Полонский Леонид Александрович
Kritik des preussischen Volksschulwesces und Vorschläge zu einer Reform desselben nach freisinnigen Grundsätzen, von A. Freimund

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Kritik des preussischen Volksschulwesces und Vorschläge zu einer Reform desselben nach freisinnigen Grundsätzen, von A. Freimund... Наше время любитъ хвалиться побѣдами общественнаго мнѣнія и привыкло считать мнѣніе большинства образованнаго общества силою, преобладащею въ современной жизни, господствующею не только надъ гражданами, но и надъ самими властями, которыхъ сила эта подчиняетъ себѣ незамѣтно для нихъ самихъ, господствующею надъ самими законами, такъ какъ исполненіе закона невозможно безъ содѣйствія общества, а, стало быть, и духъ этого исполненія подчиняется общественному мнѣнію. Но чтобы убѣдиться въ неосновательности безусловнаго въ этомъ отношеніи оптимизма, достаточно вникнуть въ самыя основы современной общественной жизни, и сравнить ихъ съ тѣми принципами гуманности и умственной эмансипаціи, какіе" окончательно установились въ общемъ мнѣніи образованной массы въ Европѣ. Окажется, что даже самыя безспорныя, самыя элементарныя изъ тѣхъ истинъ, которыя окончательно усвоило себѣ просвѣщенное общественное мнѣніе, далеко еще не осуществляются вполнѣ ни въ воспитаніи, ни въ домашнемъ быту, ни въ самыхъ простыхъ, ежедневныхъ соглашеніяхъ по интересамъ, какъ напр. въ отношеніяхъ между нанимателями и нанимаемыми.
   Кажется, что можетъ находиться въ ближайшей, безспорнѣйшей зависимости отъ просвѣщенной общественной мысли, какъ школа, А между тѣмъ школа даже въ Пруссіи, "государствѣ интеллигенціи", странѣ протестантской, излюбленной философами, странѣ, въ которой обязательное обученіе есть фактъ, и тамъ устройствомъ школы и направленіемъ образованія управляютъ не народныя потребности, сознанныя общественнымъ мнѣніемъ, не принципы гуманности и умственной свободы, которые оно усвоило себѣ какъ аксіомы, а -- вліянія совсѣмъ противоположныя. "Все наблюденіе надъ школою и все внутреннее устройство преподаванія находятся въ рукахъ духовенства. Всѣ училищные инспекторы -- лица духовныя, всѣ окружные инспекторы (суперинтенденты), всѣ директоры учительскихъ семинарій, высшіе учителя въ этихъ заведеніяхъ и всѣ члены училищныхъ совѣтовъ -- богословы. Богословы же, въ чинѣ тайныхъ совѣтниковъ, сидятъ въ министерствѣ и купно съ министромъ народнаго, просвѣщенія, который тоже получилъ богословское образованіе, опредѣляютъ и внутреннія и внѣшнія условія всей училищной части". Вотъ кратчайшее опредѣленіе всего училищнаго дѣла въ Пруссіи, какъ его даетъ авторъ" названной книги. Авторъ, самъ народный учитель, близко знакомъ съ бытомъ народной массы, особенно въ восточной Пруссіи, и сочиненіе его одушевлено глубокимъ, сознательнымъ сочувствіемъ къ бѣдѣ, въ какой живетъ рабочая масса, и страстнымъ негодованіемъ противъ уродованія школы клерикализмомъ, противъ поддерживаемаго имъ въ школѣ застоя, лицемѣрнаго исполненія обязанностей и грубыхъ педагогическихъ пріемовъ и методъ.
   Въ Пруссіи, пасторъ -- оффиціальный начальникъ школы, въ качествѣ инспектора: планъ преподаванія не только зависитъ отъ него, но имъ установляется, сообразно съ правилами. Планъ этотъ обсуждается и утверждается училищнымъ совѣтомъ, котораго члены должны имѣть богословское образованіе. Ректорамъ школъ среднихъ предоставлено самимъ вырабатывать планъ преподаванія, но онъ все-таки можетъ быть введенъ только по соглашенію съ училищнымъ инспекторомъ -- пасторомъ; въ случаѣ, если они не придутъ къ соглашенію, дѣло рѣшаетъ правительственная власть. Инспекторы-пасторы обязаны, сверхъ того, наблюдать за религіознымъ направленіемъ учитыя, за исправнымъ посѣщеніемъ имъ церкви, даже за политическими его убѣжденіями. Инспекторы обязаны посѣщать народныя школы какъ можно чаще; окружный же инспекторъ (суперинтендентъ) осматриваетъ ихъ разъ въ годъ.
   Такимъ образомъ, весь ходъ преподаванія совершенно подчиненъ въ Пруссіи духовенству, между тѣмъ, отъ духовныхъ лицъ, которымъ поручается также власть надъ школами, не требуется серьезной педагогической подготовки. Для того, чтобъ пріобрѣсть право занимать мѣсто инспектора или директора или члена училищнаго совѣта, кандидатъ богословія долженъ только пробыть шесть недѣль въ учительской семинаріи, въ такое короткое время онъ пріобрѣтаетъ уже всю педагогическую мудрость, такъ какъ полагаютъ; что богословіе само по себѣ даетъ кандидату качества хорошаго педагога. Поэтому отъ него требуется только шестинедѣльное ознакомленіе съ педагогическимъ курсомъ и три пробныя лекціи.
   Правда, духовенство, которому въ Пруссіи подчинена школа, духовенство -- образованное, и менѣе доступное фанатизму), чѣмъ напримѣръ, католическое духовенство. Но протестантскій клерикализмъ имѣетъ то же направленіе, какъ и всякій иной клерикализмъ, хотя и въ меньшей степени, именно стремится покорить умственную свободу, развивать въ ученикахъ преимущественно смиреніе, и, главное, искажаетъ преподаваніе, посвящая его преимущественно не для сообщенія знаній и развитія ума учениковъ, а я я укрѣпленія въ нихъ религіознаго чувства и политической благонамѣренности. Какъ ни почтенны эти двѣ цѣли, но это все-таки цѣли постороннія умственному развитію, а стало быть подчиненіе всего учебнаго курса именно имъ, неизбѣжно ведетъ къ искаженію дѣла преподаванія. Подъ вліяніемъ духовенства, преподаваніе во-первыхъ, распредѣляется несообразно возрасту и ходу естественнаго развитія учениковъ. Даже если соглашаться съ мнѣніемъ, которое высказываетъ въ одномъ мѣстѣ авторъ, именно, что "школа не должна учить догматамъ", что это не ея дѣло, и что религіозное образованіе въ школѣ должно ограничиваться нравственными поученіями религіи, то нельзя во всякомъ случаѣ не признать, что преподаваніе духовныхъ предметовъ въ раннемъ возрастѣ не приноситъ пользы, а напротивъ пріучаетъ ученика съ самого начала къ мысли, что ученіе, есть не усвоеніе мыслей, а затверживаніе непонятнаго. Между тѣмъ, духовенство требуетъ обширнаго преподаванія религіи въ народныхъ школахъ и тѣмъ убиваетъ остальные курсы, безъ всякой пользы для истинно-религіознаго образованія, недоступнаго въ раннемъ возрастѣ. "Впередъ всего выставляется законъ божій. Онъ долженъ составлять ядро цѣлой системы преподаванія, такъ что остальные предметы сложатъ собственно только для того, чтобы утвердить ученика въ религіи, и укрѣпить ея вліяніе. На законъ божій дается 6 часовъ въ недѣлю, но это число часовъ, посвященное занятію религіозными предметами, удвоивается тѣмъ, что въ 6-ти часахъ, предоставленныхъ чтенію и письменному изложенію, мыслей на нѣмецкомъ языкѣ, матеріаломъ упражненій служитъ именно матеріалъ религіознаго преподаванія Уже съ первыхъ учебныхъ годовъ, шестилѣтняго ребенка заставляютъ затверживать заповѣди, изреченія стихи гимновъ и библейскіе разсказы. Далѣе къ этому присоединяются: полный катихизисъ, вмѣстѣ съ лютеровыми объясненіями, 30 (!) церковныхъ гимновъ, по меньшей мѣрѣ 200 (!)., изреченій изъ библіи, отдѣльныя мѣста изъ библіи, нѣсколько псалмовъ; наконецъ даже воскресныя евангелія и посланія апостоловъ (нѣкоторые пасторы еще энергически настаиваютъ и на этомъ послѣднемъ требовати). Кромѣ того стараются, чтобы дѣти ходили въ церковь и во возможности записывали проповѣдь (1). Всѣ остальные предметы преподаванія окрашиваются религіознымъ оттѣнкомъ".
   Авторъ приводитъ въ примѣръ одно руководство ариѳметики, въ которомъ всѣ задачи заимствованы изъ содержаніи библіи:
   "Іоѳаму было 25 лѣтъ, когда онъ содѣлался царемъ въ Іудеѣ, а царствовалъ онъ 16 лѣтъ. Какого возраста, достигъ Іоѳамъ?-- Кенану, при рожденіи Махалалеля, было 70 лѣтъ отъ роду, этому послѣднему было 65 лѣтъ когда родился Іародъ. Сколько лѣтъ было Кенану при рожденіи Іарода?
   "Всѣ отрывки для чтенія, съ которыми связываемся преподаваніе географіи, исторіи и естественной исторіи, рекомендуется избирать такимъ образомъ, чтобы они соотвѣтствовали намѣренію учебной регулативы 1854 года: искусственному возбужденій патріотизма и любви къ царствующему дому, а также религіознаго воззрѣнія на природу",-- вотъ какъ характеризуетъ авторъ смыслъ преподаванія даже общеобразовательныхъ предметовъ. Употребительную въ восточной Пруссіи школьную книгу для чтенія, der Kinderireund, Прейсса и Феттера, пришлось въ 1854 г. передѣлать, чтобы удовлетворить требованіямъ регулативы. Въ нее были вставлены тѣ внушительные отрывки, съ которыми было предписано связывать преподаваніе общеобразовательныхъ предметовъ. Издатели вздумали воспользоваться этимъ случаемъ, чтобы ввести улучшеніе въ новое изданіе и включили въ нее нѣсколько популярныхъ балладъ, нѣсколько стихотвореній Уланда, Гёте., Шиллера, небольшіе разсказы Ауэрбаха и т. д. И что же?-- правительство тотчасъ наложило на новое изданіе секвестръ, и 20 тысячъ отпечатанныхъ экземпляровъ были обращены въ макулатуру.
   Регулатива требуетъ, чтобы школа служила преимущественно для развитія въ ученикахъ религіознаго чувства, а учитель обращается просто въ слугу духовной іерархіи. Учителя пробовали протестовать, и въ прошеніяхъ своихъ ссылались на прежній примѣръ самой Пруссіи, приводили докладъ берлинской оберъ-консисторіи 18-го января 1799 іода, въ которомъ сказано: "Школы должны бытъ разсматриваемы какъ учрежденія государства, а не какъ заведенія, служащія для пользы одного вѣроисповѣданія. Поэтому желательно, чтобы преподаваніе въ нихъ закона божія ограничивалось одними общими истинами религіи и общими для всѣхъ религіозныхъ партій поученіями нравственности, съ тѣмъ, чтобы спеціальное обученіе въ законѣ божьемъ было предоставлено только пастору при приготовленіи къ конфирмаціи".
   Учебная система, въ духѣ клерикализма, неразлучна съ самыми грубыми педагогическими пріемами: розги и палки не нужны и положительно вредны тамъ, гдѣ ученье имѣетъ цѣлью умственное развитіе учениковъ, и гдѣ преподаваніе разсчитываетъ на сознаніе, пониманіе, на интересъ ученика къ предмету. Но розги и палка совершенно необходимы тамъ, гдѣ на пониманіе разсчитывать нельзя, гдѣ прежде всего имѣется въ виду развить благоговѣйный, трепетъ и духъ смиренія въ ученикахъ. Одно держится другимъ: затвердить 200 текстовъ, 30 гимновъ и цѣлыя книги наизусть нельзя по свободному интересу къ предмету; въ этомъ механическомъ ученьи, въ монотонномъ и искусственномъ преподаваніи всѣхъ остальныхъ предметовъ, съ чуждымъ имъ оттѣнкомъ, умъ ученика не можетъ быть главнымъ пособникомъ; умъ не можетъ быть и усерднымъ пособникомъ духасамоприниженія. Во всемъ этомъ главнымъ пособникомъ непремѣнно долженъ быть батогъ. И вотъ, въ прусскихъ народныхъ школахъ батогъ играетъ блестящую роль. Послушаемъ автора: "Главное педагогическое средство -- пощечины и удары палкой. Въ примѣненіи этихъ средствъ учитель не допускаетъ никакого различія и не заботится о томъ, какое дѣйствіе они производятъ. Натуры горячія и пылкія, нѣжныя и грубыя, самолюбивыя, откровенныя или секретныя, всѣ безъ различія онъ. стрижетъ подъ одинъ гребень. Степень его гнѣва опредѣляетъ и мѣру наказанія. Кто болтаетъ, того бьютъ; кто разъ полѣнился -- того бьютъ; кто постоянно лѣнится -- того тоже бьютъ. Кто разъ сказалъ неправду, кто постоянно лжетъ, кто дѣлаетъ скверныя шалости, кто глупыя и кто умныя, кто окажется черезчуръ уменъ и кто слишкомъ глупъ" кто немножко помѣшаетъ и кто сдѣлаетъ низость -- всѣмъ выпадаетъ одинаковая мзда. Учителю все равно, таковъ ли ребенокъ, что онъ, смѣясь, отряхнетъ съ себя побои, или таковъ, что удары пронзятъ его насквозь до жизненнаго мозга, что побои, нанесенные ему, отвратятъ отъ учителя его сердце и уничтожатъ возможность всякаго на него вліянія". Такого учителя, вырабатываемаго требованіями регулативы, авторъ торжественно называетъ "душегубцомъ (Seelenmörder)". Но мало еще побоевъ переносимыхъ въ школѣ. Матеріалъ преподаванія, всѣ эти сухія поученія, эти непонятные тексты не могутъ быть затвержены на память безъ побоевъ не только въ школѣ, но и дома. Собственная охота ни на минуту не можетъ побудить взяться за такое ученье, а потому необходимо постоянное понужденіе, не только въ школъ, но и дома -- такимъ образомъ, побои сыплются на ребенка цѣлый день. "Часто; говоритъ авторъ, отъ горести и злости слезы выступали мнѣ въ глазахъ; но. къ сожалѣнію, почти никогда мнѣ не удалось измѣнить такого порядка. Слово пастора, который требуетъ этихъ вещей, какъ необходимыхъ для спасенія души, сила обычая и боязнь публичнаго осрамленія ребенка (при церковной визитаціи) всегда дѣйствовали сильнѣе моихъ словъ".
   Авторъ совершенно справедливо приписываетъ клерикальному направленію народной школы не только неуспѣхъ общеобразовательнаго курса, но и расположеніе впослѣдствіи въ жизни не полагаться во всемъ прежде всего на трудъ, на усиліе, и утѣшать себя ссылкою на мнимое упованіе, что Богъ самъ сдѣлаетъ, что лѣнь сдѣлать помѣшала. "Когда я ребенку изъ простого народа твержу восемь лѣтъ сряду каждый день разсказы о чудесахъ, то могу ли удивляться, когда слышу тамъ такіе отвѣты: "къ чему звать доктора? Богъ поможетъ и доктора не надо, а Богу не угодно, такъ и никакой докторъ не поможетъ". Все это вообще только поддерживаетъ народъ въ недовѣріи къ силѣ труда и въ мечтательной надеждѣ на какое-нибудь необыкновенное счастіе, какъ напр., выигрышъ въ лоттерею. Правда, такъ заключаетъ авторъ свою характеристику, такое воспитаніе лучшее средство для достиженія цѣлей духовнаго порабощенія, но оно губитъ народъ".
   По всѣмъ этимъ соображеніямъ, авторъ требуетъ освобожденія школы отъ надзора духовенства, съ тѣмъ, чтобы народнымъ учителямъ даваемы были и лучшая педагогическая подготовка, и болѣе самостоятельное положеніе въ жизни. Съ этой цѣлью онъ излагаетъ подробно выработанный имъ проектъ улучшенія учительскихъ семинарій, учрежденія особыхъ высшихъ экзаменовъ и улучшенія матеріальнаго быта учителей народныхъ школъ.
   Примѣръ Пруссіи показываетъ, какъ опасенъ можетъ стать клерикализмъ, когда онъ самъ пріобрѣтетъ для своихъ цѣлей силу образованія и обратитъ средства, почерпнутыя имъ изъ умственнаго развитія, противъ этого самого развитія въ народѣ. Поощряйте духовный элементъ въ народномъ образованіи, давайте всякія преимущества воспитанникамъ духовныхъ училищъ, которые будутъ посвящать себя обученію народа, подчините школы надзору духовенства, и въ конечномъ результатѣ получите такіе факты, какъ преподаваніе ариѳметики, исторіи и географіи, по библіи -- вотъ чему поучаетъ примѣръ даже такой страны, какъ Пруссія.

Л. П.

ѣстникъ Европы", No 11, 1869

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru