|
Скачать FB2 |
| |
ЗЛОБА ДНЯ.
ДРАМА ВЪ ЧЕТЫРЕХЪ ДѢЙСТВІЯХЪ.
"Довлѣетъ дневи злоба его."
ДѢЙСТВІЕ I.
ДѢЙСТВУЮЩІЯ ЛИЦА:
Дѣйствіе происходитъ въ Петербургѣ, въ квартирѣ Градищевыхъ.
(Сцена представляете роскошный будуаръ Градищевой. Прямо входная дверь, направо -- въ уборную. Въ одномъ углу каминъ, въ другомъ -- клѣтка съ попугаемъ. Налѣво два окна, а между ними дамскій письменный столъ. Около входной двери козетка. Ближе къ авансценѣ, справа': диванъ, кресла, табуреты; слѣва -- трюмо. Стѣны и мебель обиты штофомъ; двери и окна драпированы, полъ покрытъ ковромъ.. Экзотическія растенія и цвѣты въ вазахъ, нѣсколько картинъ въ золоченыхъ рамахъ, карсели, канделябры, мраморные бюсты, бронзовыя статуетки и множество дорогихъ бездѣлушекъ. Время за полдень.)
ЯВЛЕНІЕ I.
Градищева, Жоржъ и потомъ Саша.
(При поднятіи занавѣса Градищева въ домашнемъ дорогомъ неглиже сидитъ около письменнаго стола и разсматриваетъ картинку моднаго журнала. Жоржъ лежитъ на диванѣ съ сигарой въ зубахъ и съ закрытыми глазами.)
(Жоржъ отходитъ къ клѣткѣ и насвистываетъ шансонетку.)
ЯВЛЕНІЕ II.
Тѣ-же и Градищевъ (входитъ).
ЯВЛЕНІЕ III.
Тѣ-же и слуга.
ЯВЛЕНІЕ IV.
Сережа, Градищева и потомъ слуга.
(Входить слуга съ серебрянымъ подносомъ, кофейникомъ, сахарницей, сухарницей и двумя чашками. Ставитъ все на преддиванный столъ.)
ЯВЛЕНІЕ V.
Тѣ-же, Елена, Уайтъ и потомъ Слуга.
ЯВЛЕНІЕ VI.
Тѣ-же и Осиповъ.
ЯВЛЕНІЕ VII.
Тѣ-же, Елена, Сережа и Уайтъ.
(Уайтъ входятъ и садится на прежнее мѣсто, продолжаетъ читать.)
ЯВЛЕНІЕ VIII.
Тѣ-же и Сережа.
ЯВЛЕНІЕ IX.
Тѣ-же и Жоржъ.
ЯВЛЕНІЕ X.
Жоржъ и Саша.
ЯВЛЕНІЕ XI.
Жоржъ, Градищева и Елена.
ЯВЛЕНІЕ XII.
Тѣ-же; Градищевъ и потомъ слуга.
Извѣстный вамъ Петръ Хлопонинъ".
(Занавѣсъ падаетъ стремительно.)
ДѢЙСТВІЕ II.
ДѢЙСТВУЮЩІЯ ЛИЦА:
Дѣйствіе въ Петербургѣ, въ лучшей гостинницѣ.
(Сцена представляетъ гостиную въ такъ-называемомъ "отдѣленіи" гостинницы. Три двери: по срединѣ входная, боковыя во внутреннія комнаты. Направо диванъ, передъ нимъ большой столъ, кресла и стулья. Мебель покрыта штофомъ и позолочена; двери и окна покрыты штофомъ; рамы у зеркалъ, картинъ по стѣнамъ и багеты золоченые. Стѣны оклеены яркаго цвѣта раззолоченными обоями. Мраморный каминъ съ бронзовыми часами, канделябрами и зеркаломъ. Полъ покрытъ пестрымъ ковромъ. Съ средины потолка спускается бронзовая люстра. На мранорныхъ столикахъ и стульяхъ разбросано нѣсколько картонажей съ конфетами. Утро.)
ЯВЛЕНІЕ I.
Хлопонина и Сережа.
(При поднятіи занавѣса Хлопонина сидитъ на диванѣ въ шелковомъ, яркихъ цвѣтовъ, утреннемъ капотѣ и пьетъ чай въ прикуску. Противъ нея на преддиванномъ столикѣ, покрытомъ бѣлой скатертью, стоить серебряный самоваръ съ чайнымъ приборомъ, такой-же кофейникъ, три серебряныхъ сухарницы съ печеньемъ, сухарями, булками, сайками, калачами. Нѣсколько тарелокъ съ холодными закусками -- сыромъ, ветчиной, масломъ, колбасами. Сережа ходить растрепанный, въ щегольскомъ бархатномъ халатѣ, съ папироской.)
ЯВЛЕНІЕ II.
Тѣ-же и Петръ.
ЯВЛЕНІЕ III.
Сережа и Петръ.
ЯВЛЕНІЕ IV.
Сережа, Хлопонинъ, потомъ Петръ.
"Милостивый Государь,
Петръ Авдѣичъ!"
Григорій Градищевъ".
ЯВЛЕНІЕ V.
Сережа и Петръ.
ЯВЛЕНІЕ VI.
Сережа, Петръ и Градищевъ.
Сережа (отворяя двери). Милости просимъ, Григорій Иванычъ!
ЯВЛЕНІЕ VII.
Сережа и Хлопонинъ.
ЯВЛЕНІЕ VIII.
Тѣ-же и Градищевъ.
ЯВЛЕНІЕ IX.
Хлопонинъ и Градищевъ.
ЯВЛЕНІЕ X.
Хлопонинъ, Хлопонина и Сережа.
(Занавѣсъ опускается.)
ДѢЙСТВІЕ III.
ДѢЙСТВУЮЩІЯ ЛИЦА.
Дѣйствіе происходитъ въ Петербургѣ, въ квартирѣ Градищева.
(Сцена представляетъ гостиную въ домѣ Градищева. Посрединѣ входная дверь, по бокамъ -- во внутреннія комнаты. Налѣво три окна, въ среднемъ подоконникѣ мраморный каминъ. Около входной двери ширма съ матовыми стеклами; у лѣвой двери трельяжъ. Патэ, козетки, эсы, диваны, кресла размѣщены въ красивомъ, предумышленномъ безпорядкѣ. Зеркала, картины, бронза, вазы, ковры, жардиньерки съ цвѣтами, лѣпная работа стѣнъ, мебель и вообще вся обстановка, во вкусѣ Людовика XVI, строго выдержана и роскошна.)
ЯВЛЕНІЕ I.
Градищева, Елена и Жоржъ.
(При открытіи занавѣса Градищева картинно полулежитъ въ козеткѣ справа, Елена сидитъ въ креслѣ слѣва, а Жоржъ крупными шагами ходитъ между ними.)
ЯВЛЕНІЕ II.
Градищева и Жоржъ.
ЯВЛЕНІЕ III.
Градищева, Саша и Жоржъ.
ЯВЛЕНІЕ IV.
Градищева, Василій Либенталь.
ЯВЛЕНІЕ V.
Градищева, Елена, Уайтъ, Градищевъ и Василій.
(Изъ среднихъ дверей входить Градищевъ, мрачный, осунувшійся; онъ тихо, съ опущенной головой, не замѣчая дочери, проходитъ на аван-сцену, налѣво, и, молча, опускается въ кресло.)
ЯВЛЕНІЕ VI.
Входитъ Осиповъ и Елена.
ЯВЛЕНІЕ VII.
Елена и Саша.
ЯВЛЕНІЕ VIII.
Елена, Градищевъ и Градищева.
ЯВЛЕНІЕ IX.
Прежніе, Елена, Уайтъ и Жоржъ.
ЯВЛЕНІЕ X.
Прежніе, Слуга и Сережа Хлопонинъ.
(Общее изумленіе. Картина: посреди аван-сцены стоитъ Елена, блѣдная и неподвижная пахъ статуя, нѣсколько отвернувши лицо свое отъ Сережи, который держитъ ея правую руку обѣими руками съ выраженіемъ чувственнаго восторга. Справа около Елены стоитъ Градищевъ, мрачный, опустя голову на грудь и держась рукой за спинку кресла, а на диванѣ, полу-лежа въ кокетливой позѣ, Градищева съ ядовитой улыбкой лорнируетъ жениха и невѣсту. Слѣва: Жоржъ съ пенсне на носу, самодовольно закинувъ голову назадъ, потираетъ руки; вся фигура и физіономія его передаютъ его мысль, какъ-бы говоря: "каковъ я -- сломилъ". Далѣе влѣво, нѣсколько въ глубинѣ сцены, Уайтъ, поднявши руку съ книгой вверхъ, выражаетъ полнѣйшее недоумѣніе, напоминая всей своей сухой и длинной фигурой некрасивый и наскоро написанный знакъ вопроса. Пауза въ двѣ-три секунды.)
Занавѣсь до половины опускается медленно, а потомъ падаетъ стремительно.
ДѢЙСТВІЕ IV.
ДѢЙСТВУЮЩІЯ ЛИЦА.
Дѣйствіе происходить въ Москвѣ, въ домѣ Хлопонина.
(Сцена представляетъ роскошный зимній садъ. Задняя занавѣсь изображаетъ стеклянную стѣну, чрезъ которую видѣнъ бальный, залитый свѣтомъ богатый валъ. Тропическія растенія: бананы, пальмы, фикусы, мирты, муза и пр. сгрупированы такъ, что начиная отъ арки до самой аван-сцены образуется широкая алея съ развѣтвляющимися отъ нея направо и налѣво дорожками; какъ самая алея, такъ и дорожки окаймлены газонами и ропшинскимъ камнемъ. Въ куртинахъ много цвѣтовъ: розъ, камелій, азалій. Наверху, чрезъ висящія растенія, проглядываетъ стеклянный потолокъ, поддерживаемый изящными чугунными колонами, обвитыми цѣпкой, вьющейся зеленью. Въ алеѣ ближе къ аваи-сценѣ красивый фонтанъ, окруженный экзотическими растеніями и цвѣтами. На аван-сценѣ, подъ тѣнью широколиственныхъ деревьевъ, направо и налѣво по красивой садовой скамейкѣ; противъ скамьи налѣво круглый столъ, на правой скамейкѣ вышитая гарусомъ подушка; отъ скамей за первыя кулисы идутъ дорожки. Нѣсколько статуй; садъ освѣщенъ лампами въ матовыхъ колпакахъ, укрѣпленныхъ на колонахъ, и разноцвѣтными стеклянными шарами, размѣщенными среди зелени.)
ЯВЛЕНІЕ I.
Градищевъ и Хлопонинъ.
(При поднятіи занавѣса садъ полонъ гуляющими гостями. Въ толпѣ видно нѣсколько военныхъ въ мундирахъ, купцовъ во фракахъ, съ медалями и орденами на шеяхъ, генераловъ со звѣздами и лентами... Дамы въ бальныхъ платьяхъ, со множествомъ бриліантовъ; мужчины въ бѣлыхъ галстукахъ; фонтанъ бьетъ; среди гуляющихъ проходятъ офиціанты въ черныхъ фракахъ, чулкахъ и башмакахъ и разносятъ на подносахъ прохладительныя. Черезъ нѣсколько секундъ оркестръ играетъ въ залѣ вальсъ, публика проходитъ въ залъ черезъ арку и боковыми дорожками.)
ЯВЛЕНІЕ II.
Прежніе, Елена и Сережа.
ЯВЛЕНІЕ III.
Елена и Хлопонина.
ЯВЛЕНІЕ IV.
Тѣ-же, шаферъ и Жоржъ.
ЯВЛЕНІЕ V.
Тѣ-же, Сережа и офиціантъ.
ЯВЛЕНІЕ V.
Елена, Сережа, Жоржъ и шаферъ.
ЯВЛЕНІЕ VII.
Осиповъ, Градищева съ гостями и Елена.
(Быстро убѣгаетъ направо за первую кулису. Сережа и Осиповъ доходятъ до средины сцена. Небольшая пауза. Музыка громко играетъ веселый мотивъ. Раздается выстрѣлъ. Музыка умолкаетъ моментально на полунотѣ; чрезъ арку видны общій испугъ и движеніе въ залѣ.)
ЯВЛЕНІЕ VIII.
Осиповъ, Сережа, Градищевы, Жоржъ, Хлопонинъ и гости.
(Занавѣсъ опускается.)
Николай Потѣхинъ.
"Дѣло", No 1, 1875
|