия господня на землю..." 1702 г. число их доходило до 140), сведения фабульного времени к минимуму (от одного до трех дней), чтобы события, играющие роль предыстории, излагались в речах персонажей. Кроме трагедии и комедии, Феофан допускает, опираясь на авторитет Плавта с его "Амфитрионом", промежуточный драматический жанр - трагедокомедию. До Ломоносова он предлагает в "Риторике" различать три слога: высокий, средний и низкий. Все эти идеи Феофана предваряли будущий классицизм, утверждение которого на русской почве связано с именами Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова.