Поссе Владимир Александрович
Трактор и лопата

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

В. ПОССЕ.

ТРАКТОР и ЛОПАТА.

-----

С письмом к допризывникам
Н. Подвойского.

Красные допризывники!

   Армия допризывников -- большая армия. Но она разбросана, разрознена. Каждый допризывник работает в своей семье. Между тем, открывается более лучшая задача, когда все допризывники объединяются для работы в единую семью сверстников, в огромную артель, работающую на фабрике и на земле не старыми дедовскими приемами, а научно, все время совершенствуясь в работе.
   Такое обдинение допризывников называется "образовательно-производственная ассоциация" (об'единение), когда каждый из них по ученому и сообща будет производить различные предметы производства, как на земле, так и в мастерской, на фабрике, и кустарной промышленности, и для себя и для всего общества, для государства. Армия допризывников, об'единенная в ассоциацию, более сильная семья чем семья родных, и она же осуществит все то, что нужно молодежи.
   Советская Россия в наши дни находится в глубокой разрухе. Машины на фабриках и заводах и в других предприятиях изношены. Земля истощена, не хватает ни инвентаря, ни удобрения, нет хороших семян, мало руководителей -- агрономов. Падеж лошадей и скота огромный. И даже сами люди от войны и голода стали слабее и бессильнее.
   Чтобы возродить, восстановить хозяйство в России, нужны неимоверные усилия и эти усилия должны быть направлены, главным образом, к тому, чтобы плохую технику, недостаток лошадиной и людской силы заменять мощной машиной на фабрике, работающей электричеством,-- и паровым и электрическим плугом, трактором на земле. При недостатке же больших и электрических машин -- работать на земле и в фабрике, об'единяясь в огромные артели, и ассоциации, которые, представляя каждому своему члену самую простую машину: молот, кирку, лопату, топор, действуют дружно и одновременно учатся тому, как поставить работу выше и лучше. В то же время такие образовательно-производственные артели дают своим членам лучшую возможность обеспечить себя, производя часть продуктов на себя и, по удовлетворении своих потребностей, продавая остальное государству.
   Допризывники, об'единенные в свою образовательно-производственную ассоциацию, учась, совершенствуясь, приучаясь к общественности (коллективности), взаимопомощи и развиваясь физически, под руководством, как инструкторов инженеров-агрономов, так и инструкторов физической культуры (телесного развития), дадут государству и себе чрезвычайно много.
   8.000.000 юношей и девушек допризывного возраста, взяв хотя бы лопату в руки и обработав, как только начнут таять снега, каждый по полдесятины, дали бы 4.000.000 полевой и огородной земли, обработанной хорошо, тщательно, по научному. То есть, они ударили бы по нашей разрухе весьма сильно в ее самом больном месте. Они дали бы стране и себе сотни миллионов пудов хлеба и другого продовольствия. Оки снабдили бы рабочих фабрик и мастерских пищей. Они помогли бы скорее нашей Республике, рабочим и крестьянам, купить заграницей мощные машины, электрическое оборудование и двинуть хозяйство страны от простой лопаты и несложного молота к высшей технике.
   Товарищ допризывник, лозунг (клич) сегодняшнего дня: немедленно войди в свою образовательно-производственную ассоциацию (объединение), которой руководит Всевобуч, возьми лопату в руки и возделай весной 1922 года одну или хотя бы половину десятины земли.
   Ты получишь определенную выгоду, дашь стране хлеб, научишься работать разумно, обществом, дружно.
   Красный допризывник, у себя на месте об'единяйся с твоими сверстниками и сверстницами в твою ассоциацию при Всевобуч'е.
   В единении сила. В лопате, в молоте, пока нет трактора, пока мало электрических машин, возрождение и спасение хозяйства России.
   Прочти внимательно статью т. В. Поссе: рактор и лопата", она тебя многому научит.

В. Подвойский.

   21 Января 1922 года.
   г. Москва.
   

Трактор и лопата.

   Война и голод погубили массу рабочего скота. Гибель продолжается. Есть земледельческие районы в России, где лошадей почти нет. В качестве спасителя нашего земледелия, а вместе с тем и нашей жизни, выдвигается трактор. Но тракторы, хотя бы и русские гномы {Гномы -- карлики.}, стоят теперь "безумно дорого". Придет время, когда они будут стоить так же поразительно дешево, как и в Америке, но ожидание в данном случае "смерти подобно". Будем надеяться на тракторы, но в то же время немедленно возьмемся за простые лопаты, которых в достаточном количестве, сравнительно дешевы могут и должны изготовить русские кустари.
   Необходимо серьезно и в широком масштабе приняться за ручное земледелие с его грядковой культурой. Ручное земледелие не требует никакого, ни живого, пи мертвого инвентаря, кроме простой лопаты, поистине сторицей вознаграждает того, кто доверяется ему.
   За последние 12 лет мне не раз приходилось беседовать с ручными земледельцами и осматривать их хлебные грядки и ручные, пашни. Мне пришлось убедиться, что урожаи получаются, при ручном земледелии, баснословные, и что ручной земледелец легко может следовать самой важной заповеди, забытой, увы, и Моисеем и Христом: производи больше, чем потребляешь.
   Конечно, ручное земледелие не увлечет тех, которые зарабатывают, не работая, но оно должно увлечь тех, которым приходится работать, не зарабатывая. Нам нужны теперь люди, работающие и зарабатывающие. К таким принадлежит известный друг Л. Н. Толстого -- С. М. Попов.
   С. М. Попов, вот уже 16 лет, не только сам кормится ручным земледелием, но и оказывает существенную помощь своей матери, и ручное земледелие, кстати сказать, не мешает ему заниматься философией и читать лекции, за которые он не получает никакого вознаграждения.
   В 1920 г. он с 1/4 десятины в окрестностях Москвы получил 15 п. овса, 8 п. пшеницы и очень большое количество картофеля и других овощей, и это был год для него исключительно неблагоприятный: чрезвычайно поздно получил землю, не было ржаных семян и т. д.
   В истекшем 1921 г. результаты получились несравненно лучшие, но, к сожалению, в данный момент, у меня нет точных цифр. Знаю только, что Полов обеспечил себя рожью и пшеницей до нового урожая и посылает иногда плоды своих рук старухе-матери в Петроград. Не худших результатов добились и другие ручные земледельцы, работающие по способу Попова в окрестностях Москвы.
   Способ Попова значительно отличается от гой грядковой культуры хлебных злаков, которую про поведывал Демчинский. Попов не садит зерна, а сеет их, и не слишком ухаживает за каждым "кустиком ржи": поэтому он может обработать сравнительно большое количество земли, но не может достигнуть таких баснословных урожаев, каких добивалась на своем Вятском хлебном огороде моя хорошая знакомая Л. К. Хлебникова На одно зерно она получала 600 зерен, и каких зерен! При ручном земледелии, в особенности специально при грядковой культуре, зерна получаются, если и не "с куриное яйцо", то все же необычайной величины и тяжести раза в четыре больше обычных. Недаром к Хлебниковой приезжали из дальних деревень, чтобы получить горсточку диковинных семян для разводки.
   Нет более верного и простого способа для оздоровления наших семян, о вырождении которых так много говорят, как широкое применение грядковой культуры.
   Ручное земледелие дает большое духовное удовлетворение; оно, как и научно поставленное огородничество,-- несомненное творчество. А. П. Чехов говорил мне, что ручная работа на земле (в салу и огороде) доставляла ему не меньше удовлетворения, не меньше радости, чем сочинение рассказов и повестей.
   К этой радости творческого труда следовало бы приблизить наших городских подростков, которых все более и более затягивает разврат и спекуляция. О злосчастной судьбе, нашего подрастающего поколения много говорится,-- но почти ничего не делается для вовлечения их в радостный и производительный труд.
   Лучшим делом был бы пример тех взрослых, которые пока усиленно заняты "деланием ничего".
   Пусть они примутся за работу, которая должна помочь победить нашего самого страшного врага -- голод.
   Время не ждет. Время не деньги, как говорят английские капиталисты. Время -- жизнь, как должны говорить русские пролетарии.
   Мороз с климатической неустойчивостью лениво идет на-зиму, но солнце с астрономической точностью пошло на лето.
   Торопитесь же, товарищи, изучать ручное земледелие и запасайтесь лопатами!

В. Поссе.

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru