Аннотация: Фрагменты:
Глава седьмая. Временное правительство. Глава восьмая. В тюрьме.
Тихон Полнер
Жизненный путь князя Георгия ЕвгеньевичаЛьвова
Источник текста: Полнер Т. И. Жизненный путь князя Георгия ЕвгеньевичаЛьвова : Личность, Взгляды. Условия деятельности. - М. : Русский путь, 2001. - 464 с. : портр., ил.
Глава седьмая
ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
1
"Священное единение" с правительством закончилось. По мере проникновения в публику слухов о весенних неудачах в Галиции (с апреля 1915 года) общим достоянием становилась мысль, что победить врага с реакционным и неумелым правительством Николая II -- нельзя. Под напором общего недовольства, проявлявшегося особенно в Москве, царь вынужден был сделать уступки и пожертвовать наиболее махровыми министрами: Сухомлинов, Маклаков, Щегловитов -- уволены. Но кабинет не был обновлен полностью. Во главе его, по-прежнему, оставался "государственный старец" Горемыкин, присутствие которого обеспечивало "сохранение устоев". "Резвость" и лирические отступления некоторых более либеральных министров при таком дядьке были отнюдь не страшны для "сфер". К тому же будирование касалось сначала лишь "двоевластия": Совет министров чувствовал себя бессильным при исключительных полномочиях ставки и ворчал. Когда государь, под влиянием Александры Феодоровны и Распутина, решил стать во главе армии, будировавшие министры попробовали возражать против такого шага, не предвидя от него ничего хорошего. За это они поплатились портфелями. Влияние государыни и Распутина усилилось. "Министерская чехарда" стала снова принимать вид не только полного пренебрежения к общественному мнению, но даже издевательства над ним.
Эти события, естественно, питали недовольство. Воскресли с новою силою мечты об ответственном министерстве. Сначала шли разговоры о "кабинете обороны". В газете П.П. Рябушинского "Утро России" 13 августа 1915 года даже появилось такое известие: "Сегодня в думских кулуарах циркулировал следующий список лиц, проектируемых думской оппозицией в состав кабинета обороны: премьер-министр -- М.В. Родзянко, министр внутренних дел -- А.И. Гучков, министр иностранных дел -- П.Н. Милюков, министр финансов -- А.И. Шингарев, путей сообщения -- Н.В. Некрасов, торговли и промышленности -- А.И. Коновалов, главноуправляющий земледелия и землеустройства -- А.В. Кривошеин, военный министр -- А.А. Поливанов, морской министр -- Н.В. Савич, государственный контролер -- И.Н. Ефремов, обер-прокурор Синода -- В.Н. Львов, министр юстиции -- В.А. Маклаков, министр народного просвещения -- граф П.Н. Игнатьев".
В то время шли уже усиленные переговоры о создании в недрах Государственной думы оппозиционного большинства, получившего вслед затем наименование "прогрессивного блока". 25 августа опубликована декларация блока, собравшего под свои знамена около 350 депутатов. Основным пунктом программы этого большинства считалось "создание объединенного правительства из лиц, пользующихся доверием страны и согласившихся с законодательными учреждениями относительно выполнения в ближайший срок определенной программы".
Собственно кадеты, игравшие руководящую роль в блоке, по-прежнему, требовали думского министерства и парламентаризма. Но, вступая в прогрессивный блок, они сделали уступку и готовы были довольствоваться "министерством доверия", то есть объединенным кабинетом из общественных деятелей и бюрократов, пользующихся доверием широких кругов. К тому же надежды добиться парламентаризма почти не оставалось; а термин "министерство доверия" -- самою своею неопределенностью представлял удобства для агитации и борьбы. На возражения слева вожаки блока неизменно отвечали: "Требуйте и добивайтесь кабинета доверия: это легче. А когда такое завоевание будет сделано, -- силою вещей, министерство превратится в парламентарное"...
Н.И. Астров в письме к С.П. Мельгунову вспоминает, как собравшиеся на квартире князя Долгорукова, с карандашом в руках, намечали "министерство доверия". Такие списки составлялись в разных кружках в Москве и Петрограде. Они не были в начале устойчивыми и менялись в зависимости от конъюнктуры дня. Сначала в премьеры "кабинета обороны" намечался иногда А.И. Гучков. Кандидатура эта, однако, отпала: учитывалась неприемлемость ее в "сферах". Намечали кандидатуру либерального бюрократа А.В. Кривошеина [Мельгунов СП. На путях к дворцовому перевороту. Париж, 1931.]. Ко времени образования блока выдвигалось, как мы видели, имя М.В. Родзянко. О князе Львове в то время говорили мало. Он не пользовался большим престижем в думских кругах. О министерстве доверия более всего говорили среди кадетов и кадетствующих, которые относились к князю Георгию Евгеньевичу довольно прохладно. Но к концу 1915 года деятельность Земского союза и Земгора получила такое развитие, что популярность главы обеих этих организаций не могла остаться в тени. Популярность эта необыкновенно быстро росла в армии. Оттуда она перешла в тыл и в широкие общественные круги. На фоне бессилия и растерянности правительства кипучая деятельность Земского и Городского союзов казалась прямо волшебною. Немилость, ревнивые нападки правительства, препятствия, которые оно ставило союзам, острая и все разраставшаяся вынужденная борьба по этому поводу -- все содействовало популярности союзов. Творцом главнейших из них, по справедливости, считался князь Г.Е. Львов. К концу 1915 года имя его приобрело совершенно исключительное значение. Постепенно и незаметно само дело Земского союза и Земгора выдвинуло князя на первый план и возвело его в ранг главы общественности. Когда впервые в среде земцев и деятелей военно-промышленных комитетов произнесено было его имя как главы будущего "министерства доверия", Георгий Евгеньевич серьезно задумался. Он хорошо понимал, как трудно угодить всем на таком посту и в такое исключительное время. В случае призыва к власти ему пришлось бы идти в стан врагов и руками их переделывать бюрократический строй России. Но, с другой стороны, князь не мог не чувствовать в себе громадных сил, которые всегда, при сколько-нибудь благоприятных обстоятельствах, венчали его деятельность замечательным, исключительным успехом. Он знал хорошо силу своего влияния на людей. И ему казалось, что, оставшись с глазу на глаз сослабовольным монархом, он сумеет влиять на него и примирить со страной. В его глазах задача сводилась не столько к технике управления, сколько к тому, чтобы снять бюрократическое средостение между царем и народом и дать возможность великим силам последнего развиваться на свободе, великой мудрости народной выявить, наконец, себя и спасти Россию. Отказаться от таких перспектив -- казалось совершенно невозможным. И он не сказал решительного "нет" в первый же раз, когда был назван. К тому же все это казалось в то время еще столь неопределенным и далеким...
Между тем идея ответственного министерства росла и крепла. Во времена первой русской революции вся интеллигенция подверглась гипнозу конституционных требований: жить дольше при самодержавном строе и без парламента казалось совершенно невозможным. Но за истекшее десятилетие бюрократия сумела показать, что дело вовсе не исчерпывается выбором депутатов: функции Государственной думы постепенно сведены к минимуму, который чрезвычайно осложнял законодательную машину государства, но оставлял реальную власть в руках "самодержца" и бюрократии. Неудачи на фронте, грозные осложнения внутри страны, опасность катастрофического поражения и гибели -- снова донельзя обострили борьбу за власть. Очередною идеей этой новой борьбы стало ответственное министерство. Вопрос о формах, в которые должно было облечься будущее правительство, казался второстепенным. Но сознание совершенной необходимости фактически прекратить безответственную игру судьбами страны -- стало всеобщим. К концу 1915 года именно эта идея, снова с характером и силою гипноза, начала овладевать умами интеллигенции. "Выборами" "кабинета обороны", "министерства доверия", "парламентского министерства" или просто "министерства, ответственного перед думою" занялись решительно все. Все "выбирали", конспиративно занося на бумажки имена будущих министров. Иногда таким "выборам" придавался quasi всенародный характер: скликались случайно бывшие под руками члены всех (непременно всех!) партий и серьезным видом "выбирали". К концу 1916 года эта задача осложнилась. Становилось ясным, что царь добровольно не пойдет на столь страстно ожидаемые обществом уступки. В разных слоях заговорили о перевороте. Но на случай дворцового переворота необходимо было заранее подготовить конституционную власть. При этом мало кто думал о революции. Многим она казалась неизбежной в более или менее отдаленном будущем. Сейчас (до окончания войны) революция считалась гибельной. Таким образом, к задачам "выбора" ответственного министерства, с течением времени, присоединилась новая забота: наметить и выбрать будущее правительство на случай переворота сверху...
Как происходили все подобные "выборы", отлично живописует опубликованное СП. Мелыуновым сообщение Е.Д. Кусковой.
"6 апреля 1916 г. (кажется, так), -- пишет почтенная корреспондентка, -- должен был состояться в Петербурге съезд к.-д. партии. А пятого ко мне позвонил рано утром N. Он просил позволения немедленно приехать к нам. Это было часов в 8 утра. Приехал и заявил: "Необходимо немедленно созвать собрание из всех партий и наметить временное правительство. Я отвезу эти имена на съезд, и мы там, в секретных заседаниях, подвергнем их обсуждению". Сначала мы засмеялись, думали, что он шутит, и ответили ему: "Дорогой N.! Сегодня ведь пятое, а не первое апреля". Он на нас прикрикнул и рассердился: "События надвигаются с быстротой необычайной, а вы"!.. -- Ну, что же, почему не собрать лишнее собрание? К двум часам дня я его по телефону собрала. Из эсдеков были... Из кадетов Кокошкин и... Были кооператоры. В это время в Москве, проездом с юга, был Лутугин. К моему глубокому изумлению, после краткого доклада N. публика нисколько не удивилась тому занятию, к которому он ее приглашал. И с самым серьезным видом занялась намеча-нием имен. Председателем совета министров наметили князя Львова. Министром иностранных дел Милюкова. Военным Гучкова. Некоторые настаивали на министре иностранных дел в лице князя Гр. Трубецкого. Юстиции -- Маклакова или Набокова. Земледелия -- Шингарева. Просвещения -- Герасимова или Мануйлова. Торговли и промышленности -- не помню. Что-то помнится -- не то Коновалов, не то Третьяков. Одним словом, кто-то из лиц, связанных с Военно-промышленным комитетом. Долго завязли на министре внутренних дел и решили, что это место займет кто-нибудь из земцев, ибо в его распоряжении в первое время поступил бы весь наличный земский аппарат. Так шло обсуждение по линии: кадеты и октябристы. "Левые" энергично называли имена, как будто это дело их касалось сбоку: никто из присутствующих не предполагал, что "левые" могут занять министерские посты. Затем спохватился Сергей Николаевич (Прокопович): а где же министр труда? В это время шли ведь по всей России стачки рабочих. Да и новое министерство труда было в новой России, конечно, необходимо. После краткого обсуждения решили, что этот пост не может занимать ни кадет, ни тем более октябрист. Его должен занять "левый". Единогласно "избрали" беспартийного радикала Лутугина... Этим дело и кончилось. Приехавший со съезда N сообщил нам, что и там были намечены те же имена. Вариация была лишь в том, что на каждый пост намечали не одно, а два, иногда три имени -- в зависимости от обстоятельств. Забыла упомянуть, что на пост государственного секретаря был намечен нами и Петербургом -- Кокошкин. О Керенском тогда никто и не вспомнил; повторяю, вращались в пределах к.-д. и октябристов. Это было продолжение борьбы думской за министерство общественных деятелей. Предполагалось, конечно, что и это министерство будет намечено революционным путем. Но воображение не шло все-таки дальше к.-д. и октябристов"...
Анализируя это картинное описание, С.П. Мельгунов приходит к заключению, что кое-что в приведенном рассказе является "позднейшей наслойкой" в памяти Е.Д. Кусковой. Ему кажется, что ни о каком "временном правительстве", создаваемом "революционным путем", в эпоху, указанную Е.Д. Кусковой, не могло быть и речи. Никто не готовился к надвигавшейся революции.
Как бы то ни было, происшествие, рассказанное г-жой Кусковой, -- типичная картинка тех "выборов" ответственного министерства, которые производились в 1916 году во всех сборищах интеллигентной России. Такие "выборы" имели, конечно, место и среди публики, собиравшейся время от времени конспиративно на квартирах А.И. Коновалова или П.П. Рябушинского. "Конспиративность" подобных совещаний была весьма относительная. О них знал в тех или иных вариациях Протопопов, знал премьер-министр князь Голицын, знал даже государь. Тиханович телеграфировал адмиралу Нилову (приближенному Николая II) для передачи царю рассказа городского головы Астрахани, вернувшегося из Москвы в декабре 1916 года: "Запрещенные съезды все же состоялись; состоялось так же какое-то ночное совещание у Долгорукова, на котором говорилось о необходимости наметить временное правительство и будущих представителей власти на местах".
На фронте, в армии шли те же разговоры. И пишущему эти строки не раз приходилось слышать от офицеров о намеченном составе "ответственного кабинета". Но здесь интересовались главным образом двумя должностями -- премьера и военного министра: кандидатами на эти должности в 1916 году неизменно называли князя Львова и Гучкова. П.Н. Милюков в своем сообщении перед чрезвычайной комиссией временного правительства 7 августа 1917 года говорил между прочим: "В это время представители Земского и Городского союзов, Военно-промышленного комитета и члены блока вступили друг с другом в сношения, на предмет решения вопроса, что делать, если произойдет какое-нибудь крушение, какой-нибудь переворот, как устроить, чтобы страна немедленно получила власть, которую ей нужно. В это время, в этих предварительных переговорах и было намечено то правительство, которое явилось в результате переворота 27 февраля. Намечен был как председатель Совета министров князь Львов, затем частью намечались и другие участники кабинета. Тогда же, -- я должен сказать, -- было намечено регентство Михаила Александровича при наследии Алексея. Мы не имели представления о том, как, в каких формах произойдет возможная перемена, но на всякий случай мы намечали такую возможность"[*].
[*] - Падение царского режима. T.VI.
Никаких формальных заседаний, конечно, не было. В.В. Шульгин, член прогрессивного блока, вспоминает, что неоднократно он пытался выяснить список людей, "облеченных доверием" и потому предназначавшихся в министры. Но ему отвечали, что "еще рано"[*].
[*] - Шульгин В.В. Дни. Белград, 1925. С. 223.
Знал ли сам князь Львов обо всех этих "избраниях" и разговорах?
Несомненно. На некоторых собраниях он даже присутствовал. В конце ноября 1916 года в руках Георгия Евгеньевича было постановление, подписанное 29 председателями губернских земских управ и городскими головами, требовавшее образования ответственного министерства с князем Львовым во главе.
Нараставшие настроения захватывали. С самого начала Георгий Евгеньевич, как мы видели, не уклонился от связанных с его именем общественных чаяний. С течением времени подробности этих чаяний (и даже существо их) изменялись. От возглавления "министерства доверия", подлежавшего призыву Николаем II, они доходили до создания парламентского кабинета -- в случае дворцового переворота и регентства великого князя Михаила Александровича. Князь Львов уже не задумывался и не сопротивлялся. В эпоху эту он не раз, с некоторым недоумением, говорил окружающим: "Я чувствуя, что события идут через мою голову"...
К половине 1916 года он окончательно сдался. Час его настал. Он это знал. И уже не сомневаясь и не останавливаясь, пошел к цели, выдвинутой обществом. Думские заправилы еще колебались: многим из них казалось логичнее добиваться настоящего "парламентского" министерства с Родзянко во главе. Но дума в бессильной словесной борьбе с правительством все более теряла свой престиж. Она казалась слишком умеренной. Общество (особенно -- московское общество) напирало. И скоро передовые элементы прогрессивного блока поняли, что неизбежно дать дорогу никем не коронованному, но общепризнанному главе общественности -- князю Львову.
А он сам, подталкиваемый со всех сторон общественным возбуждением, вынужден был забыть о всегдашней своей скромности. Есть следы того, что с некоторых пор он даже форсировал события, которые неизбежно должны были привести его к власти, -- хотел ли он этого, или нет...
Такое впечатление производит сообщенный нами выше текст речи, подготовленный им для декабрьского съезда.
Он чувствовал и писал:
-- Теперь уже не время говорить о том, на кого возложить ответственность за судьбы России... Надо принимать ее на себя. Народ должен взять будущее в собственные руки...
Конечно, он отнюдь не подразумевал под этими словами надвигавшейся революции. О ней он не думал. Судьбы России рисовались ему только в виде монархии с министерством, ответственным перед законно избранным народным правительством.
2
Переворот пришел раньше, чем ожидали профессиональные политики; совсем не так и не оттуда. Население Петербурга в конце февраля начало беспорядки на почве общей дороговизны жизни и, в частности, недостатка хлеба. Рабочие (местные и из окрестностей) энергично поддерживали движение. Часть гарнизона взбунтовалась. Остальные войска очень скоро оказались ненадежными. Царь, находившийся с 22 февраля в Ставке, проявил на первых порах некоторую решительность. К отчаянным телеграммам Родзянко он отнесся вполне пренебрежительно. Совет министров предлагал смену правительства и диктатуру великого князя Михаила Александровича. То и другое Николай II отвергнул. Командующему петербургским военным округом "повелено" немедленно прекратить беспорядки. В Петербург двинут генерал Иванов во главе отряда георгиевских кавалеров. С фронтов ему в помощь направлены самые "надежные" войска. Заседание Государственной думы отсрочено. Эти меры не имели успеха. В Петербурге беспорядки развивались. Ружья перестали стрелять. Власти оказались бессильными. Двинутые на Петроград войска быстро разлагались. Царский поезд, остановленный железнодорожниками на станции Дно, должен был вернуться в Псков. Главнокомандующие фронтами, сам генерал Алексеев советовали царю пойти на уступки. Но было уже поздно. Крушение началось. Оно развивалось с невероятной быстротой. У самодержавия не оказалось защитников.
Среди непосредственных причин революции П.Н. Милюков в своей "Истории" настойчиво указывает на пропаганду немецкого генерального штаба, начавшуюся, по этой версии, задолго до появления в Петрограде Ленина.
В.Б. Станкевич пишет: "Кто мог предвидеть выступление? Как раз накануне его было собрание представителей левых партий, и большинству казалось, что движение идет на убыль, и что правительство победило. С каким лозунгом вышли солдаты? Они шли, повинуясь какому-то тайному голосу, и с видимым равнодушием и холодностью позволили потом навешивать на себя всевозможные лозунги. Кто вел их, когда они завоевывали Петроград, когда жгли Окружный суд? Не политическая мысль, не революционный лозунг, не заговор и не бунт. А стихийное движение, сразу испепелившее всю старую власть без остатка".
Приводя такие слова, П.Н. Милюков прибавляет:
"Это и верно, и неверно. Верно, как общая характеристика движения 27 февраля. Неверно, как отрицание всякой руководящей руки в перевороте. Руководящая рука, несомненно, была, только она исходила, очевидно, не от организованных левых политических партий"[*].
[*] - Милюков П.Н. История второй русской революции. Т. 1. Киев, 1919. Вып. 1. С. 41.
Каковы истинные причины русской революции? Углубляться в этот вопрос мы не имеем ни намерения, ни возможности.
Быть может, для характеристики самого переворота уместно привести мнение покойного В.Д. Набокова: "Основой происшедшего был военный бунт, вспыхнувший стихийно вследствие условий, созданных тремя годами войны; в этой основе лежало семя будущей анархии и гибели"...
К такой формулировке вдумчивого наблюдателя -- мы хотели бы прибавить, что бунт солдат, рабочих и обывателей Петрограда удался и смел в пять дней старый режим потому, что власть давно уже основательно прогнила изнутри, потеряла всякий авторитет и сама чувствовала свое бессилие.
Как бы то ни было, хаос и анархия надвигались быстро. Офицеров преследовали и разоружали в казармах и на улицах. По городу разыскивали и волокли в Государственную думу бывших сановников. Толпы солдат теснились в Таврическом дворце. Правительство спряталось. По улицам мчались автомобили под красными флагами, переполненные вооруженными женщинами и молодыми девушками, охотились на городовых и разыскивали в домах и на крышах протопоповские полицейские пулеметы. На улицах и площадях трещали выстрелы. Жизнь высыпавшей на улицы толпы в некоторых местах каждую минуту подвергалась опасности... вся эта необычная картина Петрограда отнюдь не производила грозного или унылого впечатления. Стояли морозные, яркие, солнечные дни... Люди забывали об опасности. Многие лица сияли воодушевлением, даже радостью... Толпы народа встречали и провожали мчавшиеся автомобили одушевленными криками "ура"!..
В Таврическом дворце в это время стряпали новую власть. В первые дни революции казалось, что единственным источником ее будет Государственная дума. Получив декрет о роспуске, она собралась на частное совещание в полуциркульном зале и, несмотря на страстные призывы "левых" -- немедленно взять в свои руки власть, ограничилась поручением совету старейшин: избрать временный комитет членов думы и определить дальнейшую роль Государственной думы в начавшихся событиях. К трем часам 27 февраля поручение это было исполнено: временный комитет из 12 депутатов намечен для восстановления порядка и сношения с учреждениями и лицами. К вечеру 27 новое частное совещание утвердило временный комитет Государственной думы и решило взять власть, "выпавшую из рук правительства"[*].
[*] - Милюков П.Н. История... С. 43.
А в то же время и в том же здании брала власть в свои руки случайная группа вождей левых партий, стараясь из бесформенной толпы, заливавшей Таврический дворец, создать Совет солдатских и рабочих депутатов. Собственно ни заправилы прогрессивного блока, ни тем менее вожди левых партий не собирались брать на себя ответственность за дальнейшие события. Но не претендуя на непосредственную власть, никто не желал уступить ее полностью. Комитет Государственной думы озаботился созданием Временного правительства; вожаки Совета рабочих и солдатских депутатов приготовились, в случае соглашения на программе и лицах, вести свою линию и "поддерживать новую власть лишь постольку поскольку"...
Временный думский комитет, намечая новое правительство, обратился к спискам людей, "облеченных общественным доверием". Князя Львова не было в Петрограде, и ему послан был в Москву телеграфный вызов. Несмотря на железнодорожные затруднения, он явился немедленно.
Пробравшись на квартиру члена Государственного совета, влиятельного земца Меллера-Закомельского, князь мог оттуда разобраться в положении.
Он знал, на что его зовут. Но какая разница с тем, на что он шел сам ранее и к чему готовился!..
Теперь он стоял перед "бездонной пропастью внезапного провала власти". От него ждали прежде всего введения в естественное русло разбушевавшейся революционной стихии, воссоздания власти на новых началах... И когда? Во время всех тягостных осложнений, разрухи, озлобления, порожденных трехлетней войною!
Революция до окончания войны казалась гибелью России. Эта гибель теперь надвигалась. Почему он должен брать на себя за нее ответственность? Перспективы сомнительной власти не притягивали. Ничьих интересов, никаких партийных доктрин он не собирался защищать. Он знал, что не может прекратить войну, и мало пригоден для того, чтобы стрелять в народ, если бы даже нашлись для того стреляющие пулеметы...
Не лучше ли было уклониться от ответственности? Предоставить другим искать выхода из безвыходного положения? Остаться на той высоте, на которую вознесла его судьба, и с тем ореолом, который завоевал он трехлетней, сверхчеловеческой работой?..
Соблазн был велик.
Но он вспомнил свои мысли и слова за все последнее время... Не он ли проповедовал, что прошло время искать, на кого возложить ответственность? Что настал час "брать ответственность на себя"? Не он ли учил, что "путь к победе идет через новые великие напряжения, новые испытания патриотизма и любви к России?" Не он ли звал к "действительному патриотизму"? Всю жизнь он утверждал, что "отсутствующие всегда не правы", что работать можно всегда и со всякими людьми, что во всякое положение каждый может и должен внести хоть что-нибудь.
"Родина-мать" -- на краю гибели... И неужели в этот час он усомнится в "глубокой мудрости" русского народа, в божественных началах, "живущих в его душе", -- в его доброжелательстве, миротворчестве, смиренстве? Боязливо отойти в сторону? Умыть руки?.. Но "хватит ли совести"? [Одно из любимых выражений Георгия Евгеньевича.]
И под вечер первого марта он пробрался в Таврический дворец.
Сколько раз впоследствии к нему обращались близкие люди с грустным вопросом, зачем он не уклонился тогда? Георгий Евгеньевич, при своей сдержанности и скромности, не мог отвечать правдивым изображением своего тогдашнего состояния.
-- Я не мог не пойти туда -- неизменно говорил он, потупившись. И глубокие складки появлялись у него на лбу...
3
Набоков рисует такую картину, представшую перед ним второго марта: "Внутренность Таврического дворца сразу поражала своим необычным видом. Солдаты, солдаты, солдаты, с усталыми, тупыми, редко с добрыми и радостными лицами; всюду следы импровизированного лагеря, сор, солома; воздух густой, стоит какой-то сплошной туман, пахнет солдатскими сапогами, сукном, потом; откуда-то слышатся истерические голоса ораторов, митингующих в Екатерининском зале, -- везде давка и суетливая растерянность. Уже ходили по рукам листки со списком членов Временного правительства"...[*]
[*] - Набоков В.Д. Временное правительство // Архив русской революции. Т. 1. Берлин, 1921.
Еще накануне (то есть 1 марта), среди страшного хаоса и почти полной прострации переутомленных членов временного думского комитета, у всех созрела мысль, что так дальше нельзя: надо создать правительство. С этим возгласом между прочим обрушился на П.Н. Милюкова В.В. Шульгин. Ходившие по рукам еще задолго до революции списки людей, "общественным доверием облеченных", -- правому депутату почему-то известны не были. И вот среди невероятного кавардака надвигавшихся со всех сторон событий П.Н. Милюков, сохранявший неизменно присутствие духа и ясность мысли, принялся составлять список будущих министров -- при содействии тех членом временного думского комитета, которые были еще в состоянии говорить и мыслить. На сцену появился, конечно, тот список, который ранее фигурировал и негласно был утвержден прогрессивным блоком. Но не отстал ли он самым безнадежным образом от жизни? Во всяком случае неизбежны были хотя бы некоторые поправки. Участие в кабинете "левых" (не входивших вообще в прогрессивный блок) казалось теперь совершенно необходимым. Но Чхеидзе (председатель исполнительного комитета Совета солдатских и рабочих депутатов) самым решительным образом уклонился. А.Ф. Керенский не последовал его примеру. С первого дня революции Керенский проявил кипучую деятельность. Среди рабочих и солдат имя его пользовалось популярностью. Сразу он "нашел себя" в революции: зарядился своеобразным революционным пафосом, проявил столь редкое среди русской интеллигенции уменье приказывать, необычайный подъем духа. Его слушались беспрекословно. И скоро стало для всех очевидным, что никакое правительство без него невозможно. Состоя товарищем председателя исполнительного комитета, он не мог сразу дать окончательного ответа: левые вожаки совета провели постановление о неучастии во власти. Но путем героического выступления в совете А.Ф. Керенскому удалось преодолеть саботаж социалистов: советская масса одобрила с энтузиазмом вступление его в кабинет. И приняв пост министра юстиции в будущем Временном правительстве, он, оставаясь товарищем председателя исполнительного комитета Советов солдатских и рабочих депутатов, стал связующим элементом между властью и ее критиками.
В остальном список, составленный когда-то, подвергся немногим изменениям.
Кандидатура князя Львова в премьеры и министры внутренних дел не встретила возражений. Давно уже он возглавлял все списки.
Правый Шульгин, рассказывая, как князь Львов "непререкаемо въехал в милюковском списке на пьедестал премьера", говорит:
"-- А кого мы, некадеты, могли бы предложить? Родзянко?
-- Я бы лично стоял за Родзянко, он, может быть, наделал бы неуклюжестей, но, по крайней мере, он не боялся и декламировал "Родину-матушку" от сердца и таким зычным голосом, что полки каждый раз кричали за ним "ура"... Может быть, именно Родзянко скорее других способен был с ними ("левыми") бороться... А впрочем -- нет, Родзянко мог бы бороться, если бы у него было два-три совершенно надежных полка. А так как в этой проклятой каше у нас не было и трех человек надежных, то Родзянко ничего бы не сделал. И это было совершенно ясно хотя бы потому, что, когда об этом заикались, все немедленно кричали, что Родзянку "не позволят левые"... В их руках все же была кой-какая сила, хоть и в полумонархическом состоянии... У них были штыки, которые они могли натравить на нас. И вот эти, "относительно владеющие штыками", соглашались на князя Львова... Родзянко же был для них только "помещик" <...>, чью землю надо прежде всего отнять"...[*]
[*] - Шульгин В.В. Дни. С. 224--225.
Вечером того же первого марта шли бесконечные пререкания с представителями Совета солдатских и рабочих депутатов. Обсуждались программа будущего правительства, составленная "левыми", и воззвание к солдатам и населению о том, чтобы прекратить анархию, самовольные обыски, грабежи и враждебные выпады солдат против офицеров. В предъявленной "левыми" программе правительству пришлось согласиться и на пункт 7-й, гласивший: "Неразоружение и невывод из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революционном движении"...
На другой день (2 марта) в 3 часа дня П.Н. Милюков произнес речь о вновь образовавшемся правительстве. Он говорил перед грандиозною толпою, наполнявшею Екатерининский зал Таврического дворца. В общем оратор встречен с энтузиазмом и вынесен, по окончании, на руках. Но не обошлось дело и без протестов.
-- Кто вас выбрал? -- кричали ему.
-- Нас выбрала русская революция, -- отвечал он, -- но мы не сохраним этой власти ни минуты, после того как свободно избранные народом представители скажут нам, что они хотят на наших местах видеть людей, более заслуживающих их доверия...
При словах оратора "во главе мы поставили человека, имя которого означает организованную русскую общественность, так непримиримо преследовавшуюся старым правительством", -- те же протестующие голоса дважды прерывали речь криками: цензовую. Они услышали в ответ: "Да, но единственно организованную, которая даст потом возможность организоваться и другим слоям русской общественности".
О судьбе династии П.Н. Милюков мужественно и определенно высказал свое мнение.
-- Я знаю наперед, что мой ответ не всех вас удовлетворит. Но я скажу его. Старый деспот, доведший Россию до полной разрухи, добровольно откажется от престола или будет низложен. Власть перейдет к регенту, великому князю Михаилу Александровичу. Наследником будет Алексей (шум, крики: "это старая династия!") -- да, господа, это старая династия, которую, может быть, не любите вы, и, может быть, не люблю и я. Но дело сейчас не в том, кто что любит. Мы не можем оставить без ответа и без разрешения вопрос о форме государственного строя. Мы представляем его себе, как парламентарную и конституционную монархию. Быть может, другие представляют иначе. Но если мы будем спорить об этом сейчас, вместо того чтобы сразу решить вопрос, то Россия очутится в состоянии гражданской войны и возродится только что разрушенный режим. Этого сделать мы не имеем права. Но как только пройдет опасность и восстановится прочный мир, мы приступим к подготовке созыва учредительного собрания на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Свободно избранное народное представительство решит, кто вернее выразил общее мнение России, мы или наши противники".
Около вопроса о форме правления и о судьбе династии сейчас же зашевелился конфликт. П.Н. Милюков излагает его в следующих выражениях:
"К концу дня волнение, вызванное сообщением о регентстве в. к. Михаила Александровича, значительно усилилось. Поздно вечером в здание Таврического дворца проникла большая толпа чрезвычайно возбужденных офицеров, которые заявляли, что не могут вернуться к своим частям, если П.Н. Милюков не откажется от своих слов. Не желая связывать других членов правительства, П.Н. Милюков дал требуемое заявление в той форме, что "его слова о временном регентстве великого князя Михаила Александровича и о наследовании Алексея являются его личным мнением". Это было, конечно, неверно, ибо во всех предшествовавших обсуждениях вопрос этот считался решенным сообща в том именно смысле, как это излагал П.Н. Милюков. Но, напуганный нараставшей волной возбуждения, временный комитет молчаливо отрекся от прежнего мнения" [*].
[*] - Милюков П.Н. Указ. соч. С. 51--52.
Двоевластие давало себя знать с самого начала революции. Оно возникло и росло фатально. Росла и анархия, приводившая в отчаяние одинаково оба комитета -- думский и советский.
В.В. Шульгин рисует такую картину:
"Ночью с первого на второе марта идет бесконечный спор между представителями Совета с. и р. депутатов и членами временного думского комитета. Обсуждается вопрос о выборном начале в армии. Всеми одолевала уже почти полная прострация. Один П.Н. Милюков продолжал еще, со свойственным ему упорством, доказывать советским депутатам, что выборного офицерства нет нигде и оно невозможно...
Шульгин подошел к Чхеидзе и, наклонившись над распростертой в кресле маленькой фигуркой, спросил шепотом:
-- Неужели вы в самом деле думаете, что выборное офицерство -- это хорошо?
Он поднял на меня совершенно усталые глаза, поворочал белками и шепотом же ответил со своим кавказским акцентом, который придавал странную выразительность тому, что он сказал:
-- И вообще все пропало... Чтобы спасти... чтобы спасти -- надо чудо... Может быть, выборное офицерство будет чудо... Может, не будет... Надо пробовать... хуже не будет... Потому что я вам говорю: все пропало"...
Так думал глава Совета солдатских и рабочих депутатов уже на третий день революции.
4
Государь находился во Пскове. Намерения его оставались неясными. Позднее стало известно, что 28 февраля на взбунтовавшийся Петроград двинуты две "верные" бригады -- одна с северного фронта, другая -- с западного. По дороге они взбунтовались и отказались следовать дальше. Во главе их поставлен генерал-адъютант Иванов с отрядом из двух батальонов георгиевских кавалеров, составлявших личную охрану царя. В Гатчине взбунтовались и георгиевские кавалеры [*].
[*] - Есть указания, что подходящий момент для деятельности командированных войск был упущен вследствие нерешительности царя.
Все главнокомандующие фронтами и генерал Алексеев склонялись к тому, что единственный выход -- отречение царя от престола. Во втором часу дня второго марта это мнение доложено царю. Выхода не было. Отречение в пользу сына состоялось. К трем часам последовала перемена: Николай II отказывал престол великому князю Михаилу Александровичу.
В Псков ожидался Родзянко.
Но председатель думы докладывал временному комитету: -- Я должен был сегодня утром ехать к государю. Но меня не пустили... "Ояи" объявили мне, что не пустят поезда, и требовали, чтобы я ехал с Чхеидзе и батальоном солдат...
В Псков тайком от Совета с. и р. депутатов выехали на рассвете второго марта А.И. Гучков и В.В. Шульгин.
Царь принял их второго марта поздно вечером. [*]
[*] - Подробности отречения опубликованы В.В. Шульгиным в его книге "Дни" и сообщены А.И. Гучковым в показаниях перед чрезвычайной следственной комиссией временного правительства (Падение царского режима. Т. VI).
По внешнему виду он остался совершенно бесстрастен. Соглашаясь на отречение, он выразил твердое намерение передать корону не сыну, а великому князю Михаилу Александровичу; депутаты не решились протестовать. По предложению В.В. Шульгина манифест об отречении помечен датой "2 марта, 15 часов" -- для придания ему характера полной добровольности.
После подписания манифеста депутаты Государственной думы заговорили о назначении верховного главнокомандующего и председателя Совета министров. Это не вызвало возражений.
"Я ясно помню, -- рассказывает Шульгин, -- как государь написал при нас указ Правительствующему Сенату о назначении председателя Совета министров...
Это государь писал у другого столика и спросил: -- Кого вы думаете?
Мы сказали: -- князя Львова...
Государь сказал как-то особой интонацией, -- я не могу этого передать:
-- Ах, -- Львов? Хорошо -- Львова...
Он написал и подписал.
Время, по моей же просьбе, было поставлено для действительности акта двумя часами раньше отречения, т. е. 13 часов" [Шульгин В.В. Указ. соч.].
Назначение это во всех отношениях запоздало. Хотя ночью со второго на третье марта сведения об отречении переданы по телеграфу в Петроград, но мы знаем, что Временное правительство сформировалось первого и второго, и в три часа дня второго марта П.Н. Милюков заявил толпе, заполнявшей Екатерининский зал Таврического дворца, что оглашаемый им состав нового кабинета "выбран русской революцией".
Таким образом, согласие князя Г.Е. Львова на занятие постов председателя Совета министров и министра внутренних дел -- дано ранее указа государя и вне связи с ним [*].
[*] - Указ Правительствующему Сенату: "Князю Георгию Евгениевичу Львову повелеваем быть председателем Совета Министров. Николай. Министр Императорского Двора генерал-адъютант граф Фредерикс. Город Псков. 2 марта 1917 г.
Первое серьезное испытание на новом посту князю пришлось перенести уже третьего марта, утром.
В три часа ночи в Таврическом дворце стало известно решение Николая II. Родзянко и князь Львов бросились в военное министерство к прямому проводу, чтобы узнать, тотчас по расшифровании, точный текст и выяснить возможность его изменения.
Великий князь находился в Петрограде, в квартире князя Путятина (на Миллионной, в доме под No 12). Он немедленно извещен, что правительство просит принять его через несколько часов. Ранним утром состоялось бурное совещание правительства и Временного комитета Государственной думы. Спорили о том, что советовать великому князю. Милюков один отстаивал его воцарение. Все остальные не видели для этого никакой возможности. Некрасов уже успел набросать проект отречения. Для князя Львова выбора не было. Принятие короны великим князем означало резкие разногласия, быть может, убийства и гражданскую войну. Жажда мира и согласия требовала во всяком случае отсрочки. Решено изложить великому князю оба мнения и предоставить решение ему самому.
Около полудня великий князь принял Временное правительство и комитет Государственной думы. Во время прений вернулись из Пскова Гучков и Шульгин. Родзянко и князь Львов мотивировали необходимость и неизбежность отречения. После них развил свое мнение в двух речах Милюков. Он говорил о том, "что сильная власть, необходимая для укрепления нового порядка, нуждается в опоре привычного для масс символа власти; Временное правительство одно, без монарха, является "утлой ладьей", которая может утонуть в океане народных волнений; стране при этих условиях может грозить потеря всякого сознания государственности и полная анархия раньше, чем соберется учредительное собрание; Временное правительство одно до него не доживет... Хотя и правы утверждающие, что принятие власти грозит риском для личной безопасности великого князя и самих министров, но на риск этот надо идти в интересах родины, ибо только таким образом может быть снята с данного состава лиц ответственность за будущее. К тому же вне Петрограда есть полная возможность собрать военную силу, необходимую для защиты великого князя"... [*]
[*] - Пользуемся передачей самого П.Н. Милюкова (см.: История... Т. 1. Вып. 1. С. 54).
Мнение это разделял один Гучков.
Обе стороны обещали ни в каком случае не оказывать противодействия правительству, но считали возможным оставаться в нем лишь при согласии великого князя именно с их мнением.
После размышления великий князь заявил:
-- При таких условиях не могу принять престола, потому что...
Он не договорил, потому что... заплакал. [Шульгин В.В. Дни. С. 302--303.]
Вопрос был кончен.
Написанием акта отречения озаботился князь Львов.
Для этого он вызвал на Миллионную Набокова, который со своей стороны пригласил себе на помощь барона Б.Э. Нольде. Составленный проект подписан великим князем после внесения незначительных поправок.
------------------------
Кто был прав в разгоревшемся споре?
Объективные факты свидетельствуют, что в распоряжении династии не было вооруженной силы.
Даже Шульгин, жаждавший пулеметов, чтобы бороться с заливавшими Таврический дворец толпами, признал, что нужных пулеметов нет или они готовы стрелять лишь совсем в ином направлении. Великому князю он сказал:
-- "Обращаю внимание вашего высочества на то, что те, кто должны были быть вашей опорой в случае принятия престола, то есть почти все члены нового правительства, этой опоры вам не оказали... Можно ли опереться на других? Если нет, то у меня не хватает мужества при этих условиях советовать вашему высочеству принять престол"... [Там же.]
Через год, уже после большевистского переворота, Набоков -- друг, сподвижник и (в то время) единомышленник П.Н. Милюкова, -- спрашивал себя: "Не было ли больше шансов на благополучный исход, если бы Михаил Александрович принял корону тогда из рук царя"?
Тщательно взвешивая обстоятельства, он склоняется к выводу, что "если бы принятие Михаилом престола было возможно, оно оказалось бы благодетельным или по крайней мере дающим надежду на благополучный исход"...
"Но все это, -- рассуждает он, -- к сожалению, только одна сторона дела. Для того чтобы она была решающей, необходим был ряд условий, которых налицо не было. Приняв престол из рук Николая, Михаил сразу имел бы против себя те силы, которые в первые же дни революции выступили на первый план и захотели овладеть положением, войдя в ближайший контакт с войсками петербургского гарнизона. Эти восставшие войска к тому времени (3 марта) уже были отравлены. Реальной опоры они не представляли. Несомненно, для укрепления Михаила потребовались бы очень решительные действия, не останавливающиеся перед кровопролитием, перед арестом исполнительного комитета Совета солдатских и рабочих депутатов, перед провозглашением, в случае попыток сопротивления, осадного положения. Через неделю, вероятно, все вошло бы в надлежащие рамки. Но для этой недели надо было располагать реальными силами, на которые можно бы было безоглядно рассчитывать и безусловно опереться. Таких сил не было. И сам по себе Михаил был человеком, мало или совсем не подходившим к той трудной, ответственной и опасной роли, которую ему предстояло бы сыграть. Он не обладал ни популярностью в глазах масс, ни репутацией умственно выдающегося человека"... [Набоков В.Д. Временное правительство.]
5
Временное правительство приступило к занятиям немедленно. Кончая шестым марта заседания происходили в Министерстве внутренних дел, в зале Совета. С седьмого марта они перенесены в Мариинский дворец. Вначале заседания носили хаотический характер. Много времени брали всякие мелочи. Заседания назначались два раза в день -- в четыре часа и в девять. Министры сильно запаздывали. Заканчивали дневное заседание в восьмом часу, вечернее -- поздно ночью. Обычно вторая часть последнего была закрытой (уходила канцелярия). Делопроизводство взялся наладить В.Д. Набоков. Через Совет министров проходило ежедневно бесчисленное количество дел. Открытые заседания представляли мало общего интереса. Министры приходили до последней степени утомленные своей ведомственной работой. Выслушивая доклады по мелким специальным вопросам, министры часто полудремали. Оживленные и страстные речи начинались только в закрытых заседаниях... [Эти подробности заимствуем из воспоминаний В.Д. Набокова.]
-- "Когда теперь, более года спустя, -- пишет Набоков, -- я мысленно хочу вновь пережить первые два месяца существования Временного правительства, в моем воспоминании возникает довольно хаотическая картина. Припоминаются отдельные эпизоды, бурные столкновения, возникавшие иногда совершенно неожиданно, бесконечные прения, затягивавшие заседания порою до глубокой ночи. Припоминается ежедневная лихорадочная работа, начинавшаяся с утра и прерывавшаяся только завтраком и обедом... Припоминаются беспрестанные телефоны, ежедневные посетители, -- почти полная невозможность сосредоточиться. И припоминается основное настроение: все переживаемое представлялось нереальным. Не верилось, чтобы нам удалось выполнить две основные задачи: продолжение войны и благополучное доведение страны до Учредительного собрания"...
"Князь Львов, -- пишет Набоков, -- был осаждаем буквально с утра до вечера. Беспрерывно несся поток срочных телеграмм со всех концов России с требованиями указаний, разъяснений, немедленного осуществления безотлагательных мер. К Львову обращались по всевозможным поводам, серьезным и пустым, -- как к главе правительства и как к министру внутренних дел, -- беспрерывно вызывали его по телефону, приезжали к нему в министерство и в Мариинский дворец. Первоначально я пытался установить час для ежедневного своего доклада и получения всех нужных указаний, но очень скоро убедился, что эти попытки совершенно тщетны, а в редких случаях, когда их удавалось осуществить, они оказывались и совершенно бесполезными. Никогда не случалось получить от него твердого, определенного решения -- скорее всего он склонен бывал согласиться с тем решением, которое ему предлагали". [Набоков В.Д. Временное правительство.]
Картины -- знакомые по двухлетней работе в Земском союзе... Но душевное состояние князя теперь было уже далеко не то...
В первые дни марта среди сутолоки и анархии, объявших Таврический дворец, Набоков встретился мимоходом с князем Львовым и был "поражен мрачным, унылым видом и усталым выражением глаз" человека, которого грандиозные события революции вознесли на первое место в государстве...
Тот же наблюдатель отмечает, однако, что в ближайшие дни, когда началась практическая работа Временного правительства, "князь Львов внешне преобразился, загорелся какой-то лихорадочной энергией, какой-то верой в возможность устроить Россию"... Эти настроения сменялись обычным для князя спокойным, уверенным, безграничным оптимизмом: все наладится, все образуется -- не нужно только спешить с надуманными интеллигентскими решениями; великой мудрости народной надо предоставить свободно и по-своему определить судьбу России...
Но с течением времени все чаще приходили минуты отчаяния, чувство обреченности, и со стороны казалось, что князь "только для внешности продолжает играть ту роль, которая -- помимо всякого с его стороны желания и стремления -- выпала на его долю"... [Набоков В.Д. Указ. соч.]
После падения Временного правительства у врагов его справа и слева принято говорить, что с именем князя Львова соединена была "легенда" о замечательных организаторских способностях, -- легенда, до основания разрушенная, будто бы, его нерешительностью, сентиментальным безволием, бесхарактерностью, бездеятельностью в дни революции. Даже Набоков говорит: "Он сидел на козлах, но даже не пробовал собрать вожжи"...
Для долголетних сотрудников князя Львова такие обвинения, если они справедливы, кажутся, на первый взгляд, совершенно непонятными.
-- "Если бы двадцать лет тому назад, -- пишет один наблюдательный человек, знавший Георгия Евгеньевича с детства [В.В. Татаринов.], -- кто-нибудь назвал при мне князя Львова сентиментальным, безвольным человеком, от природы лишенным чутья действительности и органически неспособным принять какое-либо решение, я подумал бы, что человек этот либо никогда не видал Львова, либо вообще слеп от природы. Сохранившийся в моей памяти облик князя Львова носил совершенно противоположные черты. Это был человек сильного характера, твердой воли, быстрых решений, человек, созданный для управления, обладавший крупным административным талантом и необыкновенным даром обращения с людьми"...
Каждое слово этой удачной характеристики может быть подтверждено полностью историей жизни князя Львова.
Как же объяснить отзывы людей, наблюдавших вблизи деятельность князя во Временном правительстве?
Организационные таланты князя Львова вне сомнения. Конечно, он один в целой России был не в силах создать и развить те грандиозные общественные организации, которые прославили имя его во время великой войны. "Легенда" на этот раз совершенно соответствовала действительности. Но князь Львов обладал организаторскими способностями весьма своеобразными, как нельзя лучше подошедшими к свободному творчеству общественных организаций, но мало пригодными для обуздания разбушевавшихся революционных и партийных страстей.
Мы уже пытались характеризовать своеобразные приемы организаторской деятельности князя Львова. Резюмируем наши выводы еще раз.
В области практической работы он умел чутьем нащупать назревавшую задачу, наметить для выполнения ее подходящего человека, поставить перед ним это задание в самых общих чертах, дать полную свободу в осуществлении, всячески поощрять свободную инициативу... Организационные формы его не интересовали. Единообразия, заранее надуманных схем он не только не добивался, но даже боялся, как чего-то искусственного, нежелательного. Он чувствовал себя совершенно свободно среди разнообразия экспромтного творчества сотрудников, которое принимало подчас почти хаотические формы. Он умел, на ходу дела, со стороны, сказать в помощь всегда умное и веское слово. Его деликатное общее руководство необычайно возбуждало энергию, самодеятельность, инициативу сотрудников. У него не было равного в умении привлечь к делу обильные средства. И, наконец, одним из главных его талантов являлось умение внести мир и единение в среду своих многочисленных сотрудников.
Какие из этих талантов могли служить ему во Временном правительстве?
Он попал в водоворот политической борьбы, интеллигентского партийного доктринерства, нараставших аппетитов взбудораженных масс, трусливых опасений потерять среди них влияние, безудержной демагогии, анархических вспышек...
Утомленная страна не хотела продолжать войны, значения которой она не понимала. И это -- несмотря на патриотические выкрики доморощенных демагогов из примазавшихся к армии элементов.
А между тем "ни один мудрец ни тогда, ни позже не нашел бы способа закончить ее без колоссального ущерба -- морального и материального -- для России" [Набоков В.Д. Указ. соч.].
В такой обстановке Временное правительство должно было спешно творить новые формы жизни России, творить новую Россию.
В сущности князь Львов, помимо непригодных для Временного правительства организаторских талантов, нес с собою только природный свой здравый смысл, свой ум, свою любовь к родине, желание успокоить разбушевавшиеся страсти, объединить и примирить товарищей по работе.
Но даже и эта, столь привычная для него, миротворческая деятельность протекала теперь в совершенно новых условиях: она требовала примирения не людей (на что он был таким мастером), а партийных взглядов и страстей.
В этой области его чары не действовали. Сколько он пережил мучительных заседаний, "в которых с какою-то неумолимою ясностью выступали наружу все бессилие Временного правительства, разноголосица, внутренняя несогласованность, глухая и явная вражда одних к другим..." [Там же.]
А между тем многие члены Временного правительства были гораздо более его изощрены в тонкостях политической жизни. Они занимали прочные принципиальные позиции. От него ждали и требовали твердых принципиальных решений, которые должны были раз навсегда определить его союзников и врагов, его место в разгоревшейся политической борьбе. А он думал только о выходе из острых положений, объединении, мире и компромиссах!..
Князя Львова обвиняют в том, что после внезапного и полного обвала старой власти он не сумел подобрать вожжи и взнуздать революционную стихию. Обвинять легко. Но какие же силы были в распоряжении Временного правительства?
"Если перенестись мысленно в ту эпоху и вызвать в себе вновь то настроение, которое тогда было преобладающим, то станет ясным, что иначе правительство не могло действовать, не рискуя остаться в полном одиночестве. -- Кто бы его поддержал? Петербургский гарнизон не был в его руках. Буржуазные классы, неорганизованные, не боевые, были бы, конечно, на его стороне, но ограничились бы платоническим сочувствием. А между тем здесь недостаточно было такого сочувствия, хотя бы и со стороны очень многочисленных групп населения" [Набоков В.Д. Указ. соч.].
Ни войск, ни полиции. И анархия, просыпающаяся со всех сторон, растущая и крепнущая под влиянием беззастенчивой, злобной, бешеной пропаганды, бороться с которою Временное правительство (если бы имело даже средства для такой борьбы) не могло -- в силу своей идеологии и своих деклараций...
Во Временном правительстве участвовали и волевые, так сказать, патентованные "сильные" люди. Например, А.И. Гучков. Но и они могли сделать так же мало, как князь Львов. Покидая 30 апреля должность военного министра, Гучков писал: "Ввиду тех условий, в которые поставлена правительственная власть в стране, а в частности, власть военного и морского министра, условий, которые изменить он не в силах и которые грозят роковыми последствиями армии и флоту, и свободе, и самому бытию России", он "по совести не может долее нести обязанности военного и морского министра и разделять ответственность за тот тяжкий грех, который творится в отношении родины" [Милюков П.Н. Указ. соч. С. 108--109.].
Через три недели (18 мая) потерял терпение и ушел с поста министра торговли и промышленности А.И. Коновалов. Накануне отставки он говорил: "Бросаемые в рабочую среду лозунги, возбуждая инстинкты толпы, несут за собою разрушение, анархию и разгром общественной и государственной жизни. Под влиянием этой агитации безответственных лиц, рабочая масса выдвигает требования, осуществление которых связано с полным крушением предприятий. Сознательное разжигание страстей ведется планомерно и настойчиво; одни требования беспрерывно сменяются другими. Формы предъявления этих требований принимают все более нетерпимый и недопустимый характер. И если в ближайшее время не произойдет отрезвления отуманенных голов, если люди не поймут, что они рубят тот сук, на котором сидят, если руководящим элементам Совета р. и с. депутатов не удастся овладеть движением и направлять его в русло закономерной классовой борьбы, то мы будем свидетелями приостановки десятков и сотен предприятий. Государство не может взять на себя обязательства предоставить рабочему классу исключительное привилегированное положение за счет всего населения"...
Избегнуть надвигающейся катастрофы правительство могло бы, по мнению А.И. Коновалова, "если бы оно, наконец, проявило действительную полноту власти; если бы после трехмесячного опыта, оно стало на путь нарушенной и попранной дисциплины..." [Милюков П.Н. Указ. соч. С. 193.]
Но и А.И. Коновалов не указывает, при помощи каких именно реальных сил Временное правительство могло бы осуществить его справедливые пожелания.
В подобном положении пребывали и другие "энергичные" министры.
Такие явления, как захват особняка Кшесинской и устройство из него цитадели и публичной кафедры самого разнузданного большевизма; как кронштадтские насилия над офицерами; как самостийные поползновения Финляндии и Украины и т. д., и т. д. возбуждали негодование многих. В числе других министров, и П.Н. Милюков не раз поднимал вопрос о необходимости более твердой, решительной борьбы с растущей анархией. Но и он не мог предложить для этого каких-либо определенных и сколько-нибудь достаточных практических мер.
Напротив, редактируемая им газета ("Речь") еще в половине апреля стояла на довольно беспомощной позиции. Кадетский орган иронизировал над проснувшейся в обывателе "тоске по городовому". Газета писала: власть, которой пользуется Временное правительство, есть "сила прежде всего моральная". Иной она не может быть; от насилия правительство отказывается. "Должно ли оно посылать карательные отряды в губернии, где начались аграрные волнения? Расстреливать дезертиров? Военной силой подавлять "вольницу", хозяйничающую на железных дорогах? Или, быть может, ему следует начать с штаб-квартиры г. Ленина и арестовать агитаторов?" На все эти вопросы газета давала категорически отрицательный ответ. "Власть ничего не может сделать, если народ сам не проявляет инициативы в борьбе с явлениями распада"[*].
[*] - Заславский Д.О., Канторович Вл.А. Хроника февральской революции. Т. 1. Пг" 1924. С. 204.
Такова, впрочем, была вынужденная точка зрения всего Временного правительства. В декларации от 26 апреля, написанной Ф.Ф. Кокошкиным, оно заявляло между прочим: "Призванное к жизни великим народным движением, Временное правительство признает себя исполнителем и охранителем народной воли. В основу государственного управления оно полагает не насилие и принуждение, а добровольное повиновение свободных граждан созданной ими самими власти. Оно ищет опоры не в физической, а в моральной силе. С тех пор как Временное правительство стоит у власти, оно ни разу не отступило от этих начал. Ни одной капли народной крови не пролито по его вине, ни для одного течения общественной мысли им не создано насильственной преграды..."
В дальнейшем тексте, по свидетельству П.Н. Милюкова, в первоначальном своем виде декларация эта была "суровым обвинительным актом против Совета рабочих депутатов". Но "товарищи Керенского вместо открытого обвинения Совета в парализовании правительства и в содействии распаду страны" вставили весьма туманные, завуалированные фразы. [*]
[*] - Милюков П.Н. История второй русской революции. Т. II. С. 103--104. Автор говорит о троекратной переделке воззвания. А.Ф. Керенский решительно отри цает самый факт переделки.
Так Временное правительство не только не могло свободно действовать, но даже лишено было возможности сказать об этом открыто русскому народу.
Возница, "сидевший на козлах", был связан по рукам и ногам, и ему было не до подбирания вожжей власти, оборванных революцией. Кто оказался бы способным взнуздать и удержать коней революции, закусивших удила и мчавшихся без оглядки?
6
Для Тургенева русский народ остался навсегда сфинксом. Князь Львов никогда и не пытался разбираться в противоречиях русского народного характера. В этой области все казалось ему совершенно ясным. Тургенев был барином, наблюдавшим народ со стороны. Князь Львов чувствовал себя плотью от плоти народной и костью от костей его. Все, что Георгий Евгеньевич ощущал в себе, как хорошее и желанное, видел он и в окружавшем его крестьянстве: смиренство, миротворчество, доброту, терпеливое несение креста, огромную трудоспособность. Остальные свои свойства считал он барскими пережитками, интеллигентскими заблуждениями. Он удивлялся "мудрости" народной, которую встречал у некоторых своих приятелей -- волостных старшин Епифановского уезда, понимавших, по его мнению, гораздо лучше петербургских министров нужды крестьянской России и умевших обезвредить ненужное, нелепое и невежественное законодательство петербургских чиновников. От ума отдельных крестьян он делал обобщение к "глубокой мудрости русского народа", а от дорогих ему черт характера, встречающихся в народной массе лишь россыпью, умозаключал к духовным богатствам, присущим "гению всего русского народа".
Но правда народная, как и народная масса, -- многогранна. Свойствами Платона Каратаева она не исчерпывается. Князь Львов не умел и не хотел различать в народной толпе сподвижников Пугачева и Стеньки Разина. Зависть, злоба, жестокость, дикость, склонность к анархии и бунтарству -- оставались для него почти незамеченными. Эти свойства скользили по его вниманию: они казались сорными травами, лишь случайно выросшими среди цветов на луговине народной души...
Такие воззрения князь Львов принес с собою и на место председателя Совета министров. В первой же беседе с представителями печати (9 марта) он говорил: "Честь и слава всему русскому народу. Над Россией засияло солнце свободы и сразу осветило глубокое дно озера -- гений русского народа. И этот гений говорит нам о великодушии к прошлому и о действенной энергии в будущем"...
Такие слова не были простою мишурою высокоторжественных заявлений, к которой Георгию Евгеньевичу приходилось подчас прибегать в его новом положении. Это были его подлинные верования. "Великодушие к прошлому" требовало немедленных забот о судьбе царской семьи. С самого начала революции вопросом этим чрезвычайно заинтересовался Исполнительный комитет Совета с. и р. депутатов. Осталось невыясненным, кому принадлежал почин "жестокости народной" или трусливой угодливости и забеганию вперед некоторых социалистических демагогов? Как бы то ни было, уже третьего марта, когда еще шли переговоры с великим князем Михаилом Александровичем, исполнительный комитет постановил "предложить Временному правительству в согласии с Советом с. и р. депутатов арестовать семью Романовых". Чхеидзе и Скобелев назначены для переговоров по этому поводу.
Часть министров понимала, что необходимо спешить. "Нужно было, -- писал князь Львов, -- во что бы то ни стало, охранить представителя верховной власти от возможных эксцессов первой волны революции". Велись тайные переговоры с Бьюкененом. Запросив Лондон, посол официально отвечал, что правительство Его Величества согласно принять в Англию семью бывшего царя; для цели этой особый крейсер будет направлен в ту или иную русскую гавань. В частной ноте Бьюкенен обратился к министру иностранных дел с заявлением, что король и правительство Великобритании будут бесконечно счастливы предложить гостеприимство и убежище всероссийскому императору [*].
[*] - Позднее отношение Англии к этому вопросу изменилось.
Чтобы выиграть время для этих переговоров, правительство в течение четырех дней не отвечало на запросы Чхеидзе и Скобелева.
Недовольный молчанием Временного правительства Исполнительный комитет назначил новое обсуждение вопроса и для соответствующего воздействия на Временное правительство поручил своей военной комиссии принять немедленно практические меры для осуществления ареста.
Тогда Временное правительство, боясь сепаратных мер, вынуждено было (7 марта) издать декрет о "лишении свободы Николая II и его семьи". Прежние секретные планы не были оставлены. В день издания декрета князь Львов телеграфировал Алексееву: "Временное правительство решило дать бывшему императору свободный пропуск для пребывания в Царском Селе и для последующего путешествия по направлению к Мурманску".
Но в ночь на 7 марта Исполнительный комитет, узнав, что Временное правительство пытается эвакуировать императорскую семью в Англию, решил принять свои меры -- с риском даже порвать добрые отношения с правительством. Немедленно разослана по всей России телеграмма с приказом арестовать бывшего царя -- где бы он ни был застигнут (по-видимому, Исполнительный комитет не был уверен, что Николай II находится в Царском Селе[*]). Верные Совету войска заняли вокзалы ближайших к Петрограду станций. Особые комиссары со специальными "мандатами" от Исполнительного комитета отправлены в Царское Село, Тосну и Званку.
[*] - Он доставлен туда из Ставки думскими комиссарами 8 марта.
"Чтобы положить конец всем подобным попыткам, имеющим целью вывезти царскую семью, и чтобы охранить страну от подобных, исключительно опасных мер", Исполнительный комитет решил назначить для пребывания царя знаменитый Трубецкой бастион Петропавловской крепости.
Последнее решение, как известно, удалось не выполнить: императорская семья осталась в Александровском дворце. Но Временное правительство должно было запомнить навсегда суровый урок, преподанный ему на заре деятельности вожаками Исполнительного комитета.
Одну из своих бесед с представителями печати, посвященную программе ближайшей деятельности Временного правительства, князь Львов закончил такими характерными для него словами:
"Нельзя закрывать глаз и на трудности и опасности положения. Новорожденной свободе предстоят великие, быть может, тяжкие испытания; но я смотрю бодро в будущее. Я верю в жизненные силы и в мудрость нашего великого народа, который доказал свое величие в мощном порыве свободы, опрокинувшем старую власть. Он докажет его в упорном единодушном стремлении к проведению начал свободы в жизнь и к защите их от врага внешнего и внутреннего. Я верю в великое сердце русского народа, преисполненного любовью к ближнему, верю в этот первоисточник правды, истины и свободы. В нем раскроется вся полнота его славы, и все прочее приложится".
Князю Львову казалось, что он дожил, наконец, до счастливых дней, когда можно творить новую жизнь -- не для народа, а "вместе с народом".
В первые же дни революции он решил снять с России сдерживавшие ее узаконенные формальные путы и предоставить свободному правотворчеству народа создание новых устоев его местной жизни.
Шестого марта телеграммою министра внутренних дел функции губернских и уездных властей возложены на председателей земских управ, которые должны были действовать в качестве комиссаров Временного правительства.
Эта телеграмма дала повод для длительных осложнений на местах. В осложнениях этих принято обвинять исключительно князя Львова. Правда, телеграмма министра внутренних дел вполне отражала консервативную веру Георгия Евгеньевича в выборное начало, -- каковы бы ни были в данное время и в данных политических условиях представители такого самоуправления. Но мысль о том, что земский аппарат заменит, в случае необходимости, приказное управление, принадлежала вовсе не одному князю Львову: так думали многие, прочившие главу русской (и главным образом -- земской) общественности -- в будущие премьеры[*].
[*] - К тому же в начале марта в некоторых местах фактически старых властей уже не было.
Сам князь Львов считал свою телеграмму мерою временною.
"Правительство, -- говорил он, -- сместило старых губернаторов, а назначать никого не будет. В местах выберут. Такие вопросы должны разрешаться не из центра, а самим населением"...
"В области местного самоуправления программа Временного правительства составлена властными указаниями самой жизни. В лице местных общественных комитетов и других подобных организаций она создала уже зародыш местного демократического самоуправления, подготовляющего население к будущим реформам. В этих комитетах я вижу фундамент, на котором должно держаться местное самоуправление до создания новых его органов. Комиссары Временного правительства, посылаемые на места, имеют своей задачей не становиться поверх создавшихся органов в качестве высшей инстанции, но лишь служить посредствующим звеном между ними и центральной властью и облегчить процесс их организации и оформления..." [*]
[*] - Милюков П.Н. История... Т. 1. С. 67 -- 68. Ср. также: Русские ведомости. 1917. No 63. (Беседы князя Львова с представителями печати).
Выполнить указанные требования комиссары временного правительства оказались не в силах. Одни земские люди, выбранные совсем для иных, чисто хозяйственных функций, отказывались принять на себя власть в столь ответственные моменты; другие сразу поняли, что избрание по Земскому положению 1890 года вовсе не гарантирует им сочувствие населения.
Земства сами переживали тяжелый кризис: в их среду хлынула явочным порядком толпа политических партийных работников, претендовавшая на представительство истинной "демократии". На местах росли, как грибы, всевозможные общественные организации: с ними спорили о власти Советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов. Для вожаков всего этого беспорядочного государственного строительства старые земцы, казавшиеся князю Львову "лучшими" местными людьми, являлись чуть ли не представителями и защитниками старого режима, презренными "цензовиками".
Никто не хотел с ними считаться. Самые добросовестные, упорные и преданные Временному правительству "комиссары" теряли голову, засыпали князя Львова телеграфными запросами, являлись сами в Петроград за инструкциями... У министра внутренних дел они не встречали сочувствия. Он находил, что эти люди одержимы "старой психологией". Основы самоуправления и местного управления спешно разрабатываются в центре. А пока... зачем требовать непременно казенного единообразия? Везде мудрость народная творит наиболее жизненные формы... недоразумения, споры о компетенции, анархические эксцессы -- все это уляжется, утопчется и новые местные органы приучат население жить по-своему в широких рамках самоуправления, вырабатываемых в Петрограде...
Обескураженные "комиссары" возвращались домой, безнадежно опуская руки перед быстро развивавшимся хаосом и перед многообразным "революционным правотворчеством" местных людей или пришлых "идейных партийных работников"...
В деревнях развивались аграрные беспорядки.
----------------------
Между тем правительство работало не покладая рук. Полная амнистия политическим с почетным возвращением их в столицу из мест ссылки. Амнистия уголовным. Отмена смертной казни. Отмена национальных и вероисповедных ограничений (равноправие евреев). Хлебная монополия. Заем свободы. Подготовка к созыву учредительного собрания. Земельные комитеты для разработки (предварительной) аграрного законодательства. Сложная работа над реорганизацией местного управления и самоуправления. Возвращение Финляндии прав, отнятых у нее самодержавием. Воззвание к полякам о свободной Польше. Переговоры с Литвой, Украиной и другими национальностями о началах самоопределения... Все это требовало настойчивой, упорной, экстренной работы. Все это осуществлялось в течение первых двух месяцев свободы. Законодательные акты сыпались, как из рога изобилия...
Характерно в это сумасшедшее время отношение председателя Совета министров к некоторым сложным и спорным вопросам действительности. Очевидец рассказал нам о принятии князем Львовым одной из многочисленных депутаций, осаждавших его ежедневно. На этот раз депутация состояла из дам. Они решили добиться во что бы то ни стало женского равноправия в вопросе о выборах в местное самоуправление. Заготовлены великолепные речи, которые должны были убедить даже самого устарелого защитника Домостроя. Дамы готовились к серьезному бою и волновались. Им казалось, что судьба женской половины России зависела от успеха их миссии. Князь Львов вышел к ним усталый и серьезный в своем обычном рабочем сером пиджачке.
Здороваясь и пожимая руки депутаток, он спрашивал: -- Вы по вопросу об участии женщин в выборах?
Первая ораторша приготовилась начать речь.
-- Так отчего же нет? -- продолжал князь Львов. -- Не вижу основания мешать. Ежели всеобщее избирательное право, то какие же мотивы препятствовать женщинам, желающим участвовать? Избирательный закон разрабатывается. В окончательном виде он зависит от всего состава Временного правительства... Но я -- за участие женщин. Надо как можно шире... -- И обращаясь к сопровождавшему его Щепкину, он прибавил:
-- Вы, Дмитрий Митрофанович, примете во внимание наши пожелания?
Изготовленные великолепные речи не были произнесены. Депутаткам оставалось только благодарить и отпустить с миром, видимо, смертельно усталого председателя Совета министров...
В сущности, крестьянскую массу (и в армии и в деревне) интересовали больше всего два вопроса: "утеснение в земле" и тягости, связанные с войною. Пишущего эти строки первая мобилизация застала в самой глуши Одоевского уезда Тульской губернии. Кругом старики-крестьяне говорили:
-- Царь зовет. Надо идти. Сына снаряжаем. Ну, а вернутся, Бог даст, домой, -- тогда потолкуем, как следовает, насчет утеснения в земле...
Прошло почти три года. Не все вернулись домой. Повторные мобилизации выкачивали соки из страны. Тягости войны, сначала малозаметные в деревне, ощущались с течением времени все серьезнее...
Вот и царь отошел, а "затеянная им" война все тянулась... И не видно было конца ей... не слышно и настоящих разговоров о земле...
И как раз именно в этих двух вопросах Временное правительство не могло вынести никаких скорых решений. Оно пыталось доказать стране необходимость и неизбежность новых жертв, чтобы довести войну до "победного конца". По земельному вопросу оно говорило: "ждите учредительного собрания!" Созыв последнего уходил в неопределенную даль; Временное правительство озабочивалось обеспечить "волеизъявление народа" всеми гарантиями, изобретенными последними модными теориями избирательного права... А мужик и рабочий не понимали: почему наспех и кое-как выбранные ими в советы "депутаты" не могут сразу порешить всех вопросов?
"Народ... народ... -- ворчали они. -- Ведь вот он -- народ... Чего еще ждать? И чем мы не народ?"
Лозунги большевиков казались рабочим, солдатам и отчасти крестьянам много проще и понятнее.
7
В самом начале революции вожаки левых (социалистических) партий решили создать свою власть, восстановив действовавший в 1905 году Совет рабочих депутатов. Среди этих вожаков находился, конечно, и А.Ф. Керенский. В помещении Таврического дворца толпились солдаты, рабочие, обыватели. Пестрая случайная смесь левых вожаков воспользовалась этим обстоятельством и на основании декоративного избрания в первом случайном по составу "заседании" назвала себя Временным исполнительным комитетом Совета рабочих депутатов; в воззвании, расклеенном по городу, от имени заседающих в Государственной думе "представителей рабочих, солдат и населения Петрограда" предлагалось всем перешедшим на сторону народа войскам немедленно избрать своих представителей по одному на каждую роту, заводам избрать своих депутатов по одному на каждую тысячу [*].
[*] - Так изображается появление на свет Совета солдатских и рабочих депутатов в книге авторов-социалистов -- Заславского и Канторовича "Хроника февральской революции". Т. I, II. 1924.
В этом огромном собрании (в пленуме толпилось до 3000 человек) среди потока речей формально утверждались все постановления и мероприятия исполнительного комитета. Многолюдность, текучесть состава, сумбурность организации представляли картину бивуачной импровизации. Безостановочная деятельность исполнительного комитета, без определенных часов заседаний, без протоколов, без устойчивого кворума, без строго зафиксированных постановлений, была немногим упорядочнее, чем работа пленума.
В Исполнительном комитете боролись за власть над массами представители социалистических партий. Из них наиболее умеренные видели в Совете единственное средство сдержать массы и избежать полной анархии. Но для осуществления этих целей им приходилось постепенно сдавать позиции "товарищам слева", с которыми они отнюдь не хотели и не могли порвать. А "товарищи слева" ставили перед революцией совершенно определенные цели: свержение Временного правительства (этих "десяти министров-капиталистов, которые с князем Львовым во главе являются простыми приказчиками миллиардных фирм Англии и Франции"); превращение "империалистической бойни" "в эпоху крови и железа", когда угнетенный, страдающий класс обратит оружие против классов господствующих; захват власти и собственности буржуазии (знаменитое "грабь награбленное") и т. д., и т. д.
Борьба была неравная. По мере упорядочения работы Исполнительного комитета (после возвращения из ссылки Церетели) массы стали постепенно, но заметно уходить все более и более влево.
Умеренным руководителям Совета приходилось для удержания влияния идти на демагогические уступки, думать и говорить об "углублении революции", подменять цели "буржуазной" революции попытками немедленного осуществления требований социального переворота. Из "пожарных" они превращались в "поджигателей". Работали, конечно, вполне беспрепятственно и поджигатели -- злостные, сознательные. В конце концов оказывалось невозможным разобрать: где бушует непреодолимый разлив стихийного революционного пламени и где действуют трусливые забегания вперед, уступки, подстрекательство, демагогия...
Народный социалист Станкевич, стоявший близко к Исполнительному комитету Совета, утверждает, что "в конечном счете от комитета всегда всего можно было добиться, если только упорно настаивать".
В составе его были люди, специализировавшиеся на дискредитировании Временного правительства. Умеренным социалистам по марксистскому ритуалу не полагалось принимать участия во власти и нести за нее ответственность. Они оставляли себе критику буржуазного правительства. Сначала они проповедовали поддержку правительства лишь "постольку поскольку..." Потом заговорили о "давлении". Позднее стали требовать почти полного подчинения и ответственности перед органами "революционной демократии".
Под покровом соглашения и договора Исполнительный комитет не упускал случая подчеркнуть эфемерность власти Временного правительства и зависимость ее от расположения Совета[*].