Позднеев Алексей Матвеевич
Научные новости

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

НАУЧНЫЯ НОВОСТИ.

   13-го декабря происходило засѣданіе восточнаго Отдѣленія Императорскаго русскаго археологическаго Общества, гдѣ происходили доклады Л. М. Позднѣева, Н. И. Веселовскаго и В. Д. Смирнова.
   Неутомимый А. М. Позднѣевъ постоянно занятъ разборомъ древнѣйшихъ китайскихъ и монгольскихъ надписей. На сей разъ онъ сдѣлалъ интересный докладъ о надписи на китайской пушкѣ, хранящейся въ Петербургѣ и привезенной изъ Оренбурга. Она была извѣстна подъ именемъ бухарской; кована изъ желѣза и обтянута мѣдью, длина ея 54 дюйма, она привязывалась къ лафету особыми цапами, а также къ телѣгѣ. Надпись на ней китайская и заключается въ 2-хъ строкахъ. Прежде всего означенъ титулъ пушки: "Цзянь-Цзюнь", далѣе годъ и имя мастера. Надпись гласитъ: "Проявляющая воинственность, великая, чудесная пушка. Въ счастливое утро 7-й луны дѣлалъ эту пушку Учанъ. Поправлена или починена эта пушка въ счастливый день 9-й луны". Пушка дѣлана въ 1849 году. Г. Позднѣевъ сдѣлалъ интересныя указанія, что пушкамъ и оружію въ Китаѣ даются титулы какъ бы въ заслугу: иногда ихъ называютъ великой, предводителемъ и проч. Г. Позднѣеву удалось видѣть ружье, которое играло роль во время возстанія 1814 г., въ которомъ угрожала жизнь богдыхану. Наслѣдникъ усмирилъ возстаніе, предводительствуя арміей съ ружьемъ въ рукахъ. Этому ружью и дано было названіе "побѣдителя". Пушки дѣлались въ Китаѣ. Въ половинѣ прошлаго столѣтія уже было два пушечныхъ завода въ Китаѣ.
   Докладъ А. И. Веселовскаго, воротившагося изъ Туркестана и докладывавшаго о магометанскихъ амулетахъ и молитвахъ, представлялъ также живой интересъ; докладчикъ сообщалъ, что, не смотря на то, что мусульманская образованность нынѣ упала въ Средней Азіи, духъ мусульманства тамъ еще силенъ. Въ Бухарѣ находится до 360 мечетей, шаріатъ въ народѣ играетъ видную роль. Вездѣ господствуетъ сильная вѣра въ законъ Магомета, въ букву предписаній. Критика вообще отсутствуетъ у магометанскихъ ученыхъ.
   Въ народѣ множество своеобразныхъ преданій и суевѣрій. Между прочимъ, замѣчательно, что мусульмане библейскія сказанія въ Туркестанѣ пріурочили къ своимъ мѣстностямъ. Здѣсь есть гора, гдѣ остановился Ноевъ ковчегъ; говорятъ, что Соломонъ похороненъ въ Ошѣ, Давидъ близь Самарканда и. т. д. Точно также многія легенды о Магометѣ пріурочены къ мѣстностямъ. Указываютъ гору, куда Магометъ поднимался съ Іовомъ. Гора эта носитъ названіе горы Іова; говорятъ, что на этой горѣ находятся двѣ изваянныя статуи женщинъ, по ихъ не удалось видѣть. Далѣе докладчикъ разсказалъ, какъ сильно развито у мусульманъ хожденіе къ святымъ мѣстамъ. Пилигримство начинается весною и продолжается все лѣто. Во время праздниковъ муллы раздаютъ писанныя молитвы, образцы которыхъ представлены въ Общество. Эти молитвы представляютъ родъ отпущенія грѣховъ тѣмъ, кто ихъ покупаетъ. На этой почвѣ развилась цѣлая спекуляція, ничуть не меньшая, чѣмъ какая когда-то была съ индульгенціями. Докладчикъ прочелъ образцы молитвъ и сообщилъ о бозбендѣ. Нерѣдко эти молитвы, какъ и надписи, сдѣланныя "божьими людьми", юродивыми, употребляются какъ лекарства, и мало того, что читаются, но и съѣдаются.
   В. Д. Смирновъ въ томъ же засѣданіи сдѣлалъ переводъ на поручняхъ кольчуги, доставленной съ Востока. Надпись сдѣлана витіевато и составляетъ панегирикъ и восхваленіе панциря.
   Въ томъ же засѣданіи Н. М. Ядринцевъ передалъ для изслѣдованія въ восточномъ Отдѣленіи снимки съ зеркалъ и дощечекъ, доставленныхъ изъ Минусинска отъ H. М. Мартьянова, и довелъ до свѣдѣнія Отдѣленія, что описаніе Минусинскаго музея и подробный каталогъ его, но послѣднимъ свѣдѣніямъ, готовится къ печати; при немъ будутъ приложены рисунки и снимки съ археологическихъ коллекцій. Это изданіе, одно изъ первыхъ по описанію сибирскихъ древностей, несомнѣнно составитъ первый цѣнный вкладъ въ сибирскую археологію.
   14-го декабря, въ засѣданіи юридическаго общества происходилъ докладъ И. Я. Фойницкаго о международномъ тюремномъ конгрессѣ, происходившемъ въ ноябрѣ мѣсяцѣ въ Римѣ. Конгрессъ обсуждалъ исключительно пенитенціарные вопросы. Какъ видно изъ доклада, все вниманіе было устремлено на средства исправленія, тюремный режимъ, патронажъ, нравственное развитіе арестантовъ и т. п. О ссылкѣ вопросъ на сей разъ не поднимался. Слѣдующій конгрессъ въ 1890 году предполагается въ Петербургѣ. Желательно, чтобы ко времени конгресса мы могли уже показать нѣкоторый прогрессъ въ уголовной реформѣ и чтобы устарѣлое наказаніе ссылкою, остающееся диссонансомъ съ европейскими системами, отошло къ этому времени на задній планъ.
   Послѣ довольно продолжительнаго перерыва Московскимъ археологическимъ Обществомъ недавно изданъ X и томъ его трудовъ, заключающій въ себѣ цѣлый рядъ научныхъ изслѣдованій и описаній отечественныхъ древностей, матеріалы для археологическаго словаря, протоколы засѣданій. Поясненіемъ текста трудовъ служатъ приложенные 53 политипажа и 4 таблицы плановъ и рисунковъ. Въ числѣ изслѣдованій отмѣтимъ: "Памятники древности въ сѣверо-западной Монголіи", Г. И. Потанина.

"Восточное Обозрѣніе", No 49 и 50, 1885

  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru