Пресс Аркадий Германович
Кулишер, Михаил Игнатьевич

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Кулишер, Михаил Игнатьевич -- этнограф, юрист и историк, род. в 1847 г. в деревне Софиевке Луцкого уезда Волынской губ., образование получил в раввинском училище в Житомире, затем в каменецкой гимназии; в 1872 г. окончил в Петербургский университет курс по юридическому факультету. Литературно-научную деятельность К. начал статьями в "Искре" (Курочкина) "Гласном Суде" (в 1867 г.) и в одесской газете "День", затем "Петербургских Ведомостях" (Корша), впоследствии писал в "Новом Времени", "Русской Правде", "Отечественных Записках", "Новостях" и "Восходе". В 1879 г. К. был одним из основателей и фактическим редактором органа русских евреев "Рассвет". В 1880 г. редактировал в Одессе газету "Правда" и с 1880 г. издавал в Киеве одну из лучших провинциальных газет "Зарю". Научные статьи по истории евреев, этнографии и первобытной истории права, К. печатал, начиная с 1876 г., в "Слове", "Восходе", "Русской Мысли", "Вестнике Европы", "Русском Богатстве", "Еврейской Старине", "Журн. Мин. Юст.", "Вестнике Права", "Zeitschrift für Ethnologie", "Archiv für Anthropologie", "Zeitschrift für Sprachwissenschaft und Völkerpsychologie", "Kosmos", "Globus" и "Ausland". Отдельно вышли "Das: Leben Jesu, eine Sage" (Leipzig, 1876), "Очерки сравнит. этнографии и культуры" (1887 г.), "Развод и положение женщины" (1896 г.) и "Миф о ритуальном убийстве" (1901 г.) В 1884 г. К. был делегатом на съезде археологов в Одессе, и в 1895 г. на антропол. съезде в Карлсруэ. Как историка К. интересует главным образом отношение разных народов к евреям. Решающим моментом в этих отношениях, по мнению К., были экономические интересы государств. Евреев, рассеянных по миру и лишенных отечества, пускали в страну лишь ввиду тех выгод, которые можно было из них извлечь. Средневековые правители обязывали евреев, допущенных на их территорию, заниматься ростовщичеством и считали вполне логичным отнимать у евреев их имущество и не платить им долгов. Русское правительство усвоило по отношению к евреям ту же политику извлечения из них наибольших доходов ("Польша с евреями и Русь без евреев", "Евр. Старина", 1910). На этой почве в целях обложения налогами евреи, как и другие сословия, прикреплялись к месту своего жительства, для них сохранены были кагальные учреждения, и проч. Привлечение евреев к откупам и дарование в 1859 году евреям-купцам 1 гильдии права жительства вне черты оседлости К. объясняет той же целью -- извлечь наибольшую выгоду из евреев. Дальнейшая система ограничений прав евреев последних двух царствований, начиная с законов 1882 г. и кончая современными % нормами приема в учебные заведения, объясняются стремлением правительства укрепить черту оседлости и создать как можно больше элементов для обложения налогами ("История русского законодательства о евреях в связи с системой взимания налогов и отбывания повинностей", "Евр. Старина", 1910 г., IV). В статье "О праве приобретения евреями мелких земельных участков" К. высказался за способность евреев к земледельческому труду, временную же неудачу русских земледельческих колоний относит на счет неурожаев и лихоимства чиновников. В статье "Прошлое и Настоящее" по истории Литвы и Польши XVI и XVII вв. К. опровергает мнение Костомарова об арендовании евреями церквей при Богдане Хмельницком, в статье "Миф о ритуальном убийстве" ("Русская Мысль", 1901 г.) К. указывает, что евреи живут среди других народов как бы в "естественном состоянии". Почти все этнографические и антропологические работы К. являются ответом на вопрос о жестоком отношении народов к беззащитным евреям. Работа К. о разводе и положении женщины также развивает мысль о человеческой жестокости. Остатки и пережитки зверства К. видит во всей окружающей нас жизни. Работы Кулишера по этнографии обратили на себя внимание Тейлора и до сих цитируются учеными Европы и Америки. Из работ К. надо отметить еще: "Основы уголовного, гражданского и торгового права четыре тысячи лет тому назад" ("Русское Богатство", 1909 г.); "О массовых переселениях и политических движениях" ("Вестник Европы", 1888 г.); "История развития политических учреждений" ("Слово", 1879 г.), "Источники материализма" ("Вестн. Европы", 1885 г.). К. состоит членом Общества Распространения Просвещения среди евреев и Центр. Комитета Еврейского Колонизационного Общества. -- Ср.: "Еврейская Библиотека", т. 4; Jew. Enc., VII.

Аркадий Пресс.8.

   Источник текста: Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, т. 9: Иудан -- Ладенбург, 1911, стлб. 903--904.
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru