Спустя нѣсколько мѣсяцевъ послѣ вступленія союзныхъ отрядовъ въ Пекинъ и освобожденія иностранцевъ изъ пасти ихэтуанцевъ, китайское правительство, въ сознаніи всей безпомощности своего положенія и настоятельной необходимости коренныхъ реформъ, предложило англійскому миссіонеру Ричарду Тимоти, извѣстному въ средѣ китайцевъ своимъ глубокимъ званіемъ жизни Китая и его языка, -- представить проектъ реформъ, которыя могли бы вывести его изъ хаотическаго состоянія, возродить его и сдѣлать сильнымъ и богатымъ.
Проектъ этотъ, являющійся выраженіемъ идей и взглядовъ, которые въ большей или меньшей степени раздѣляются всѣми соотечественниками его автора, не можетъ не представлять для насъ извѣстнаго интереса. Изъ него мы узнаемъ, какимъ образомъ, какими средствами и при помощи какихъ силъ авторъ предполагаетъ осуществить гигантскую работу возрожденія Китая, и въ какой мѣрѣ онъ признаетъ необходимымъ, желательнымъ и полезнымъ участіе въ ней другихъ націй вообще и Россіи въ особенности. Проектъ этотъ, написанный на китайскомъ языкѣ и со всею свойственною ему образностью, былъ переведенъ нами вскорѣ по его представленіи по его высокому назначенію, но по разнымъ обстоятельствамъ не могъ появиться въ печати ранѣе.
Одновременно съ переводомъ проекта англичанина Ричарда Тимоти, нами переведена была статья одного китайца -- "О способахъ вытѣсненія иностранцевъ". Находя, что взгляды автора не лишены извѣстнаго интереса, заключаютъ въ себѣ много жизненной правды въ характеристикѣ взаимныхъ отношеній между китайцами и иностранцами и носятъ печать нѣкоторой оригинальности въ общихъ сужденіяхъ, показывающихъ, что представители желтой расы начинаютъ проникаться идеями Запада и освоиваться съ ними, мы рѣшаемся подѣлиться также и ими съ читателями.
I. Проектъ китайскихъ реформъ.
"Небо нелицепріятно; ко всѣмъ оно относится съ одинаковою любовью; послушные ему остаются, а противящіеся погибаютъ. Это -- вѣковѣчный, неизмѣнный законъ. Прошло болѣе 50 лѣтъ съ открытія торговыхъ сношеній Китая съ иностранцами, въ теченіе которыхъ между Китаемъ и иностранными державами, вслѣдствіе ничтожныхъ причинъ, случались нарушенія мирныхъ отношеній. Эти нарушенія происходили вслѣдствіе различія языковъ, воздвигшихъ между ними преграду, -- однимъ словомъ, отъ взаимнаго непониманія, которое влекло къ неумышленнымъ промахамъ (нарушенію приличій), а эти послѣдніе вызывали войны. Коль скоро имѣются международныя сношенія, то необходимо взаимное пониманіе взаимныхъ руководящихъ принциповъ и условій. Если же при этомъ одно какое-нибудь государство ограничивается только знаніемъ собственныхъ дѣлъ, а незнакомо съ дѣлами иностранными, читаетъ только однѣ свои книги, а не читаетъ иностранныхъ, то при взаимныхъ сношеніяхъ оно неизбѣжно терпитъ.
"Вникая въ государственное управленіе Китая и иностранныхъ земель, я нахожу, что Китаю крайне необходимо измѣнить слѣдующіе четыре предмета: систему образованія народа, способы пропитанія его, мѣры къ успокоенію его и къ его обновленію.
"1. Система воспитанія. Въ настоящее время взаимныя сношенія Китая и иностранцевъ незамѣтнымъ образомъ терпятъ громадный вредъ. Настоятельно необходимо, чтобы китайскій государь и чины его могли понимать истинное положеніе Китая и иностранныхъ державъ, а равнымъ образомъ имѣть полное знакомство съ положеніемъ своего народа и правительственныхъ сферъ. А такъ какъ ближайшіе совѣтники государя не осмѣливаются говорить правду, то, само собою разумѣется, является необходимость въ людяхъ, которые бы знакомили ихъ величества съ сущностью просвѣщенія и государственнаго строя иностранныхъ земель. Такъ какъ князья императорской крови впослѣдствіи будутъ держать въ своихъ рукахъ правительственную власть, то настоятельно необходимо выбрать изъ нихъ десять человѣкъ и отправить въ путешествіе въ чужіе края на два года. Затѣмъ, дѣтей высшихъ столичныхъ и провинціальныхъ чиновниковъ, генералъ-губернаторовъ и губернаторовъ, также слѣдуетъ отправить въ чужіе края для обученія на нѣсколько лѣтъ, съ цѣлью полнаго ознакомленія ихъ съ иностранными порядками. Изъ китайскихъ ученыхъ, знакомыхъ съ древними и новыми знаніями и понимающихъ высшіе интересы, надлежитъ командировать за границу сто человѣкъ для изученія разныхъ спеціальностей.
"Для установленія связи между правительствомъ и народомъ необходимо: а) основаніе газетъ. Если желаете, чтобы государство было сильно, для этого необходимо обогатить народъ; а желая обогатить народъ, необходимо произнести преобразованія, которыя немедленно приведутъ въ богатству и силѣ. Но, для того, чтобы китайскіе чиновники и народъ понимали пользу новаго правительственнаго строя, необходимо широкое распространеніе газетной прессы, которою бы вѣдали лица, понимающія современныя дѣла. б) Переводъ иностранныхъ книгъ. Китайскую старинную ученость, насчитывающую нѣсколько тысячелѣтій, никоимъ образомъ нельзя бросать, но, въ виду сношеній съ иностранцами, нельзя и не знать и новыхъ общеупотребительныхъ между иностранцами наукъ, прибавленіе которыхъ доставитъ большую пользу, а отсутствіе причинитъ большой вредъ. Напримѣръ, на одноколесной телѣгѣ также возможно ѣхать далеко; но если мы замѣнимъ ее двухколесною телѣгою, напряженною хорошею лошадью, не будетъ ли отъ этого ѣзда быстрѣе и покойнѣе? По всѣмъ иностраннымъ наукамъ существуютъ спеціальныя книги, какъ элементарныя, такъ и спеціальныя, которыя нужно переводить въ обширныхъ размѣрахъ для того, чтобы люди, незнакомые съ иностранными языками, также могли получать доступъ къ основательному изученію иностранныхъ наукъ.
в) Основаніе школъ. Иностранныя науки не составляютъ достоянія одной какой-либо національности и не представляютъ трудъ одного лица, -- это общее достояніе всего человѣчества. Для распространенія ихъ необходимо во всѣхъ областныхъ городахъ и торговыхъ портахъ открыть школы и пригласить въ нихъ ученыхъ иностранныхъ спеціалистовъ для преподаванія, которое можетъ идти на китайскомъ или же иностранномъ языкѣ.
г) Расширеніе экзаменовъ. Китайскіе экзамены, прекрасные по идеѣ и отличные по системѣ, не слѣдуетъ упразднять. Одно только, что темы ихъ не отличаются обширностью и, ограничиваясь разсужденіями объ отечественныхъ предметахъ, игнорируютъ совершенно способы управленія иностранныхъ государствъ. Въ западныхъ государствахъ учатся не для того только, чтобы быть чиновниками, но также и для принесенія пользы въ разныхъ другихъ профессіяхъ. Тамъ на каждыхъ десять человѣкъ приходится по 7--8 человѣкъ грамотныхъ, тогда-какъ въ Китаѣ -- только по 1--2. Учащихся мало, -- оттого мало и годныхъ людей. Выбирать ученыхъ на экзаменахъ одинъ разъ въ три года -- это слишкомъ мало; и при этомъ ограничиваться одною только спеціальностью -- это слишкомъ узко. Если не ввести новаго метода, для расширенія пути къ почестямъ, то Китай останется всегда позади другихъ странъ. Считаю долгомъ просить милостиваго указа о прибавкѣ одногокитайско-иностраннаго экзамена. Каждый годъ изъ каждой области брать около ста студентовъ китайско-иностранныхъ наукъ; каждый годъ въ главномъ городѣ всякой провинціи удостоивать по экзаменамъ около ста человѣкъ степени кандидата китайско-иностранныхъ наукъ; каждый годъ на испытаніяхъ въ столицѣ удостоивать степени магистра китайско-иностранныхъ наукъ приблизительно сто человѣкъ, а затѣмъ, чтобы каждый годъ на дворцовыхъ экзаменахъ были высочайшею властью отмѣчаемы десять академиковъ. Этимъ путемъ при небольшихъ расходахъ образуется значительный запасъ дѣльныхъ людей.
"2. Система пропитанія народа. Всѣ провинціи Китая отличаются громаднымъ приростомъ населенія. А между тѣмъ, при настоящемъ положенія дѣлъ, въ Китаѣ ежегодно погибаетъ отъ голода и холода отъ 3-хъ до 4-хъ милліоновъ людей, а тѣхъ, которые влачатъ жалкое существованіе, и не перечесть. Да, не только одно простонародье находится въ такомъ положеніи, но даже большая половина столичныхъ и провинціальныхъ чиновниковъ, за исключеніемъ немногихъ счастливцевъ, не въ состояніи пропитываться на получаемое жалованье. Что же касается чиновниковъ, ожидающихъ вакансій, то крайне бѣдственное положеніе ихъ трудно себѣ представить. Неизвѣстные же ученые пробиваются уроками, получая въ годъ ланъ 100 (около 140 p.), да и то нужно еще быть расторопнымъ, чтобы получить и эту скромную сумму. Кромѣ этого, нѣтъ другихъ средствъ къ жизни. Такое бѣдственное положеніе -- дѣло невиданное въ другихъ государствахъ. Китай, въ сущности, -- богатѣйшее государство, а между тѣмъ доводитъ свой народъ до такой крайней степени бѣдствія и страданія. А почему? Все потому, что онъ не усвоилъ себѣ хорошихъ способовъ пропитанія народа, главныя основанія которыхъ сводятся къ слѣдующимъ десяти положеніямъ: а) Къ проложенію путей сообщенія. Если желѣзныя и шоссейныя дороги покроютъ весь Китай, то произведенія распространятся повсюду и на провозной платѣ ежегодно будутъ получаться огромныя сбереженія; какъ путешественники, такъ и остающіеся на мѣстахъ получатъ большія выгоды; продавцы и покупатели также не будутъ въ убыткѣ. б) Къ ускоренію обмѣна корреспонденціи учрежденіемъ по всему государству почтовыхъ конторъ; почтовые сборы доставятъ казнѣ нѣсколько милліоновъ дохода, а ускореніе движенія корреспонденціи будетъ выгодно и для правительства, и для публики. в) Къ открытію минеральныхъ богатствъ, разработка которыхъ, при быстротѣ перевозки по желѣзнымъ дорогамъ, можетъ быть распространена на всѣ провинціи Китая и кроющаяся въ нѣдрахъ земли безполезная грязь на поверхности ея превратится въ полезные, дорогіе металлы. г) Къ распашкѣ пустырей, которыхъ не мало въ Манчжуріи и въ сѣверо-западномъ Китаѣ; но, благодаря отсутствію путей сообщенія, онѣ остаются заброшенными; съ проведеніемъ желѣзныхъ дорогъ, можно будетъ двинуть туда переселенцевъ для обработки ихъ и, такимъ образомъ, на непринадлежащей никому землѣ кормить бездомовный народъ, который уже не будетъ, расходясь отъ нужды, превращаться въ воровъ и разбойниковъ. д) Съ увѣщаніямъ заниматься ремеслами. Ручной трудъ одного человѣка можетъ прокормить только его, тогда какъ при машинномъ производствѣ одинъ человѣкъ можетъ замѣнить десятерыхъ и въ одинъ день сдѣлать десятидневную работу, и, заработывая болѣе, доставлять довольство семьѣ. е) Къ сооруженію машинъ, распространеніе которыхъ въ западныхъ государствахъ на первыхъ ворахъ также вызывало безпокойство по поводу отнятія средствъ въ жизни у бѣднаго населенія, тогда какъ въ сущности это было не отнятіемъ занятія, а измѣненіемъ и расширеніемъ его. Наоборотъ, съ развитіемъ машиннаго производства и средства къ жизни увеличиваются, потому что съувеличеніемъ предметовъ производства увеличивается сбытъ ихъ въ иностранныя государства. Кромѣ того, не только не будетъ опасности отлива денегъ за границу, но и въ самомъ государствѣ число людей, участвующихъ въ прибыляхъ, съ каждымъ днемъ будетъ уменьшаться, а число производителей цѣнностей -- увеличиваться. ж) Къ открытію банковъ, потому что Китай страдаетъ бѣдностью отъ запустѣнія полей и многолюдства, вслѣдствіе чего денежная наличность съ каждымъ днемъ уменьшается. Съ открытіемъ банковъ можно пустить въ обращеніе ассигнаціи, съполнымъ обезпеченіемъ ихъ наличнымъ капиталомъ, соотвѣтствующимъ выпускной суммѣ; тогда капиталъ въ 10.000 будетъ дѣйствовать за 20.000. з) Къ чеканкѣ монеты. Въ иностранныхъ государствахъ право чеканить монету принадлежитъ государству. Монета бываетъ трехъ родовъ: золотая, серебряная и мѣдная; только въ Китаѣ существуетъ одна мѣдная монета, да и то не вездѣ одинаковая; поэтому денежное обращеніе совершается при содѣйствіи мѣняльныхъ лавокъ, пропитывающихъ нѣсколько милліоновъ праздныхъ людей, подтачивающихъ благосостояніе государства. и) Къ покровительству торговому классу, который, содѣйствуя свободному обращенію товаровъ, какъ бы служитъ для государства регуляторомъ для равномѣрнаго распредѣленія ихъ; поэтому необходимо охранять ихъ выгоды, чтобы правительство могло побольше получать пошлинъ и сборовъ. і) Къ объявленію о каждомъ правительственномъ распоряженіи и мѣропріятіи, съ цѣлію искорененія обмана и предупрежденія корыстолюбія.
"3. Мѣры къ успокоенію народа. Причинъ безпокойства китайскаго народа двѣ: опасности извнѣ и внутреннія невзгоды -- обѣ крайне опасныя и, безъ надлежащихъ предупредительныхъ мѣръ, могущія принести государство въ немедленной гибели. Для успокоенія народа существуетъ два способа: поддержаніе мирныхъ отношеній съ иностранцами и обезпеченіе внутренняго спокойствія. Для поддержанія мирныхъ отношеній съ иностранцами требуется установленіе дружественныхъ связей, видимыми проявленіями которыхъ служитъ заключеніе договоровъ и отправленіе посольствъ. Иностранныя державы отправляютъ своихъ посланниковъ въ Китай, для поддержанія дружественныхъ отношеній; эту мысль необходимо хорошо усвоить себѣ и обходиться съ ними искренно, безъ обмана и подозрѣнія. Международный мирный конгрессъ также. является однимъ изъ средствъ въ скрѣпленію мирныхъ отношеній, и Китай, чтобы быть въ немъ участникомъ, долженъ вмѣстѣ съ другими государствами содѣйствовать поддержанію общихъ интересовъ и охраненію всеобщаго мира. Необходимо также и заключеніе союзовъ. При настоящемъ, крайне опасномъ положеніи дѣлъ въ Китаѣ и въ виду того, что едва ли общественное мнѣніе успѣетъ придти въ нему на помощь, ему необходимо заключить тайный союзъ съ однимъ изъ могущественныхъ, высокопочтенныхъ государствъ (разумѣй Англію), принимающихъ въ сердцу общіе интересы. Какъ посторонній человѣкъ, я не могу знать въ настоящее время намѣреній Китая, а также и не осмѣливаюсь разсуждать объ этомъ. Но въ прошлую весну мною былъ представленъ одинъ прекрасный проектъ, и еслибы главноуправляющіе сѣвернымъ и южнымъ Китаемъ могли исполнить его, то не было бы настоящей опасности. Теперь же положеніе дѣлъ значительно измѣнилось, и проектъ этотъ едва ли осуществимъ. Къ тому же, безъ особаго плана, составленнаго высокоталантливымъ и понимающимъ современное положеніе дѣлъ знатокомъ международнаго права, положительно невозможно обойтись. Но, судя по настоящему времени, если не прибѣгнуть въ заключенію съ иностранными державами мира на нѣсколько лѣтъ, я опасаюсь, что, подъ давленіемъ внѣшнихъ политическихъ условій, у Китая никогда не будетъ свободнаго времени для необходимыхъ внутреннихъ преобразованій. Поэтому миръ -- это великое благодѣяніе и великая польза для Китая, а раздоръ -- великая опасность и великій вредъ. Для поддержанія внутренняго спокойствія необходимо устранить пристрастіе въ одной какой-либо школѣ или ученію, и безразлично изучать все полезное для человѣка въ томъ или другомъ, отношеніи. Затѣмъ, необходимо изысканіе средствъ. Въ настоящее время Китаю, какъ для внутренняго устройства, такъ и для внѣшней политики нужны громадныя средства. Прежняя финансовая система не только безполезна, но и соединена со множествомъ злоупотребленій, а потому необходимо замѣнить ее самою лучшею иностранною финансовою системой, съ лучшими иностранными финансистами. Только при этихъ условіяхъ Китай можетъ немедленно удовлетворить неотложнымъ потребностямъ, а затѣмъ, въ теченіе нѣсколькихъ десятковъ лѣтъ, при громадномъ населеніи Китая и обширномъ пространствѣ его, финансово-экономическое положеніе его совершенно исправится. Кромѣ этого, необходимо заняться военнымъ дѣломъ. Особенно это крайне необходимо для Китая послѣ понесеннаго имъ пораженія. Для этого ему настоятельно требуется прибѣгнуть къ иностранной системѣ, пригласить изъ Европы спеціалистовъ военнаго дѣла и вмѣстѣ съ хорошими китайскими военачальниками заняться обученіемъ морскихъ и сухопутныхъ силъ, и когда введена будетъ точная и строгая военная дисциплина, Китай, конечно, не подвергнется оскорбленіямъ отъ другихъ. Съ этимъ ему слѣдуетъ поторопиться, потому что система набора солдатъ, въ моментъ нужды въ нихъ, никакой пользы не принесетъ. Далѣе, необходимо поощреніе всякихъ новыхъ изобрѣтеній, полезныхъ для народа, осуществленію которыхъ правительство должно содѣйствовать матеріальными средствами. Между иностранцами въ Китаѣ также имѣются люди, способные на разныя изобрѣтенія, которыми они могли бы доставить пользу Китаю. Зачѣмъ же бросать ихъ и предоставлять другимъ государствамъ пользоваться ихъ талантами?
"4. Мѣры къ обновленію народа. Въ равныхъ провинціяхъ Китая, среди образованнаго класса встрѣчается весьма много людей гуманныхъ, достойныхъ и заслуживающихъ глубокаго уваженія. Къ сожалѣнію, большая часть изъ нихъ пропитана глубокою ненавистью къ иностранцамъ, не сознавая того, что чувство ненависти въ иностранцамъ совершенно противно желаніямъ Неба. Проповѣдываніе единенія есть небесный законъ, а разъединенія -- отрицаніе его. Верховное Небо (Богъ) есть милосердіе и любовь; оно желаетъ вѣчнаго мира и безъ сомнѣнія объединитъ всѣ народы. Глубокая ненависть къ иностранцамъ происходитъ отъ непониманія ихъ. Напримѣръ, представьте себѣ, что торгующій на базарѣ пшеницею вдругъ, увидавъ продающаго рисъ и воспылавъ къ нему глубокою ненавистью, сталъ бы поносить его, утверждая, что рисъ есть ядъ, могущій убить человѣка. Законно ли это? Всѣ злаки служатъ для питанія человѣческаго организма. Точно также и всѣ религіи служатъ средствомъ для питанія человѣческаго духа. Всякому предоставляется свобода слѣдовать той или другой религіи. Поношеніе послѣдователемъ одной религіи исповѣдывающаго другую походитъ на то, какъ торгующій пшеницею поноситъ продавца риса, считая рисъ ядомъ, убивающимъ человѣка. Разсудительный человѣкъ поступитъ не такъ. Въ началѣ Индія и Японія позаимствовали много новаго, благодаря миссіонерамъ. Съ этого времени между ними и туземнымъ населеніемъ существуетъ полное согласіе, нѣтъ никакихъ религіозныхъ споровъ, и силы государства быстро поднялись. Въ Китаѣ особеннымъ уваженіемъ пользуются пять основныхъ нравственныхъ качествъ (человѣколюбіе, справедливость, вѣжливость, пониманіе и честность), во главѣ которыхъ стоитъ человѣколюбіе, которое, съ ученіемъ западныхъ религій: "люби ближняго, какъ самого себя", выходитъ изъ одного источника. Въ иностранныхъ государствахъ повсюду есть гуманисты, и глубоко жаль, что эти государства ежедневно затрачиваютъ нѣсколько милліоновъ на содержаніе армій. Желательно, чтобы китайскіе и западные гуманисты воздѣйствовали въ смыслѣ вѣчнаго прекращенія войнъ, чтобы міръ управлялся не силою, а нравственными принципами. Объединеніе всѣхъ народовъ составляетъ главную цѣль всѣхъ религій.
"Въ теченіе пятидесяти лѣтъ Китаю неоднократно приходилось терять землю и уплачивать вознагражденіе. Это происходило не отъ отсутствія патріотизма у его государственныхъ людей и не было ошибкою какого-нибудь современнаго дѣятеля, а отъ того, что во всемъ Китаѣ не было хорошей системы, да, къ тому же, не было и исполнителей. При настоящихъ международныхъ сношеніяхъ Китая съ иностранными державами, если ограничиваться только знаніемъ собственныхъ дѣлъ, то во всемъ неизбѣжны будутъ ошибки и упущенія. Чтобы запастись хорошимъ планомъ (средствомъ), необходимо предварительно всестороннее пониманіе положенія иностранцевъ, для чего китайцамъ слѣдовало побольше вращаться между иностранцами и бесѣдовать съ ними. Конечно, кругозоръ ихъ отъ этого расширялся; но дѣло въ томъ, что ихъ знакомые были люди разношерстные, съ узкими взглядами, а не ученые спеціалисты; вслѣдствіе этого они не могли распространить по всему Китаю всѣ хорошія мѣры и узаконенія западныхъ странъ. Знакомились они съ иностранными сочиненіями въ переводахъ; но иностранныхъ сочиненій, переведенныхъ на китайскій языкъ, вообще крайне ограниченное количество, и притомъ между ними весьма мало солидныхъ сочиненій. Возможно ли по нимъ полное знакомство съ Западомъ? Читаютъ китайцы и газеты; но между редакторами китайскихъ газетъ нѣтъ ни одного, который былъ бы всесторонне знакомъ съ великими и важными вопросами Запада. А коль скоро самъ редакторъ не понимаетъ дѣла, то какъ же можетъ понять его читатель? Посылаетъ Китай своихъ воспитанниковъ за границу. Мѣра эта сама по себѣ -- въ высшей степени прекрасная. Но жаль, что изъ нихъ вышло только нѣсколько человѣкъ, а всѣ остальные бросили ученіе на полпути. Посланники, отправляемые Китаемъ въ иностранныя государства, при незнакомствѣ съ иностранными языками и ихъ литературой и при трехлѣтнемъ только срокѣ пребыванія ихъ на своихъ постахъ, также не имѣютъ возможности пріобрѣсти основательныя познанія о нихъ. Правда, составленные ими дневники, въ которыхъ они толкуютъ объ иностранныхъ дѣлахъ, -- довольно дѣльные, но въ нихъ масса ошибокъ и упущеній. Въ столицѣ существуетъ институтъ иностранныхъ языковъ и наукъ. Мысль основанія этого института была отличная, но количество воспитанниковъ незначительное, ученіе -- слишкомъ поверхностное; при параллельномъ изученіи китайскихъ и иностранныхъ наукъ получается крайне мало спеціалистовъ, -- все равно что капля въ морѣ. Вотъ тѣ средства, которыми китайцы пользуются для пріобрѣтенія иностранныхъ званій, не понимая того, что это -- знанія поверхностныя, недостаточныя. Но какъ же тутъ быть, когда именно люди требуются немедленно?-- Въ данномъ случаѣ не остается другого средства, какъ послѣдовать примѣру Россіи и Японіи, то-есть, пригласить иностранцевъ и назначить китайскихъ сановниковъ для совмѣстнаго съ ними веденія дѣлъ, а по истеченіи какого-нибудь десятка лѣтъ, когда китайцы усвоятъ все основательно, приняться за работу самостоятельно, безъ иностранной помощи. Такъ поступали не только Россія и Японія, но даже Германія и Франція при введеніи желѣзныхъ дорогъ. Такъ поступали не только иностранныя государства, но и самъ Китай, который, при императорѣ Канъ-Си, пользовался въ астрономическомъ приказѣ содѣйствіемъ иностранцевъ. Что же касается китайскихъ сановниковъ-сотрудниковъ, необходимо, чтобы они были знакомы съ западными науками и имѣли не болѣе сорока слышномъ лѣтъ, чтобы быть въ состояніи окончить работу"....
Разсмотрѣвъ общія основанія необходимыхъ реформъ, авторъ проекта полагаетъ, что для скорѣйшаго осуществленія ихъ необходимо, а именно:
"1) Слѣдуетъ пригласить двухъ пользующихся довѣріемъ иностранцевъ, которые бы составили наилучшій планъ къ скорѣйшему заключенію договора съ великими державами; этотъ договоръ обезпечивалъ бы Китаю миръ на десять лѣтъ, а этимъ временемъ можно было бы воспользоваться для заключенія съ ними новыхъ договоровъ.
"2) Слѣдуетъ основать новыя, высшія правительственныя учрежденія изъ восьми главноуправляющихъ, -- четырехъ китайцевъ и четырехъ иностранцевъ. Послѣдніе должны быть англичане и американцы, такъ какъ они ранѣе другихъ заключили договоры съ Китаемъ, и хотя мирныя между ними отношенія и нарушались, но это никогда не приводило къ войнѣ, и дѣло рѣшалось посредничествомъ другихъ державъ. Оба государства не питали въ Китаю ненависти, оба не любятъ войны, и потому наиболѣе пригодны въ качествѣ помощниковъ Китаю. Такіе-то и такіе-то люди -- выдающіеся между англичанами, а такіе-то и такіе-то -- даровитѣйшіе изъ американцевъ. Если бы эти нѣсколько человѣкъ стали во главѣ новаго управленія и работали вмѣстѣ съ четырьмя китайскими сановниками, то новое правленіе походило бы на дерево, имѣющее корни, или на рѣку съ истоками. Веденіе дѣлъ по разнымъ отраслямъ новаго управленія должно быть поручено извѣстнымъ иностраннымъ спеціалистамъ, съ назначеніемъ во всѣмъ имъ китайскихъ сановниковъ для совмѣстной работы; это какъ бы рукава у рѣкъ, или вѣтви и листья у деревьевъ.
"3) Китай обширенъ и богатъ дарами природы. Желѣзныя дороги составляютъ основу и источникъ богатства и силы. Въ настоящее время, когда поднятъ вопросъ о постройкѣ ихъ, въ "цзунъ-ли-я-мынь" поступило весьма много предложеній, въ которыхъ безъ основательнаго знакомства трудно разобраться. Въ виду этого слѣдуетъ вызвать въ Пекинъ такихъ и такихъ иностранцевъ для разбора и въ то же время пригласить по телеграфу первѣйшаго иностраннаго желѣзнодорожнаго спеціалиста, приблизительно лѣтъ сорока, и съ нимъ совѣтоваться. Такъ какъ постройка желѣзныхъ дорогъ по всему Китаю не можетъ быть окончена ранѣе 20-ти лѣтъ, то поэтому необходимо, чтобы этотъ спеціалистъ былъ въ цвѣтущемъ возрастѣ, и тогда только онъ можетъ довести дѣло до конца. Вмѣстѣ съ тѣмъ, для совмѣстнаго веденія дѣла надобно назначить къ нему двухъ китайскихъ сановниковъ.
"4) Такой-то, отличающійся цвѣтущимъ возрастомъ, человѣкъ въ высшей степени искусный, долженъ занять въ новомъ управленія постъ министра финансовъ и имѣть двухъ китайскихъ финансовыхъ сановниковъ въ качествѣ помощниковъ.
"5) Китай долженъ временно пригласить англичанина такого-то и американца такого-то, которые во всякое время могли бы видѣть богдыхана для подробныхъ докладовъ по всѣмъ иностраннымъ дѣламъ.
"6) Въ виду жизненной важности государственной газетной прессы, необходимо, для главнаго завѣдыванія ею, пригласить такого-то англичанина и такого-то американца и назначить къ нимъ, въ качествѣ редакторовъ, китайцевъ, основательно знакомыхъ съ положеніемъ Китая и иностранныхъ земель.
"7) Министерство народнаго просвѣщенія составляетъ основу для образованія талантовъ. Для главнаго управленія имъ слѣдуетъ пригласить такого-то нѣмца и такого-то американца. Эти два лица пользуются высокою репутаціей, обладаютъ талантами и нравственными качествами и будутъ въ состояніи совмѣстно съ китайскими сановниками вѣдать дѣломъ просвѣщенія.
"8) Съ военнымъ дѣломъ я не особенно знакомъ; для него слѣдуетъ пригласить особыхъ спеціалистовъ.
"9) По поводу всѣхъ вышеупомянутыхъ вопросовъ слѣдуетъ издать указъ о томъ, что новое правленіе полезно для государства и для народа, что оно необходимо и должно быть введено, и объявить его въ рѣшительныхъ выраженіяхъ, чтобы ученые и разумные люди съ удовольствіемъ приняли участіе въ дѣятельности. Только при этомъ условіи возможенъ успѣхъ.
"При серьезномъ проведеніи вышеуказанныхъ мѣропріятій я надѣюсь, что въ теченіе двадцати лѣтъ внутреннія смуты улягутся и рознь между Китаемъ и Западомъ исчезнетъ. Способы самые усовершенствованные, отличнѣйшіе, испытанные и дѣйствующіе во всѣхъ государствахъ міра, всѣ могутъ быть переданы Китаю. Ежедневный доходъ, самое меньшее, можетъ увеличиться на милліонъ ланъ, или въ годъ, по меньшей мѣрѣ, на 360 милліоновъ. При довольствѣ народа и государь будетъ доволенъ. Когда государь съ чинами и всѣми сословіями въ государствѣ богаты, тогда какая необходимость скорбѣть о бѣдности и недостаткахъ, о томъ, что нечѣмъ будетъ кормиться и содержать себя, или заботиться, что нечѣмъ будетъ платить по займамъ? Положимъ, земледѣльцу, во время посѣва, потребуется занять денегъ на покупку сѣмянъ. Послѣ жатвы, когда урожай будетъ несравненно обильнѣе, за уплатою долга, онъ получитъ еще громадную пользу. Если же земледѣлецъ, не имѣя средствъ на покупку сѣмянъ, не осмѣлится прибѣгнуть къ займу, то, значитъ, онъ самъ хочетъ умереть съ голоду, чего умный человѣкъ, конечно, не сдѣлаетъ. Китаю двадцать лѣтъ тому назадъ слѣдовало заняться этимъ, а онъ медлилъ до настоящаго времени и, подъ давленіемъ обстоятельствъ, сильно пострадалъ; но онъ еще можетъ разсчитывать на половину выгодъ, если скоро примется за дѣло. Но въ случаѣ дальнѣйшаго промедленія и нанесенія себѣ вреда можно опасаться, что степная засуха въ мигъ уничтожитъ все, что сливающійся съ горизонтомъ потопъ немедленно распространитъ повсюду мракъ и смятеніе. Великое и нескончаемое бѣдствіе будетъ передъ глазами. Тогда хотя бы появились государи, подобные Яо и Шуню, и подданные, подобные Чжоу-Гуну, и они никоимъ образомъ не могли бы излечить отъ неизлечимой, тяжкой болѣзни и продлить непродлимую жизнь. Какъ видно, вначалѣ Китай страдалъ только онѣмѣніемъ членовъ, а теперь пораженъ параличомъ и застоемъ крови въ мозгу. Только одно это средство (т.-е. созданіе новаго управленія при помощи англичанъ, американцевъ и нѣмцевъ) и можетъ возвратить его въ жизни и воскресить изъ мертвыхъ. А между тѣмъ, когда онъ борется между жизнью и смертью, находятся еще люди, которые немилосердно препятствуютъ ему въ этомъ. Спрашивается, чѣмъ же эти, губящіе свое отечество, невѣжды отличаются отъ невѣжественныхъ докторовъ, убивающихъ людей? Въ добавокъ къ этому, человѣкъ, котораго они губятъ и убиваютъ, -- вѣдь это ихъ государь, ихъ отецъ, а они -- его дѣти. Китай всегда толковалъ о преданности государю, сыновней почтительности, милосердіи и любви, и потому онъ никоимъ образомъ не можетъ ожесточиться до такой степени, чтобы попрать законы и добровольно погубить отечество. Къ сожалѣнію, по непониманію международной политики, Китай незамѣтно усвояетъ пристрастный взглядъ, а вслѣдствіе этого нарушаетъ законы приличія, вѣроломствуетъ и вызываетъ нескончаемое бѣдствіе. Жалко и больно! Если онъ желаетъ проявить энергію и озаботиться сохраненіемъ своего существованія, то ему необходимо въ теченіе десяти дней пригласить по телеграфу въ Пекинъ четыре вышеупомянутыя лица для главнаго завѣдыванія новымъ управленіемъ. Остальныя лица также должны поспѣшить прибыть до закрытія навигаціи; потому что каждый день промедленія, по меньшей мѣрѣ, будетъ стоить ему 1.000.000 ланъ, не считая потери войска и территоріи, о чемъ даже трудно составить себѣ понятіе.
"Кромѣ англичанъ, американцевъ и нѣмцевъ, и между русскими, французами, японцами и другими иностранцами также нѣтъ недостатка въ способныхъ людяхъ, которыхъ также можно своевременно пригласить на помощь Китаю, для обезпеченія всеобщаго, вѣчнаго мира. Я провелъ въ Китаѣ 25 лѣтъ, питаясь его продуктами и попирая его землю. Глубоко признательный за безпредѣльныя милости вашихъ величествъ, я, удостоившись чести быть спрошеннымъ вами, не могъ не объяснить всего съ полною откровенностью, и, повергая на ваше высокое усмотрѣніе мой проектъ, прошу о скорѣйшемъ приведеніи его въ исполненіе. Это будетъ великимъ счастьемъ какъ для Китая, такъ и для всѣхъ вообще...
"Что же касается того, что положеніе Китая крайне критическое, что дальнѣйшія промедленія невозможны и что кромѣ этого способа нѣтъ другого, то это -- общее мнѣніе всѣхъ разумныхъ китайцевъ и иностранцевъ, а не одно только мое личное".
II. Средства къ вытѣсненію иностранцевъ изъ Китая.
"Нашъ Китай на весь міръ ославился преслѣдованіемъ иностранцевъ. За убійство иностранцевъ, разрушеніе храмовъ, нападеніе на посольства, убійство посланника -- все человѣчество клеймитъ его именемъ губителя принциповъ гуманности и считаетъ общимъ врагомъ, не терпимымъ международнымъ правомъ. Этими дѣйствіями онъ погубилъ свою столицу, народъ и армію, довелъ до урѣзанія территоріи, уплаты вознагражденія и совершенно потерялъ свои державныя права, такъ что государство почти перестало быть государствомъ. Дѣло въ томъ, что чѣмъ съ большею силою вытѣсняютъ иностранцевъ, тѣмъ ужаснѣе бѣдственныя послѣдствія того.
"По моему мнѣнію, китайцы не умѣютъ вытѣснять иностранцевъ. Для этого существуютъ два способа: варварскій -- при помощи физической силы, и цивилизованный -- при помощи умственной силы. Вытѣсняющіе при помощи физической силы, въ своемъ негодованіи на иностранцевъ за то, что они тѣснятъ Китай, -- смотрятъ на нихъ какъ на враговъ, остерегаются ихъ какъ разбойниковъ. Если Китай крѣпко-на-крѣпко станетъ запирать свои ворота и оказывать упорное сопротивленіе иностранцамъ, то этимъ самымъ онъ, безъ сомнѣнія, лишитъ себя возможности воспользоваться выгодами иностранныхъ знаній и цивилизаціи. Но физическая сила одного человѣка не въ состояніи противостоять физической силѣ сотни лицъ; она, безъ сомнѣнія, истощится, а съ истощеніемъ ея и иностранное давленіе сдѣлается гораздо сильнѣе прежняго, и у насъ тѣмъ менѣе будетъ средствъ противодѣйствовать ему. Кромѣ того, безразсудное нарушеніе международнаго права вызоветъ взрывъ всеобщаго гнѣва иностранцевъ, которые, видя въ насъ дикарей и общаго врага, соединятъ свои силы для отмщенія и воспользуются этимъ для удовлетворенія своихъ частныхъ видовъ, и уже безъ всякой боязни будутъ смотрѣть на крайнее попраніе и угнетеніе насъ, какъ на должное по международному праву обращеніе съ дикарями. Съ истощеніемъ же нашихъ силъ для вытѣсненія иностранцевъ и при нашей неправотѣ, мы не можемъ не преклонить головы и будемъ должны молча выносить ихъ давленіе.
"Тѣ же, которые вытѣсняютъ иностранцевъ силою ума, обращаются съ ними съ изысканною вѣжливостью и, отличаясь тактомъ въ международныхъ сношеніяхъ, не нарушаютъ этикета. Даже въ сношеніяхъ съ своими исконными врагами, отъ которыхъ терпѣли угнетеніе и позоръ, они отличаются тѣмъ же вниманіемъ, какъ и къ родственнымъ имъ домамъ. Мало того, вслѣдствіе затаенной вражды, они изучаютъ ихъ государственный строй, усвояютъ ихъ цивилизацію, по наружности почитаютъ ихъ за своихъ наставниковъ, а сами въ то же время совершенствуютъ свой государственный строй. Но когда дѣло касается самостоятельности во внутреннемъ управленіи, державныхъ правъ и привилегій своего народа, то ни одно хотя бы самое слабое и ничтожное государство не допуститъ ни малѣйшаго посторонняго вмѣшательства и посягательства на нихъ. Зная это, ни одно государство, имѣющее на него поползновеніе, не осмѣливается пуститъ въ ходъ свои замыслы для осуществленія посягательства и вмѣшательства.
"Эти два способа вытѣсненія иностранцевъ, одинаковые во цѣли, однако далеко разнятся по средствамъ. Отъ этого-то и результаты процвѣтанія или упадка, возвышенія или паденія государствъ, получаются различные.
"Китай уже нѣсколько десятковъ лѣтъ находится во взаимныхъ сношеніяхъ съ иностранцами. Въ теченіе этого времени политика его по отношенію къ иностранцамъ въ сущности сводится къ двойному образу дѣйствій. Вначалѣ онъ держался принципа враждебности. Представители этого направленія, проникшись мыслью, усвоенною ими изъ обращенія съ разными древними инородцами, что Китай -- единственное самостоятельное, всемірное государство, возвеличивая себя, называли его "небесною монархіей", и унижая другихъ, величали ихъ "варварами". Политика ихъ состояла въ стремленіи къ прекращенію всякихъ сношеній съ иностранцами, на которыхъ они смотрѣли какъ на ядовитыхъ змѣй, какъ на дикихъ животныхъ, какъ на большой пожаръ и какъ на враговъ, на ихъ просвѣщеніе и чудесныя науки -- какъ на ужасный ядъ, и потому прилагали всѣ усилія къ тому, чтобы слѣда иностранцевъ не осталось въ Китаѣ. Разъ-другой попытались вытѣснить иностранцевъ этимъ путемъ, но не могли одолѣть ихъ. Испугавшись, что вытѣсненіемъ иностранцевъ можно навлечь бѣдствіе, вдругъ измѣнили политику, принявъ покорность за главное основаніе ея. Подавленные могуществомъ иностранцевъ и устрашенные ихъ силою и убѣдившись, что они имъ не пара, хитрые люди воспользовались ихъ силою для упроченія своего положенія, для собственной защиты и снисканія средствъ къ жизни; люди низшаго класса думали обезпечить этимъ путемъ свою жизнь и имущество, люди высшаго класса -- сохранить богатство и знатность. Мало того, нѣкоторые, заручившись тѣнью иностраннаго вліянія, съ гордостью и презрѣніемъ смотрѣли на своихъ собратьевъ и угнетали своихъ единоплеменниковъ, считая это за удовольствіе. Люди кроткіе, видя, что иностранцы своимъ вліяніемъ дѣйствительно въ состояніи оказать покровительство, съ оживленіемъ передавали объ этомъ другъ другу, устремлялись къ нимъ, словно бѣшеные, и прибѣгали ко всевозможнымъ уловкамъ, чтобы состоять у нихъ въ подчиненіи и пользоваться ихъ покровительствомъ. На иностранцевъ смотрѣли какъ на духовъ, какъ на боговъ; служили имъ, какъ слуги господамъ; льстили имъ какъ жены и наложницы; прежде смотрѣвшіе на нихъ какъ на враговъ -- теперь охотно превратились въ ихъ рабовъ и почти забыли свое отечество и свою національность. Да, возносящійся смирится. Вытѣсненіе иностранцевъ варварскимъ способомъ всегда оканчивается тѣмъ, что вытѣсняющій становится рабомъ своего врага.
"Въ сущности, ненависть Китая въ иностранцамъ -- не болѣе какъ повтореніе старинныхъ разсказовъ объ изгнаніи варваровъ. Подобно тому, какъ собака, услышавъ лай, лаетъ на тѣнь, такъ было и здѣсь. При одномъ имени иностранцевъ, у нихъ поднимается гнѣвъ или негодованіе на то, что обращенные китайцы давятъ ихъ своимъ вліяніемъ, или же ропотъ на жестокое обращеніе иностранцевъ вообще и на гордость иностранныхъ чиновниковъ, слишкомъ притѣсняющихъ народъ. Но, на первыхъ порахъ, они не умѣли скорбѣть объ униженіи государственнаго могущества, проникаться негодованіемъ при видѣ похищенія державной власти, отстаивать народныя права и со всею энергіей стремиться къ самостоятельности.
"Извѣстно, что, при крайнемъ напряженіи силы и крайней быстротѣ движенія, даже самое слабѣйшее тѣло и то не можетъ не имѣть отраженнаго движенія. Въ теченіе нѣсколькихъ лѣтъ желаніе иностранцевъ раздѣлить Китай было слишкомъ стремительно и планы захвата его слишкомъ быстры. Они взялись за дѣло черезчуръ круто и вызвали смуту.
"Теперь всѣ западные интеллигентные люди порицаютъ свои правительства за неумѣнье захватить Китай. Если иностранцы измѣнятъ свою политику, замѣнятъ стремительный образъ дѣйствій медленнымъ, оставятъ идею открытаго раздѣла и будутъ подходить въ осуществленію его незамѣтнымъ образомъ, располагая въ себѣ частными благодѣяніями, приманивая ничтожными выгодами и удовлетворяя тщеславію, то наши китайцы, никогда не занимавшіеся политическими науками и не имѣющіе ни малѣйшаго понятія о дипломатіи, конечно, станутъ полагаться на нихъ, какъ на близкихъ людей, какъ на помощниковъ, попадутся въ ихъ сѣти и будутъ прославлять и благодарить ихъ. Вѣдь иностранцы всегда поносили насъ, китайцевъ, и признавали за людей съ рабскими наклонностями; а рабы не оказываютъ сопротивленія; и послѣднее движеніе, въ сущности, было не болѣе, какъ слабымъ отраженіемъ слишкомъ стремительно направленнаго удара. Китайцы не умѣютъ и не могутъ вытѣснять иностранцевъ.
"Нѣтъ ни одного государства въ мірѣ, вытѣснявшаго иностранцевъ и не погибшаго; равнымъ образомъ, нѣтъ и государства, которое, не вытѣсняя иностранцевъ, могло бы сохранять свою самостоятельность. Отчего происходитъ вытѣсненіе чужихъ, т.-е. того, что не-я? Отъ ограниченія, присущаго природѣ всякаго человѣка, Ограничивая себя, мы называемъ другого: "чужой человѣкъ"; ограничивая свой домъ, мы называемъ домъ другихъ "чужимъ" домомъ; ограничивая свое государство, мы говоримъ о другомъ государствѣ: "это чужое государство"; точно также другое племя въ отличіе отъ своего мы называемъ чужимъ. Выдѣляя такимъ образомъ себя, свою семью, свое государство и свой родъ, мы, конечно, не можемъ не дѣлать разницы въ выраженіи нашихъ чувствъ и въ вашихъ дѣйствіяхъ по отношенію въ тѣмъ и другимъ. Поэтому своего брата мы любимъ, а чужого не любимъ. Когда ссорятся домашніе, то мы ихъ прикрываемъ, а когда ссорятся сосѣди, то затворяемъ ворота. Вотъ почему вѣкъ варварства отличался горячимъ желаніемъ исключенія иностранцевъ, и обычаи относительно этого были чрезвычайно строги. Въ періодъ родового и племенного быта въ иностранцамъ относились враждебно, и пребываніе ихъ въ чужой странѣ возможно было не иначе, какъ за поручительствомъ туземцевъ, и правила вѣжливости и законы въ приложеніи въ нимъ отличались крайней несправедливостью. Римъ началъ цивилизоваться чрезвычайно рано, и потому для защиты иностранцевъ были установлены общіе законы. Современная Европа все болѣе и болѣе славятся своею цивилизаціей. Ея гражданскіе и уголовные законы составляетъ одинъ общій кодексъ, въ которомъ не дѣлается различія между своими гражданами и иностранцами. Но что касается государственныхъ законовъ, то уложенія ихъ все-таки ставятъ на высшую точку гражданскія права, которыми могутъ пользоваться только собственные граждане и въ которыхъ не могутъ участвовать иностранцы. Мало того, лицо, переселившееся въ другое государство, или вышедшее замужъ за иностранца, исключается изъ списковъ своего государства, лишается гражданскихъ правъ и ставится наравнѣ съ иностранцами. Такимъ образомъ, стремленіе вытѣснять иностранцевъ, составляя общее прирожденное свойство, можетъ быть прекращено человѣческими законами. Коль скоро существуетъ обособленіе государствъ, то хотя бы самъ Іисусъ былъ государемъ, а Моди, древній проповѣдникъ всеобщей любви, былъ у него министромъ, и они не могли бы сгладить этой грани и объединить всѣхъ. Еслибы мы спросили почтенныхъ и достойныхъ государей, извѣстныхъ своею любовью въ народу, печаловавшихся въ поляхъ и усердно работавшихъ въ совѣтахъ, что въ сущности за цѣль ихъ работы, то они отвѣтили бы вамъ: "обезпеченіе своихъ дѣтей и своего народа". Европейскія государства, при заключенія каждаго договора, непремѣнно добиваются соотвѣтствующихъ условій и во всякомъ дѣйствіи -- взаимности, и ежегодно расходуютъ огромныя суммы на содержаніе армій. Если вы спросите ихъ, для чего они собственно стараются, то они также отвѣтятъ вамъ: "для предупрежденія посягательства иностранцевъ на ваши права". Почему же они не охраняютъ чужихъ дѣтей и не заботятся о чужомъ народѣ? Почему они не дѣлятся своими выгодами со всѣми государствами, а непремѣнно принимаютъ мѣры противъ иностранныхъ захватовъ? Развѣ это не доказываетъ того, что коль скоро границы государствъ поставлены, -- даже самъ святой человѣкъ не въ состояніи ихъ сгладять? Кромѣ того, западные великіе ученые, въ видахъ поднятія народнаго духа, то взываютъ къ патріотизму, то къ чувству независимости и самостоятельности, то къ борьбѣ изъ-за выгодъ и, неустанно проповѣдуя законъ о побѣдѣ лучшихъ особей и гибели худшихъ, добиваются расширенія вліянія своего государства и увеличенія народныхъ силъ, съ цѣлью одержать верхъ надъ иностранцами. Они открыто и безбоязненно проповѣдуютъ, что самое спокойное дѣло -- полагаться на тѣхъ, кто связанъ съ вами общими интересами, и самое опасное дѣло -- ввѣряться тѣмъ, интересы которыхъ отличны отъ нашихъ. Это дѣлается для возбужденія въ своихъ согражданахъ стремленія къ вытѣсненію иностранцевъ. вытѣсненіе англичанъ американцами и образованіе своей независимости, вытѣсненіе итальянцами Австріи и основаніе ими національнаго государства -- это факты дѣйствительнаго вытѣсненія иностранцевъ. И представителя общественнаго мнѣнія прославляютъ полноту ихъ народнаго духа и крѣпость народной силы, и ни единымъ словомъ не порицаютъ ихъ за нарушеніе международныхъ оравъ. По всей вѣроятности, съ постепеннымъ возышеніемъ уровня цивилизаціи, возростаетъ и сила вытѣсненія иностранцевъ, а вмѣстѣ съ этимъ и искусство вытѣсненія ихъ становится утонченнѣе. Идею вытѣсненія иностранцевъ скрываютъ подъ такими прекрасными именами, какъ патріотизмъ, независимость, самостоятельность и конкурренція. Патріотизмъ и независимость, рѣзко отличаясь отъ вытѣсненія иностранцевъ по имени, по существу тождественны съ нимъ. На что въ чужихъ государствахъ смотрятъ какъ на вытѣсненіе иностранцевъ -- то въ своемъ государствѣ называютъ патріотизмомъ. Когда западные народы вытѣсняютъ иностранцевъ, то силы ихъ государствъ развиваются; а когда мы вытѣсняемъ иностранцевъ, то силы вашего государства сокращаются. Отчего это? Отъ недостатка свободы, говорятъ намъ западные ученые. Такъ какъ мы ставимъ чужую свободу границею (нашей дѣятельности), то и при вытѣсненіи иностранцевъ безъ сомнѣнія существуетъ извѣстная граница. Когда мы вытѣсняемъ ихъ при помощи правительственныхъ узаконеній, то, какъ бы они ни были строги, лишь бы только не выступали изъ предѣловъ законности, -- мы тѣмъ расширяемъ вліяніе государства и пріобрѣтаемъ добрую славу; но если мы вытѣсняемъ ихъ въ области международныхъ сношеній, то, при каждомъ нашемъ движеніи, мы тотчасъ же выходимъ за предѣлы, подвергаемся дѣйствительному бѣдствію и покрываемся позорнымъ именемъ. Нашъ народъ не умѣетъ правильно вытѣснять, незнакомъ съ искусствомъ вытѣсненія иностранцевъ при помощи правительственныхъ мѣръ и, не вынося ничтожнаго неудовольствія, безразсудно прибѣгаетъ къ варварскимъ дѣйствіямъ; но при первомъ неудачномъ нападеніи онъ теряется, падаетъ духомъ, умоляя не тѣснить его"...