Попугаев Василий Васильевич
Попугаев В. В.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ПОПУГАЕВ Василий Васильевич (1778 или 1779 -- не ранее июля* 1816, Тверь), поэт, публицист, просветитель. Из разночинцев; род. в бедной семье художника шпалерной мануфактуры (по свидетельству П., его отец пользовался правом носить шпагу, но имел ли чин, неизвестно). Рано лишившись отца, П. в 1785 был зачислен по просьбе матери на казенный счет в г-зию при Академии наук, где проучился 12 лет (с 1790 -- пансионер вел. кн. Константина Павловича), в 1795 из гимназистов произведен в студенты; в янв. 1797 уволен для определения в действит. службу. Владел латынью, франц. и нем. языками, в последние два гимназич. года самостоятельно изучил англ. и итал. языки. В аттестате П. отмечены также его успехи в естеств. науках, интерес к математике, истории, географии, физике и минералогии. По окончании гимназии получает должность чтеца в с.-петерб. цензуре Управы благочиния (в нач. 1801 получил чин губ. секр.; уволен в мае 1802 "за ее упразднением" -- РГИА), нек-рое время преподает рус. яз. и лит-ру в нем. школе св. Петра.
   Лит. деятельность П. была неразрывно связана с Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств (ВОЛСНХ; первоначальное название -- Дружеское общество любителей изящного), к-рое он и И. М. Борн организовали вместе со своими сокурсниками А. Г. Волковым, В. В. Дмитриевым, В. И. Красовским и М.К. Михайловым, "согласившись между собой собираться, чтобы читать вместе свои сочинения и переводы и пользоваться взаимными замечаниями и советами" (А. Е. Измайлов -- "Благ.", 1820, No 14, с. 117). Первое заседание Об-ва состоялось 15 июля 1801. Поклонники П. А. Гольбаха считали гл. источником бедствий на Земле невежество, заблуждения и ложь и потому почитали своим "священным долгом", опираясь на словесность, науки и художества, поиски истины и взаимное в ней "усовершенствование" (см. "Речь..." П. на заседании в 1-ю годовщину Об-ва -- "Периодич. изд. ВОЛСНХ", СПб., 1804, [с. 2]). П. представлял правое крыло ВОЛСНХ и был одним из активнейших его участников: в 1801 и 1806 исполнял обязанности секретаря Об-ва, с 1803 -- его цензор.
   П. не пропускал ни одного заседания (в первые годы), часто выступал с докладами и с чтением своих произв. и переводов, большинство из к-рых не сохранилось {"Спартанцы", "Несчастное семейство", "О поэзии", "Рассуждение о цветах радуги", переводы из К. Ф. Вольней. Н. Макиавелли, Тацита и др.). От него исходило множество инициатив в отношении структуры Об-ва и содержания его работы, по его предложению в ВОЛСНХ было введено поч. членство (1805). Он первым подал мысль о сооружении на нар. средства памятника Минину и Пожарскому (в 1803), долго обсуждавшуюся в Об-ве. но в то время так и не осуществленную (там же. с. XVIII).
   В 1800 напечатал сентиментальную пов. "Аптекарский остров, или Бедствия любви" (СПб.). В 1801 выпускает сб. стих. "Минуты муз" (СПб.), много стихов опубл. в издаваемом ВОЛСНХ поэтич. альм. "Свиток муз" (кн. 1-2, СПб., 1802-03) -- наряду с А. X. Востоковым, Борном и др. В основном это однотипные стихи в жанре "легкой поэзии" (две "Песни", 1799, в т.ч. "Чижик", "К мотылечку", "На прогулку по реке Лизы", "Сон, прервавшийся в минуту благополучия", пер. "Судьба Амура", элегия "К звезде любви" и др. -- все, кроме последних двух, опубл.: "Минуты муз"), сентиментальная лирика с характерным набором поэтич. клише: "обманчивы надежды", "певец унылости" ("К соловью"), "мертвое забвенье" природы ("К луне") и сетованиями на злоключения рока. Доминирующие мотивы поэзии П. (не отличавшейся изяществом лит. отделки) -- воспевание прелестей любезной подруги, любовных радостей и "мучений": "К Лизе", "К. К...", "Ручей", "Тантал" и др. (И. Н. Розанов даже разделял стихи П. на эротич. и гражданские -- Розанов, с. 139), дом. жизни в тихом кругу "семейства милых и родных" (единств, защита от превратностей судьбы) к-рую П. противопоставляет славе ("Ода", 1799), богатству, знатности и чинам. Истинное счастье -- проблема, постоянно волновавшая П. ("Счастье", 1799, два стих. "Счастье жизни сей", 1799 и 1802), -- следует искать не "средь шумных почестей", а в уединении и покое: "человек, ищи покою, счастлив -- коль его снискал" (поэтич. кредо, противоречащее его действенной обществ, позиции).
   В то же время в лирике П. сильны просветит, и демокр. тенденции. Одно из первых изв. его стих. -- "Ода на случай позволения, сделанного Советом, на пропуск "Contrat social" -- соч. славного женевского философа Руссо" (1799; впервые опубл. в кн.: Поэты-радищевцы, 1935, с рукоп. экз. сб-ка "Минуты муз" в Б-ке АН). Польза обществу и отечеству, защита гонимого -- обязательная добродетель гражданина, уязвленного вечным неравенством людей: "Невинный страждет в утесненье, / Злодей безбедственно живет" ("Судьба", 1799).
   В стих. "К друзьям" (1803) П. излагает программу обществ, поведения человека, к-рый должен видеть свое призвание не только в "добрых деяниях", но, в идеале, быть готовым пострадать за правду. Даже "дружба" у П., в отличие от карамзинистов, должна приносить действенное обществ, благо ("Воззвание к дружбе", 1799).
   В стих. "Пигмалион" (1802). сравнимом по тематике с пушкинской одой "Вольность" (1817), П. призывает властителей мира: "Блюдите, сильные, законы". Стих. "К друзьям" содержит мотив неотвратимости падения "тиранов" и "златых тронов", хотя П. в обязанность просвещенного гражданина вменяет "мирить несчастных с долей злой".
   Филантропич. мотивы, свойств, поэтам ВОЛСНХ, приобретают у П. принципиально мировоззренч. характер: в "Стихах на великодушный поступок Ангерстейна" (1801 или 1802), пожертвовавшего значит, сумму на моек, госпиталь, он прославляет не просто факт частной благотворительности, а филантропию как таковую, не знающую границ, национальности и вероисповедания (ср. также его рассуждение о распространении через познания "человеколюбивого космополитизма" -- "О благоденствии...", с. 30).
   В 1802 он преподносит Александру 1 два рукоп. трактата: "О влиянии просвещения на правление" и "О твердости конституции и законов" (оба опубл.: Рус. просветители, т. I). Приветствуя новое царствование, обещавшее покровительство просвещению, П. напоминает, что основой устойчивой гос. власти служат твердая Конституция и мудрые законы, ведущие к "равновесию" классов. Под "равновесием" он понимает не имуществ., но гражд. равенство всех людей перед лицом закона -- положение, распространяемое и на монархию.
   Идеалом обществ, устройства для П. была древняя республиканская Спарта с ее суровыми установлениями, особенно по части воспитания, отрицат. пример -- Новгород. республика, к-рая "сделалась жертвою неутвержденного равновесия" полит. сил (там же, с. 341).
   В своих взглядах П. отталкивался от теории "естественного права" Ж. Ж. Руссо, считая естеств. состояние индивидуальным и внеобщественным -- низшей ступенью в истории человечества. Подлинно же естественным для человека -- и в этом П. следует филос. концепции Гольбаха и А.Н. Радищева -- является состояние общественное, сама природа ведет человека к усвоению начал общественности. Благодаря силе разума ("мысленности") человек преодолевает свои эгоистич. интересы и стремится к "пользе общей", к "общим выгодам", обеспечивающим и его личные выгоды. Развитие обществ, отношений П. ставит в зависимость прежде всего от инициативы и активности самого человека, не возлагая надежд (подобно большинству просветителей) на естеств. прогресс.
   После представления своих работ императору П. "по высочайшему повелению" в дек. 1802 назначается в Комиссию составления законов "по гражд. части", где занят изучением рос. и прусских законов, правами разл. сословий, правом "семейственным", родовым и т. п. (отчет П. в 1803 -- РГИА, ф. 1259, оп. 1, д. 33, л. 52). По аттестации гр. П. В. Завадовского, должность свою "при похвальном поведении отправлял с отличным усердием" (Орлов Вл., с. 256; РГИА, ф. 1200. оп. I, д. 903). За поднесенный Александру I в апр. 1804 (РГАДА. ф. 1239, оп. 3, д. 55640, л. 1) пер. из "Науки о законодательстве" Г. Филанджиери (не сохр.) награжден бриллиантовым перстнем. В 1808 получает чин коллеж. I ас, с 1809 -- пом. начальника архива Комиссии.
   В 1804 в подготовленном I ВОЛСНХ (под ред. П.) ж-ле "Периодич. издание..." (СПб.; вышел I один номер) П., помимо указ. выше "Речи...", неск. стихов, статей о воспитании, опубл. очерк "Негр" (1801; перепечатан: альм. "Талия", СПб., 1807), снабдив его защитным подзаг. "перевод с испанского", т. к. тема невольничества в колониальных странах воспринималась как иносказательное обличение рос. крепостничества.
   О порабощении испанцами индейцев писали Н. И. Гнедич, Радищев, А. Измайлов, о неграх -- А. Коцебу, С. С. Бобров. Осн. идея очерка -- преступность продажи "собратий", неподвластность купле-продаже человеч. воли. к-рою "никакой тиран располагать не должен" (цит. по: "Периодич. изд. ...", с. 47). На обращение П. к данной теме оказала влияние знаменитая книга аббата Г. Рейналя "Филос. и полит. история о колониях и коммерция европейцев и обеих Индиях" (1770). содержащая множество драм, рассказов о судьбе колониальных рабов и бывшая предметом глубокого изучения в ВОЛСНХ.
   В статьях о воспитании ("Достоинство старого воспитания в России", "О полит. просвещении вообще", "О публичном обществ. воспитании и влиянии оного на полит. просвещение", "О постепенности Училищ...", "О истории как предмете полит. воспитания", "Заключение о преподавании в обществ. воспитании других отраслей наук" -- все опубл.: "Периодич. изд....") П. выдвигает И
   практич. программу "обществ, воспитания" применительно к России, к-рое дает не только "моральное", но и "политическое направление", научающее средствам "служить обществу" (с. 63). (Цензоры ВОЛСНХ Д. И. Языков и Н.А. Радищев сетовали на недостаточную "осмотрительность" Об-ва при издании подобных соч. -- Орлов В л., с. 262). Новому "модному" воспитанию П. предпочитает "древнее", поддерживающее нац. основы "рус. характера" (об интересе к последнему см. "Рус. анекдоты", опубл. в ж. Н. Ф. Остолопова "Любитель словесности", 1806, No 8), решительно отвергает принцип "семейного" воспитания: оно может только научить людей "быть добрыми отцами, супругами, родственниками, но никогда совершенными гражданами" ("Периодич. изд....", с. 62).
   Если в статьях о воспитании утверждалась необходимость "строгого присмотра за нравами" ("Периодич. изд. ...", с. 61), то в "Записке о свободе печати", присланной П. анонимно в Гл. управление уч-щ во время обсуждения 1-го ценз, устава (янв. 1804; см. в кн.: Сухомлинов М.И., Иссл. и статьи по рус. лит-ре и просвещению, т. 1, СПб., 1889, с. 415-17), к.-л. гос. присмотра не предполагалось вообще. П. настаивает на полном освобождении печатного слова от всякого рода цензуры, отвергает сам ее принцип (цензура -- "последний оплот, удерживающий ход просвещения тяжкими оковами", с. 415) и видит в ней гл. препятствие для свободного развития рус. оригинальной филос. и обществ, мысли [на рукописи помета В. Н. Каразина: мин. просвещения приказал "оставить без докладу" (Орлов В л., с. 354)].
   В 1807 П. анонимно публикует трактат благоденствии народных обществ" (ч. 1, СПб.; представлен в Об-во в 1804; перепечатан: Рус. просветители), основой для к-рого послужили сочинения, преподнесенные государю.
   П. смягчает республиканский акцент, выдвигая на первый план концепцию просвещенного государя, рассматривая постоянные для своей публицистики проблемы (в т.ч. о началах общественности, законах и конституции, просвещении и особенно "человеколюбии" -- как основании "равновесия" классов и благоденствия общества).
   Рецензируя рукопись, Востоков писал: "Отдадим всю справедливость мыслям автора, многообъемлющим его умозрениям и филантропическим видам в сем сочинении", но "сии мысли и виды... останутся потерянными для публики... если не будут одеты в красоту и ясность слога" (Петухов, с. 86). Д. Языков также советовал "почтенному сочинителю" "потрудиться несколько над чистотою слога" (там же, с. 83). Нелады П. с грамматикой были уже известны членам Об-ва, в рецензиях на его стихи Востоков неоднократно исправлял темные места, мелкие огрехи и неблагозвучности (что "слуху противно"), подчеркивая "вообще малое рачение автора обрабатывать стихи" (там же, с. 67).
   Участие П. в Об-ве сопровождалось серьезными коллизиями. Большинство членов ВОЛСНХ стремились придать Об-ву чисто литературный характер. Их настораживали резкие формулировки публицистики П. и острые полит. вопросы, к-рые он затрагивал, пугали возможные обвинения в коллективной неблагонадежности. Это вызывало конфликты, к-рые сначала привели к вытеснению П. из руководства Об-ва, а затем и к исключению.
   В "Периодич. изд...." была помешена составленная им "История ВОЛСНХ" -- статья, как подчеркивали противники П., изобиловавшая "мелочными подробностями" и написанная весьма скверным языком. Умеренные члены Об-ва сочли неосторожным упоминание о франц. мыслителях Рейнале и Вольнее, труды к-рых особенно часто рассматривались на заседаниях Об-ва, тем более что П. отослал [экземпляры "Периодич. изд...." царю, мин. просвещении Завадовскому и товарищу мин. М. Н. Муравьёву (см. вступ. ст. П. А. Орлова в кн.: Поэты-радищевцы. 1979, с. 10-11).
   В вину П. были поставлены и конфликты, связанные с академиками А. Ф. Севастьяновым и Т. С. Борноволоковым. Отсутствуя на заседании II марта 1811, на к-ром было принято решение о его исключении (Д. И. Хвостов записывает о раздоре в ВОЛСНХ: "...юноши Милонов, Никольский и др. до того вознегодовали на Попугаева, что явно при чтении его пиес смеялись", с. 370), П. пишет полное достоинства письмо, отправленное в тот же день в Об-во, с просьбой "вычеркнуть" его из списков членов, т. к. он не желает "быть причиной расстроения общества": упадок его был бы для П. "крайне чувствителен" (цит. по: Орлов Вл., с. 294).
   Видимо, имея в виду эту историю, Н. И. Греч пишет о П. как о человеке, бывшем "предметом насмешек со стороны людей, не понимавших и не стоивших его", принадлежавшего "к разряду неузнанных гениев, которые встречаются во все времена"; это был "пламенный, эксцентрический поэт, неистовый друг правды и гонитель зла ... непостоянный, вспыльчивый, благородный и простодушный..." ("Весть", 1864, No 15, с. II). О личных качествах П. свидетельствует и записанный А. Измайловым анекдот -- как П. отдал пришедшему просить у него денег "несчастному, благородному человеку" свой новый фрак, только что принесенный от портного, "а сам три месяца проходил в старом" ("Благ.", 1826, No 3, с. 190).
   В авг. 1811 П. по распоряжению M. M. Сперанского был уволен из Комиссии составления законов -- за учиненное в нетрезвом виде "буйство"; как явствует из записки петерб. обер-полицмейстера, П. "якобы намеревался заколоть шпагою" эконома Комиссии за "наименование своей жены Марьи Ефимовой [до 1809 был холост. -- Ред.], вольноотпущенной кн. Щепина-Ростовского, девкою" (РГИА, ф. 1260, оп. 1, д. 35, л. 105 и об. -- справка С. И. Вареховой). С 1812 служил столоначальником разряда сухопутных сообщений в Экспедиции путей сообщения герцога Ольденбургского, в 1816 -- переводчик в канцелярии Гл. управления путей сообщения в чине надв. советника. По сообщению Греча, последние дни П. провел в Твери, где служивший под началом принца Ольденбургского Борн доставил ему какое-то место.
   "Одаренный доброй душою и пылким воображением, -- пишет Греч, -- вдохновленный самыми чистыми намерениями, равнодушный к суждениям света и житейским отношениям, он бросался во все стороны, начинал многое" и "умер в безвестности" (СП, 1857, 10 июня, б. п.; см. также: Греч Н.И., А. X. Востоков. -- "Весть", 1864, No 15, с. 11).
   Изд.: Поэты-радищевцы. 1935: Поэты-радищевцы. 1979; Поэты-радищевцы. Л., 1952 (БПмс); Рус. просветители. Собр. произв., т. I, М., 1966 (публиц. и филос. статьи, в т. ч. "О благополучии нар. дел"); Шторм Г. П., Неизв. соч. П. ["О рабстве и его начале и следствиях в России"]. -- ИзвОЛЯ. 1959, т. 18, в. 1; Взгляд в историю -- взгляд в будущее. М., 1987 (отрывок из "Негра").
   Лит.: Белозерская H., Влияние переводного романа и зап. цивилизации на рус. об-во XVIII в. -- PC, 1895, No 1, с. 137-38; Срезневский В. И., Из восп. А. X. Востокова. -- PC, 1899, No 3; его же. Заметки А. X. Востокова о его жизни, СПб., 1901, с. 40; Розанов И. Н., Рус. лирика, М., 1914, с. 134-41; Пятковский А. П., Из истории нашего лит. и обществ, развития. 2-е изд., т. 2, СПб., 1889, с. 129; Колюпанов Н., Биография А. И. Кошелева, т. 1, кн. I. М., 1889, с. 236, 277-79; Петухов Е. В., Неск. новых данных из науч. и лит. деятельности А. X. Востокова. -- ЖМНП, 1890, No 3, с. 65-67, 83, 86; Хвостов Д. И., Записки о словесности. -- ЛА, т. I, М.--Л., 1938 (ук.): Орлов Вл., Рус. просветители 1790-1800-х гг., М., 1953; Макогоненко Т. П., Радищев и его время. М., 1956, с. 686, 690; Каменский З. А., Филос. идеи рус. просвещения, М., 1971 (ук.); ЛН, т. 9/10, с. 514-16; т. 85, с. 759, 768. * РБС; Мезьер; КЛЭ: ФЭ.
   Архивы: HБ СПбГУ (архив ВОЛСНХ); РГИА, ф. 1260, оп. I, д. 901 (ф. с. 1809 г.); ф. 773, оп. 18, д. 44, л. 4-8 об. (речь П. 15 июня 1806 в ВОЛСНХ) [справка С. И. Вареховой]: ИРЛИ, ф. 93, оп. 3, No 1009, собр. П. Я. Дашкова (письмо П. к И. И. Дмитриеву от 23 июля 1816 г.).

А. Е. Топтунова.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 5. М., "Большая Российская энциклопедия", 2007

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru