Погожев Александр Васильевич
Школьно-фабричные нужды России

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Школьно-фабричныя нужды Россіи *).

*) Русская Мысль, кн. IX.

VI.

   Свѣдѣнія о грамотности на фабрикахъ и заводахъ Московской губерніи имѣются относительно 99,696 рабочихъ (болѣе 64 тыс. мужчинъ и свыше 35 1/2 тыс. женщинъ). Между ними болѣе или менѣе грамотныхъ, т.-е. умѣющихъ читать и писать, или же только читать, оказалось 26,206 мужчинъ (болѣе 40% общаго числа рабочихъ мужскаго пола) и всего лишь 2,181 грамотная женщина, что составляетъ менѣе 7% общаго числа работницъ.
   Вообще, на каждаго изъ работающихъ обоего пола приходится четыре неграмотныхъ; на одного грамотнаго мужчину приходится три неграмотныхъ; на одну грамотную работницу болѣе 16 неграмотныхъ женщинъ и на одну грамотную работницу 22 грамотныхъ мужчинъ.
   Чаще всего грамотность встрѣчается среди мужчинъ въ возрастѣ отъ 14 до 18 лѣтъ, а также въ ближайшей младшей группѣ (12--14 лѣтъ), гдѣ грамотные составляютъ почти половину общаго числа рабочихъ данной возрастной группы (болѣе 49%)Затѣмъ слѣдуютъ группа взрослыхъ рабочихъ 18--40 лѣтъ (около 41%) "Дѣти въ возрастѣ отъ 10 до 12 лѣтъ (болѣе 36%). Начиная съ 40 лѣтъ преобладаніе грамотныхъ мужчинъ колеблется между 28 процентами (60 лѣтъ и старше) и 32 процентами (отъ 40 до 60 лѣтъ), а наименьшій процентъ грамотныхъ даютъ дѣти, работавшія на фабрикѣ въ возрастѣ моложе 10 лѣтъ. Другими словами, число грамотныхъ между рабочими возростаетъ быстро до пятнадцатилѣтняго возраста, когда оно достигаетъ своего высшаго предѣла. Затѣмъ, постепенно понижаясь, эта цифра держится почти постояннаго уровня какъ по всей Московской губерніи, такъ и по отдѣльнымъ ея уѣздамъ. Наоборотъ, грамотность работницъ, всюду вообще незначительная, достигаетъ высшаго предѣла въ возрастѣ 12--14 лѣтъ (11%) и почти одинакова (около 9%) какъ между подростками 15--18 лѣтъ, такъ и между малолѣтними дѣвочками 10--12 лѣтъ. Такимъ образомъ, общіе итоги по всей Московской губерніи чрезвычайно рельефно выдвигаютъ тотъ фактъ, что грамотность значительно распространяется за послѣднія 10--15 лѣтъ и что даже между пожилыми рабочими грамотные составляютъ около одной трети общаго числа лицъ даннаго возраста. Явленіе это обнаруживается не только въ отдѣльныхъ уѣздахъ Московской губерніи, но и во всѣхъ центральныхъ губерніяхъ.
   Изъ общаго числа 6,568 мальчиковъ моложе 15 лѣтъ грамотныхъ оказалось 2,897 чел. или болѣе 44%, а изъ 4,774 дѣвочекъ было всего лишь 495 грамотныхъ или слишкомъ 10%. Распространеніе грамотности между уроженцами различныхъ мѣстностей также представляетъ интересныя особенности. Такъ, въ нисходящемъ порядкѣ по преобладанію грамотности между рабочими обоего пола, слѣдуютъ губерніи Владимірская и Московская (болѣе 31%), Тверская и Рязанская (24--27%) и т. д. Эта послѣдовательность замѣчается какъ по числу грамотныхъ мужчинъ, такъ и по числу грамотныхъ женщинъ. Между рабочими того и другаго пола нѣсколько болѣе выступаетъ Московская губернія, среди уроженцевъ которой оказалось около 45% грамотныхъ мужчинъ, при среднемъ 41% для всѣхъ губерній, и около 8% грамотныхъ женщинъ (среднее для губерній 6%). Изъ уроженцевъ Владимірской губерніи грамотныхъ было почти 43% мужчинъ и болѣе 6% женщинъ. Не въ одинаковой степени распространена грамотность и между отдѣльными уѣздами Московской губерніи, причемъ особенно выдѣляется Коломенскій уѣздъ. Наиболѣе распространена грамотность между мужчинами изъ числа уроженцевъ Коломенскаго, Серпуховского и Бронницкаго уѣздовъ (болѣе половины общаго числа рабочихъ), а затѣмъ среди уроженцевъ Богородскаго, Московскаго и Подольскаго уѣздовъ (около 40%). Грамотныя работницы преобладаютъ между уроженками Бронницкаго уѣзда (около 15%), а также въ Коломенскомъ (11%), въ Московскомъ и Богородскомъ уѣздахъ (до 9%). Эти общіе итоги находятъ себѣ объясненіе отчасти въ условіяхъ мѣстной жизни, отчасти въ болѣе или менѣе благопріятной постановкѣ первоначальнаго народнаго образованія въ школахъ различныхъ вѣдомствъ и учрежденій. Припомнимъ также, что и статистическія свѣдѣнія о грамотности среди принятыхъ въ военную службу по жребію въ періодъ 1874--83 гг. въ теченіе 10 лѣтъ выяснили довольно значительное и постоянное увеличеніе грамотности, въ особенности въ Прибалтійскомъ краѣ, въ столичныхъ и промышленныхъ губерніяхъ {Свѣд. по вопросамъ тихтіческо-промышл. образованія въ Россіи. Спб., 1888 г. Прилож. 2, стр. 36.}. Въ теченіе указаннаго десятилѣтія всего по имперіи поступило въ военную службу грамотныхъ (всѣхъ разрядовъ) 22% и совершенно неграмотныхъ 78%. При сравненіи ежегодныхъ данныхъ всего десятилѣтія замѣчается прогрессивное увеличеніе въ числѣ принятыхъ грамотныхъ и уменьшеніе неграмотныхъ, такъ что въ призывъ 1883 года почти четвертая часть принятыхъ были уже грамотные.
   При анализѣ данныхъ о грамотности работающихъ на фабрикахъ и заводахъ приходится считаться со множествомъ такихъ факторовъ, которые почти отсутствуютъ въ массѣ всего населенія, какъ, напримѣръ, вліяніе подбора лучшихъ силъ въ извѣстныхъ категоріяхъ фабрично-заводскаго труда, вліяніе совмѣстной жизни въ тѣсныхъ казармахъ и воздѣйствіе примѣра грамотныхъ на неграмотныхъ, передача знанія грамоты отъ родственниковъ и товарищей, большая или меньшая обезпеченность заработка, спеціализація занятій и т. п. Въ виду этого, немаловажный интересъ представляетъ распространеніе грамотности по отдѣльнымъ видамъ фабричнаго труда. Такъ, напримѣръ, на 1,000 человѣкъ, занимающихся тою или другою работой, какъ среди мужчинъ, такъ и среди женщинъ, больше всего встрѣчается грамотныхъ между работающими на механическихъ ткацкихъ станкахъ: 126 мужчинъ грамотныхъ и 355 грамотныхъ женщинъ на 1,000 грамотныхъ разныхъ категорій труда того и другого пола. Затѣмъ между мужчинами болѣе всего грамотныхъ ткачей на ручныхъ станахъ, парчевщиковъ, шелковщиковъ и заправщиковъ жакардъ (119 на тысячу всѣхъ рабочихъ). За ними слѣдуетъ при постепенномъ убываніи множество другихъ профессій мужского труда въ предѣлахъ отъ 0,04 (сусальщики) до 50 на 1,000 (красильщики, пунцовщики, слесаря и т. д.). Среди женскихъ профессій вообще слѣдующее за самоткачихами мѣсто занимаютъ мотальщицы, размотчицы и проч. (около 100 на 1,000 работницъ разныхъ профессій).
   Еще болѣе рѣзко обнаруживается профессіональное значеніе грамотности (по отдѣльнымъ категоріямъ фабричнаго труда) при сравненіи процентныхъ чиселъ грамотныхъ, по различнымъ возрастнымъ группамъ, какъ относительно общихъ итоговъ всѣхъ грамотныхъ рабочихъ, такъ и общаго итога лицъ, занимающихся тѣмъ или другимъ производствомъ и обладающихъ знаніемъ грамоты.
   Распредѣляя рабочихъ на четыре возрастныхъ группы (8--14 лѣтъ, 15--18, 19--39, 40 лѣтъ и старше), при условной классификаціи занятій (96 категорій для мужчинъ и 52 категоріи для женскаго труда), мы получаемъ весьма интересныя соотношенія. Подробный разборъ этихъ послѣднихъ (по разсчету на 1,000 человѣкъ) возможенъ лишь въ спеціальной работѣ. Въ данномъ случаѣ можно ограничиться только общими выводами, сопоставляя отдѣльные итоги какъ для мужчинъ, такъ и для женщинъ. Цифры при такомъ сравненіи, прежде всего, указываютъ, что чѣмъ болѣе спеціализируется фабричный трудъ и чѣмъ лучше онъ обезпечивается, тѣмъ рѣзче обнаруживается стремленіе рабочихъ того и другого пола пріобрѣсти, такъ или иначе, умѣнье читать и писать.
   Преобладаніе грамотныхъ среди той или другой категоріи рабочихъ несомнѣнно свидѣтельствуетъ о большемъ досугѣ или же удобствѣ и возможности пользоваться школьною подготовкой. Съ другой стороны, оно указываетъ на самостоятельное усиленіе духовныхъ запросовъ среди рабочаго населенія Московской губерніи. Къ сожалѣнію, при существующихъ условіяхъ, эти потребности далеко не удовлетворяются въ достаточной степени. Необходимы дальнѣйшія улучшенія какъ въ общей постановкѣ школьно-фабричнаго дѣла, такъ и въ усиленіи учебно-вспомогательныхъ учрежденій и приспособленій {Подтвержденіемъ сказаннаго могутъ служить данныя статистическаго отчета по училищамъ Московской губерніи за 1892--93 учебный годъ (Статистическій Ежегодникъ Московской губ. за 1893 г. Москва, 1893 г.).}.
   

VII.

   Изслѣдователи народнаго образованія въ Московской губерніи указали уже на то, что потребность къ образованію, какъ и всякія духовныя потребности, возникаетъ и развивается только исподволь при благопріятныхъ къ тому обстоятельствахъ {Народное образованіе въ Моск. губ. Москва, 1884 г., стр. 8.}. Удовлетворяетъ ли современное развитіе школьнаго дѣла на мѣстныхъ фабрикахъ и заводахъ, въ количественномъ и качественномъ отношеніи, той потребности въ образованіи, какая обнаруживается, судя по указаннымъ выше свѣдѣніямъ о грамотности рабочихъ, среди фабричнаго населенія въ Московской губерніи?
   Изъ общаго числа 70 промышленныхъ заведеній, осмотрѣнныхъ при санитарно-фабричномъ изслѣдованіи Московской губерніи, имѣющихъ по 500 и болѣе рабочихъ каждое, школы существовали при 20 фабрикахъ и заводахъ, не считая двухъ школъ на фабрикахъ съ числомъ рабочихъ менѣе 500 человѣкъ {Указанная норма принята нами въ виду того, что первый съѣздъ по вопросамъ профессіональнаго и техническаго образованія въ Россіи, согласно одному изъ положеній доклада А. Г. Небольсина, призналъ устройство школъ обязательнымъ для всѣхъ фабрикъ, имѣющихъ по 500 и болѣе рабочихъ.}. Кромѣ того, три школы не могли быть признаны фабричными въ строгомъ смыслѣ, ибо не находились въ непосредственной связи съ фабриками (двѣ въ Богородскомъ уѣздѣ и одна въ Подольскомъ), а потому они и не принимаются въ разсчетъ. Въ двухъ уѣздахъ (Волоколамскомъ и Рузскомъ) фабрикъ и заводовъ, имѣющихъ по 500 рабочихъ, вовсе не оказалось. Въ остальныхъ 11 уѣздахъ изъ наличнаго числа болѣе 68 тысячъ рабочихъ обоего пола на фабрикахъ, имѣющихъ по 500 и болѣе рабочихъ, при наибольшемъ числѣ около 92 тысячъ человѣкъ, малолѣтнихъ рабочихъ до 15-ти лѣтняго возраста насчитывалось почти 5 тысячъ (болѣе 7% общаго числа). По отдѣльнымъ уѣздамъ число малолѣтнихъ въ различные годы, когда производились осмотры фабрикъ (вообще до изданія и послѣ изданія узаконеній о работѣ малолѣтнихъ), колебалось въ предѣлахъ отъ 1 1/2% (въ Серпуховскомъ уѣздѣ по результатамъ изслѣдованія 1884 года) до 12 процентовъ (въ Дмитровскомъ уѣздѣ въ 1882 году).
   Такимъ образомъ, изъ наличнаго числа малолѣтнихъ рабочихъ на каждую фабричную школу приходилось 216 дѣтей; одна школа приходилась на три заведенія, имѣющихъ по 500 и болѣе рабочихъ, или почти на 3,000 человѣкъ всего рабочаго населенія этой категоріи промышленныхъ заведеній. Другими словами, принявъ за основаніе соображенія перваго русскаго съѣзда по профессіональному и техническому образованію, въ одной только Московской губерніи необходимо было бы вновь открыть 58 фабричныхъ школъ, въ цѣляхъ обезпеченія правильнаго школьнаго обученія малолѣтнихъ, работающихъ на мѣстныхъ фабрикахъ и заводахъ. Далѣе, предполагаемый въ проектѣ А. Г. Небольсина особый школьный налогъ, принятый также и съѣздомъ, въ цѣляхъ возбужденія ходатайства въ установленномъ порядкѣ, считая по 1 1/2 рубля съ каждаго рабочаго, для 70 указанныхъ выше фабрикъ составилъ бы ежегодную сумму около 102 1/2 тысячъ рублей (138 тысячъ рублей при наибольшемъ числѣ 92 тысячъ рабочихъ). Въ настоящее же время въ Московской губерніи 25 промышленныхъ фирмъ расходуютъ на содержаніе своихъ фабричныхъ школъ (при фабрикахъ и внѣ ихъ) около 70 тысячъ рублей ежегодно.
   Результаты изслѣдованія отдѣльныхъ фабричныхъ школъ, въ особенности въ связи съ тѣми свѣдѣніями, которыя указаны въ другихъ земскихъ изданіяхъ по Московской губерніи, даютъ возможность возстановить полную картину школьно-фабричнаго дѣла въ одномъ изъ самыхъ промышленныхъ районовъ Россіи. Надо принять въ соображеніе также и то, что постановка всего народнаго образованія въ названной губерніи издавна считается образцовою во многихъ отношеніяхъ при сравненіи съ другими земскими губерніями.
   По времени основанія всѣ фабричныя школы распредѣляются такимъ образомъ, что до освобожденія крестьянъ существовала только одна школа (при Раменской фабрикѣ, въ Бронницкомъ уѣздѣ), основанная въ 1859 г. и заново перестроенная въ 1870 г. Въ послѣдующее десятилѣтіе (1861-- 1870 гг.) вновь устроено было шесть школъ, къ которымъ въ десятилѣтіе 1871--80 годовъ присоединилось еще 16 школъ, и, наконецъ, въ 1881--82 годахъ возникло только двѣ новыхъ фабричныхъ школы.
   Стоимость содержанія 17 фабричныхъ школъ составляетъ около 37 1/2 тысячъ рублей или, въ среднемъ, по 2,205 рублей на школу, въ предѣлахъ отъ 500 рублей до 13 тысячъ рублей. Стоимость обученія 2,205 учащихся въ 14 фабричныхъ школахъ, по которымъ имѣются данныя для такого сравненія, простирается до 35 1/2 тысячъ рублей или, въ среднемъ, около 17 1/2 рублей на каждаго учащагося. Число работающихъ на фабрикахъ учениковъ по отношенію къ общему числу учащихся въ фабричныхъ школахъ вообще незначительно: въ 23 школахъ на 2,508 учащихся приходится 364 малолѣтнихъ обоего пола, принимавшихъ участіе въ фабричной работѣ, или менѣе четверти. Въ среднемъ, на одну фабричную школу (изъ 23) приходится вообще по 109 учащихся и въ 7 школахъ по 52 ученика изъ числа малолѣтнихъ, работавшихъ на фабрикахъ.
   Помимо недостатковъ въ педагогическомъ и общеобразовательномъ отношеніи, фабричныя школы Московской губерніи весьма рѣдко удовлетворяютъ санитарнымъ требованіямъ. Такъ, группируя свѣдѣнія объ устройствѣ фабричныхъ школъ въ 1882--83 учебномъ году по отдѣльнымъ уѣздамъ, мы видимъ, что на каждаго учащагося приходилось въ среднемъ выводѣ отъ 1, кв. арш. въ Бронницкомъ уѣздѣ до 2,8 кв. арш. въ Богородскомъ и въ Дмитровскомъ уѣздахъ, а по кубическому содержанію классныхъ комнатъ отъ 7 до 12 кубич. арш. на одного ученика. Число классныхъ комнатъ въ общемъ итогѣ для отдѣльныхъ уѣздовъ колеблется въ предѣлахъ отъ 1 до 13, а именно: въ Московскомъ уѣздѣ на 7 комнатъ въ 5 фабричныхъ школахъ приходилось 542 учащихся обоего пола (до 27% дѣвочекъ), въ Богородскомъ уѣздѣ на 13 комнатъ въ 5 фабричныхъ школахъ -- 1,032 учащихся (до 34% дѣвочекъ), въ Подольскомъ уѣздѣ на 2 комнаты въ двухъ школахъ -- 88 учащихся (25% дѣвочекъ), въ Коломенскомъ уѣздѣ на 3 класса въ двухъ школахъ -- 207 учащихся (13% дѣвочекъ), въ Дмитровскомъ уѣздѣ на 7 классовъ въ трехъ школахъ -- 554 учащихся и т. д
   Менѣе удовлетворительно санитарное состояніе фабричныхъ школъ въ отдѣльности по нѣкоторымъ фабрикамъ и заводамъ, причемъ средняя площадь пола, среднее кубическое содержаніе и средній процентъ свѣтовой поверхности оконъ къ площади обнаруживаютъ чрезвычайно рѣзкія колебанія: такъ, напримѣръ, въ Московскомъ уѣздѣ на 1 ученика приходится 1 1/2 -- 4 кв. арш. площади пола, отъ 5 до 10 куб. арш. пространства, а свѣтовая поверхность колеблется отъ 1 1/2 до 16%. Въ фабричныхъ школахъ Богородскаго уѣзда, при свѣтовой поверхности 7--11%, на каждаго учащагося приходится 2,2--4 кв. арш. и 11--19 куб. арш.; въ Подольскомъ уѣздѣ -- отъ 11 до 15% свѣтовой поверхности, 2,6--2,7 кв. арш. и 11--12 куб. арш.; въ Коломенскомъ уѣздѣ -- 15--30% свѣтовой поверхности, 2 -- 2,7 кв. арш. и 10--12 куб. арш.; въ Дмитровскомъ уѣздѣ -- 6--13% свѣтовой поверхности, 1 1/2 -- 4 кв. арш. и 6--17 куб. арш. и т. д. Вообще при постройкѣ фабричныхъ школъ рѣдко сообразуются съ руководящими правилами, установленными въ московскомъ земствѣ для составленія плановъ соотвѣтственно санитарнымъ требованіямъ, какъ-то: по размѣрамъ классныхъ комнатъ, по освѣщенію, по площади пола (не менѣе 2 1/2 кв. арш. на каждаго ученика), по устройству вентиляціи, отхожихъ мѣстъ и т. п.

-----

   Таково внѣшнее состояніе фабричныхъ школъ по результатамъ санитарныхъ изслѣдованій въ различные годы и въ различныхъ уѣздахъ. Не болѣе утѣшительна и внутренняя организація школьнаго дѣла на фабрикахъ, напримѣръ, по условіямъ посѣщенія школъ малолѣтними рабочими, по распредѣленію учебныхъ занятій, по устройству школьныхъ библіотекъ, по организаціи воскресныхъ чтеній и т. п. {Свѣдѣнія о фабричныхъ школахъ по результатамъ санитарныхъ изслѣдованій указаны при частномъ описаніи отдѣльныхъ промышленныхъ заведеній, а также сгруппированы въ особомъ, не изданномъ еще отдѣлѣ сводки данныхъ по всей Московской губерніи (Сборн. стат. свѣд. Отд. санит. стат., т. IV, ч. III).}. Участіе мѣстныхъ фабрикантовъ въ распространеніи грамотности среди рабочаго населенія выражается вообще въ трехъ главныхъ формахъ: во-первыхъ, по устройству и содержанію школъ при фабрикахъ и заводахъ; во-вторыхъ, въ формѣ попечительства при земскихъ и другихъ школахъ, которымъ фабриканты оказываютъ пособіе тѣмъ или инымъ путемъ; въ-третьихъ, въ качествѣ почетныхъ попечителей, лишь номинально числящихся при школахъ, но не оказывающихъ имъ никакой поддержки, ни нравственной, ни матеріальной {Санит. изсл. фабр. завед. Богор. уѣзда 1883 г., ч. I, стр. 121.}.
   

VIII.

   При изслѣдованіи главнѣйшихъ путей пріобрѣтенія рабочими грамотности въ особенности рѣзко обнаруживается самостоятельное стремленіе мѣстнаго и пришлаго населенія къ элементарному обученію. Такого рода данныя, правда, имѣются лишь по двумъ уѣздамъ (Дмитровскому и Богородскому) относительно 8 1/2 т. грамотныхъ рабочихъ (около 8 т. муж. и 660 жен.). Можно думать, что сравнительная оцѣнка взаимнаго вліянія различныхъ типовъ школъ по отдѣльнымъ возрастнымъ группамъ сохраняетъ значеніе также и для другихъ неизслѣдованныхъ столь же подробно промышленныхъ мѣстностей. Оказывается, что пріобрѣтеніе знанія грамоты внѣ школьнаго обученія, или, какъ объясняли сами рабочіе, самоучкою, т.-е. личными стараніями, при пособіи товарищей-грамотѣевъ и т. п., составляетъ весьма значительный процентъ, именно около 34% среди грамотныхъ мужчинъ и болѣе 21% среди грамотныхъ женщинъ.
   По остальнымъ категоріямъ изъ 8 1/2 тыс. мужчинъ болѣе 28% обучалось въ земскихъ школахъ, около 11% въ фабричныхъ школахъ и почти столько же (10%) у лицъ духовнаго званія (дьяконовъ, псаломщиковъ и пр.), а затѣмъ въ нисходящемъ порядкѣ слѣдуютъ обучавшіеся грамотѣ на военной службѣ въ солдатахъ (болѣе 7%), въ городскихъ приходскихъ школахъ (слишкомъ 4%), въ уѣздныхъ училищахъ и въ другихъ учебныхъ заведеніяхъ (около 4%), обучавшіеся дома отъ родителей, родственниковъ и т. п. (менѣе 2%) и, наконецъ, въ школахъ частныхъ лицъ (менѣе 1% общаго числа лицъ, способъ обученія которыхъ извѣстенъ). Между грамотными женщинами обучалось въ земскихъ школахъ около 33%, нѣсколько менѣе въ фабричныхъ школахъ (почти 31%) и затѣмъ внѣ школы (самоучкою) слишкомъ 21% и т. д. Еще болѣе характерно вліяніе различныхъ путей просвѣщенія на распространеніе грамотности между рабочими по отдѣльнымъ возрастнымъ группамъ. Такъ, напримѣръ, значеніе фабричныхъ школъ наиболѣе замѣтно среди грамотныхъ дѣтей моложе 10 лѣтъ (около 43%). Начиная же съ 10-ти лѣтняго возраста до 60 лѣтъ и выше просвѣтительная роль ихъ ослабѣваетъ съ поразительною послѣдовательностью: въ возрастахъ 10--12 лѣтъ и 12--14 лѣтъ обучавшіеся въ фабричныхъ школахъ составляютъ около трети общаго числа данной возрастной группы (33% и 30%), среди подростковъ ихъ уже только 20%, среди взрослыхъ (18--40 л.) вдвое менѣе (10%), въ пожилыхъ возрастахъ 6%, а старики свыше 60 лѣтъ не достигаютъ и 1 1/2%. Для грамотныхъ работницъ фабричныя школы имѣютъ первенствующее значеніе среди подростковъ (около 38%), а также среди взрослыхъ въ возрастѣ 18--40 лѣтъ (31%). Грамотныя дѣвочки моложе 14 лѣтъ съ школьно-фабричною подготовкой составляютъ болѣе 1/4 всѣхъ грамотныхъ даннаго возраста, пожилыхъ работницъ весьма немного (около 6%), а старше 60 лѣтъ и вовсе не пользовались фабричными школами. Наоборотъ, внѣшкольный способъ обученія (самоучкой) какъ среди грамотныхъ мужчинъ, такъ и среди грамотныхъ женщинъ достигаетъ наивысшаго предѣла среди стариковъ (80% грамотныхъ мужчинъ) и въ пожилыхъ возрастахъ отъ 40 до 60 лѣтъ (до 68% среди мужчинъ и 63% среди женщинъ). Начиная съ возрастной группы 18--40 лѣтъ (44% грамотныхъ мужчинъ и болѣе 35% грамотныхъ женщинъ), чѣмъ моложе работницы, тѣмъ слабѣе значеніе внѣшкольнаго обученія. Обучавшіеся у лицъ духовнаго званія преобладаютъ среди стариковъ и пожилыхъ рабочихъ и работницъ. Въ младшихъ возрастныхъ группахъ они или вовсе отсутствуютъ, или же составляютъ ничтожный процентъ. Что касается сельскихъ (земскихъ) школъ, то значеніе ихъ усиливается обратно пропорціонально возрасту, т.-е. чѣмъ моложе рабочіе, тѣмъ большее ихъ число пользовалось обученіемъ въ земскихъ школахъ. Такъ, малолѣтніе и подростки составляютъ болѣе половины общаго числа грамотныхъ мужчинъ данныхъ возрастовъ, среди взрослыхъ около трети, а пожилыхъ рабочихъ, начиная съ 40 лѣтъ, обучавшихся въ земскихъ школахъ, весьма немного (около 10%). По отношенію къ женщинамъ замѣчается то же самое явленіе, но здѣсь среди малолѣтнихъ и подростковъ сравнительно получаютъ нѣкоторый перевѣсъ фабричныя школы.
   Указанныя выше обобщенія статистическихъ данныхъ по двумъ уѣздамъ находятъ себѣ удовлетворительное объясненіе въ условіяхъ пользованія фабричными школами вообще въ Московской губерніи. До изданія закона о работѣ малолѣтнихъ условія эти были чрезвычайно неблагопріятны для работающихъ на фабрикахъ и заводахъ. Впрочемъ, и впослѣдствіи, какъ показало санитарно-фабричное изслѣдованіе Серпуховского уѣзда въ началѣ 1884 года, фабричный законъ, по словамъ д-ра Е. М. Дементьева, насколько онъ касается школьнаго дѣла, еще не привелъ ни къ какимъ положительнымъ результатамъ {Санит. изсл. фабр. зав. Серпуховского уѣзда, стр. 46.}. Изъ общаго числа фабричныхъ школъ въ Московской губерніи относительно 16 отмѣчено отсутствіе какихъ-либо льготъ для работавшихъ на фабрикахъ. Малолѣтніе или вовсе были лишены возможности учиться, или же, какъ выразился одинъ изъ фабричныхъ директоровъ въ Богородскомъ уѣздѣ, имъ было "некогда посѣщать школу". Въ пяти школахъ малолѣтніе учились въ свободную, "гулевую", смѣну въ различное время дня, посѣщая школу весьма неаккуратно, какъ придется. Сколько-нибудь систематическое обученіе существовало только въ трехъ фабричныхъ школахъ, а именно: въ Раменской (изъ числа работающихъ обучалось въ 1882--1883 гг. 117 мальчиковъ и 103 дѣвочки), въ Богородско-Глуховской (185 мальчиковъ и 18 дѣвочекъ въ 1881--1882 гг.) и въ Подгорной (17 мальчиковъ и 12 дѣвочекъ). Между тѣмъ, насколько сильна потребность въ школьномъ образованіи, можно видѣть уже изъ того, что на одной изъ фабрикъ Коломенскаго уѣзда въ 1882--1883 учебномъ году съ прекращеніемъ ночной работы и съ установленіемъ денныхъ восьми-часовыхъ смѣнъ рабочіе изъ прядильнаго отдѣленія до 20-ти лѣтняго возраста немедленно изъявили желаніе посѣщать школу и съ января 1883 года для нихъ были устроены особые вечерніе классы {Дементьевъ: "Санит. изсл. фабр. зав. Коломенск. уѣзда", 1884 г.}. Нельзя также не замѣтить, что на этой фабрикѣ 50 учениковъ, въ томъ числѣ 9 дѣвочекъ, исключительно изъ неработавшихъ на фабрикѣ дѣтей фабричныхъ, вынуждены были тѣсниться въ низенькой, небольшой комнатѣ высотою въ 3 1/2 аршина, такъ что на каждаго учащагося при очень слабой вентиляціи приходилось менѣе трети кубической сажени пространства. Притомъ, половина учениковъ вѣшала свое верхнее платье въ классѣ по недостатку мѣста въ сѣняхъ. На ситце-набивной фабрикѣ Медвѣдевыхъ въ Подольскомъ уѣздѣ преподаваніемъ занимался отставной солдатъ, взимавшій съ учениковъ (30 мальчиковъ) по 50 коп. и по 1 руб. съ каждаго, въ общей сложности, на сумму около 25 руб. въ мѣсяцъ, не считая субсидіи отъ фабричной администраціи по 200 руб. въ годъ.
   Положеніе школьно-фабричнаго дѣла въ Московской губерніи еще полнѣе характеризуются данными спеціальнаго изслѣдованія народнаго образованія за 1882--1883 учебный годъ, т.-е. въ срединѣ того періода, когда производились санитарные осмотры промышленныхъ заведеній въ отдѣльныхъ уѣздахъ. Число сельскихъ школъ и учащихся вообще возростаетъ въ Московской губерніи въ геометрической прогрессіи. Возростаніе числа учащихся обоего пола въ періодъ 16 лѣтъ (1868 -- 1883 гг.) совершалось постоянно и правильно, причемъ процентъ возростанія учащихся дѣвочекъ неизмѣнно превосходитъ таковой же процентъ учащихся мальчиковъ {Народ. образ. въ Москов. губ. М., 1884 г., стр. 10.}. Сравнительно съ 1867 годомъ, въ теченіе 1868--1883 гг. число разнаго рода школъ увеличилось болѣе, чѣмъ вдвое (съ 268 до 554 или на 107%), а число учащихся возросло болѣе, чѣмъ втрое (съ 9 1/2 тысячъ учащихся до 33 1/2 тысячъ или на 254%). Среднее же число учениковъ, приходящееся на каждую школу, возросло за то же время съ 35 до 60 человѣкъ, такъ что народныя училища въ Московской губерніи стали почти вдвое многолюднѣе, нежели существовавшія въ 1867 году.
   Сравнивая общіе итоги по отдѣльнымъ уѣздамъ въ періодъ 1882 -- 1892 гг., можно убѣдиться, что число фабричныхъ школъ остается почти безъ измѣненія, но число учащихся въ иные годы возростало и самыя школы становились многолюднѣе, въ нѣкоторые же года обнаруживалось обратное явленіе. Такъ, въ 9-ти уѣздахъ Московской губерніи въ 27 фабричныхъ школахъ было 2,625 учащихся или свыше 97 на каждое училище въ 1882--1883 гг., а въ послѣднее время (1890--1891 гг.) въ 29 школахъ обучалось 1,334 дѣтей или, въ среднемъ, всего лишь 46 учащихся на школу. Въ предшествующемъ же учебномъ году въ каждой фабричной школѣ обучалось около 117 дѣтей (въ 30 школахъ 3,305 учащихся обоего пола) и т. д. За послѣдній отчетный годъ (1892--1893 г.) положеніе школьно-фабричнаго дѣла еще болѣе ухудшилось.
   Колебаніе числа фабричныхъ школъ лишь кажущееся, ибо на одной и той же фабрикѣ одна школа считалась то за одну, то за двѣ, за три, смотря по числу отдѣленій ея для мальчиковъ и дѣвочекъ). Въ дѣйствительности, число школъ на фабрикахъ и заводахъ держалось постояннаго предѣла, иногда лишь спускаясь ниже его. Такимъ образомъ, въ пятилѣтіе 1886--1890 гг. въ 29--31 фабричныхъ школахъ обучалось 3,443--3,333 дѣтей обоего пола; наибольшее число 3,584 учащихся въ 31 школѣ въ 1888--1889 учебномъ году и наименьшее 3,333 учащихся въ 29 школахъ за послѣдніе два года, когда не только не было открыто новыхъ школъ при фабрикахъ, но закрыты были даже раньше существовавшія. Въ 1892--1893 г. въ 28 фабричныхъ школахъ обучалось 3,198 человѣкъ обоего пола (2,302 мальчика и 896 дѣвочекъ). На фабрикахъ чаще всего встрѣчаются смѣшанныя школы, т.-е. предназначенныя для дѣтей обоего пола, съ однимъ учителемъ и особымъ законоучителемъ, вслѣдствіе чего они пользуются правомъ выдавать оканчивающимъ курсъ льготныя свидѣтельства для отбыванія воинской повинности. На большинствѣ фабрикъ всѣ начальныя школы одпоклассныя и только три училища принадлежатъ къ высшему разряду двуклассныхъ. Преобладающимъ возрастомъ въ фабричныхъ школахъ является группа отъ 9 до 12 лѣтъ, въ земскихъ школахъ группа 8--11 лѣтъ. Помимо указанныхъ группъ, въ тѣхъ и другихъ школахъ обнаруживается рѣзкая убыль по отдѣльнымъ возрастамъ, но вообще въ фабричныхъ школахъ чаще встрѣчается большее число дѣтей старшихъ возрастовъ.
   При сопоставленіи данныхъ о распредѣленіи учащихся въ фабричныхъ школахъ по отдѣленіямъ въ 1885--87 гг. и въ 1888--93 гг., обнаруживается рѣзкая разница, а именно: значительное уменьшеніе въ послѣдніе два года процента учащихся младшаго отдѣленія и соотвѣтственно большее увеличеніе числа учениковъ старшаго отдѣленія при весьма маломъ уменьшеніи численности средняго отдѣленія, а также уменьшеніи числа оканчивающихъ курсъ со свидѣтельствомъ {Объясненіе этого существенно-важнаго факта указано въ Стат. Ежегодн. моск. земства за 1890 г. (стр. 8 и 9), а причины преждевременнаго оставленія школы до окончанія курса приведены въ Стат. Ежегодн. за 1889 (стр. 7).}. Особенности въ движеніи учащихся того и другого пола вообще въ значительной степени обусловливаются народными воззрѣніями на неодинаковое значеніе начальнаго образованія для мальчиковъ и для дѣвочекъ. Всегда дѣвочекъ учится менѣе мальчиковъ, хотя съ теченіемъ времени и совершается замѣтная перемѣна въ этомъ отношеніи. Въ Московской губерніи на выдачу дѣвочкамъ свидѣтельствъ объ окончаніи курса смотрятъ иногда въ народѣ, какъ на мѣру не только ни къ чему не нужную, но даже прямо вредную для ихъ будущаго {Стат. Ежегодн. 1888 г., стр. 8.}. Дѣло въ томъ, что, подъ вліяніемъ старыхъ, отживающихъ свой вѣкъ понятій, нѣкоторыми изъ населенія высказываются такого рода опасенія, что "дѣвушкѣ, имѣющей училищный аттестатъ, впослѣдствіи трудно будетъ выходить замужъ, такъ какъ женихи будутъ непремѣнно браковать таковую". Возростаніе числа обучающихся дѣвочекъ особенно сильно обнаружилось за 1892--93 учебный годъ и вообще прогрессивно усиливается.
   Сравнительно съ другими типами школъ, въ періодъ 1882--93 гг. наиболѣе многолюдными являются фабричныя школы и, за исключеніемъ 1884--85 учебнаго года (130 учащихся на одну школу), среднія числа очень мало мѣняются по отдѣльнымъ годамъ. Среднее число учащихся въ различныхъ школахъ въ указанный періодъ колеблется въ слѣдующихъ предѣлахъ: въ городскихъ -- 84--100 учащихся, въ земскихъ -- 60--67 чел., въ церковно-приходскихъ -- 36--54 учащихся, въ частныхъ -- 48--55 чел. и въ фабричныхъ -- 115--130 чел. Въ пятилѣтіе 1886--90 гг. въ этихъ послѣднихъ обнаруживается послѣдовательное уменьшеніе со 118 чел. до 115 чел. на каждую школу въ среднемъ. Постоянство средней объясняется въ земско-статистическихъ отчетахъ двумя причинами: во-первыхъ, тѣмъ, что спросъ на школы идетъ параллельно ихъ предложенію; во-вторыхъ, тѣмъ, что школы, благодаря ежегодному наплыву желающихъ обучаться, являются настолько переполненными, что не допускаютъ уже дальнѣйшаго болѣе или менѣе значительнаго увеличенія числа учащихся и тѣмъ самымъ дѣлаютъ среднюю величину болѣе или менѣе постоянною. Въ данномъ случаѣ, понятно, наибольшее значеніе имѣетъ послѣднее объясненіе, въ пользу котораго, между прочимъ, говоритъ ежегодно повторяющійся фактъ отказа значительному количеству желающихъ поступить въ школы -- по недостатку помѣщенія.
   

IX.

   Составъ учительскаго персонала въ фабричныхъ школахъ весьма мало измѣняется по отдѣльнымъ годамъ. Такъ, мужчины и женщины преподавали въ 1884--88 гг. въ 10--13 школахъ (5--7 уѣздовъ), изъ общаго числа 28--36 фабричныхъ училищъ (въ 6--9 уѣздахъ), одни только мужчины въ 12--19 школахъ (6--8 уѣздовъ), однѣ только женщины въ 4--6 школахъ (по 2--4 уѣздамъ) {Относительно невыгоднаго вліянія замѣны учительницъ учителями на распространеніе образованія среди женскаго населенія ср. Стат. Ежегодн. 1886 г., стр. 9.}. Общее число преподавателей въ 29 фабричныхъ школахъ, по свѣдѣніямъ за 1888--89 годъ, равнялось 72, въ томъ числѣ 41 учитель, 28 учительницъ, 2 помощника и 1 помощница. Численность женскаго персонала значительно уступаетъ мужскому (до 60% учителей и около 40% учительницъ), такъ что три пятыхъ всѣхъ учительскихъ вакансій въ фабричныхъ школахъ Московской губерніи занято учителями.
   Въ земско-статистическихъ отчетахъ обращаютъ на себя также вниманіе свѣдѣнія о значеніи различныхъ типовъ школъ по числу учащихся, по средствамъ содержанія и т. д. Такъ, въ 1885--86 году изъ 47 тысячъ обучавшихся въ начальныхъ училищахъ (34 тыс. мальчиковъ и около 13 тыс. дѣвочекъ) на долю фабричныхъ школъ приходилось менѣе 4% тысячъ учениковъ (3 тыс. мальчиковъ и до 1% тыс. дѣвочекъ). Процентное число учащихся въ различныхъ разрядахъ школъ достигаетъ 67% въ земскихъ училищахъ, слишкомъ 9% въ городскихъ и фабричныхъ и 4--5% во всѣхъ остальныхъ -- частныхъ, министерства народнаго просвѣщенія, церковноприходскихъ и московскаго воспитательнаго дома. По источникамъ содержанія земскія школы занимаютъ также выдающееся положеніе (около 67% всѣхъ школъ), затѣмъ слѣдуютъ церковно-приходскія (до 10%), а фабричныя училища составляютъ лишь нѣсколько болѣе 4% общаго числа народныхъ училищъ въ Московской губерніи по расходамъ на ихъ содержаніе.
   По стоимости содержанія школъ (въ процентахъ къ общему числу) наибольшія затраты несетъ земство (около 47%), на долю фабрикантовъ приходится до 15%, на долю сельскихъ обществъ 10%, а на долю остальныхъ 3 1/2--9%. Общая сумма расходовъ фабрикантовъ на школьное обученіе, по свѣдѣніямъ 1882--83 учебнаго года, опредѣлялась до 72 тысячъ рублей въ 10 уѣздахъ, а именно: по Богородскому уѣзду около 17 1/2 тыс. руб., по Московскому -- свыше 13 1/2 тыс. руб., по Дмитровскому -- болѣе 12 1/2 тыс. руб., по Серпуховскому -- свыше 6 тыс. руб. и по остальнымъ четыремъ уѣздамъ отъ 1,000 руб. до 2,100 руб. въ каждомъ. Средній расходъ на содержаніе одной фабричной школы по 25 начальнымъ училищамъ достигалъ 2 1/2 тыс. руб. на школу и 23 руб. на одного учащагося, т.-е. больше, чѣмъ вдвое стоимости обученія въ 427 земскихъ школахъ (по 627 руб. на школу и 10 1/2 руб. на 1 учащагося), а по четыремъ 2-хъ класснымъ фабричнымъ училищамъ расходъ составлялъ свыше 2 1/2 тыс. руб. и до 41 руб. на учащагося {Народ. образ. Москов. губ., стр. 169--166.}. При сравненіи расходовъ мѣстныхъ фабрикантовъ на народное образованіе въ уѣздахъ наиболѣе промышленныхъ оказывается, что размѣръ затратъ на содержаніе фабричныхъ школъ не находится въ прямой связи съ существующими размѣрами фабричнаго производства. Такъ, изъ сопоставленія (въ тысячахъ рублей) цѣнности фабричныхъ зданій и машинъ съ расходами фабрикантовъ на школы мы получаемъ слѣдующую картину по отдѣльнымъ уѣздамъ (см. начало стр. 101).

0x01 graphic

   Въ теченіе всего періода 1882--91 гг. наиболѣе дорогими по содержанію всегда оказывались фабричныя школы, не всегда, однако, пропорціонально конечнымъ цѣлямъ распространенія образованія среди рабочаго населенія. Въ то время, какъ обученіе въ общественныхъ начальныхъ школахъ (земскихъ, городскихъ и церковно-приходскихъ) изъ года въ годъ обнаруживаетъ прогрессивное удешевленіе въ Московской губерніи, стоимость содержанія школъ, содержимыхъ частными лицами и фабрикантами, все болѣе и болѣе возвышается. Впрочемъ, въ послѣднее время и фабричныя школы стали сокращать свои бюджеты. Такъ, по свѣдѣніямъ за 1887--88 учебный годъ, въ среднемъ, по всей Московской губерніи общая сумма содержанія всѣхъ 740 школъ съ 49,630 учащимися равнялась 562 тыс. рублей, что составляетъ на каждаго учащагося въ 1883 г. 13 руб., а въ 1888 г. менѣе 11 1/2 руб. На содержаніе 486 земскихъ школъ съ 32,261 учащимися израсходовано было въ 1888 году до 315 1/2 тыс. руб., на 26 фабричныхъ школъ съ 3,023 учащимися около 64 тыс. руб.; на 1 учащагося приходилось въ 1883 году по 10 1/2 руб. въ земскихъ школахъ и до 24 руб. въ фабричныхъ, а въ 1888 году менѣе 10 руб. въ земскихъ школахъ и свыше 21 руб. въ фабричныхъ училищахъ {Стат. Ежегодн. моск. земства 1888 г., стр. 15.}.
   Содержаніе земской школы въ 1889--90 учебномъ году, въ среднемъ, обходилось 160 руб. въ годъ, жалованье преподавателя -- 278 руб., законоучителя -- 58 руб. (безъ приплаты со стороны губернскаго земства), а на фабричную школу, въ среднемъ, расходовалось 966 руб., не считая жалованья преподавателя и найма помѣщенія. Жалованье преподавателя въ фабричныхъ школахъ составляло, въ среднемъ, 451 руб., законоучителя238 руб. Интересно самое распредѣленіе средняго расхода по отдѣльнымъ статьямъ (въ рубляхъ):

0x01 graphic

   Какъ бы то ни было, нельзя отрицать того, что по результатамъ наблюденія за преподаваніемъ въ фабричныхъ школахъ въ періодъ 14 лѣтъ (1880--93 гг.) школьно-фабричное дѣло въ Московской губерніи обнаруживаетъ нѣкоторое улучшеніе, правда, чрезвычайно медленное и далеко не соотвѣтствующее требованіямъ закона въ періодъ 1882--84 годовъ. Въ этомъ отношеніи достаточно лишь припомнить хотя бы свѣдѣнія о восьми фабричныхъ школахъ Московскаго уѣзда въ 1879--80 учебномъ году {Докл. моск. уѣздн. земской управы 1880 г., стр. 44, 62, 66, 72.}. Правда, и теперь для многихъ школъ можно было бы приложить отзывъ экзаменатора относительно Михалковскаго училища: "тѣсно, душно и не особенно опрятно". Почти всѣ фабричныя школы въ Московскомъ уѣздѣ по удобству помѣщенія и по успѣхамъ обученія оказались 14 лѣтъ тому назадъ "ниже земскихъ не только перваго разряда, но и большинства второго". Въ числѣ существенныхъ недостатковъ осмотрѣнныхъ въ то время школъ въ отзывахъ одного изъ экзаменаторовъ (Н. П. Малинина), далеко не въ историческомъ лишь смыслѣ, обращаетъ на себя вниманіе слѣдующее: 1) неумѣнье выразительно читать и особенно произносить стихи; 2) отсутствіе практическихъ письменныхъ работъ, какъ-то: писемъ, росписокъ, счетовъ, просьбъ и т. п.; 3) отсутствіе вообще практическихъ свѣдѣній, которыя бы помогали учащемуся отвѣчать, наприм., хотя бы на такіе вопросы: кто ты, кто у тебя Государь, какой ты вѣры, гдѣ и чему учился и т. д. Условія фабричныхъ школъ (разновременный пріемъ учениковъ, поступающихъ въ теченіе всего года и даже въ маѣ, а также ранній выходъ изъ училища до окончанія курса), по словамъ экзаменаторовъ, "весьма много препятствовали правильной организаціи и успѣшному веденію дѣла".
   Въ заключеніе статистическаго обзора фабричныхъ школъ въ Московской губерніи, приведемъ нѣкоторыя данныя изъ докладовъ московской губернской земской управы за 1888--93 учебные года. Какъ видно, въ теченіе трехъ лѣтъ (1886--88 гг.) число учащихся въ фабричныхъ школахъ колебалось въ очень скромныхъ предѣлахъ (съ 3,430 до 3,584 учащихся). Временное увеличеніе числа учащихся въ послѣдніе два года указаннаго періода (въ 6,6 процентовъ, сравнительно съ другими разрядами школъ) объясняется "нѣкоторымъ оживленіемъ фабричнаго производства, повлекшимъ за собою приливъ рабочихъ на фабрики". Соотношеніе между мальчиками и дѣвочками въ фабричныхъ школахъ оставалось почти безъ измѣненія (72,6--73,8% мальчиковъ и 27,4--26,2% дѣвочекъ). Для мальчиковъ, учащихся въ фабричныхъ школахъ, замѣчается увеличеніе въ 12%, а для дѣвочекъ уменьшеніе въ 7%.
   Наибольшее число учениковъ, выбывающихъ до срока во всѣхъ ш-лахъ, падаетъ на среднее отдѣленіе. Это объясняется тѣмъ, что въ средѣ крестьянскаго населенія крѣпко еще держится стремленіе "возможно скорѣе воспользоваться подростающими членами семьи, какъ рабочею силой такъ или иначе оказывающею дому матеріальную помощь". Едва лишь ученикъ обучится мало-мальски читать и писать, родители въ тѣхъ семьяхъ, которыя по своему экономическому положенію нуждаются въ средствахъ для существованія, спѣшатъ взять такого ученика изъ школы. Отдаютъ его или въ ученье, или на заработки, разсчитывая при этомъ или избавиться отъ лишняго рта въ семьѣ, или же получить такимъ путемъ прямо, хотя бы небольшія, денежныя средства для удовлетворенія настоятельныхъ нуждъ {Докладъ моск. губ. упр. по народн. образов. 1890 г., стр. 43.}. Такое положеніе дѣлъ слѣдуетъ признать неизбѣжнымъ при настоящихъ экономическихъ условіяхъ крестьянскаго быта и оно можетъ постепенно быть устранено только съ поднятіемъ общаго уровня благосостоянія крестьянскаго населенія.
   По отчету о народномъ образованіи въ Московской губерніи за 1889--90 учебный годъ, затраты на обученіе тѣмъ производительнѣе, чѣмъ болѣе населеніе и учащіеся могутъ пользоваться пріобрѣтенною грамотностью для усвоенія различныхъ знаній путемъ чтенія {Стат. Ежегодн. москов. земства 1890 г., стр. 21.}. Единственнымъ средствомъ для поддержанія грамотности среди обучавшагося населенія, а равно для удовлетворенія его потребности въ расширеніи своего знанія и въ образованіи являются школьныя библіотеки, воскресные классы, чтенія съ туманными картинами и безъ нихъ. Эти же учрежденія представляютъ въ настоящее время единственные пути также и для удовлетворенія духовныхъ запросовъ вообще для всего населенія, живущаго изо дня въ день среди напряженнаго, плохо оплачиваемаго труда въ растлѣвающей атмосферѣ фабрики и фабричныхъ поселковъ. Слѣдовательно, въ данномъ случаѣ не столько важно существованіе или отсутствіе фабричныхъ школъ, сколько правильная организація указанныхъ выше учебно-вспомогательныхъ учрежденій.
   По сообщеніямъ преподавателей за 1888--93 учебные года, наиболѣе богаты школьными библіотеками фабричныя школы, среди которыхъ школы съ библіотеками составляютъ 90%, и въ среднемъ выводѣ на каждую библіотеку приходится по 368 книгъ {Подъ школьною библіотекой принято разумѣть такое собраніе книгъ для чтенія, помимо учебниковъ, въ которомъ имѣется не менѣе 30 экземпляровъ (Народн. образ. Москов. губ., стр. 141).}. Изъ числа земскихъ библіотеки устроены при 288 школахъ (58% всѣхъ земскихъ школъ) и на каждую библіотеку приходится 159 книгъ; изъ 38 частныхъ школъ имѣются библіотеки (по 252 книги) только въ половинѣ училищъ. Допуская, что книгами изъ библіотекъ пользуются преимущественно ученики двухъ старшихъ отдѣленій, оказывается, что въ 1889--90 учебномъ году изъ числа учащихся этихъ отдѣленій въ фабричныхъ школахъ книгами могли пользоваться 82%, въ частныхъ школахъ 68% и въ земскихъ 66%. Школьныя библіотеки, по общему отзыву, съ одной стороны, способствуютъ поднятію умственнаго уровня окружающаго населенія, а съ другой -- составляютъ прочное звено цѣпи, связующей жизнь этого населенія съ жизнью школы. Значеніе это является еще большимъ, если обратить вниманіе на то, что, какъ видно изъ наблюденій преподавателей, книгами изъ школьныхъ библіотекъ пользуются не только учащіеся, но и все вообще грамотное населеніе.
   

X.

   Воскресныя чтенія стали возникать въ Московской губерніи не раньше 1887--88 учебнаго года, когда они открылись при 6 фабричныхъ школахъ, да и въ послѣдніе четыре года (1890--93 гг.) такія чтенія были только въ 10--11 школахъ. Впрочемъ, и въ другихъ разрядахъ школъ это полезное развлеченіе не пользуется вообще большимъ распространеніемъ. Такъ, по свѣдѣніямъ за 1890--91 учебный годъ, эти чтенія происходили въ 72 земскихъ школахъ (въ томъ числѣ 8 безъ туманныхъ картинъ), въ 11 фабричныхъ (всѣ съ показываніемъ картинъ) и въ 5 частныхъ школахъ. Чаще всего чтенія бываютъ лишь въ Московскомъ уѣздѣ (60 земскихъ школъ, 6 фабричныхъ и 2 частныхъ). Въ остальныхъ уѣздахъ они составляютъ единичныя явленія въ земскихъ школахъ по 4 уѣздамъ, въ фабричныхъ -- по 3 уѣздамъ (три школы въ Богородскомъ уѣздѣ и по одной школѣ въ Бронницкомъ и Коломенскомъ уѣздахъ) и, наконецъ, въ частныхъ школахъ только въ трехъ уѣздахъ. Какъ въ фабричныхъ, такъ и въ земскихъ школахъ выборъ предмета для чтеній является весьма ограниченнымъ. Такъ, напримѣръ, въ распоряженіи московской уѣздной земской управы имѣлось только 849 картинъ, изъ которыхъ 327 иллюстрируютъ священную исторію, житія святыхъ и т. п., 292 -- главнѣйшіе моменты исторіи русской, 201 -- произведенія лучшихъ русскихъ писателей и назидательные разсказы и, наконецъ, 29 картинъ, по ихъ содержанію, относятся къ географическимъ. Изъ доклада уѣздной управы видно, что дѣло веденія чтенія въ Московскомъ уѣздѣ поручено заботливости законоучителей, отъ которыхъ зависитъ какъ выборъ предметовъ для чтеній, такъ и назначеніе времени или числа чтеній. Вообще, чтенія духовно-нравственнаго характера ведутся въ Московскомъ уѣздѣ самими законоучителями, чтенія же научнаго или беллетристическаго содержанія -- учителями или учительницами, подъ непосредственнымъ наблюденіемъ законоучителей {Статистическій Ежегодникъ 1891 г., стр. 20.}.
   Въ Московской губерніи вовсе не существуетъ систематической организаціи народныхъ чтеній, къ которымъ мѣстное населеніе относится съ замѣчательнымъ сочувствіемъ. Такъ, въ Московскомъ уѣздѣ, гдѣ это дѣло наиболѣе развито, въ среднемъ изъ 328 чтеній въ 1890--91 году присутствовало 173 чел., въ томъ числѣ болѣе 90 взрослыхъ (49 мужъ и 42 женщины). Желающихъ, конечно, явилось бы несравненно больше, если бы не тѣснота классныхъ помѣщеній, предназначенныхъ не болѣе, какъ на 60--100 человѣкъ. Не мудрено, что, по словамъ учительницы одной изъ школъ, все помѣщеніе школы во время чтеній бывало биткомъ набито, такъ что "недоставало воздуху дышать". Особенность фабричныхъ школъ, въ которыхъ происходили чтенія (по 4 школамъ всего лишь 42 чтенія за весь годъ), заключается въ томъ, что онѣ привлекаютъ еще большее число слушателей. Число послѣднихъ, въ среднемъ, доходило до 315 чел. на каждое чтеніе, отчасти, быть можетъ, благодаря болѣе просторнымъ помѣщеніямъ, которыми представляется возможность пользоваться на фабрикахъ при отсутствіи работъ. Сходныя указанія мы встрѣчаемъ и въ отчетѣ за 1892--93 учебный годъ.
   Школьное обученіе въ фабричныхъ школахъ, судя по земскимъ даннымъ, изрѣдка лишь дополняется преподаваніемъ учащимся пѣнія, рисованія, ремеслъ, рукодѣлій, садоводства и огородничества. Именно, въ періодъ 1884--91 гг., въ среднемъ выводѣ за семь лѣтъ, пѣніе преподавалось только въ 19 фабричныхъ школахъ (отъ 17 до 21 школы), рисованіе въ 8 школахъ (отъ 7 до 9), ремесла менѣе чѣмъ въ 2 школахъ (отъ 1 до 3 за всѣ 7 лѣтъ), рукодѣліе въ 10 школахъ (8--11 школъ). Садоводство и огородничество для фабричныхъ школъ признаются совсѣмъ лишними занятіями и встрѣчаются только въ одномъ училищѣ. Наибольшею популярностью пользуется преподаваніе пѣнія, а въ послѣдній годъ и оно становится рѣже (только въ 17 школахъ изъ 29 фабричныхъ училищъ) и отчасти рукодѣліе, а рисованіе преподается только въ 7--9 школахъ.
   По результатамъ санитарно-промышленныхъ изслѣдованій, учебно-вспомогательныя учрежденія встрѣчались еще рѣже, чѣмъ по учебнымъ отчетамъ за послѣднее время. Такъ, изъ 22 фабричныхъ школъ оказалось всего лишь 9 библіотекъ, а воскресныя чтенія и вечерніе классы для рабочихъ существовали только на четырехъ фабрикахъ изъ 1,080 осмотрѣнныхъ заведеній, да и то лишь со времени изданія закона 1882 года о работѣ малолѣтнихъ. По заявленію нѣкоторыхъ фабрикантовъ, подобнаго рода новшества встрѣчали, будто бы, противодѣйствіе со стороны инспекціи народныхъ училищъ и мѣстной полицейской администраціи, какъ это отмѣчено для одной крупной фабрики въ Богородскомъ уѣздѣ и для громадной мануфактуры въ Дмитровскомъ уѣздѣ. Преподаваніе пѣнія, рисованія, рукодѣлія и ремеслъ также представляло случайное явленіе (въ пяти фабричныхъ школахъ), обученіе же гимнастикѣ всюду безусловно отсутствуетъ.
   Тѣмъ большаго вниманія заслуживаютъ подробности въ устройствѣ школьно-вспомогательныхъ учрежденій на отдѣльныхъ фабрикахъ и заводахъ. Дѣйствительно, отсутствіе этихъ учрежденій лучше всего подтверждаетъ мнѣніе, для всей Россіи справедливое, что до сихъ поръ никто не заботится доставить рабочему люду иного развлеченія, кромѣ кабацкаго "клуба" и притоновъ разврата. На бумагопрядильной и ситценабивной фабрикѣ Третьяковыхъ въ Серпуховскомъ уѣздѣ, изслѣдованной въ 1884 году д-ромъ Дементьевымъ, кромѣ правильнаго четырехлѣтняго курса ученія по программѣ двукласснаго училища въ хорошо устроенной школѣ, велись всѣми преподавателями еще воскресныя чтенія съ 9 до 11 1/2 часовъ утра для взрослыхъ, которыхъ являлось обыкновенно около 100--120 человѣкъ. Затѣмъ съ 11 1/2 часовъ священникъ велъ чтенія духовнаго содержанія, примѣнительно къ евангелію дня, причемъ на эти чтенія собирались и всѣ учащіеся въ школѣ. Въ 1883--84 учебномъ году на воскресныя чтенія записалось до 200 человѣкъ, въ томъ числѣ болѣе 18% въ возрастѣ старше 20 лѣтъ, остальные подростки -- внѣшкольнаго возраста. Кромѣ того, изъ числа 24 кончившихъ курсъ въ школѣ 15 человѣкъ по собственной охотѣ продолжали по воскресеньямъ занятія по ариѳметикѣ (дроби) и по исторіи. При фабричной школѣ имѣлась небольшая библіотека, которою пользовались всѣ учащіеся и болѣе 130 взрослыхъ рабочихъ. Наконецъ, на деньги, собранныя съ любительскаго спектакля и на пожертвованія одного изъ владѣльцевъ фабрики, К. В. Третьякова, всего на сумму 500 рублей, была основана въ 1881 году читальня, которая и поддерживалась съ тѣхъ поръ членскими взносами въ размѣрѣ 5 рублей въ годъ {Дементьевъ: "Санитарное изслѣд. Серпух. уѣзда", стр. 336.}. Понятно, что членами состояло въ 1884 году только около 20 служащихъ на фабрикѣ, а изъ среды рабочихъ не нашлось лицъ, которымъ было бы подъ силу платать столь большую сумму за удовлетвореніе своихъ духовныхъ запросовъ, перебиваясь тѣлесно изо дня въ день "съ хлѣба на квасъ".
   Наоборотъ, на бумагопрядильной и ткацкой мануфактурѣ H. Н. Коншина, въ томъ же уѣздѣ, школьная библіотека оказалась "крайне скудна" и состояла преимущественно изъ нумеровъ журналовъ Учитель и Семейные Вечера. При школѣ, кромѣ законоучителя и учителя общихъ предметовъ, находились учитель рисованія и чистописанія, а также учитель переплетнаго мастерства и рукодѣльная наставница. На бумагопрядильной Реутовской мануфактурѣ въ Московскомъ уѣздѣ (въ 1880 году) для желающихъ (безъ различія возраста и пола) были устроены воскресныя объясненія преимущественно Закона Божія {Эрисманъ: "Санитарное изслѣдованіе фабричн. заведеній Московск. уѣзда". Ч. 3-я, стр. 123.}. Далѣе, къ числу немногихъ исключеній изъ общаго правила принадлежитъ Раменская мануфактура Малютиныхъ, въ Бронницкомъ уѣздѣ, изслѣдованная д-ромъ Дементьевымъ въ 1884 году. Сначала фабричная школа, основанная по предложенію извѣстнаго дѣятеля на пользу рабочихъ, покойнаго проф. Ѳ. М. Дмитріева, помѣщалась въ зданіи фабрики и преподаваніемъ въ ней (по ланкастерскому способу обученія) занимались по часу для каждой смѣны малолѣтнихъ самъ директоръ, его помощники и служащіе при фабрикѣ. Въ 1868 году были приглашены особые учителя, а черезъ два года было построено особое обширное зданіе, къ которому въ 1871 году была пристроена большая зала для чтеній съ двумя ярусами хоръ съ трехъ сторонъ, могущая вмѣщать до 900 слушателей. Эта зала выстроена была спеціально для устройства спектаклей, которые, однако, не были разрѣшены властями. Соотвѣтственно означенной цѣли сдѣлано возвышеніе для сцены -- полъ, постепенно возвышающійся, и т. д.
   Чтенія, возникшія въ 1871 году и послѣ перерыва возобновившіяся только въ 1883 году, происходятъ по воскресеньямъ, а иногда и по другимъ праздникамъ. Обыкновенно выдается по 700 билетовъ, иногда и до 900, но тогда бываетъ уже тѣсно. Школьная библіотека состоитъ изъ 3 тысячъ томовъ или названій (нѣкоторыя книги въ двойныхъ экземплярахъ); историческія книги и историческіе романы, по заявленію библіотекаря, берутъ на-расхватъ и наиболѣе любятъ.
   Сгруппированныя въ нашемъ обзорѣ данныя непосредственно подтверждаютъ заключеніе перваго профессіонально-техническаго съѣзда въ Россіи, что необходимо вмѣнить въ обязанность фабрикантамъ устройство школъ при фабрикахъ и заводахъ, по числу малолѣтнихъ, съ установленіемъ опредѣленнаго налога со всѣхъ предпринимателей, имѣющихъ по 500 и болѣе рабочихъ. Существующая постановка школьно-фабричнаго дѣла въ Россіи, по оффиціальнымъ даннымъ, а также по указаніямъ общихъ и частныхъ статистическихъ изслѣдованій, безусловно не соотвѣтствуетъ современнымъ потребностямъ фабричнаго населенія. Дѣйствующія нынѣ фабричныя узаконенія нуждаются въ дальнѣйшемъ развитіи и дополненіи, причемъ должны быть опредѣлены порядокъ школьнаго обученія и обязательность дополнительнаго устройства учебно-образовательныхъ учрежденій.
   Крупныя затраты отдѣльныхъ предпринимателей по устройству и содержанію фабричныхъ школъ далеко не всегда могутъ быть признаны производительными съ общей и профессіонально-технической точки зрѣнія. Масса русскихъ фабрикантовъ, имѣющихъ по 500 и болѣе рабочихъ, остается совершенно безучастною къ безсознательному стремленію самихъ рабочихъ пріобрѣсти даже простое знаніе грамоты, котораго они жадно добиваются самыми разнообразными путями.
   По общему и единогласному признанію, фабричный законъ 1882 года не оправдалъ возлагавшихся на него въ этомъ отношеніи надеждъ. Начиная съ 1868 года, когда земскія учрежденія стали принимать формальное и болѣе дѣятельное участіе въ заботахъ о народномъ образованіи, школьное дѣло всюду росло и развивалось. Наличныя же средства для распространенія грамотности и общаго образованія среди мѣстныхъ и пришлыхъ рабочихъ на фабрикахъ и заводахъ, начиная съ конца 70-хъ годовъ текущаго столѣтія, обнаруживаютъ весьма слабую наклонность къ дальнѣйшему развитію и къ желательнымъ улучшеніямъ.
   Сверхъ того, на ряду съ увеличеніемъ числа фабричныхъ школъ и съ обязательнымъ всеобщимъ обученіемъ необходимо болѣе широкое распространеніе общихъ и популярно-научныхъ бесѣдъ съ волшебнымъ фонаремъ и туманными картинами, устройство школьныхъ библіотекъ, фабричныхъ читаленъ, организація воскресныхъ и вечернихъ классовъ, профессіонально-техническихъ школъ и дополнительныхъ курсовъ (Fortbildungschule). Надежными средствами для противодѣйствія пагубному вліянію фабричной культуры могутъ служить народный театръ и систематическое изданіе печатныхъ брошюръ для чтенія, приноровленныхъ къ кругу понятій и интересовъ разнообразныхъ слоевъ фабричнаго населенія. Современная практика самыми очевидными примѣрами подтвердила безусловную справедливость соображеній, высказанныхъ въ докладѣ департамента мануфактуръ и внутренней торговли министру финансовъ графу Капкрину отъ 3 ноября 1824 года, что "послѣ множества опытовъ, наконецъ, удостовѣрились, что просвѣщеніе есть хотя и не самое быстрое, но за то самое надежное средство къ усовершенствованію промышленности".Въ настоящее же время, спустя семьдесятъ лѣтъ послѣ оффиціальнаго признанія такого положенія, невозможно медлить его законодательнымъ проведеніемъ въ жизнь, ибо ядъ фабричной деморализаціи несравненно опаснѣе даже сифилитической заразы. Единственнымъ противоядіемъ въ данномъ случаѣ является возможно скорое удовлетвореніе школьно-фабричныхъ нуждъ Россіи и самое широкое, чуждое какихъ-либо опасеній, развитіе духовно-просвѣтительныхъ учрежденій, на подобіе англійскихъ "клубовъ" для рабочихъ и германскихъ фабрично-заводскихъ "ферейновъ", энергично поддерживаемыхъ самими предпринимателями и государственною властью.

А. Погожевъ.

"Русская Мысль", кн.XI, 1894

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru