Погожев Александр Васильевич
Школьно-фабричные нужды России

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Школьно-фабричныя нужды Россіи.

І.

   Численность фабрично-заводскаго населенія въ Россіи, включая неработающихъ женъ и дѣтей, можно принять, приблизительно, не менѣе 10 милліоновъ душъ. Условія умственнаго и религіозно-нравственнаго развитія этого населенія хорошо всѣмъ извѣстны, и давно уже они обращаютъ на себя вниманіе печати. Къ сожалѣнію, указанія этой послѣдней, а равно постановленія и доклады на спеціальныхъ профессіонально-техническихъ съѣздахъ до сихъ поръ не получили еще законодательной санкціи въ установленномъ порядкѣ. Между тѣмъ, къ нашимъ фабрикамъ и заводамъ еще большее примѣненіе, нежели для селъ и деревень, могутъ имѣть слова знаменитаго современника Петра Великаго, крестьянина Посошкова: "Паки не малая пакость чинится имъ, что грамотныхъ людей у нихъ нѣтъ".
   Возможно большее распространеніе грамотности и школьнаго образованія, само по себѣ, оказываетъ замѣтное вліяніе на улучшеніе обстановки жизни рабочихъ въ экономическомъ, санитарномъ, техническомъ и бытовомъ отношеніи. Правда, это улучшеніе зависитъ отъ массы иныхъ, весьма разнообразныхъ факторовъ, измѣнчивыхъ во времени и въ пространствѣ, насколько они регулируются соотвѣтственными узаконеніями. Все же и нынѣ слѣдуетъ чаще вспоминать замѣчаніе того же кр. Посошкова: "Я чаю, не худо бы было такъ учинить, чтобы не было и въ малой деревнѣ безграмотнаго человѣка, и положить имъ крѣпкое опредѣленіе, чтобы безотложно дѣтей своихъ отдавали учить грамотѣ".
   Зависимость духовнаго склада жизни рабочихъ отъ той среды, въ которой они провели свои юные годы, отъ степени образованія и способовъ школьнаго обученія, послужившая темою для работы французскаго ученаго Таллона (Eug. Tallon: "La vie morale et intellectuelle des ouvrière". Paris, 1884), у насъ въ Россіи представляетъ еще большее значеніе, нежели въ Западной Европѣ. По заявленію изслѣдователей фабричнаго быта и самихъ предпринимателей, грамотный рабочій, дисциплинированный школьною подготовкой, становится "хозяйственнымъ" семьяниномъ. Пріобрѣтая прочную устойчивость въ своихъ нравственныхъ взглядахъ и въ религіозныхъ убѣжденіяхъ, онъ, при наличности другихъ благопріятныхъ условій, умѣетъ вносить нѣкоторый достатокъ и довольство въ свою грамотную семью. Послѣдующія поколѣнія могли бы развить еще въ большей степени эти ничѣмъ незамѣнимыя свойства. По словамъ французскаго публициста Леруа-Больё (L'état moral et intellectuel des populations ouvrières), рабочій въ настоящее время располагаетъ только двумя средствами наполнять свои досуги -- кабакомъ и хорошею книжкой. Но еще болѣе справедливо его мнѣніе, что "торжество цивилизаціи" завершится лишь въ томъ случаѣ, когда книжка оттѣснитъ собою соблазнъ питейнаго заведенія.
   Отрицательныя стороны такъ называемой "фабричной цивилизаціи" чрезвычайно разнообразны, но, въ общемъ, сводятся къ слѣдующему: косность невѣжества безграмотныхъ рабочихъ, проводящихъ всю свою жизнь среди разгула и разврата, неудержимая страсть къ комическому подражанію "городскимъ" модамъ и "господскимъ" обычаямъ, болѣзненное влеченіе къ безшабашному пьянству, апатичность и уныніе, часто смѣняющіяся стихійными вспышками грубой разнузданности и мстительной жестокости, легкомысленное отношеніе къ религіи, къ семьѣ и браку, отчужденіе отъ народныхъ патріархальныхъ устоевъ, презрѣніе и отвычка отъ земледѣльческаго труда, полное нравственное растлѣніе съ самаго нѣжнаго возраста и т. д. Всѣ эти отрицательныя стороны фабричнаго быта, столь удручающимъ образомъ дѣйствующія на сторонняго наблюдателя въ крупныхъ фабричныхъ поселкахъ, вовсе, однако, не составляютъ роковыхъ и неотвратимыхъ послѣдствій прогрессивнаго роста промышленности.
   Съ этимъ зломъ можно и должно бороться, но надо имѣть въ виду, что съ принятіемъ предупредительныхъ мѣръ не слѣдуетъ медлить. Ядъ фабричной культуры не ограничивается отдѣльными личностями, но, выходя изъ фабричной ограды и крупныхъ промышленныхъ центровъ, быстро, хотя и не для всѣхъ замѣтно, распространяется все на болѣе обширныя пространства. Главная опасность, именно, въ томъ и заключается, что гибнетъ не только населеніе, занятое работою на фабрикахъ и заводахъ, по деморализація проникаетъ глубже и глубже даже въ захолустные центры не-фабричной Россіи...
   

II.

   Развращенность нравовъ фабричнаго населенія, примѣры которой не разъ приводились въ ежедневной печати и въ спеціальныхъ изслѣдованіяхъ, какъ, напримѣръ, относительно фабрикъ Вичужскаго края въ Костромской губерніи, не должна никого удивлять {Ср. факты, указанные въ Матеріалахъ для статистики Костромской губ. (вып. VI, 1886 г., стр. 139--140).}. Стоитъ лишь припомнить всѣ, какъ бы съ спеціальною цѣлью придуманныя, благопріятствующія условія: совмѣстное пребываніе лицъ обоего пола и разныхъ возрастовъ въ душныхъ и жаркихъ мастерскихъ, гдѣ всякая лишняя и нелишняя одежда снимается, тѣсное, до изумительныхъ предѣловъ скученное размѣщеніе рабочихъ въ спальныхъ казармахъ и балаганахъ, безъ раздѣленія семейныхъ отъ холостыхъ, парней отъ дѣвушекъ, малолѣтнихъ отъ подростковъ и взрослыхъ и т. д., и т. д. Не станемъ останавливаться на этихъ мрачныхъ фактахъ, ибо они встрѣчаются и встрѣчались не только въ Россіи, но всюду въ фабричныхъ центрахъ другихъ странъ, въ особенности въ прежнее время.
   Въ этомъ отношеніи представляютъ интересъ наблюденія д-ра Зингера въ сѣверо-восточной Богеміи {Untersuchungen über die socialen Zustände in den Fabrïk-bezirlcen der nordöstlichen Böhmen. Ein Beitrag zur Methodik social-statist. Beobachtungen von d-r J. Singer. Leipzig, 1885, стр. 242--243.}. Существуетъ весьма рѣзкое различіе между западными округами Богеміи, въ которыхъ рабочее населеніе отличается болѣе высокимъ уровнемъ умственнаго развитія, и восточными округами, гдѣ нравственно-экономическія условія жизни населенія весьма незавидны. Какъ извѣстно, въ Германіи вообще на фабрикахъ и заводахъ часто устраиваются различныя общества или ферейны, въ цѣляхъ пополненія образованія рабочихъ. Такія общества возникаютъ частью по иниціативѣ фабрикантовъ и при ихъ содѣйствіи, частью исключительно на средства самихъ рабочихъ. Изъ общаго числа 50 такъ называемыхъ читальныхъ обществъ (Lesevereine) на западную часть Богеміи приходится 40, тогда какъ въ восточныхъ округахъ этого рода ферейновъ всего лишь 10, т.-е. въ четыре раза меньше.
   По степени образованія (умѣнье читать или только писать) восточные округи, на ряду съ низкою заработною платой и тягостными условіями жизни, въ санитарно-экономическомъ отношеніи занимаютъ самое послѣднее мѣсто. Судя по изслѣдованію д-ра Зингера, можно заключить, что рабочіе въ восточной части Богеміи, пожалуй, даже болѣе неразвиты, нежели крестьяне захолустныхъ мѣстностей Россіи. Особенно слабо развита грамотность среди мужчинъ и женщинъ на фабрикахъ въ мѣстечкѣ Траутенау, гдѣ изъ числа фабричныхъ около одной трети, а изъ женщинъ свыше половины не умѣли ни читать, ни писать.
   По наблюденіямъ школьныхъ учителей, вліяніе рода занятій, продолжительности рабочаго времени и размѣра заработной платы поразительно рѣзко сказывается на фабрикахъ различныхъ округовъ Богеміи. Изъ массы интересныхъ фактовъ, сообщаемыхъ въ названномъ изслѣдованіи д-ра Зингера, можно убѣдиться, что неразвитое, во всѣхъ отношеніяхъ, фабричное населеніе восточныхъ округовъ всюду уступаетъ населенію западныхъ съ болѣе широкими духовными запросами, находящими для себя возможность разумнаго удовлетворенія. Преступность фабричнаго населенія въ той и другой части Богеміи, въ среднемъ выводѣ за періодъ 1876--80 гг., опредѣляется весьма характерными отношеніями. Въ западныхъ округахъ одно преступленіе приходится на 1,150 жителей и одинъ случай воровства на 1,756 жителей. Въ восточныхъ же округахъ, гдѣ на школьное образованіе и умственные запросы фабричныхъ обращается очень мало вниманія, одно преступленіе приходится на 795 жителей и одно воровство почти на 1,169 жителей. Наблюденія и выводы д-ра Зингера по четыремъ судебнымъ округамъ, касающіеся только одной Богеміи, весьма интересны и поучительны по аналогіи съ условіями заграничнаго и русскаго фабричнаго быта въ различныхъ районахъ и на различныхъ крупныхъ фабрикахъ и заводахъ.
   Само собою разумѣется, деморализація или растлѣніе фабричныхъ нравовъ, въ особенности среди юныхъ и молодыхъ возрастовъ, не можетъ сама собой исчезнуть немедленно при одномъ лишь увеличеніи числа учащихся въ школахъ. Фабричныя школы должны быть не только проводниками простого, автоматическаго или механическаго умѣнья читать и писать, но главнѣйшая ихъ задача -- содѣйствовать умственному развитію обучающихся дѣтей. Кромѣ того, онѣ должны способствовать распространенію прикладныхъ и профессіонально-техническихъ знаній среди взрослыхъ и малолѣтнихъ. Умственные и нравственные интересы фабричнаго люда вовсе не исчерпываются только умѣньемъ читать и писать, которое нынѣ столь плохо усвоивается и, какъ много разъ приходится наблюдать, столь легко забывается.
   Обманчиво бываетъ также и среднее число школъ къ общему числу малолѣтнихъ школьнаго возраста. Этотъ признакъ, на ряду съ преобладаніемъ грамотности среди даннаго населенія и со всею постановкой школьнаго обученія, даетъ, правда, цѣнныя указанія при изслѣдованіи условій умственнаго и религіозно-нравственнаго развитія рабочаго населенія. По этому предмету встрѣчаются, однако, иногда странные взгляды и выводы совершенно неожиданные. Такъ, напримѣръ, три года тому назадъ много было толковъ по поводу возростанія въ Петербургѣ числа громилъ, "домушниковъ" и убійцъ, почти сплошь состоявшихъ изъ юношей {Новое Время 1891 г., No 5486.}. "Не доказываетъ ли это,-- читаемъ мы по этому поводу,-- призрачность или, во всякомъ случаѣ, поверхностность того, если можно такъ выразиться, культурнаго лака, который прикрываетъ собою примитивнаго звѣря въ человѣкѣ? Полагались сначала на образованіе, думали, что распространеніе знаній повыситъ нравственность человѣчества, но теперь начинаютъ въ этомъ разочаровываться и признавать, что Гербертъ Спенсеръ былъ, пожалуй, правъ, утверждая, что увеличеніе знанія не составляетъ еще гарантіи повышенія нравственности".
   Невольно возникаетъ вопросъ, имѣемъ ли мы право серьезно разсуждать о распространеніи знаній не только въ Россіи, но даже и въ Петербургѣ? До сихъ поръ, къ сожалѣнію, сохраняетъ полную справедливость отзывъ Глѣба Успенскаго и другихъ, что, "кромѣ кабака, мы рѣшительно ничего не придумали вообще для все; о нашего народа въ качествѣ способа для его душевнаго и физическаго отдохновенія". Правда, въ послѣднее время народная литература изъ рукъ лубочныхъ издателей Никольскаго рынка стремится перейти къ лицамъ, безкорыстно интересующимся этимъ дѣломъ. Въ народной литературѣ чаще начинаютъ появляться корифеи печатнаго слова. Но... все это -- капля воды въ океанѣ, при сопоставленіи съ кафе-шантаннымъ характеромъ нынѣшнихъ народныхъ балагановъ и увеселеній. Куда исчезъ прежній неподдѣльный юморъ знаменитыхъ "раешниковъ", какія пѣсни и романсы вытѣснили прежнюю оригинальную и содержательную народную поэзію?
   При ближайшемъ знакомствѣ съ грубою и дикою, по первому впечатлѣнію, разгульно-невѣжественною фабричною средой приходится согласиться съ мнѣніемъ А. С. Пругавина, автора книги Запросы народа къ интеллигенціи (Москва, 1890 г., стр. 114, 250--251), что "въ народной душѣ всегда таилось и таится стремленіе къ свѣту, стремленіе къ идеалу и никакія невзгоды и лишенія не могли заглушить этой Божьей искры". Не слѣдуетъ же давать глохнуть и на русскихъ фабрикахъ и заводахъ этой "искрѣ"... Притомъ, здѣсь достаточно было бы самыхъ скромныхъ заботъ о школьномъ образованіи малолѣтнихъ, о доставленіи взрослымъ и подросткамъ разумныхъ, здоровыхъ развлеченій, просвѣщающихъ умъ и смягчающихъ нравы.
   Въ названномъ сочиненіи г. Пругавина отмѣчены нѣкоторые факты, доказывающіе потребность въ самообразованіи среди рабочихъ. На петербургскихъ фабрикахъ, наприм., за Нарвскою заставой, а также и въ другихъ мѣстахъ рабочіе изъ своихъ скудныхъ грошей поддерживаютъ существованіе фабричныхъ читаленъ, изъ которыхъ они пользуются избранными сочиненіями русскихъ писателей, разными популярными изданіями, а также журналами и газетами. То же самое можно отмѣтить и въ предѣлахъ Московской губерніи. Необходимо идти на встрѣчу всѣмъ подобнаго рода начинаніямъ, ибо въ настоящее время многіе фабриканты, подобно крест. Посошкову, вполнѣ убѣдились, что "паки не малая пакость чинится имъ, что грамотныхъ людей у нихъ нѣтъ". Сами предприниматели обнаруживаютъ стремленіе всѣми мѣрами способствовать распространенію образованія среди рабочихъ путемъ устройства фабричныхъ школъ, библіотекъ и чтеній съ туманными картинами. Къ сожалѣнію, это стремленіе представляетъ лишь случайныя попытки отдѣльныхъ, все еще немногихъ промышленныхъ фирмъ. Оно должно быть санкціонировано повсемѣстно требованіями законодательной власти и только тогда можно будетъ оцѣнить его общее значеніе.
   

III.

   Чѣмъ меньше районъ изслѣдованія, тѣмъ рѣзче выясняются общіе выводы изъ подробно разработанныхъ мѣстныхъ статистическихъ данныхъ, способствуя также болѣе яркому освѣщенію однородныхъ фактовъ въ другихъ районахъ. Въ данномъ случаѣ матеріаломъ для предлагаемаго очерка могутъ служить не напечатанные пока результаты изслѣдованій московскаго земства, въ періодъ 1879--85 гг., касающіеся наличнаго числа 11472 тысячъ рабочихъ на 1,080 фабрикахъ и заводахъ въ Московской губерніи, при наибольшемъ числѣ рабочихъ около 146 1/2 тысячъ человѣкъ {Сборн. cmат. свѣд. по Московской губ. Отд. санит. статистики. Москва, 1800 г. Т. IV, ч. I, стр. 98.}. Необходимо, однако, предварительно указать общій фонъ школьно-фабричнаго вопроса вообще въ Россіи, по имѣющимся нынѣ оффиціальнымъ свѣдѣніямъ.
   Уже въ царствованіе императрицы Анны Іоанновны правительство впервые обнаружило заботу о религіозномъ и умственномъ развитіи фабрично-заводскихъ рабочихъ путемъ постройки церквей вблизи заводовъ (указъ 29 октября 1735 года) и учрежденіемъ фабричныхъ училищъ "для обученія читать и писать, а равно и прочимъ наукамъ". Въ 1859 году, по проекту коммиссіи, учрежденной при министерствѣ финансовъ для пересмотра уставовъ фабричнаго и ремесленнаго, предполагалось вмѣнить въ обязанность хозяевамъ промышленныхъ заведеній "наблюдать за умственнымъ образованіемъ" малолѣтнихъ рабочихъ. Съ этою цѣлью, при обширныхъ заведеніяхъ, занимающихъ значительное число рабочихъ, должны были быть учреждены, иждивеніемъ хозяевъ, школы грамотности. На тѣхъ же заведеніяхъ, при которыхъ устройство школъ, при незначительномъ числѣ рабочихъ, было бы затруднительно, хозяева должны заботиться о доставленіи малолѣтнимъ возможности посѣщать приходскія и другія мѣстныя школы {Е. Андреевъ: "Работа малолѣтнихъ въ Россіи и Западной Европѣ". Спб., 1884 г. Вып. I, стр. 6--8.}.
   Далѣе, учрежденная въ 1870 году, по высочайшему повелѣнію, коммиссія "для совокупнаго разсмотрѣнія всѣхъ отдѣльныхъ вопросовъ о наймѣ рабочихъ и домашней прислуги", подъ предсѣдательствомъ ген.-адъютанта графа Игнатьева, проектировала опредѣлить особыми инструкціями обязанности предпринимателей относительно "религіознаго, школьнаго и нравственнаго образованія несовершеннолѣтнихъ рабочихъ и учениковъ". Точно также, въ проектѣ коммиссіи, высочайше учрежденной въ 1874 году, подъ предсѣдательствомъ графа Валуева, имѣлось въ виду предложить г. министру финансовъ, по соглашенію съ подлежащими вѣдомствами, составить и представить на высочайшее утвержденіе особыя правила о предоставленіи "несовершеннолѣтнимъ рабочимъ способовъ начальнаго обученія".
   Правила эти должны были опредѣлить: при какой численности рабочаго населенія и въ какихъ размѣрахъ содержаніе начальныхъ школъ обязательно для хозяевъ заведеній. Ими устанавливались предѣлы обязанностей фабрикантовъ и заводчиковъ относительно помѣщенія и содержанія, а равно религіознаго, нравственнаго и школьнаго образованія несовершеннолѣтнихъ рабочихъ. Однако, соображенія упомянутыхъ коммиссій фактически выразились лишь въ маѣ 1880 года въ слѣдующемъ высочайше утвержденномъ мнѣніи государственнаго совѣта: предоставить министрамъ, по мѣрѣ обнаруживающейся на опытѣ потребности, входить въ государственный совѣтъ съ представленіями объ измѣненіи и дополненіи дѣйствующихъ о рабочихъ узаконеній по тѣмъ отдѣльнымъ предметамъ, которые будутъ требовать ближайшаго опредѣленія въ законодательномъ порядкѣ {Е. Андреевъ, l. c., стр. 9--11.}.
   Школьно-фабричный вопросъ неоднократно подвергался обсужденію также въ земскихъ собраніяхъ, въ ученыхъ обществахъ и на съѣздахъ {Е. Андреевъ, l. c., стр. 41--47, 55--61, 63--67, 76--78.}. Такъ, на первомъ съѣздѣ "фабрикантовъ, заводчиковъ и лицъ, интересующихся отечественною промышленностью", происходившемъ въ Петербургѣ въ 1870 году, во время всероссійской мануфактурной выставки, обращено было, между прочимъ, вниманіе на мѣры, которыя могутъ быть приняты "для содѣйствія умственному и нравственному развитію рабочаго сословія".
   Съѣздъ призналъ полезнымъ и желательнымъ: 1) устройство фабрикантами и заводчиками начальныхъ школъ для дѣтей рабочихъ и для работающихъ на фабрикахъ и заводахъ, съ преподаваніемъ въ нихъ черченія и рисованія; 2) устройство земскими и городскими учрежденіями низшихъ техническихъ школъ и введеніе въ устроенныхъ уже ими школахъ черченія и рисованія; 8) организацію при большихъ заводахъ и фабрикахъ и вообще въ промышленныхъ центрахъ воскресныхъ, праздничныхъ, а гдѣ возможно, и вечернихъ классовъ для взрослыхъ рабочихъ.
   Кромѣ другихъ мѣстныхъ предположеній и ходатайствъ (иваново-вознесенской думы, Владимірскаго губернатора, Владимірскаго губернскаго земскаго собранія и пр.), особеннаго вниманія заслуживаютъ весьма обстоятельныя соображенія коммиссіи по техническому образованію Императорскаго русскаго техническаго общества. Коммиссія эта, возникшая по иниціативѣ покойнаго Е. Н. Андреева, въ теченіе лѣта и осени 1874 года получила 185 отвѣтовъ отъ фабрикантовъ на разосланные имъ вопросы и нѣсколько замѣчаній на самый проектъ. Признавъ необходимымъ обложеніе фабрикантовъ особымъ школьнымъ налогомъ (въ размѣрѣ отъ 1/2 до 2% со всей суммы заработанныхъ денегъ), коммиссія весьма подробно проектировала самые способы его расходованія. Такъ, въ районѣ съ діаметромъ въ 4 версты во всѣхъ мѣстностяхъ, гдѣ число рабочихъ, на одной или нѣсколькихъ фабрикахъ, заводахъ или ремесленныхъ заведеніяхъ, не менѣе 500 обоего пола, должна быть непремѣнно устроена школа. Хозяевамъ могло быть предоставлено самимъ озаботиться устройствомъ и содержаніемъ школъ, съ освобожденіемъ ихъ затѣмъ отъ всякаго школьнаго сбора, съ тѣмъ, однако, условіемъ, чтобы устроенная ими школа была признана удовлетворительною учебнымъ начальствомъ. Если же, въ теченіе двухъ лѣтъ со дня изданія о томъ закона, хозяева не воспользуются предоставленнымъ имъ правомъ, то обязанность устроить школу возлагается на земство и города, которые принимаютъ въ такомъ случаѣ на себя и сборъ съ хозяевъ школьнаго налога. Хозяевамъ въ тѣхъ мѣстностяхъ, гдѣ, въ предѣлахъ означеннаго выше района, имѣется народная школа, предоставлялось право, вмѣсто устройства особой школы, входить въ соглашеніе съ существующею уже школой относительно посѣщенія ея малолѣтними ихъ рабочими и относительно размѣра пособія этой шкодѣ со стороны хозяевъ, причемъ эти послѣдніе освобождаются отъ обязанности платежа школьнаго сбора и устройства особой школы. Если бы въ означенномъ выше районѣ не было школы или не могло бы состояться соглашеніе о посѣщеніи ея рабочими, а школьнаго сбора оказалось бы недостаточнымъ на устройство и содержаніе особой школы, то суммы, поступающія въ школьный сборъ, образуютъ въ рукахъ земства и городовъ особый школьный фондъ. Сумма послѣдняго накопляется до размѣровъ, достаточныхъ для устройства и обезпеченія содержанія школы, съ прибавкою текущихъ сборовъ на нее.
   Съѣздъ главныхъ по машиностроительной промышленности дѣятелей, собиравшійся въ 1875 году въ Петербургѣ, постановилъ также просить правительство обложить всѣ фабрики, заводы и ремесленныя заведенія особымъ налогомъ, въ размѣрѣ одного рубля въ годъ съ каждаго рабочаго, по среднему числу занимающихся на заводѣ или въ мастерской въ теченіе года рабочихъ, приблизительно на основаніяхъ, выработанныхъ коммиссіею по техническому образованію при Императорскомъ русскомъ техническомъ обществѣ. Кромѣ того, съѣздъ призналъ необходимымъ облегчить разрѣшеніе фабрикантамъ и заводчикамъ открывать школы и чтенія, согласно съ имѣющимися на то узаконеніями и подъ ихъ отвѣтственностью. Въ случаѣ открытія при такихъ школахъ классовъ для рабочихъ съ спеціальными курсами по низшей математикѣ, черченію, физикѣ, механикѣ и химіи, должны быть назначаемы субсидіи имъ отъ правительства, въ размѣрѣ у, всей стоимости содержанія этихъ школъ. На учащихся въ нихъ слѣдуетъ распространить и льготы по выполненію воинской повинности.
   

IV.

   Дѣйствующими (съ 1882 года) узаконеніями (ст. 112--119 уст. промышленности) въ недостаточной степени обезпечивается распространеніе школьнаго образованія на русскихъ фабрикахъ и заводахъ. Это весьма подробно и рельефно указано было въ докладѣ А. Г. Небольсина на первомъ всероссійскомъ съѣздѣ дѣятелей техническаго и профессіональнаго образованія въ Петербургѣ. То же самое много разъ выяснялось и позднѣе въ органахъ ежедневной печати, а потому въ предлагаемомъ очеркѣ достаточно ограничиться только немногими замѣчаніями. Собранныя относительно московскихъ фабричныхъ школъ данныя еще болѣе подтверждаютъ прежніе выводы по другимъ районамъ и по всей Россіи.
   Законъ въ настоящее время не обязываетъ владѣльцевъ промышленныхъ заведеній ни къ устройству школъ для обученія работающихъ у нихъ малолѣтнихъ, ни къ понужденію ихъ ходить въ школу. Не обязываетъ онъ и самихъ малолѣтнихъ рабочихъ посѣщать учреждаемыя для нихъ школы, ни родителей ихъ къ посылкѣ своихъ дѣтей въ эти школы. Вообще, судя по имѣющимся оффиціальнымъ даннымъ, въ частности по свѣдѣніямъ фабричной инспекціи за 1885 годъ, положеніе школьно-фабрич наго дѣла въ Россіи весьма плачевно и едва ли оно во многомъ измѣнится къ лучшему въ скоромъ времени. Такъ, напримѣръ, по свѣдѣніямъ о состояніи грамотности рабочихъ на осмотрѣнныхъ фабричною инспекціей въ 1885 году промышленныхъ заведеніяхъ въ 7 фабричныхъ округахъ, кромѣ московскаго и варшавскаго, по которымъ свѣдѣнія о числѣ грамотныхъ не доставлены, оказалось, что изъ общаго числа 15 тысячъ слишкомъ опрошенныхъ малолѣтнихъ рабочихъ грамотныхъ было менѣе 5 1/2 тысячъ человѣкъ. По степени грамотности они распредѣлялисъ слѣдующимъ образомъ: имѣющихъ училищныя свидѣтельства было до 500 чел. или свыше 9% грамотныхъ, не имѣющихъ свидѣтельствъ около тысячи, а остальные принадлежали къ числу полуграмотныхъ, т.-е. умѣли только читать. Вообще, число малолѣтнихъ, которые не имѣли свидѣтельствъ объ окончаніи курса въ народныхъ училищахъ и для которыхъ, на основаніи закона 1 іюня 1882 года, слѣдовало позаботиться объ устройствѣ или приспособленіи школъ, составляло въ 1885 году около 97% общаго числа малолѣтнихъ.
   Какъ мы увидимъ далѣе изъ сопоставленія данныхъ по одной лишь Московской губерніи, общій выводъ относительно всей фабричной Россіи, что при существующихъ условіяхъ "школьное обученіе малолѣтнихъ рабочихъ останется мертвою буквой", сохраняетъ и по нынѣ серьезное значеніе. Притомъ, нельзя не обратить вниманія также и на то, что свѣдѣнія о ходѣ школьно-фабричнаго дѣла въ Московской губерніи въ періодъ 1879--1893 гг., т.-е. въ теченіе 15 лѣтъ, вполнѣ подтверждаютъ заявленія фабричныхъ инспекторовъ въ отчетахъ за 1885 годъ. Эти заявленія сводятся къ тому, что отъ одной личной иниціативы промышленниковъ невозможно и ожидать достаточныхъ заботъ о школьномъ образованіи малолѣтнихъ рабочихъ. Это дѣло можетъ считаться обезпеченнымъ лишь въ томъ случаѣ, если оно будетъ вмѣнено имъ въ прямую обязанность или самыя стѣсненія и ограниченія закона ихъ къ тому не понудятъ. По словамъ бывшаго фабричнаго инспектора Московскаго округа проф. Яижула, отсутствіе обязательности устройства школъ, какъ и указывали нѣкоторые крупные московскіе фабриканты, не только не вызоветъ появленія школъ по добровольному акту со стороны владѣльцевъ фабрикъ, но можетъ привести даже къ закрытію многихъ изъ существующихъ. Слишкомъ рѣзко бросается въ глаза разница издержекъ на подобныя учрежденія на различныхъ фабрикахъ, при отсутствіи обязательности и дѣятельнаго правительственнаго контроля, а вслѣдствіе всего этого и неравномѣрныхъ вообще тратъ на содержаніе и улучшеніе фабричныхъ заведеній {Янжулъ: "Фабрич. бытъ Москов. губ.". Спб., 1884 г., стр. 65.}.
   Не разъ приходилось мнѣ указывать въ печати, что съ этимъ фактомъ неизбѣжно и постоянно приходится считаться по отношенію къ наиболѣе важнымъ вопросамъ фабричнаго законодательства и промышленной гигіены въ Россіи. Приводимые же въ отчетѣ проф. Янжула отзывы самихъ фабрикантовъ совершенно совпадаютъ съ результатами мѣстныхъ наблюденій и съ указаніями фабричной практики въ Западной Европѣ. "Въ то время,-- говорятъ наиболѣе просвѣщенные фабриканты въ Московской губерніи,-- когда добрыя и благотворительныя лица изъ нашего класса затрачиваютъ многіе десятки тысячъ рублей на устройство школъ, больницъ, роскошныхъ спаленъ и т. п., другіе, болѣе скупые и стяжательные, ее желаютъ тратить и копѣйки, получая, можетъ быть, еще большіе барыши, и не имѣютъ на своихъ крупныхъ фабрикахъ ни больницъ, ни школъ, ни колыбеленъ (зачастую даже и бань), но лишь смрадныя, нездоровыя и неопрятныя жилыя помѣщенія, переполненныя черезъ мѣру рабочими, а, между тѣмъ, никто ихъ не понуждаетъ къ устройству того, что мы давно уже у себя завели, или къ улучшенію существующаго. До тѣхъ поръ, пока не будетъ со стороны правительства по этому предмету общаго для всѣхъ насъ требованія, строю соблюдаемаго, до тѣхъ поръ не будетъ у насъ большинство фабрикъ устроено, какъ слѣдуетъ, въ санитарномъ, медицинскомъ или учебномъ отношеніи".
   На первомъ съѣздѣ по вопросамъ техническаго и профессіональнаго образованія въ Россіи были приняты сочувственно всѣ общіе выводы доклада А. Г. Небольсина относительно желательной организаціи въ ближайшемъ будущемъ школьнаго образованія малолѣтнихъ рабочихъ. Выводы эти изложены въ упомянутомъ докладѣ въ формѣ 18 отдѣльныхъ положеній. Прежде всего, совмѣстное обученіе малолѣтнихъ рабочихъ съ учениками народныхъ училищъ можетъ быть допускаемо лишь какъ исключеніе, въ тѣхъ случаяхъ, когда не представляется возможности иначе устроить обученіе малолѣтнихъ. Напомнимъ, что, какъ видно изъ отчета по московскому фабричному округу за 1885 г. (стр. 89), мнѣніе это раздѣляется и самими фабрикантами, по мотивамъ чисто-моральнаго свойства. "Посѣщеніе школы фабричными,-- писалъ проф. Янжулу одинъ изъ подмосковныхъ фабрикантовъ,-- является въ моихъ глазахъ полнымъ нарушеніемъ нравственнаго строя школы, которымъ нельзя не дорожить. Мальчики 13--14 лѣтъ, работая бокъ-о-бокъ съ большими взрослыми парнями и дѣвками, невольно пропитываются духомъ разврата, противъ котораго на фабрикахъ безсильна всякая администрація; прибавьте къ этому, что, вмѣстѣ съ тѣмъ, онъ уже тайкомъ куритъ папиросу, а зачастую знаетъ и вкусъ водки. Привести такой элементъ въ тѣсное школьное соприкосновеніе съ крестьянскими дѣтьми 8--11 лѣтъ я рѣшиться не могу".
   Далѣе, по мнѣнію А. Г. Небольсина, приспособленіе народныхъ училищъ вѣдомства министерства народнаго просвѣщенія къ обученію фабричныхъ малолѣтковъ въ особыхъ классахъ можетъ заключаться въ пользованіи помѣщеніемъ и учебнымъ персоналомъ упомянутыхъ школъ, но при этомъ желательно, чтобы обученіе въ нихъ малолѣтнихъ рабочихъ было по возможности поручаемо отдѣльному учителю {Порядокъ обученія въ нихъ малолѣтнихъ рабочихъ въ часы, опредѣляемые для общихъ классныхъ занятій или во внѣурочное время, долженъ быть устанавливаемъ по взаимному соглашенію между фабричными инспекторами и мѣстнымъ директоромъ народныхъ училищъ.}. Въ тѣхъ мѣстностяхъ, гдѣ, на разстояніи не болѣе 2-хъ верстъ, не имѣется народныхъ училищъ, которыя могли бы посѣщать малолѣтніе рабочіе, или имѣющіяся не могутъ быть приспособлены для обученія въ нихъ малолѣтнихъ рабочихъ, должны быть устраиваемы для послѣднихъ особыя фабричныя школы. Такія же школы обязательно должны устраиваться при фабрикахъ и заводахъ, когда число малолѣтнихъ рабочихъ на нихъ достигаетъ 25--30, или если число рабочихъ не менѣе 500, хотя бы въ данной мѣстности и существовали народныя училища. Съ неизбѣжнымъ установленіемъ обязательности посѣщенія школы расходъ на устройство и содержаніе фабричныхъ школъ долженъ быть всецѣло отнесенъ на средства фабрикъ и заводовъ. Необходимо, слѣдовательно, установить особый налогъ на фабрикантовъ, по числу рабочихъ, употребляемыхъ ими для производства, хотя бы они и не пользовались трудомъ малолѣтнихъ. Обложеніе же налогомъ однѣхъ фабрикъ, пользующихся работой малолѣтнихъ, было бы для нихъ обременительно и привело бы только къ распущенію ими малолѣтнихъ и къ замѣнѣ взрослыми, съ цѣлью уклониться отъ тягостной для нихъ повинности. Это тѣмъ болѣе было бы несправедливо, что фабриканты, не принимавшіе участія въ расходахъ на школы, воспользовались бы трудомъ рабочихъ, окончившихъ въ нихъ курсъ, одинаково съ тѣми, которые несли эти расходы.
   Не лишены значенія также и предположенія относительно самаго устройства фабричныхъ школъ, которыя могутъ быть двоякаго рода: низшія, соотвѣтствующія курсу одноклассныхъ сельскихъ училищъ, и высшія, соотвѣтствующія курсу второго класса двуклассныхъ сельскихъ училищъ. Нормальная фабричная школа должна быть двусмѣнная, полудневная школа, съ двумя комплектами учениковъ, утреннихъ и послѣ-полуденныхъ. Какъ низшая, такъ и высшая школа дѣлится на три отдѣленія или класса, причемъ время пребыванія въ каждомъ классѣ не опредѣляется, но, во всякомъ случаѣ, малолѣтніе рабочіе должны посѣщать школу до 15ти лѣтняго возраста. Въ высшихъ школахъ, въ исключительныхъ случаяхъ, могутъ быть преподаваемы спеціальные предметы, сообразно роду производства, въ которомъ участвуютъ малолѣтніе рабочіе. Такъ, наприм., въ школахъ при машиностроительныхъ и механическихъ заводахъ должны преподаваться: геометрія, черченіе, рисованіе и механика, а въ школахъ при заводахъ и фабрикахъ, обрабатывающихъ животные продукты и проч., должно быть отдано предпочтеніе естествознанію, физикѣ и химіи, соотвѣтственно технологіи фабричныхъ производствъ. Преподаваніе этихъ предметовъ должно быть по возможности поручаемо лицамъ, обладающимъ спеціальными по этой части познаніями. При всѣхъ фабричныхъ школахъ, какъ низшихъ, такъ и высшихъ, должны устраиваться вечерніе и воскресные классы для взрослыхъ рабочихъ, согласно утвержденнымъ министромъ народнаго просвѣщенія 15 января 1883 г. правиламъ и программамъ преподаванія въ классахъ, учреждаемыхъ Императорскихъ русскимъ техническимъ обществомъ, на основаніи высочайше утвержденнаго 25 мая 1882 года мнѣнія государственнаго совѣта объ училищахъ этого общества {Тр. перваго съѣзда по техн. образ. въ Россіи, Спб., 1890 г.}.
   

V.

   Въ Россіи изъ двухъ тысячъ промышленныхъ заведеній, пользовавшихся дѣтскимъ трудомъ, по свѣдѣніямъ фабричной инспекціи за 1885 г., насчитывалось 267 фабрикъ и заводовъ, имѣвшихъ дѣтей школьнаго возроста болѣе 25 человѣкъ на каждомъ заведеніи, а фабричныхъ школъ было всего лишь 163 или по одной школѣ на 12 заведеній. Впрочемъ, въ этихъ школахъ, учрежденныхъ, главныхъ образомъ, для дѣтей служащихъ и рабочихъ на заводахъ, до начала дѣятельности фабричной инспекціи малолѣтніе рабочіе совсѣмъ почти не обучались {Свѣдѣнія по различнымъ вопросамъ техническо-промышленнаго образованія въ Россіи и за границей. Спб., 1888 г. Прилож. 3-е.}. При первомъ посѣщеніи чиновъ фабричной инспекціи на промышленныхъ заведеніяхъ находилось до 30 тыс. дѣтей обоего пола, въ томъ числѣ 11 тыс. дѣвочекъ, или около 37% всего числа малолѣтнихъ. По возрастамъ общее число дѣтей распредѣлялось такимъ образомъ, что громадное большинство (свыше 28 тыс. человѣкъ или около 95%) приходилось на возрастъ 12--15 лѣтъ. Изъ числа 5,265 грамотныхъ малолѣтнихъ рабочихъ (34% общаго числа проэкзаменованныхъ или только опрошенныхъ малолѣтнихъ) большая часть обучалась грамотѣ еще до поступленія ихъ на фабрику. Это подтвердилось какъ заявленіями самихъ дѣтей и значительнымъ числомъ между ними полуграмотныхъ (32%), такъ и ограниченнымъ числомъ школъ при осмотрѣнныхъ инспекціею промышленныхъ заведеніяхъ.
   Общее число рабочихъ на фабрикахъ и заводахъ Европейской Россіи и Царства Польскаго, по оффиціальнымъ свѣдѣніямъ департамента торговли и мануфактуръ за 1884 годъ, опредѣлялось въ 932,094 чел. Примемъ, что процентное отношеніе малолѣтнихъ къ общему числу рабочихъ одинаково какъ для осмотрѣнныхъ инспекціей промышленныхъ заведеній, такъ и для заведеній, не посѣщенныхъ ею. Такимъ образомъ, общая цифра малолѣтнихъ рабочихъ составитъ для 1884 года до 52 тысячъ человѣкъ, изъ коихъ совершенно безграмотныхъ около 34 т., полуграмотныхъ до 6 т., грамотныхъ, но не имѣющихъ училищныхъ свидѣтельствъ, менѣе 10 1/2 т. и, наконецъ, имѣющихъ свидѣтельства около 1% т. малолѣтнихъ. Таковы были въ 1885 г. общіе итоги для всей Россіи, но еще въ худшемъ видѣ представляется школьно-фабричное дѣло по 9 отдѣльнымъ фабричнымъ округамъ, а равно по свѣдѣніямъ попечителей соотвѣтственныхъ учебныхъ округовъ.
   Не въ лучшемъ свѣтѣ представляютъ положеніе школьно-фабричнаго дѣла въ Россіи оффиціальныя данныя болѣе поздняго времени. Въ 1890 году всѣхъ фабрикъ и заводовъ въ губерніяхъ Европейской Россіи, за исключеніемъ Царства Польскаго, Сибири, Кавказа и Туркестанскаго края, числилось, по свѣдѣніямъ департамента торговли и мануфактуръ министерства финансовъ, 21,124, при числѣ 875,764 рабочихъ, съ производствомъ свыше IV, милліардовъ рублей. Принявъ на себя трудъ сдѣлать выборку по отдѣльнымъ губерніямъ, производствамъ и фабрикамъ, на основаніи данныхъ, сообщаемыхъ въ оффиціальныхъ матеріалахъ департамента торговли и мануфактуръ за 1890 годъ (77. А. Орловъ и С. Г. Будаговъ: "Указатель фабрикъ и заводовъ Европейской Россіи". Спб., 1894 г.), мы придемъ къ интереснымъ заключеніямъ. Не вдаваясь въ подробности, ограничимся лишь группировкой общихъ итоговъ свѣдѣній о числѣ фабричныхъ школъ, за исключеніемъ лишь тѣхъ производствъ, при которыхъ не имѣется ни школъ, ни больницъ для рабочихъ.

0x01 graphic

   Въ сущности, цифры этой много говорящей таблицы не нуждаются въ объясненіяхъ. Изъ 20 тысячъ слишкомъ фабрикъ и заводовъ при числѣ около 876 тысячъ работающихъ, въ томъ числѣ 73% мужчинъ (639,548 человѣкъ), 24% женщинъ (210,207 челов.), 2% мальчиковъ (17,793 чел.) и 1% дѣвочекъ (8,216 челов.), фабричныя школы имѣются только при 146 фабрикахъ, т.-е. менѣе 0,7% общаго числа фабрикъ и заводовъ Европейской Россіи по всѣмъ группамъ производствъ (92 производства по классификаціи г. Орлова) и около 4% общаго числа фабрикъ (3,858 завед.) по 18 производствамъ, указаннымъ въ нашей таблицѣ. По этимъ производствамъ (3,858 заведеній) занято свыше 521 тыс. рабочихъ, а на 146 фабрикахъ, имѣющихъ школы, работаетъ около 168 1/2 тыс. человѣкъ. Совершенно отсутствуютъ школы, по оффиціальнымъ даннымъ за 1890 годъ, но имѣются пріемные покои для заболѣвающихъ рабочихъ при слѣдующихъ трехъ производствахъ: полотняное въ 13 губерніяхъ (19 завед. при 4,235 рабочихъ), стеариновое въ 6 губерніяхъ (2 зав. при 505 рабочихъ) и кирпичное въ 49 губерніяхъ (1,292 зав. при 24,394 рабочихъ); всего 1,313 завед. при 29,134 рабочихъ.
   На русскихъ фабрикахъ и заводахъ различнаго рода вспомогательныя учрежденія для рабочихъ, систематически организованныя въ Германіи (Wohlfahrtsein richtungen), судя по оффиціальнымъ даннымъ департамента торговли и мануфактуръ, встрѣчаются поразительно рѣдко. Такъ, богадѣльни для престарѣлыхъ рабочихъ имѣются только на 5 фабрикахъ въ Московской губерніи (фабрика Армандъ, Москов. уѣзда, при 1,076 рабочихъ), въ Тверской губерніи (тов. тверской мануф. въ г. Твери, при 4,178 рабочихъ), въ Рязанской губ. (тов. Фабрикъ Хлудова въ г. Егорьевскѣ, при 3,673 рабочихъ) и во Владимірской губ. (тов. А. Каретниковой, Шуйскаго уѣзда, при 2,555 рабочихъ, и стеклянный заводъ М. Комисарова, Судогодскаго уѣзда, при 85 рабочихъ). Вспомогательныя и сберегательныя кассы для рабочихъ и служащихъ существуютъ всего лишь при четырехъ фабрикахъ, а именно: въ Курляндской губерніи (пробочная фабрика шведскаго подданнаго Авг. Викандера, при 180 рабочихъ), въ Московской губ. (общ. коломенскаго машиностроительнаго завода, при 3,396 рабочихъ), въ Рязанской губерніи (цементный заводъ тов. Эмиль Липгартъ и Ко, при 700 рабочихъ) и въ Петербургѣ (тов. невскаго стеариноваго завода, при 400 рабочихъ).
   Лучше нѣсколько, по крайней мѣрѣ, въ формальномъ отношеніи, поставлено устройство больницъ и пріемныхъ покоевъ при фабрикахъ и заводахъ, очевидно, исключительно благодаря прямымъ требованіямъ закона 26 августа 1866 года (на каждые 100 рабочихъ полагается 1 больничная койка) и особенно энергичнымъ понужденіямъ мѣстной администраціи по этому предмету. Въ то время, какъ необязательное устройство школъ, никѣмъ не контролируемое и зависящее отъ доброй воли владѣльцевъ, существуетъ только на 146 фабрикахъ съ 168% тыс. рабочихъ, больницы, лечебницы для приходящихъ больныхъ и пріемные покои имѣются уже при 166 заведеніяхъ съ 2137, тыс. рабочихъ.
   Оставляя въ сторонѣ мелкія промышленныя заведенія (до 16 рабочихъ), мы видимъ, что даже крупные фабрики и заводы, при которыхъ числится по 500 и болѣе рабочихъ, вовсе не заботятся объ устройствѣ школъ для малолѣтнихъ, вспомогательныхъ кассъ, богадѣленъ и проч., а часто и объ организаціи медицинской помощи для рабочихъ. Правда, мы видимъ, что въ дѣлѣ учрежденія фабричныхъ школъ и больницъ, во всякомъ случаѣ, наибольшее значеніе имѣютъ гуманность и добровольныя побужденія отдѣльныхъ предпринимателей. Множество фабрикъ и заводовъ, на которыхъ по числу работающихъ и въ силу требованій закона слѣдовало бы ожидать, что у нихъ устроены школы и больницы, ихъ не имѣютъ и, въ то же время, на многихъ мелкихъ промышленныхъ заведеніяхъ съ 12--25 рабочими встрѣчаются фабричныя училища и нерѣдко даже пріемные покои.
   Общее число промышленныхъ заведеній Европейской Россіи (21,124) по числу рабочихъ распредѣляются на слѣдующія пять группъ: 1) имѣющихъ менѣе 16 рабочихъ -- 15,111 заведеній; 2) отъ 16 до 100 рабоч.-- 4,500 зав.; В) отъ 100 до 500 рабочихъ -- 1,165 зав.; 4) отъ 500 до 1,000 рабочихъ -- 219 зав.; 5) болѣе 1,000 рабочихъ -- 120 зав. Изъ послѣднихъ двухъ группъ крупныхъ фабрикъ и заводовъ весьма значительное число не имѣетъ школъ и больницъ и, слѣдовательно, не несетъ никакихъ расходовъ по ихъ содержанію, а именно:

0x01 graphic

   Такимъ образомъ, изданіе спеціальнаго школьно-фабричнаго закона, на основаніяхъ, принятыхъ профессіонально-техническимъ съѣздомъ въ Петербургѣ, повлекло бы за собою учрежденіе 264 новыхъ школъ и, притомъ, безъ особаго обремененія государственнаго бюджета, съ образованіемъ проектируемаго школьнаго фонда (по 1 1/2 руб. съ рабочаго) свыше 350 тыс. руб. ежегодно.

А. Погожевъ.

(Окончаніе слѣдуетъ).

"Русская Мысль", кн.IX, 1894

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru