М.: Модест Колеров, 2015. (Исследования по истории русской мысли. Том 18.)
В. Поссе.
Национализм и социализм
Публицисты "России" получили, по-видимому, приказ разнести оппозиционных "националистов", пишущих в "Слове".
В своем усердии казенные публицисты стараются уязвить национализм социализмом.
"Давно ли, -- пишут они, -- те самые, которые теперь драпируются в тогу национализма, заявляли во всеуслышание, что они -- "почти социалисты"? А ведь никто, надеемся, не рискнет утверждать, что национализм имеет хоть что-нибудь общее с основой мировоззрения социалистов".
Надо надеяться, что это "рискнет утверждать" прежде всего г. председатель совета министров, П. А. Столыпин, который, будучи в глазах "России" несомненным националистом, выступал в одной из своих думских речей сторонником государственного социализма. Г. председатель русского совета министров, наверное, не решится отрицать национализма и французского совета министров, который почти сплошь состоит из радикал-социалистов и просто социалистов.
Г. Столыпин, наверное, признает националистом и социалиста Милльерана, который задолго до него получил от Русского Царя орден Белого Орла.
Он, наверное, помнит и неоднократные заявления Бебеля в рейхстаге о готовности немецких социал-демократов с оружием в руках защищать каждую пядь своей немецкой земли.
Правда, социализм и национализм -- слова, под которые подставляются чрезвычайно различные понятия, но огромное большинство социалистов никогда не станет противопоставлять своему мировоззрению национализм, как нечто с ним непримиримое. Разумеется, говоря о национализме, последовательные социалисты имеют в виду право каждой национальности на свободное пользование своим языком и вообще на свободное развитие национальной культуры, а не порабощение и поглощение одной национальности другой. Социалисты всегда подчеркивают, что они против всякого гнета, в том числе и гнета национального. Они -- националисты в том смысле, что с уважением относятся к каждой национальности.
Наиболее последовательные из них без колебания подпишутся под следующими замечательными словами националиста Драгоманова: "Самое понятие об идеале человека составляется у людей из отвлечения лучших сторон индивидуумов, корпораций (как видов труда) и наций, а потому прогресс этого самого идеала вовсе не требует стирания всех разнообразностей человека, а напротив того, их постоянного развития".
Совершенно в духе Драгоманова составлена брюннская декларация русинских социал-демократов. "Мы, -- говорится в этой декларации, -- убеждены, что международное могущество пролетариата разовьется лишь тогда, когда каждый народ будет вершителем своей истории. Мы знаем, что социальное и политическое освобождение обусловливает и национальную эмансипацию. Поэтому русинские социал-демократы стремятся ^национальной свободе всего народа" и т.д.
Разве это не национализм?
И разве не национализмом продиктована национальная программа всей австрийской социал-демократии? "Окончательное урегулирование вопроса о национальностях и языках
в Австрии является прежде всего культурным требованием, а потому лежит в жизненных интересах пролетариата"...
"Австрию следует превратить в демократическое союзное государство национальностей"... "Все самоуправляющиеся области одной и той же нации образуют вместе национально единый союз, заведующий своими национальными делами совершенно автономно" и т. д.
Подобный национализм существенно отличается от национализма хотя бы лорда Сольсбери, который называл себя "отчасти социалистом"; но так же существенно отличается и лордовский социализм от социализма пролетарского. Каков социализм, таков и национализм!
Но скорее можно сказать, что один социализм противоречит другому социализму, чем всякий социализм противоречит всякому национализму.
Изменение общественного строя в смысле наивысшего подъема производительных сил и создания для каждого возможности всесторонне развить свои способности и проявить их в разумном творчестве -- такова, по моему мнению, цель истинного социализма. И для достижения этой цели необходимо признание права на свободное развитие за каждой национальностью. Можно, конечно, думать, что в конце концов при возрастающей дифференциации личных, индивидуальных особенностей исчезнут различия национальные; можно, конечно, желать, чтобы национальности слились в один человеческий род, состоящий из разнообразных индивидуумов. Но чтобы это было разнообразие красоты, а не уродства, необходимо добровольное, а не насильственное слияние свободных, а не порабощенных наций.
Для слияния многим национальностям придется, вероятно, размежеваться.
К достойному человечества интернационализму путь идет через достойный каждой нации национализм.
ПРИМЕЧАНИЯ
Впервые: Слово. 1909. No 753. Печатается по сборнику.