ПОГОДИН Михаил Петрович [1800-1875] - историк, публицист, беллетрист, издатель, профессор Московского ун-та. Сын крепостного, П. - представитель того слоя разночинцев, к-рый служил дворянской монархии. В начале общественно-литературной деятельности (в период издания "Московского вестника", 1827-1830) у П. слышались кое-какие мотивы протеста против угнетенного положения широких общественных слоев, в повести "Нищий" он далее высказывается против крепостников. К этому времени преимущественно и относится деятельность П. как беллетриста. Наибольший интерес представляют бытовые повести П. из жизни крестьянской (кроме названной - "Убийца"), разночинческой ("Русая коса"), купеческой ("Черная немочь", "Преступница"), дворянской ("Невеста на ярмарке"). В этих повестях П. показывал тяжелое положение крестьянства, мрачный быт купечества, жестокость крепостников. Белинский писал о повестях П., выделяя из них повести "Нищий", "Черная немочь" и "Невеста на ярмарке": "Мир его поэзии - есть мир простонародный, мир купцов, мещан, мелкопоместного дворянства и мужиков, которых он, надо сказать правду, изображает очень удачно, очень верно. Ему так хорошо известен их образ мыслей и чувств, их домашняя и общественная жизнь, их обычаи, нравы и отношения, и он изображает их с особенною любовью и с особенным успехом" ("О русской повести и повестях Гоголя"). Наряду с этими произведениями, отличающимися в основном реалистическими тенденциями, П. дал также ряд романтических повестей, имевших меньшее значение ("Дьячок-колдун" и др.). В дальнейшем П. перешел преимущественно к публицистической и научной деятельности, решительно отказавшись от критики существующего социального порядка. Впоследствии Погодин определился как махровый представитель полицейски-казенного "официального народничества". Полностью это мировоззрение было развернуто им в период редактирования "Москвитянина" [1841-1856], журнала, находившегося под покровительством министра народного просвещения Уварова и духовных властей. Православие как религия "смиренномудрия", самодержавие как система отеческого управления и народность как верность старинным устоям - вот принципы, на к-рых, по мнению П., зиждется могущество и благополучие России. Охранять эти три "истинно русские" начала от тлетворного влияния "гниющего" Запада - вот долг патриота. Эта реакционная теория была продиктована интересами крепостнически-монархических групп. Защищая эти интересы, П. рьяно нападал не только на непосредственно политические тенденции прогрессистов-либералов, но и на такие явления, как новшества в языке, новые веяния в лит-ре и критике. Одновременно в своей критической деятельности П. вступал в борьбу с дворянским классицизмом. Им осуждалась натуральная школа, критика Белинского и приветствовалась "Переписка с друзьями" Гоголя. "Охранительство" П. (служившее Герцену и Салтыкову мишенью для сатирического обстрела) вырастало до таких размеров, что от него открещивались даже отнюдь не либеральные славянофилы, его недавние соратники. Как старательный чиновник П. после крымского краха пытался проводить новую правительственную линию - линию сближения с Западом и реформизма. Но на этой новой почве он слабо себя выявил и в историю русской общественности вошел как представитель реакции и идеолог "официальной народности".
Библиография: I. Повести, 3 чч., М., 1832; Исследования, замечания и лекции о русской истории, 7 тт., М., 1846-1857; Древняя русская история до монгольского ига, 2 тт., М., 1872.
II. Барсуков Н., Жизнь и труды М. П. Погодина, 22 тт., СПБ, 1888-1907 (не окончено); Плеханов Г. В., М. П. Погодин и борьба классов, "Сочинения", т. XXIII, М.-Л., 1926 (или "Современный мир", 1911, март - апрель).
III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902.