Мѣсяцословъ на лѣто отъ Р. X. 1828 (отъ с. м. 7336 г.), которое есть високосное, содержащее въ себѣ 366 дней, сочиненный на знатнѣйшія мѣста Россійской Имперіи. СПб. 1828 г. въ Тип. Акад. Наукъ, in 8, 226 стр.
Сей Календарь изданъ почти безъ всякой перемѣны въ расположеніи противъ прошлаго года. Послѣ Святцовъ, показанія восх. и зах. солнца, долготы дня и ночи, слѣдуютъ: изъясненіе о временахъ года и небесныхъ явленіяхъ (въ 1828 г. будетъ два солнечныхъ затмѣнія, изъ коихъ ни одно въ Россіи не будетъ видно, восх. и зах. солнца въ Астрахани, Кіевѣ, Тобольскѣ, Ригѣ и Архангельскѣ; церковное счисленіе; хронологія достопамятныхъ происшествій (изъ коей при нынѣшнемъ состояніи исторической критики, если осмѣлимся замѣтить, можно-бы исключить эпоху построенія Кіева въ 430 году отъ Р. X., ибо невѣрность сего вычисленія совершенно доказана); таблица широты и долготы разныхъ мѣстъ въ Россійской Имперіи (гдѣ однакожь не прибавлено ни одно изъ наблюденій, сдѣланныхъ въ новѣйшее время, почему и таблица не приноситъ надлежащей пользы); росписаніе городовъ, съ показаніемъ разстоянія ихъ отъ столицъ (здѣсь прибавлены нынѣшній годъ росписи Финляндскихъ и Польскихъ городовъ). Прочія статьи остаются въ прежнемъ расположеніи, безъ всякой перемѣны.
Намъ нечаянно попался календарь 1733 года. Въ немъ мы нашли многое любопытное, о чемъ кстати приходится упомянуть здѣсь. Праздники означены въ немъ красными чернилами; при святцахъ находятся предсказанія о погодѣ, иногда очень забавныя, на прим. снѣгъ, вѣтры и тихая погода -- спокойная погода -- нѣчто студенея -- (11 Августа) конецъ песіихъ дней. Сверхъ того вездѣ означается: когда сѣмена сѣять и садитъ, лѣсъ рубить, лекарство принимать, кровъ жильную и рожечную пускать, кровъ пускать весьма благополучно и когда волосы стричь. Замѣчательно объясненіе о причинахъ затмѣній, писанное самымъ простымъ и понятнымъ для народа образомъ. Въ этомъ изъясненіи упоминаютъ объ одномъ народномъ повѣрьѣ, которое, кажется, нынѣ совсѣмъ исчезло. Въ 1733 г. простой народъ у насъ думалъ, что пятна въ мѣсяцѣ, ни что иное, какъ "мужичокъ съ охапкою дровъ на плечахъ, которую онъ въ одно воскресенье набралъ," и въ наказаніе за нарушеніе праздника перенесенъ былъ въ луну. Любопытно еще замѣчаніе, что не столько должно вѣрить календарнымъ предсказаніямъ, сколько собственному уму и совѣсти, предоставляя теченіе дѣлъ премудрому Провидѣнію Божію. "Здравіе людей вообще происходитъ отъ здравія каждаго порознь, въ которомъ случаѣ звѣзды паки весьма невиновны, ежели невоздержный лишается силы, лѣнивый пищи, гнѣвливый упадаетъ въ горячку, завистливый въ чахотку. Чтожь до плодоносія земли касается, то оное наибольше отъ прилежной работы зависитъ, и того ради, надлежитъ всякому себѣ добрые аспекты изъ земли выкапывать и притомъ самое первое и непремѣнное правило плодородія въ памяти имѣть: въпотѣ лица снѣси хлѣбъ твой. Словомъ: ежели кто добро дѣлаетъ, тому добра и ожидать надлежитъ, а ежели кто худо дѣлаетъ, тому не надобно въ календарь, но на собственное свое сердце смотрѣть, которое ему наисправедливѣйшія пророчества скажетъ."
Видимъ, что Издатели календаря 1733 г. были люди просвѣщенные, старались разсѣявать суевѣрія и предразсудки народные, которые укоренились издавна. Еще на стоглавномъ соборѣ были преданы проклятію Альманахи, по которымъ гадали и ворожили. Нельзя-же было вдругъ лишить читателей предсказанія о погодѣ, о пусканіи крови, и проч. Донынѣ еще многіе у насъ дорожатъ нелѣпымъ календаремъ, извѣстнымъ подъ названіемъ Брюсовскаго и Телескопомъ на 300 лѣтъ, заключающимъ въ себѣ предсказанія о погодѣ и событіяхъ историческихъ. Желательно, чтобы и нынѣ издаваемы были въ народъ опроверженія предразсудковъ и изъясняемы были простолюдинамъ, просто и ясно, самыя необходимыя понятія. Въ Англіи есть цѣлыя общества для изданія простонародныхъ книгъ. Почему у насъ эта полезная часть литтературы совсѣмъ забыта? Кромѣ старыхъ и заказныхъ книгопродавческихъ книгъ простому народу у насъ читать нѣчего.