Полонский Яков Петрович
Полонский Я. П.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович [7*(19).12.1819, Рязань -- 18(30). 10.1898, Петербург; похоронен на кладб. Ольгова мон. под Рязанью; в 1958, по др. сведениям, в 1959, перезахоронен на территории Рязан. кремля], поэт, прозаик. Род. в небогатой "патриархальной и богомольной" дворян, семье ("Мои студенч. воспоминания" -- ЛПН, 1898,No 12;здесь и далее цит. по изд.: Соч. 1986, т. 2, с. 415, 405; см. также "Старина и мое детство" -- PB, 1890, No 2, 6; 1891, No 5); был старшим из 7 детей. Смерть матери Нат. Як., урожд. Кафгыревой, к-рая была "олицетворенная любовь и кротость" (т. 2, с. 378) и к к-рой П. был так привязан, что, даже уезжая по делам, она брала его с собой, стала для 10-летнего мальчика страшным ударом. Отец П., Пётр Григ, (к 1821 тит. сов.), после смерти жены, в 1830, уехал на Кавказ чиновником особых поручений при кн. В.О. Бебутове (в 1834-38 служил в Грузии), доверив детей попечению "родных теток Кафтыревых" ("Школьные годы" -- "Рус. школа", 1890, No 1, 2; цит. по: Проза, с. 334); дом бабушки, "побочной дочери одного из графов Разумовских" ("Мат-лы к характеристике рязан. уроженцев", Рязань, 1927, с. 10), описан, по свидетельству П., в ром. "Признания Сергея Чалыгина". Впечатления детства оставили сильный след на всей последующей жизни П.; его особое внимание к внутр. миру ребенка проявилось как в стихах, так и в прозе: рассказы "Статуя весны", "Груня" (оба -- 1859); "Дом в деревне" ("Совр.", 1855, No 9); психология детства -- "область, в которой он... не имеет соперников" в рус. поэзии (Перцов, 1896, с. 299). Семи лет овладел грамотой, "читал все, что попадалось под... руку", знал наизусть басни И.А. Крылова, сказки И. И. Дмитриева, "монологи из комедий Княжнина и кое-что из трагедий В. А. Озерова" (Соч., т. 2, с. 389). С 1831 учился в Рязан. г-зии, начал писать стихи, подражая В. Г. Бенедиктову; это "научило меня искать гармонич. сочетания слов или подслушать такие звуки, каких я и не подозревал" [там же, с. 353; впоследствии П. был редактором "Стихотворений" Бенедиктова в 3-х тт. (СПб., 1883-84) и написал вступ. ст. к изд.]. По окончании г-зии поступил на юридич. ф-т Моск. ун-та (окончил в 1844), где вместо четырех лет пробыл пять из-за неуспехов по римскому праву. В числе любимых преподавателей -- П. Г. Редкий, Ф.Л. Морошкин, Д.Л. Крюков, Т. Н. Грановский. Окунулся в "глухое, тайное" брожение умов студенч. кружка; сблизился с А. А. Григорьевым и "истинным поэтом" А. А. Фетом, к-рому отдавал "на суд" свои стихи (Соч. т. 2, с. 412). Ранние поэтич. опыты П. были одобрены и И. П. Клюшниковым (впоследствии он выведен П. в стихотв. ром. "Свежее преданье" под именем Камкова), к-рый оказывал на него влияние "как эстетик и мыслитель... знаток поэтич. искусства" (там же, с. 416).
   Впервые напечатался в 1840 в "Отеч. зап." -- стих. "Священный благовест торжественно звучит..." (No 9); сам П. началом своей лит. деятельности считал 1837, когда гимназистом написал приветственное стих, цесаревичу (будущему Александру II), посетившему Рязань во время поездки по России в сопровождении В. А. Жуковского; стих, заслужило похвалу Жуковского, подарившего П. зол. часы. В 1841-43 печатался в основном в "Москвитянине", (аллегорич. стих. "Бэда-проповедник", 1841; переработ, вариант -- 1855). Эпигонски-романтич. стихи поместил в студенч. альм. H. H. Мансырева "Подземные ключи" (1842). Публикации П. привлекли внимание семейства М. Ф. Орлова (П. был дружен с его сыном Николаем, письма к нему см.: Новые пропилеи, т. 1), он становится своим человеком в их доме, где встречается с А. С. Хомяковым, Грановским, П. Я. Чаадаевым, знакомится с А. Ф. Вельтманом, И.С. Тургеневым (нач. 1842) и др. Поды учения дались П. нелегко: "Я считал себя богачом, если у меня... заводился двугривенный" (Соч., т. 2, с. 414). После смерти двоюродной бабушки Е. Б. Воронцовой, у которой П. жил, начались скитания по меблированным комнатам и грошовые уроки (в т.ч. в семье кн. В. И. Мещерского, где некоторое время он был гувернером).
   В 1844 в Москве выходит первая книга П. "Гаммы" (изданная по подписке), замеченная критикой: благожелат. отклики в "Москвитянине" (1845, No 1, б. п.) и в "Отеч. зап.": "Если это не сама поэзия, то прекрасные надежды на нее" (П. Н. Кудрявцев -- 1844, No 10, с. 43). Последний отзыв П. воспринял как "бедняк, который узнал, что на лотерейный билет свой выиграл целое состояние" (Соч., т. 2, с. 434). Сдержанным был отклик В. Г. Белинского, отметившего в стихах П. "чистый элемент поэзии", но полагавшего, что "одного этого слишком мало" (Белинский, VIII, 474). Отзываясь же о второй кн. П. "Стихотворения 1845 года" (Од., 1846), критик назвал талант П. "чисто внешним" (ОЗ, 1846, No 4, с. 57); как писал впоследствии П., "его отзыв отрезвил меня" ("Венок Белинскому", М., 1924, с. 241). Поэтич. дебют П. пришелся на начало прозаич. эпохи -- поэзия в сознании читателя утратила господствующее положение. Остро чувствующий дух времени Белинский требовал от стихов глубокой мысли либо социальности -- в поэзии П. не было ни того, ни другого.
   Положение П. в начале 1840-х гг. было крайне неустойчивым, на свои поэтич. труды он "не мог рассчитывать" (Соч., т. 2, с. 440) и после окончания ун-та (1844) "без цели, без планов" уехал в Одессу. Здесь он знакомится с Л.С. Пушкиным (братом поэта), писавшим П. А. Плетнёву о "таланте" П. (Полонский, 1935, с. 621), А. П. Зонтаг, сближается с В. А. Соллогубом. Впечатления одес. жизни позже составят основу автобиогр. ром. П. "Дешевый город" -- "вернейшая копия с Одессы и одесского общества в 1845--46 годах" (из письма А. П. Чехову от 27 марта 1888 -- в кн.: Переписка Чехова, т. 2, М., 1996, с. 21). В 1846 П. переезжает в Тифлис и поступает на службу в канцелярию наместника М.С. Воронцова (старший пом. столоначальника, 1846-51, с 1849 -- тит. сов.; официально уволен по прошению в апр. 1852); одновременно был пом. редактора офиц. газ. "Закавказский вест.", в 1848--50 в ней и в газ. "Кавказ" печатал свои "грузинские" очерки (частично перелечат, в кн.: Проза), статьи этногр. содержания, близкие к натуральной школе (подробнее см.: Богомолов), и многочисл. стихи.
   В Тифлисе в 1849 выходит сб. "Сазандар" ("Певец") (отзыв: "Совр.", 1850, No 4). В нем -свойственное творчеству П. внимание к новой реальности, о чем говорят и его примечания, характеризующие незнакомые рус. читателю детали быта. На кавк. материале П. осваивает прозаич. описат. интонации, создавая своего рода прозаизированную экзотику, смело вводя местную лексику (стих. "Грузинка", 1846, "Не жди", "Прогулка по Тифлису", оба -- 1849). Освобождаясь в восприятии чужой культуры от романтич. штампов, стремясь постигнуть дух народа изнутри (написанные в духе нац. фольклора "Грузинская песня", "Татарская песня", обе -- 1847; см. также "У Аспазии", 1855), П., в отличие от поэтов пушкинского периода, включает в конкретный этногр. материал свое я, интимные мотивы, исповедальные интонации. Одно из лучших стих. кавк. периода -- "На пути из-за Кавказа" (1851), написанное перед отъездом из Грузии ("Ты, наш город Тифлис знойно-каменный, / Светлой Грузии солнце, прощай"). П. П. Перцов отмечал "неожиданную яркость и силу" и "чисто металлическую звучность" (Перцов, 1896, с. 287) кавк. стихов П. Попытки поставить в Тифлис, т-ре собств. ист. драму в стихах "Дареджана, царица Имеретинская" (пятистопный белый ямб, чередующийся с прозой, напоминал о "Борисе Годунове" А. С. Пушкина) оказались безуспешными (опубл. с ценз, изъятиями -- "Москв.", 1852, No 7; отд. изд. -М., 1852; краткий отзыв: "Совр.", 1852, No 6). В Тифлисе П. общается с Соллогубом, худ. Г. Г. Гагариным, знакомится с груз, и азерб. поэтами и учеными, в т. ч. М. Ф. Ахундовым (подробнее см.: Эйхенбаум, вступ. ст. к изд. 1954, с. 15-16).
   В первых опытах П. уже намечен один из осн. жанров его лирики -- бытовой романс ("Встреча", 1845), тогда же он пишет своего рода бытовые новеллы: "Маска" (1842) и "В гостиной" (1845). Сочетание лирич. начала с разг., повествоват. интонацией -- определяющая черта поэтики П., при этом обилие бытовых подробностей не погашает эмоцию, к-рая может быть открытой, обнаженной, даже "надрывной" или сдержанно-напряженной: "Пришли и стали тени ночи..." (1844; выписаны Н. В. Гоголем в тетрадку для понравившихся ему стихов -- см.: Некрасов, XI, кн. 2, с. 135--137), "Зимний путь" ("Ночь холодная мутно глядит / Под рогожу кибитки моей...", 1844), "Дорога" (1842).
   В 1851 П. приезжает в Петербург, где остается до конца жизни. Здесь он наблюдает все более обостряющуюся полемику между сторонниками "пушкинского" и "гоголевского" направлений. Раскол в рус. лит-ре еще лишь намечается, П. становится пост, сотрудником "Современника" и "Отеч. записок". По восп. Е.А. Штакеншнейдер, к-рая многие годы была верным и преданным другом П., он не произвел на петерб. общество выгодного впечатления: "Серьезный и рассеянный, бродил он, охотнее слушая, чем говоря, и очень неохотно и по большей части плохо читая свои произведения" (Штакеншнейдер, с. 48); "Доброты он бесконечной и умен, но странен... Он никогда не рисуется и не играет никакой роли" (там же, с. 123).
   Постепенно формируется круг дружеского общения (М. Л Михайлов, Н. В. и Л. П. Шелгуновы), особое место занимают отношения с Тургеневым. Свидетельства их многолетней дружбы, более 40 лет. -- посв. ему стихи ("Тург<ене>ву", 1856, "И. С. Тургеневу", 1877, "27 сентября 1883 года"), мемуары (см. ниже), переписка (Тургенев написал П. более 160 писем, опубл. в кн: Тургенев. Письма, т. 13, кн. 2, М.-Л., 1968; письма П., ок. 30. сохранились частично, опубл.: "Звенья", в. 8, М.. 1950; ЛН. т. 73, кн. 2). В трудные минуты жизни П., относившийся к Тургеневу, как к "родному старшему брату", несмотря на минимальную разницу в возрасте (Проза, с. 395), всегда получал от него материальную и моральную поддержку, лит. советы и доброжелат. критику. "Мне кажется иногда, что не будь ты моим другом, я давно бы погиб", -- признался П. в одном из писем Тургеневу (Переписка Тургенева, т. 2, М., 1986, с. 465).
   В 1855 вышло первое собр. "Стихотворений" П. (СПб.), утвердившее за ним репутацию не первоклассного, но "честного и истинного" поэта "пушкинского направления" (А. В. Дружинин -"Совр.", 1855, No 11, с. 19). А между тем сюда вошли такие достижения его лирики, как "Затворница" ("В одной знакомой улице...", 1847) и "Песня цыганки" ("Мой костер в тумане светит...", 1853), ставшие нар. песнями, "Ночь" ("Отчего я люблю тебя, светлая ночь", 1851), "Колокольчик" ["Улеглася метелица... путь озарен... / Ночь глядит миллионами тусклых очей...", 1854; любимое стих. самого П.; Ф. М. Достоевский (III, 227--28) уловил в нем щемящую поэзию рус. нац. жизни), "Весна" ("Воротилась весна, воротилась!", 1853), "Моя судьба, старуха, нянька злая" (1855). В них и мн. др. стихах тяготящая поэта проза жизни, ее "житейские битвы" вызывают душевную усталость, состояние тревоги и нередко безнадежности и тоски, но поверх этих настроений живет мечта автора-героя о др. жизни (отсюда излюбленные П. образы простора и дали), невидимо присутствующей в запечатленных П. картинах обыденности.
   В эти годы появляются пародии на стихи П. поэтов "Искры" -- Д. Д. Минаева, А. П. Сниткина, В. С. Курочкина, их раздражает пристрастие П. к области неопределенного, неосознанного: "брожение мысли неясной" (из пародии Минаева -- в кн.: Поэты "Искры", т. 1, с. 164--65); он подвергается насмешкам (см.: Писарев, I, 193, 196) наравне с Фетом и А. Н. Майковым, хотя в этом "триумвирате" П. наименее "чистый поэт"; интересно, что сам П. в стих. "В день 50-летнего юбилея Фета" (1889) видит фетовскую отрешенность как бы из др. лагеря -- "песни его" "чужды теченью излюбленных нами идей". В творчестве П. вообще немало посвящений писателям-современникам: Ф. И. Тютчеву, Тургеневу, Майкову, И.С. Аксакову и др., но особенно много стихов он посвятил Фету. Переписка с Фетом -- важнейший источник для понимания обоих поэтов: "В своем поэтическом творчестве ты, как бы назло себе, идеалист, а я, тоже как бы назло себе, реалист, настолько, насколько такого рода реализм выносит лирика", -- писал Фету П. 20 дек. 1890 (Рус. писатели о лит-ре, т. 1, Л., 1939, с. 469).
   Лит. успехи не приносят П. материального благополучия. С 1855 он становится дом. учителем в семье А. О. Смирновой-Россет; "по целым часам" с ней беседовал и слушал "ее рассказы о Жуковском, Пушкине, Гоголе, Лермонтове" (цит. по: Цявловский М. А., Книга восп. о Пушкине, М., 1931, с. 324) и записывал их (опубл.: ГМ, 1917, No 11--12; там же напечатаны восп. П. о Смирновой).
   В 1857 вместе с семьей Смирновых выехал за границу (Баден-Баден). Летом того же года оставил угнетавшее его занятие ("Слово "гувернер" -- клеймо безденежья, а в Петербурге все простят, кроме явной бедности" -- "Отрывки из восп.", ГМ, 1919, No 1/4, с. 121), уезжает в Италию изучать живопись (подробнее о живописном наследии П.см.:ЛН,т. 76, с. 605-30; Медынцева). Зиму проводит в Риме, встречается с Тургеневым, В. П. Боткиным. Летом 1858 в Париже женится на Ел. Вас. Устюжской (дочери псаломщика рус. церкви).
   Возвратившись в Петербург, приступает к журн. работе, в 1858 принял приглашение Г. А. Кушелёва-Безбородко стать вторым редактором ж. "Рус. слово". Обязанности с П. делил Григорьев, в 1859 из-за возникших трений ушедший из журнала. Вскоре П., отчаявшись стать "независимым редактором", покинул редакцию.
   В 1860-96 П. на гос. службе в К-те иностр. цензуры, к-рая дала ему средства к существованию ("...я давно бы сгнил на чердаке или в подвале, если бы не выручила служба" -- из письма Л. И. Поливанову от 20 сент. 1892, опубл.: "Жизнь", 1922, No 2, с. 149), сначала под председательством Тютчева (взаимоотношения с к-рым не ограничивались служебными рамками), позднее -- П. П. Вяземского и А. Н. Майкова; с 1862 оставался в должности младшего цензора (от повышения неоднократно отказывался, т. к. имел всего один присутственный день в неделю и очень дорожил своей свободой): в 1871 -- стат. сов., дослужился до чина д. стат. сов. (1876). Должность цензора иностр. книг и журналов (читал франц., англ. и итал. лит-ру) отчасти тяготила П., т.к. ему, по собств. признанию, на изучение языков "не хватало памяти" (Соч., т. 2, с. 430). Сохранились свидетельства современников о либеральности П.-цензора (хотя звание цензора отталкивало многих; ср. прил. к наст, тому Цен зура в России, раздел: Цензоры), выступавшего за свободу обращения в рус. об-ве иностр. лит-ры и редко рекомендовавшего в рапортах запретить книгу (ЛН, т. 33-34, с. 848; Гаршин В. М., ПСС, т. 3, М. -- Л., 1934, с. 375; см. также: M ардарьев, с. 373).
   Процесс лит. размежевания позиций в 60-е гг. П. воспринял мучительно. Он не мог уйти ни в резкость "отрицательного" направления, ни в отрешенную над-мирность "чистой" поэзии. Позиция "между партиями" ставила его в трудное положение, т. к. по складу своей личности он и не moi быть "над схваткой": беды общественные всегда были для него поводом лирич. эмоции, не достигая гражд. пафоса. Темы стихов социальной направленности (преим. 1860-х гг.) -- "злая современность", ожесточающая души и рождающая страх ("Одному из усталых", 1863, в праздности горе, и горе в труде...", 1865 -- опубл. с ценз, изъятиями; "Когда я был в неволе", 1871), несчастные судьбы маленьких людей: "Миазм" (1868), "Слепой тапер" (1876), "Старая няня" (1881). П. не чувствовал себя ни "жрецом прекрасного", парящим над мирской суетой, ни гневным "обличителем толпы", отрицателем и борцом ("Проклинать он не умеет, и недовольство его выражается в тихой, задумчивой жалобе" -- Добролюбов, V, 144). В программном стих. "Для немногих" (1860) он признается: "Мне не дал Бог бича сатиры... / И для немногих я поэт" (характерно, что поэт не поместил его ни в одно из последующих изданий своих стихов).
   В дневнике 1856 П. записывает: "Не знаю, отчего я чувствую невольное отвращение от всякого политического стихотворения; мне кажется, что в самом искреннем политическом стихотворении столько же лжи и неправды, сколько в самой политике" (РГАЛИ. ф. 403. оп. 2, No 9).
   Тургенев, Н.Н. Страхов, Фет (см.: Фет А.А., Восп., т. 3, М., 1992, с. 155), ценившие и понимавшие поэзию П., вместе с тем с иронией отзывались о его "лавировании" и "старании избежать ссоры с передовым" (письмо Страхова Фету, 24 февр. 1879 -- РО, 1901, No 1, с. 92). Вынужденное "стояние" между лагерями говорит о неизменности однажды выбранной П. позиции. Показательно, что его знаменитая "Узница" (1878), отклик на судьбу Веры Засулич -- не уклон в сторону полит, радикализма, а живая и непосредств. боль за "молодость в душной тюрьме": "Что мне она! -- Не жена, не любовница, / И не родная мне дочь! / Так отчего ж ее доля проклятая / Спать не дает мне всю ночь!". П. было свойственно "живое понимание благородных стремлений своего времени... уважение и сочувствие к ним..." (Некрасов, XI, кн. 2, с. 136). Он видит в поэте человека, органически связанного с судьбами родины: стих. "В альбом Ш." ("Писатель, если только он / Волна, а океан -- Россия...", 1871).
   У П. долго не было "своей" читающей публики. Журналы, четко придерживавшиеся определенных направлений, печатали его неохотно. А те, что печатали, как жалуется он в письмах к Тургеневу, "лопались" один за другим. Под конец жизни, объясняя в письме к А. П. Чехову свое участие в случайных еженедельниках, П. писал: "Наши большие литературные органы любят, чтобы мы, писатели, сами просили их принять нас под свое покровительство -- и тогда только благоволят к нам, когда считают нас своими, а я всю жизнь был ничей, для того чтобы принадлежать всем, кому понадоблюсь, а не кому-нибудь" (Переписка Чехова, т. 2, с. 12).
   В 1869-70 вышли "Сочинения" П. (т. 1-4, СПб.-М). В резкой рец. на первые два тома M. E. Салтыков-Щедрин назвал П. "эклектиком", "несамостоятельным" и "второстепенным" поэтом, собирающим "среднее", "безликое" у всех (ОЗ, 1869, No 9, с. 47; то же: Салтыков-Щедрин, IX, 344). Щедрину возражал Страхов: в "Заметках о Пушкине и других поэтах" (К., 1897) он определил "направление" П. как "поклонение всему прекрасному и высокому, служение добру и красоте, любовь к просвещению" (с. 138). Тургенев по просьбе П. выступил в защиту его таланта: "...худо ли, хорошо ли он поет, но поет уж точно по-своему" (СПбВед, 1870, 8 янв.; то же: Тургенев, XVI, 158). Однако Тургенев оказал П. "медвежью услугу", т. к. противопоставил его творчество некрасовской поэзии, к-рой дал резкую характеристику, что "глубоко огорчило" П. (письмо Некрасову от 24 янв. 1870 -- в кн.: Некрасов Н.А. Неизд. стих..., П., 1922, с. 278).
   Отношения с Некрасовым складывались непросто. П. много печатался в "Современнике", но обновленные "Отеч. зап." порой отклоняли его произв. ("я изгнан Некрасовым из "Отеч. записок"" -- ЛН. т. 73, кн. 2. с. 221). В личных отношениях двух поэтов были и сближения, и разрывы (свою роль сыграла резкая лит. борьба). В творчестве обнаруживаются поэтич. схождения не только тематические [жизнь горожанина, петербуржца (у П. -- "Простая быль", 1870, опубл. 1924), изображение драм, перипетий любви (у П. -- "Письмо". "Воспоминание", оба 1853. "В глуши"; у Некрасова -- "панаевский цикл", "Свадьба")], но и ритмич.. жанровые, лексические. В стих. "Поэту-гражданину" (1864) и "Блажен озлобленный поэт..." (1874) П. опровергает некрасовское представление о призвании поэта (подробнее об истории печатания стих. см. прим. Б. М. Эйхенбаума в изд. 1935). Однако в тяжелую для Некрасова пору П. выступил со стих. "О Н.А. Некрасове" (написано, по-видимому, в кон. 1860-х гг.. опубл. в 1871 под загл. "О нем"), в к-ром голос автора противостоит "молве", клевещущей на поэта.
   На протяжении всего творчества П. осваивал самые разные стихотв. размеры, часто разностопные: 4- и 3-стопный хорей в стих. "Качка в бурю" (1850), "Вызов" (1844), 4- и 3-стопный ямб в стих. "У двери" (1888) и др. Как и Некрасов, П. охотно прибегает к трехсложным размерам (4-- и 3-стопный дактиль в "Узнице"). Одним из первых вводит в стих гипердактилич. рифмы ("Цыганы", 1865, "Старая няня", "В осеннюю темь", 1890). В письме А. В. Жиркевичу от 10 мая 1890 он писал: "Ямб и надоедлив, и рутинен -- с ним много возни именно потому, что это самый легкий размер" (РЛ, 1970, No 2, с. 128). Среди ритмич. опытов П. -- стих. "О, Боже, Боже!.." (ПСС, 1896, т. 1,с. 10-11), написанное двухстопным ямбом: "О, Боже, Боже! / Не Ты ль вещал, / Когда мне дал / Живую душу..." (подробнее см.: Орлова).
   В 1871, после выхода в свет сб. "Снопы. Стихи и проза" (кн. 1, СПб.). Салтыков-Щедрин вновь критиковал П. (ОЗ, No 2) за "неясность миросозерцания", на что поэт ответил полемич. брошюрой "Рецензент "Отеч. записок" и ответ ему Я. П. Полонского" (СПб., 1871).
   Трудности поэтич. судьбы П. сопровождались чисто физич. мучениями, всю жизнь преследовавшими его. В июне 1859, в хлопотах и беспокойстве по поводу рождения первенца, П. упал с дрожек и ушиб ногу. Две мучительные операции не принесли полного выздоровления, и П. был обречен на костыли, а позднее на почти полную неподвижность. В нач. 1860 умер его сын, а в июне, после тяжелой болезни, жена, к-рая поражала близких друзей красотой и обаянием, но еше более -- заботливой преданностью больному мужу. Стихи "Безумие горя", "Чайка" (оба 1860), "Когда б твоя любовь мне спутницей была..." (1861) и др. дают представление о глубине его отчаянья (подробнее см. Штакеншнейдер, ук.). Вторая жена П. (с 1866) -- Жозефина Ант. Рюльман (от этого брака у П. было трое детей), скульптор-любительница (бюст Тургенева ее работы установлен в Одессе); она была издательницей первого Поли. собр. соч. П. в 10 тт.
   Признание приходит к П. лишь под конец жизни, когда он предстает в канонич. облике "поэта-ветерана", почитаемого, окруженного молодежью. В 1882 П. знакомится с В. М. Гаршиным, в дек. 1887 с Чеховым, внимательно следит за творчеством К. М. Фофанова (выдвинул сб-к его стихов на Пушкинскую пр.), С. Я. Надсона, однако представители "новых веяний" в лит-ре (Д. С. Мережковский, Ф. Сологуб, К. Д. Бальмонт, З. Н. Гиппиус) внушали ему "что-то вроде трепета, смешанного с брезгливостью" (Перцов, с. 113; см. стих. П. "Декадент..."); его пародии на декадентов вошли в комедию "Чужие роли" -- ЛПН, 1894, No 1. В 1860-е гг. в Петербурге приобретают известность "пятницы" П. -- лит.-муз. собрания (на квартирах поэта), просуществовавшие ок. 40 лет (1858-98; с 1870-х гг. они стали регулярными) и привлекавшие, помимо изв. писателей, множество "народа" -- "от студента до сенатора и выше" (Перцов, 107). Традиции "пятниц" продолжались и после смерти поэта (6 лет как "пятницы К. К. Случевского" и 18 лет -- как Лит.-худож. кружок им. Я. П. Полонского), благодаря усилиям его жены и младшего сына Бориса (1875-1922).
   Отмечавшееся в 1887 50-летие Творч. деятельности П. стало поводом не только для торжеств, юбилея, но и для признания заслуг поэта его бывшими "лит. обличителями"; он избран чл.-корр. АН (1886).
   П. был современником и очевидцем обществ, и лит. жизни почти всего 19 в. Его гимназич. опыты одобрил Жуковский, вместе с тем для юного А. А. Блока П. -- "последний яркий представитель века" (Блок, VII, 35). Ему в наивысшей степени была свойственна "изумительная отзывчивость на все явления сменявшейся вокруг него народной, обществ, и гос. жизни" (Голенищев-Кутузов А. А., Памяти П. Речь в публичном заседании АН 29 дек. 1898 г. -- Сб. ОРЯС, г. 67, 1901, с. 22). Об этом же еще ранее (1891) писал Поливанов, давший наиб, основат. разбор творчества П. (см.: Поливанов). "Отзывчивость", постоянная готовность души к отклику составляет своеобразие его поэзии; в характере его лирич. героя отразились черты самого поэта. Некрасов писал, что произв. П. "постоянно запечатлены колоритом симпатичной и благородной личности" (IX, 273). То же отмечал и Добролюбов: "незлобием и добродушием веет от всех слов поэта" (V, 149). "Не осуждающий" -- этим словом определил Л. Н. Толстой свое впечатление от внутр. облика П. (XLIX, 51). Вместе с тем нерасторжимая слитность поэта и человека неправомерно рассматривалась как выражение прямого автобиографизма; у П. она претворяется в образ лирич. героя, становясь чертой поэтики. По точному наблюдению И. А. Гончарова (в отклике на кн. П. "Озими", СПб., 1876), П. "досказал" в стихах свою "душу" (Гончаров, VIII, 447).
   Поэтич. правдивость, сугубая реалистичность образного мира -- порой на самой грани "тривиальности" и прозаичности -- лишь одна сторона творчества П. Единодушно мнение критики о "таинственности", "загадочности" мира его поэзии: "Он во всем видит какой-то особенный, таинственный смысл..."; "Все возбуждает в нем вопрос, все представляет ему загадку" (Добролюбов, V, 140, 141). Сама природа "полна была для него таинственной жизни" (там же), он был убежден, "что настоящий источник поэзии есть объективная красота" (Вл. Соловьев -- Брокгауз, XXIV, 362). Не пытаясь разгадать тайну жизни, поэт дает самый "образ тайны".
   В целом можно сказать, что поэтика П. вбирает в себя и отзвуки романтизма 30-х гг. (критика неоднократно отмечала близость П. к Пушкину, М. Ю. Лермонтову) и предвосхищает нек-рые черты "неоромантизма" поэзии 20 в. (это сочетание прослеживается в его поздней поэме "Мечтатель", где чередуются и причудливо переплетаются фантазия и реальность). Близость к символизму особенно ясно проступает в поздних стихах и маленьких поэмах (балладах) П.: "Лебедь" (1888), "На пути" ("Хмурая застигла ночь", 1890), "Вдова", "Хуторки (Рус. идиллия)" (обе 1895) и др., где образ как бы колеблется на грани символич. и прямого смысла (быт, тяготеющий к символу). Уже младшие современники склонны были истолковывать поэзию П. символически; так, Л.Е. Оболенский писал о стих. "В глуши" ("Для кого расцвела? для кого развилась?", 1855): "...это не только женская русская душа, это... вообще душа целой Руси, с ее исканиями правды, с ее тоской по неведомому" (РБ, 1887, No 4, с. 140). Блок называет имя П. в числе "избранников", "великих учителей", и вслед за Вл.С. Соловьёвым ощущает присутствие "женственной тени" в его поэзии (VII, 29, 35). На стихи П., поэзия к-рого тяготеет к песне, романсу, создано 128 муз. произв. (среди композиторов -- П. И. Чайковский, А. С. Даргомыжский, Ц. А. Кюи, С. В. Рахманинов, С. И. Танеев, П. П. Булахов). Последние книги П. носят итоговый характер. Настроениями старости и смерти, мистики проникнуты сб-ки стихов "На закате" (М., 1881), "Вечерний звон" (СПб., 1890). В 1885-86 выходит "Полн. собр. соч." (т. 1--10, СПб.), в 1896 -- "Полн. собр. стих." (т. 1--5, СПб.).
   Лит. наследие П. очень велико; он писал не только лирич. стихи, но и поэмы, стихотв. драмы и прозаич. произв.: "Рассказы" (СПб., 1859; рец.: Добролюбов, II, 489...97), "Повести и рассказы" (ч. 1--2, СПб., 1896; приб. к ПСС), романы, наиб, крупные из к-рых -- "роман-хроника" "Дешевый город" (ВЕ, 1879, No 2--6), "Крутые горки" ("Дело", 1880-81), "Нечаянно" (ПСС, т. 6). Неоконч. ист. ром. "Признания Сергея Чалыгина" ("Лит. б-ка", 1867, т. 3-6, 8, 12), воссоздающий, в форме исповеди ребенка, впечатления и образы детства (через призму дет. восприятия показаны и декабрьские события 1825), Тургенев сравнивал с "Детством" Л. Толстого (СПбВед, 1870, 8 янв.; то же: Тургенев, X, 123). В пов. "Женитьба Атуева" (PB, 1869, No 5; прототип жены Атуева -- Л. Шелгунова), рассказывающей о новых людях 60-х гг., "рационалистах" и "реалистах", гл. герой, стремящийся идти в ногу со временем, оказывается не способным жить по чужеродным ему нигилистич. убеждениям.
   Проза П., в к-рой видели влияние тургеневской манеры, как и большинство поэм, не пользовалась вниманием критики (единств, поев, ей очерк опубл. в "Вест. Европы", 1900, No 4; подпись А. Э.); "семь томов посредственной и вялой прозы" -- так оценил анонимный критик эту грань творчества П., откликаясь на выход его собр. соч. ("Набл.", 1887, No 6, с. 294; см. также: Орлов В. Н., с. 278). В многочисл. поэмах 1860--90-х гг. П. пытается впрямую выйти к обществ, проблематике, нарисовать характеры, типы, образы времени разл. десятилетий рос. жизни 19 в.: автобиогр. "Свежее преданье" ("ром. в стихах", не оконч. -- "Время", 1861, No 6, 10; 1862, No 1), "Мечтатель. Юноша 30-х годов XIX столетия" (СВ, 1893, No I, 2) (в обеих поэмах герой -- рефлексирующий идеалист-романтик; подробнее см.: Чумаков), "Больной писатель" (РСл, 1860, No 9) -о социально неблагополучном литераторе, "Братья. В конце 40-х годов" (не оконч., печаталась в разл. ж-лах в 1866-70), "Мими" (ОЗ, 1873, No 9-10). Как бесспорную удачу современники оценили поэму-сказку "Кузнечик-музыкант" (РСл, 1859, No 3; отд. изд. -- СПб., 1859, 1863; "скрещение поэмы с басней" -- Эйхенбаум, в кн.: Полонский, 1935, с. 755), в к-рой иронически описаны аристократич. круги (одобрит, отклики: Тургенев, XV, 156; Добролюбов, V, 149-151). Вл. Соловьёв назвал поэму "оригинальнейшим произведением", в к-ром пустое "существование человекообразных насекомых... получает достоинство и красоту" и производит "очищающее" впечатление (с. 538). Разноречивые, преим. негативные отклики вызвала "юмористич. поэма" "Собаки" (написана в 1875 и 1891, СПб., 1892) (<Ф. Н. Берг?> -- PB, 1893, No 1, с. 330; Пл. Краснов -- Кн. "Недели", 1896, No 4, с. 181); М.О. Меньшиков, посвятивший поэме подробный разбор (Кн. "Недели", 1893, No 4, 5, с. 234, 237, 247), назвал ее "сатирой на либералов", "местами злой" (No 4, с. 190), и упрекал автора за их откровенно негативное изображение. Поливанов не принял "юмористич. тона" для описания "унизительных и безнадежных" явлений эпохи 1860--1870-х гг. (письмо П. от 3 марта 1893 -- РГАЛИ).
   В ответном письме П. оправдывался: я "имел п вилу только ту нашу quasi-интеллигенцию, которая, не работая и не учась, мечтала о переворотах... о социально-демократической республике ... и посылала снюхиваться то с раскольниками, то с поляками, то с мужиками" ("Жизнь", 1922, No 3. с. 145-46).
   В целом же поэмы и прозаич. соч. П. несопоставимы с его лирикой. По всему складу творч. личности он -- лирич. поэт по преимуществу, что сказывается и в его прозе.
   Отдельный пласт творчества П. составляют мемуары, созданные в 1890-е гг.. доведены ло 1840-х гг.: детство в Рязани, школьные годы, годы студенчества в Москве (ем. в нач. статьи); П. передаст впечатления детства, быт. провинц. нравы и типы, а в "Моих сгуленч. восп." -- атмосферу студенч. молодежи, рассказывает о своем полунищенском существовании. Мемуары П. отличают правдивость, искренность, свойственные и самому автору-повествователю. Восп. о Тургеневе -- "И. С. Тургенев у себя в его последний приезд на родину" ("Нива". 1884, No 1-8) -- возникли в результате пребывания П. с семьей в 1881 в Спасском-Лутовинове, где он написал пейзажи тургеневской усадьбы и портрет Тургенева (маслом) (след. год П. проведет там же. уже без Тургенева). Помимо фактич. достоверности мемуары интересны избранным П. ракурсом взгляда на своего "персонажа": представить Тургенева в обиходной жизни с его привычками, слабостями, подверженного мнительности и меланхолии (П. был свидетелем создания Тургеневым "Стихотворений в прозе"), что. по мнению П., не могло "оскорбить" тени "знаменитого" писателя и "друга" (цит. по: Проза, с. 396. 395). Восп. содержат эпизод посещения Спасского-Лутовинова Л. Толстым. В предсмертном бреду Тургенев вспоминал "Яшу" -- Полонского (письмо А. Ф. Онегина к П. -- В кн.: Тхоржевскнй, с. 326).
   Др. произв.: стихотв. драма "Разлад" ("сцены из последнего польского восстания") ("Эпоха", 1864, No 4); "Повесть о Правде истинной и Кривде лукавой" ("Нива", 1888, No 1, 3); "На высотах спиритизма" (статьи и восп.) (СПб., 1889); ст. "По поводу одного заграничного издания и новых идей графа Л. Н. Толстого" (РО. 1895, No 4-6).
   Изд.: Стих. и поэмы. Л., 1935 (ред. и прим. Б. М. Эйхенбаума. БПбс); Стих., 2-е изд., Л., 1954 (вступ. ст., подг. текста и прим. его же, БПбс); Стих., М., 1981 (вступ. ст. и прим. Е. В. Ермиловой); Лирика, М., 1990 (полг. изд. ее же); Лирика. Проза, М., 1984 (сост., вступ. ст. и комм. В. Г. Фридлянд); Сочинения, т. 1--2, М., 1986 (сост., вступ. ст. и комм. И. Б. Мушиной); Проза, М., 1988 (сост., вступ. ст. и прим. Э. А. Полоцкой); Спасский дневник. 1881 год. -- "Спасский вест.", в. 3., Спасское-Лутовиново, 1995; Переписка с К. Р. (вел. князем К. К. Романовым. -- В кн.: К. Р., Избр. переписка, СПб., 1999 (др. письма П. -- см.: Муратова. I).
   Лит.: Белинский: Некрасов; Тургенев; Толстой; Достоевский; Гончаров; Добролюбов; Чернышевский; Салтыков-Щедрин; Никитенко; Чехов; Блок; Белый (кн. 1) (все -- ук.); Гаршин Е., Поэзия П. Критич. этюд., СПб., 1887; Поливанов Л. И., Вечерний звон. Стихи П. -- В кн.: Седьмое присуждение Пушкинской пр., СПб., 1891; Перцов П. П., Я. П. Полонский. -- В кн.: Филос. течения рус. поэзии, СПб., 1896, 1899; Перцов (ук.); Соколов H. M., Лирика П., СПб., 118981; Михаилов Д., Поэзия П., СПб., 1900; Покровский В. (сост.), Я. П. Полонский. Его жизнь и сочинения. СПб. -- М, 1906; Фидлер Ф.Ф., Лит. силуэты. III. Я. П. Полонский. -- "Новое слово", 1914, No 5; Fledler F., Aus der literatenwelt, Gottingen. 1996 (ук.; подг. изд. K. M. Азадовского); Мардарьев H., Нечто из прошлого. -- ГМ, 1916, No 5-6; Никольский Ю. Н., История одной дружбы. Фет и Полонский. -- РМ, 1917, No 5-6; Новые пропилеи, т. 1, 1923 (письма H. M. Орлову); Штакеншнейдер (ук.); [Орлов В. Н.]. Полонский. -- В кн.: История рус. лит-ры, т. 8, ч. 2, М.-Л., 1956; Рус. пародия (ук.); Орлов П.А., Я. П. Полонский. Рязань, 1961 (дата перезахоронения -- весна 1958); Богомолов И.С Полонский в Грузии, Тб., 1966; Кулябко Е.С., П. и Акад. наук (по арх. мат-лам). -- РЛ. 1969, No 2; Смиренский В., "Пятницы" П. -- "Прометей", в. 9. М., 1972: Лагунов А. И., Лирика П., Ставрополь, 1974; Орлова О. А., Метрика и строфика П. -- В кн.: Рус. стихосложение XIX в., М., 1979: Асоян А.А., Жанр лирич. поэмы сер. XIX в. и "Сны" трех поэтов. -- В кн.: Некрасов и его время, в. 5, Калининград. 1980; Чумаков Ю. H., К традиции рус. стихотв. романа (Пушкин -- П. -- Блок). -- В кн.: Проблемы совр. пушкиноведения. Л., 1981; Тхоржевский С. С. Высокая лестница. Пов. о П. -- В его кн.: Портреты пером. М., 1986. Переписка Н.А. Некрасова, т. 1-2, М., 1987 (ук.); Песни рус. поэтов (ук.): Рисунки рус. писателей XVII -- нач. XX в., М., 1988. с. 146-51; Медынцева Г., Полонский-живописец. -- "Лит. учеба", 1988, No 2; Фонякова Н.Н., Спасское-Лутовиново в этюдах П. -- ЛН. т. 76; ее же. Фет, его усадьба Воробьевка и семья Полонских. -- Памятники культуры. 1986. Л., 1987: Соловьев B.C., Поэзия П.; Я. П. Полонский. -- В его кн.: Философия иск-ва и лит. критика. М., 1991; Грякалова Н, Ю., К генезису образности ранней лирики Блока (П. и Вл. Соловьев). -- В кн.: Александр Блок. Иссл. и мат-лы. Л., 1991; Опочинин Е. И., П. и его пятницы. -- ВЛ, 1992, в. 3 (публ. и комм. М. Одесской); Елизаветина Г. Г., Писарев и П.-- В кн.: Мир Д. И. Писарева, в. 2. М., 2000; Пронина Л., П. и его время, Рязань. 2000 (с. 125* -- уточн. дата рожд. П.); Белевцева Н. П., "Роман" и драма П. (по арх. мат-лам). -- "Книгочей", 2001, в. 6; Козубовская Г. П., А. Фет и П. (проблема худож. мышления). -- В кн.: Проблемы изучения жизни и творчества Фета, Курск, 1992; ЛН, т. 27/28, с. 315...366: т. 33/34. с. 847-50; т. 51/52. с. 646-54 и др.; т. 53/54. с. 158-62, 231...239 и пр.; т. 56-59. 73. 76, 83-86. 97 (ук.). * Добролюбов И. В., Яхонтов С. Д., Библ. словарь писателей, ученых и художников, уроженцев (преим.) Рязан. губ., Рязань, 1910 (библ. произв. П. и лит-ры о нем); Брокгауз; КЛЭ; Иванов; Лерм. энц.; Смирнов-Сокольский; Рус. эпиграмма (ук.); Боград. "Совр."; Боград. ОЗ (I, 2); Рус. писатели (Л. И. Соболев); Белов С. В., Ф. М. Достоевский и его окружение. Энц. словарь, т. 2, СПб., 2001; Лит. объединения. 1890-1917; Муратова (I. в т. ч. библ. писем); Масанов.
   Архивы: РГАЛИ, ф. 403; ф. 2191, оп. I, No 230 (переписка с Л. И. Поливановым, св. 130 писем); ИРЛИ. ф. 241 (в т. ч. обширная переписка, см.: Личные фонды РО ПД, СПб., 1999); ГЛМ. ф. 148; РНБ. ф. 747, No 28 (письма H. H. Страхову, 1868-90); ф. 874, оп. I, No 34...74 (письма С. Н. Шубинскому, 1886-98 гг., в т.ч. "Замечании" П. наст. Б. Б. Глинского "Лит. молодежь", 1896 г. -- No 66): ф. 236, No 127 (35 писем Г. П. Данилевскому. 1850-69 гг.) [справка Т В. Мисникевич]; РГИА, ф. 1343, оп. 27. д. 4649 (дело о причислении к дворянству отца П. с детьми 1846--49 гг., вкл. ф. с. отца 1838 г.); ф. 776. оп. 3, д. 655 (дело о службе П. по канцелярии Гл. управления но делам печати); ф. 777 (ценз. дела) [справка Л. М. Сеселкиной].

Е. В. Ермилова, А. З. Грешный.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 5. М., "Большая Российская энциклопедия", 2007

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru