Понтоппидан (Генрих Pontoppidan) -- датский беллетрист, род. в 1857 г. Обратил на себя внимание собранием повестей "Stä kkede Vinger" (1881), в которых он является наблюдательным и талантливым рассказчиком сцен из народного быта. Подчиняясь в первых своих литературных произведениях влиянию Кьелланда, П., в позднейших обнаруживает более яркий и оригинальный талант. Главные его труды: "Sandige Menighed" (1883), "Landsbybilleder" (1884), романы "Ung Elskov", "Mimoser", "Isbjö ruen", "Spö gelser" и "Natur", (1885--90), "Fra Hytterne" (1887), "Folkelivsskildringer" (1888--90); два лучших его произведения -- рассказы "Skyer" (1889) и роман "Mula" (1891).
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том XXIVa (1898): Полярные сияния -- Прая, с. 537.
II.
Понтоппидан, Генрик, датский писатель, род. в 1857 г., начал свою литературную деятельность рассказами из крестьянской жизни ("Fra Hytterne", 1887), потом выступал обличителем родного общества, ополчаясь против христианского аскетизма ("Det forjaettede Land", 1891--95), против религиозного учения Грунтвига ("Sandinge Meninghed", 1893), против сантиментального культа природы ("Natur", 1890), против поклонения эротике ("Den gamle Adam", 1894, "Hö jsang", 1896), а также против пристрастия датских демократов к фразам ("Skyer", 1890). Чувствуя себя не по себе в современном обществе, П. не видит однако из него иного выхода, кроме как или в беспочвенном возмущении ("Nattevagt", 1884) или, наоборот, в пассивном смирении ("Lykke -- Per", 1898--1904).
В. Фр.
Источник текста:Энциклопедический словарь Гранат, том 33 (1916): Поляновский мир -- Пуазель, стлб. 40--41
III.
ПОНТОПИДАН Генрих [Pontoppidan, 1857--] -- датский писатель. Р. в семье священника, в которой священнический сан передавался от отца к сыну в течение двух с половиной веков. Некоторое время работал учителем в так называемой "высшей крестьянской школе".
Понтопидан -- один из крупнейших датских писателей конца XIX века, представитель мелкой буржуазии. Деградации мелкого буржуа, его гибели и приспособлению к новым экономическим условиям и посвящено творчество П. Уже в первом своем сборнике рассказов "Stä kkede Vinger" (Подрезанные крылья) П. показывает крушение и гибель мелкого производителя -- крестьянина. Особенно характерен в этом отношении рассказ "Конец", где показано полное разорение и гибель крестьянской семьи. Как в этих рассказах, так и в своих крупных произведениях -- трилогия "Обетованная земля" (состоящая из романов "Muld", 1891; "Det forjä ttede Land", 1892; "Domens Dag", 1895), роман "Lykke Per" (Счастливчик Пер, 1898--1905) -- П. выступает как законченный реалист. Стоя на позициях нисходящего класса, к к-рому устремлены его симпатии, П. однако далек от мысли о возможности возврата старого, о возможности повернуть вспять колесо истории. П. принимает современную ему капиталистическую действительность, понимает ее неизбежность и требует такого же приятия и приспособления от своей социальной группы. Однако П. не только далек от ее апологии, но стремится также разоблачить язвы и противоречия современного буржуазного общества. Отсюда -- критические тенденции его реализма. Вскрывая отрицательные стороны буржуазии, продажность ее прессы, науки, искусства ("Счастливчик Пер"), противопоставляя расчетливости и пустоте света идиллию любви и теплой дружбы "простых людей" (семья "всеми уважаемого" боцмана Олуфсена, шкипера Мортенесса и др.), Понтопидан далек от идеализации своего класса. Его критика тут направлена гл. обр. против той мелкобуржуазной ограниченности и консервативности психики, к-рые мешают приспособиться к новому капиталистическому "сегодня". Так, нелепы и даже отвратительны братья "счастливчика Пера" -- наследники высоких моральных заветов старого пастора Сидениция, превратившие их своей ограниченностью в отжившую догму, в тупые предрассудки. Олицетворением этой консервативной психики для П. становится религия. Против увлечения религиозными течениями направлен его роман "Sandinge Meninghed" [1883] и очень много места критике религии посвящается в его "Det forjä ttede Land" и в "Счастливчике Пере". Здесь мы находим целые филиппики, направленные против христианского аскетизма, гонения на евреев и культа старой, отжившей морали ("Счастливчик Пер"). Разоблачению идеалистического понимания природы и людей посвящена трилогия "Обетованная земля". П. показывает всю несостоятельность своего героя Эмануэля Ханстеда, законченного идеалиста, подходящего к жизни с раз навсегда установленными идеалистическими требованиями. Но, требуя вместе со своим любимым героем "счастливчиком Пером" "освобождения от призраков прошлого", П. все же не отказывается от старого мира, и настоящее удовлетворение его герой получает лишь тогда, когда находит свою миссию в исправлении утверждающегося общественного порядка внесением в него положительных черт старого мелкобуржуазного мира. Утопичность такого "реформаторства" привела П. в последнем его произведении "De Dö des Rige" (Страна смерти, 1912--1916) к столь популярной в скандинавской литературе теме, как уход от общества, возврат к природе, "к естественной жизни всех живых существ земли". Выдержанный реалист во всем своем творчестве, П. однако в этом последнем романе значительно приближается к импрессионизму. Если в таких романах, как "Счастливчик Пер" и "Обетованная земля", П. показывает своего героя в действии, в его взаимоотношениях с обществом, то здесь его интересует только духовная жизнь фантаста Иетте. Образы и сравнения П., носящие в первый период зачастую нарочито прозаический характер, становятся более отвлеченными и усложненными. В художественном отношении это последнее произведение значительно уступает его реалистическим романам, дающим богатую галерею типов буржуазной Дании, а подчас с чисто бальзаковской прозорливостью вскрывающим противоречия буржуазного общества.
Библиография:
I.
Fra Hytterne, 1887;
Natur, 1890;
Skyer, 1890;
Den gamle Adam, 1894;
Hö jsang, 1896,
Собр. сочин., перев. М. Благовещенской, вступ. ст. Б. П. Сильверсвана, изд. "Просвещение", СПБ, 1913 (тт. I--III. Счастливчик Пер, Роман; тт. IV--V. Обетованная земля, Роман);
Встречные силы, Роман, СПБ, 1906;
Молодая любовь, Идиллия, перев. В. Спасской, изд. Антик, М., 1908 (изд. 3, М., 1914).
II.
Hofmiller J., Zeitgenossen, Mü nchen, 1910;
Andersen V., H. Pontoppidan, Kjö benhaven. 1917.
Л. Блюмфельд
Источник текста:Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 9. -- М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", 1935. -- Стб. 137--138.
Исходный текст здесь: https://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-1371.htm