Полонский Леонид Александрович
Современные летописи раскола. Выпуск первый. Белокриницкій собор 1860 г. и относящиеся к нему акты и письма...

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Современныя лѣтописи раскола. Выпускъ первый. Бѣлокриницкій соборъ 1860 г. и относящіеся къ нему акты и письма. Издалъ Н. Субботинъ. Москва, 1869.
   Поповщина -- синонимъ буквоѣдства и застоя -- какъ остановилась она на имени Ісусъ, на восьми конечномъ крестѣ, на сугубомъ аллилуіѣ и проч., такъ и застыла на нихъ. Нѣсколько лѣтъ тому назадъ, этотъ застой поколебало такъ-называемое "Окружное посланіе", которое старались изъять изъ поповщинскаго толка очевидныя нелѣпости, бывшія предметомъ жаркихъ споровъ въ теченіи двухъсотъ лѣтъ. Въ немъ излагалось, что грекороссійская церковь вѣруетъ въ того же единаго Бога, какъ и поповщина, что хотя правильнѣе писать имя Христа Ісусъ, но оно писалось также и до Никона Іисусъ и что не слѣдуетъ Іисуса хулить и именовать-инымъ Богомъ и антихристомъ"; что не слѣдуетъ также хулить и четырехконечный крестъ, и вообще всякое крестохуленіе и кресторугательство отвергается и уничтожается, и проч. Это "Окружное посланіе" сдѣлалось предметомъ раздора въ поповщинѣ: одни, болѣе благоразумнне, приняли его, какъ основанное на словахъ св. писанія, другіе, болѣе невѣжественные и фанатичные отвергли его и призвали, что "христіанамъ читать оное и слушать не подобаетъ". Раздоръ этотъ, грозящій раздѣлить поповщину на два лагеря -- окружниковъ и противоокружниковъ, старались утушить на нѣсколькихъ соборахъ въ Москвѣ и на соборѣ въ Бѣлой-Криницѣ въ 1868 г., куда сбирались депутаты отъ всего старообрядчества. Говоря откровенно, соборы эти представляютъ скорѣе интересъ юмористическій, чѣмъ всякій другой. Противоокружники, напр., провозглашаютъ, что церковь великороссійская подъ именемъ Іисуса вѣруетъ въ сына сатаны и сей Іисусъ есть не единосущный Отцу, но имъ Богъ, антихристъ; другіе видоизмѣняютъ это мнѣніе такимъ образомъ, что Іисусъ, въ котораго вѣруетъ всероссійская церковь, родился восемь лѣтъ спустя послѣ Ісуса, Христа Спасителя, и матерь его была освящена къ его зачатію также нашествіемъ св. Духа чрезъ слово архангела Гавріила, по этотъ Іисусъ былъ противникъ Христовъ, антихристъ, и былъ распятъ на крестѣ двусоставномъ, который поэтому и почитается грекороссійскою церковью. Невѣжественные безпоповцы утверждаютъ, что на всѣхъ языкахъ надо писать и говорить Ісусъ, ибо это имя было дано Христу при его рожденіи, именно на русско славянскомъ языкѣ Бѣлокриницкій соборъ привелъ только къ шуму и крикамъ и потомъ къ ожесточенной письменной полемикѣ. Очевидецъ соборныхъ дѣяній разсказываетъ: "Одни кричатъ: Іисуса приняли! другіе кричатъ: одного Бога съ великороссійскою церковью имѣютъ. А Ѳома Меркуловъ, стоявшій въ сторонѣ, видитъ, что одинъ боташанскій раздорникъ стоитъ молча -- толкнулъ его, да и говоритъ: чего ты молчишь? поди въ кучу, кричи что-нибудь! Бывшіе по близости покатились со смѣху".
   Г. Субботинъ, извѣстный очень хорошею монографіей о Никонѣ и многими статьями о современномъ движеніи въ расколѣ, предпринялъ изданіе отдѣльныхъ статей о происходящихъ въ расколѣ событіяхъ, и, въ видѣ приложенія къ нимъ, печатаетъ самые матеріалы, по которымъ онѣ составлены. "Собраніе такого рода статей и особенно старообрядческихъ документовъ, не многимъ доступныхъ, говоритъ онъ, можетъ имѣть интересъ не только для современныхъ писателей, но по всей вѣроятности будетъ не безслѣдно, именно какъ лѣтопись, и для будущаго историка той замѣчательной эпохи, какую переживаетъ теперь расколъ". Всякій раздѣлитъ это мнѣніе почтеннаго издателя.

А. С-въ.

ѣстникъ Европы", No 8, 1869

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru