=====================================================
Электронный оригинал находится по адресу:Rulex.ru
=====================================================
Полежаев (Александр Иванович, 1805 - 1838) - выдающийся поэт. Отец его
- помещик Пензенской губернии, Струйский, мать - крепостная этого помещика,
выданная впоследствии замуж за саранского мещанина Полежаева, от которого
поэт и получил свое имя. Десяти лет от роду Полежаев отдан был в Москве во
французский пансион; затем он поступил вольнослушателем в Московский
университет по словесному факультету. Первое стихотворение Полежаева:
"Непостоянство" появилось в "Вестнике Европы" (1825). Университетское
начальство поручило Полежаеву написать к торжественному акту 12 января 1826
г. оду: "В память благотворений Александра I Императорскому Московскому
университету", а на выпускном акте, в том же году, Полежаев прочел свое
стихотворение "Гений". К тому времени относится сатирическая поэма
Полежаева: "Иман-Козел", вызванная ходившими тогда нелепейшими слухами об
одном священнике в Москве. Другая сатирическая поэма Полежаева, "Сашка", в
которой изображались студенческие похождения и попойки, испортила всю его
жизнь. Поэма ходила по рукам в списках и попала в руки к начальству,
которое, обратив внимание на несколько стихов с неуважительными отзывами по
вопросам религиозным и с указанием на неудовлетворительность общественных
условий России, дало ход делу. Шуточная поэма очутилась в руках императора
Николая Павловича, прибывшего в Москву на коронацию. Император приказал
привести к себе Полежаева, который в его присутствии должен был прочесть
свою поэму. По окончании чтения государь, обращаясь к министру народного
просвещения князю Ливену , сказал: "Я положу предел этому разврату; это все
еще следы, последние остатки" (то есть брожения, приведшие к заговору
декабристов). Получив, однако, от министра отзыв, что Полежаев "поведения
превосходнейшего", государь сказал: "Этот отзыв тебя спас, но наказать тебя
надобно для примера другим. Я тебе даю военною службой средство
очиститься... от тебя зависит твоя судьба, если я забуду, то можешь мне
писать"; с этими словами государь поцеловал Полежаева в лоб, отпустил его.
Полежаев не мог примирится с крайне тяжелым положением унтер-офицера из
"политических преступников"; пользуясь дарованным ему правом писать к
государю, он решился послать просьбу о помиловании или об улучшении его
участи. Не получив ответа на неоднократные прошения и полагая, что они не
доходят до государя, Полежаев задумал лично обратиться к нему, самовольно
оставил полк и отправился пешком в Петербург. Сообразив, однако, все
значение своего поступка, Полежаев вернулся с дороги и явился к начальству.
Он был отдан под суд и приговорен к прогнанию сквозь строй, но приговор был
государем смягчен, и Полежаев был разжалован в рядовые без выслуги. Всеми
покинутый Полежаев пришел в отчаяние и запил. За оскорбление фельдфебеля он
был опять отдан под суд и просидел в тюрьме, в ужаснейшей обстановке, в
кандалах, почти целый год, имея в перспективе прогнание сквозь строй, но
ему было вменено в наказание долговременное содержание под арестом. В 1829
г. полк, в котором служил Полежаев, был отправлен на Кавказ. Полежаев
принимал участие в целом ряде сражений и стычек и везде искал случая
отличиться, чтобы добиться офицерского чина. Начальство не пожелало,
однако, обратить на него внимание, и в 1833 г. он возвратился с Кавказа
унтер-офицером. Организм его был совершенно расшатан; он впал в чахотку и
на смертном только одре мог узнать, что 27 декабря 1837 г. произведен в
прапорщики. Исключительные обстоятельства жизни наложили резкую печать на
поэзию Полежаева; она мрачна, как сама жизнь поэта. Оторванный от общества,
он мог наполнять свои произведения лишь картинами горького субъективного
чувства. Дважды находясь в ожидании приговора, который равнялся смертному,
Полежаев излил свои чувства в "Песне пленного ирокезца" и в стихотворении
"Осужденный". В длинном и не вполне еще напечатанном стихотворении
"Арестант" Полежаев с жестокою правдою описывает обстановку своего ареста.
Из автобиографических стихотворений Полежаева, наиболее многочисленных и
сильных, видно, что он никогда не мирился со своею судьбой. Всего чаще
повторяется здесь мотив сожаления о растраченных годах жизни; иногда поэт
преувеличивает свои заблуждения, сопоставляет их с постигшею его непомерной
карою; не менее часто слышится мотив упорного сознания своего достоинства,
сурового протеста или, наконец, отчаяния, потери веры в жизнь и
человеческую справедливость. Пребывание на Кавказе отозвалось у Полежаева
целым рядом поэм, стихотворений, песен, в которых, наряду с изображением
войны, звучит раздумье о ее значении, сочувствии к страждущим и
побежденным. Много прекрасного в песнях Полежаева в народном жанре, к
которому Белинский находил у него большую способность ("У меня-ль молодца",
"Баю-баюшки-баю" и другие). В общем, произведения Полежаева весьма
неравного достоинства, что объясняется обстановкою, среди которой они
писались; но многие из них свидетельствуют о сильном и своеобразном
таланте. Вполне оригинален и стих Полежаева: это - не подражание
пушкинскому стиху, а скорее переход к Лермонтову , также к Кольцову . В
свое время прославилась по оригинальности стиха его воодушевленная "Песнь
погибающего пловца", писанная двустопными хореями с рифмами. Собрания
сочинений Полежаева издавались в 1832, 1859, 1889 (под редакцией П.А.
Ефремова) и 1892 годах (под редакцией А.И. Введенского ). См. статью
Ефремова (в "Пантеоне литературы", 1888, Љ 2), Пыпина (в "Вестнике Европы",
1889, Љ 3) и Якушкина (в "Вестнике Европы", 1897, Љ 6).