Полоцкий Симеон
Эпиграммы

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Русская эпиграмма второй половины XVII -- начала XX в

   

Симеон Полоцкий

1. <ИЗ ЦИКЛА "ОБЛИЧЕНИЕ">

             Идеже место несть обличению,
                    тамо свобода грехов творению.
   

2. ПРАВДА

             Знающе правду, а о ней молчати --
                    есть злато в землю тщетно закопати.
   

3. НИЩЕТА ЦАРЕЙ

             Царие и князи, суще пребогата,
                    обыкоша скудость едину страдати:
             Много рабов имуть, сокровище в злато
                    соблюдают иным зело пребогато,
             Но нищи суть в други правду глаголивы,--
          вси бо по их воле глагол деют лстивы.
   

4. <ИЗ ЦИКЛА "СЫТОСТЬ">

             Ястреб сытый из руки аще испустится,
                    сед на древе, к пустившу не скоро вратится,
             Подобие и человек, егда сыт бывает,
                    бога отбег, не скоро к нему ся вращает.
   

5-7. <ИЗ ЦИКЛА "МОНАХ">

1

             Любяй зрим быти и прочыя зрети,
                    монах несть могущ хвалу богу пети.
   

2

             Огонь есть со сеном -- инок со женами,
                    не угасимый многими водами.
   

3

             В кремень железо тогда ударяет,
                      егда пол женский инока касает.
   

8.<ИЗ ЦИКЛА "ПОХОТЬ">

             Похоть псу есть подобна: гонима -- гонзает,
                    аще же питается -- в тебе пребывает.
   

9. СЛЕПЕЦ

             Слепец аще слепцу руковожд бывает, --
                       и вождь, и водимый во яму падает.
   

10. <ИЗ ЦИКЛА "НЕВЕЖДА">

             Невежда ученого елма поучает, --
                        слепец очитого мужа провождает.
   

11. НЕУДОБНАЯ И НЕПОДОБНАЯ

             Четыре неудобна дела обреташе,
                    пятое неподобно, Платон глаголаше.
             "Неудобно, -- рекл, -- дело гордому служити
                    и от сребролюбива мужа что просити.
             Еще со лживым мужем куплю совершати
                    и со искусства праздным беседы творяти.
             А неблагодарному доброе творити,
                    исповедую, -- веема неподобно быти".
   

12.<ИЗ ЦИКЛА "ЗАВИСТЬ">

             Яко ехидну плод чрева снедает,
                    тако завистна зависть умерщвляет.
   

13. <ИЗ ЦИКЛА "СОВЕСТЬ">

             Здравому постеля есть упокоение,
                    та же немощному есть мужу мучение.
             Точне совесть есть мужу покой преблагому,
                    та же -- ложе терново человеку злому.
   

14. ДИОГЕН

             Диоген-философ егда умираше,
                    от друг обстоящих вопрошаем бяше,
             Где изволит телу погребенну быти.
                    "Изволте мя, -- рече, -- в поли положити,
             На верее земленнем". Они отвещают:
                    "Тамо тело твое звери растерзают".
             Он рече: "Палицу при мне положите".
                    Они: "Что ти есть в ней, друже нарочите?
             Не почюеши бо, сый души лишенный".
                    Он же: "Векую убо бываю смущенный:
             Аще не почую, звери не досадят,
                    егда растерзавше тело мое снядят.
             Где-либо хощете, тамо погребите,
                    мне во ин век с миром отити дадите".
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Писавший на латинском, польском, белорусско-украинско-русском языках монах Симеон, в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович, родился в Полоцке, учился в Киево-Могилянской академии, свое образование продолжил в Польше. Поселившись в 1664 г. в Москве, Симеон получил доступ ко двору и вскоре стал домашним наставником детей царя Алексея. В первой русской стихотворной кн. "Вертоград многоцветный" (1678) Симеон представил почти все известные тогда поэтические жанры, в том числе эп-му, которая по своей структуре близка к эп-ме XVIII в. Так как сб. был предназначен не только для полезного развлечения, но и претендовал на роль своеобразной справочной энциклопедии, то автор в последнем подготовленном для печати списке (БАН) расположил весь материал по алфавиту названий стих., часто прибегая к инверсии в загл. (например, "Жен близость"), чтобы наиболее значимые слова-понятия не выпадали из алфавитного порядка. Некоторые из них у Симеона Полоцкого являются названиями стихотворных циклов (например, "Монах"), В этих случаях для настоящего изд. выбирались только стих. эпиграмматического типа. Подробнее о Симеоне Полоцком см. в биогр. спр. А. М. Панченко в РСП, с. 104-106.
   1. Печ. впервые по списку БАН. Идеже -- где.
   2. РСП, с. 144. Знающе -- зная.
   3. Симеон Полоцкий, Избр. соч., М.--Л., 1953, с 16. Суще -- будучи. Обыкоша скудость едину страдати -- в одном обычно испытывают недостаток. Сокровище в злато соблюдают иным зело пребогато -- у них лежат очень большие запасы золота. Но нищи суть в други правду глаголивы -- но лишены возможности говорить правду другим. Бо -- ибо. Глагол -- слово.
   4. РСП, с. 158. Печ. с уточнением ст. 4 по списку БАН. Входит в цикл из 2-х стих. Аще -- когда, если. Бога отбег -- удалясь от бога.
   5-7. РСП, с. 134. Входят в цикл из 8-ми стих. 1. Любяй -- любящий. Несть могущ -- бессилен. 3. Егда -- когда.
   8. РСП, с. 143. Входит в цикл из 26-ти стих. Гонзает -- бежит.
   9. РСП, с. 153. Руковожд -- руководимый.
   10. Симеон Полоцкий, Избр. соч., М.--Л., 1953, с. 75. Входит в цикл из 3-х стих. Елма -- в то время как. Очитого -- зрячего.
   11. РСП, с. 138. Неудобная и неподобная -- несносно и негоже. Обреташе -- имеется. Платон (427-347 до н. э.) -- древнегреческий философ. Со искусства праздным беседы творяти -- вести разговоры с неискушенным в искусстве.
   12. Печ. впервые по списку БАН. Входит в цикл из 27-ми стих. Яко -- как. Завистна -- завистливого.
   13. РСП, с. 155. Входит в цикл из 10-ти стих. Точне -- равно.
   14. РСП, с. 123. Диоген (ок. 404-323 до н. э.) -- древнегреческий философ; его назидательные изречения пользовались большим авторитетом в средние века, а данный сюжет был изложен в сб. "Апофегмата". На версе земленнем -- здесь: на насыпном холме. Нарочите -- здесь: почтенный. Сый души лишенный -- оставшийся без души. Вскую убо -- почему же. Снядят -- съедят; первая гласная слова писалась через Ѣ и здесь, рифмуя с глаголом "досадят", должна читаться как звук "я" (влияние белорусского произношения). Во ин век -- в мир иной. Отити -- удалиться.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru