История Православной Церкви до начала разделения Церквей
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Содержание книги Деяний святых апостолов
Глава I. Рим. Первое гонение. Святые первоверховные апостолы Петр и Павел
Глава II. Святые апостолы
Глава III. Святые мужи апостольские
Глава IV. Падение Иерусалима
Глава V. Борьба с язычеством. Апологеты
Глава VI. Гонения. Святые мученики и мученицы
Глава VII. Император Константин Великий
Глава VIII. Первый Вселенский собор. Арий
Глава IX. Борьба с арианством. Смерть Константина
Глава X. Продолжение борьбы с арианством. Святитель Афанасий
Глава XI. Храмы и богослужение
Глава XII. Монашество
Глава XIII. Молодость Василия Великого и Григория Богослова
Глава XVI. Юлиан Отступник
Глава XV. Святой Василий Великий и святой Григорий Богослов. Второй Вселенский собор
Глава XVI. Святой Иоанн Златоуст
Глава XVII. Вселенские соборы. Третий, Четвертый, Пятый и Шестой
Глава XVIII. Отцы Западной Церкви. Святой Амвросий, блаженный Августин и блаженный Иероним
Глава XIX. Магометанство
Глава XX. Иконоборчество. Седьмой Вселенский собор. Иоанн Дамаскин
Глава XXI. Распространение христианства за пределами Римской империи
Глава XXII. Падение Западной Римской империи
Глава XXIII. Возвышение папской власти. Начало разделения церквей
Предисловие
Задача этого труда несложная и понятна будет всякой душе истинно христианской; эта задача -- внушить учащимся детям любовь к Церкви, научить любить ее сознательно за то, что она все превозмогла и сберегла в себе тот святой огонь, который Спаситель пришел Сам низвести на землю! Горит огонь этот и поныне, и, если Бог даст, даже эта малая книжка сможет зажечь его в юных сердцах, когда по прочтении ее станет им понятно чувство умиления и благодарности за то, что соблюдена нам наша Церковь во всей красоте своей!
Грустно и обидно, если при мысли об "Истории Церкви" возникает представление о заучивании известных фактов, расположенных в известном порядке, как то: последовательное перечисление семи Вселенских соборов с обозначением цели каждого и т.п. История Церкви должна запечатлеться не в одной памяти, но в сердце каждого, как таинственная история страдания ради великой бесконечной любви. Должно помнить, что все те, которые в борьбе и страдании претерпели до конца, терпели не только ради имени Божия, но нераздельно и ради Церкви Его: как во времена языческие самые страшные гонения не могли искоренить открытого исповедания Господа, так и во времена иконоборства никакие страшные гонения не могли заставить отречься от святых икон, когда их освятила Церковь, не могли заставить умолкнуть те чудные песнопения, которые именно во время преследований слагались с такой любовью в честь этих икон.
При должном отношении к истории Церкви скажется во всей полноте великое значение самой Церкви и станет понятно, что ничто не может сокрушить ее и что она теперь та же, что была в те далекие времена -- источник нашей лучшей радости и единственное наше земное сокровище.
Наше сказание начинается с описания Рима в ту пору, когда в последний раз прибыл в Рим святой апостол Павел, и оканчивается в ту пору, когда впервые упомянуто в истории о нашей вновь просвещенной стране, и история Русской Православной Церкви сразу становится тождественной и уже нераздельной с историей русского народа.
В нашем рассказе мы не касаемся истории Церкви апостольской, самых первых годов служения апостолов, не считая себя вправе перефразировать сказания самих апостолов.
Наша книжка предназначена для учительской школы: детям этих школ уже знакома книга Деяний, пусть же привыкнут они прямо в этой святой книге находить простое вдохновенное сказание о том, как сложилась история Церкви с самой той минуты, как приняла она Духа Святого. Пусть представление об этих первых годах роста Церкви останется во всей чистоте своей без примеси нашего словосочинения... Что можем мы убавить или прибавить, например, в величавой картине обращения Савла? Священные слова лучше сохранить и для ума, и для сердца, и для слуха в неприкосновенной святости "Слова Божия", в цельном составе той книги, в которой они "сияют лучезарною красою".
Содержание книги Деяний святых апостолов
Глава I. Повеление господа Иисуса Христа.
Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца... ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым (Деян. 1:4,5).
Вознесение Господа.
И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их (Деян. 1: 8, 9).
Ожидание в молитве и моление об исполнении обещания.
Избрание на апостольское служение нового апостола: жребий выпадает Материю.
Глава II. Пятидесятница.
Сошествие Святого Духа на апостолов. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра... И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2: 2 -- 4).
Великое смущение народа.
Мощное слово Петра: он приводит целый ряд пророчеств, которые ясно указывают на только что совершившиеся события, и в заключение призывает народ к покаянию: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш (Деян. 2: 38, 39).
Народ умиляется сердцем: в этот самый день крестится около 3000 душ. Верующие пребывают в любви и молитве, и с каждым днем спасаемые прилагаются к Церкви.
Глава III. Первое чудо: исцеление хромого от рождения.
Изумление и страх народа.
Петр снова обращает речь свою к народу: что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?.. И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами, и снова заканчивает эту свою речь призывом к покаянию тех, которые по неведению распяли Христа: Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших... Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа (Деян. 3: 12, 16, 19,20,26).
Глава IV. Злоба и досада саддукеев.
Апостолов отдают под стражу.
Первосвященники Анна, Каиафа и другие, призвав апостолов, требуют, чтобы они признались, чьей властью они сотворили чудо.
Петр, исполнившись Духа Святого, дает ответ: то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав (Деян. 4: 10).
Первосвященники, недоумевая перед смелостью этих простых, некнижных люде и не имея возможности опровергать очевидное чудо, решают отпустить апостолов, запретив им с угрозой учить о имени Иисуса.
Но Петр и Иоанн единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое (Деян. 4: 24, 29).
Многое множество народа уверовало, и у уверовавших было одно сердце и одна душа (Деян. 4: 32).
Глава V. Апостол Петр обличает во лжи Ананию и Сапфиру. Кара Божия постигает их.
Чудеса исцеления продолжаются, народ прославляет апостолов.
Зависть первосвященников и саддукеев возрастает. Апостолы, по их приказанию, заключены в темницу. Ангел Господень ночью выводит их из темницы: сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни (Деян. 5: 19, 20).
Изумление и ярость синедриона, когда узнали, что заключенные апостолы на свободе и проповедуют в церкви.
Апостолы перед синедрионом.
Смелые ответы Петра и других апостолов на вопрос первосвященника: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? -- доводят гнев синедриона до крайних пределов. Замышляют умертвить их.
Знаменитый законоучитель Гамалиил своей разумной речью отклоняет членов синедриона от их намерения наложить руки на апостолов.
Апостолы с радостью переносят бесчестие побиения во имя Господа Иисуса.
Отпущенные с повторением запрещения говорить о Христе, они продолжают открыто благовествовать слово Божие, и число верующих все возрастает.
Глава VI. Ропот еллинистов, недовольных распределением пособий, ежедневно раздаваемых апостолами из общей казны.
Апостолы решают именно на это служение поставить 7 диаконов, чтобы самим пребывать в молитве и служении слова.
Рукоположение Стефана, Филиппа и пяти других диаконов.
Стефан силой своей проповеди увлекает многих: и из священников очень многие покорились вере (Деян. 6: 7).
Лжесвидетели обвиняют его в богохульстве.
Стефан перед синедрионом: И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела (Деян. 6: 15).
Глава VII. Речь Стефана.
В этой знаменитой, вдохновенной своей речи он последовательно, точно восстанавливает всю историю Ветхого Завета, начиная с обетования Бога Аврааму, и изречениями самих пророков доказывая, что весь Ветхий Завет есть как бы подготовление к принятию того Завета Нового, которого Израиль не захотел познать; он заканчивает речь грозным обличительным словом: Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы (Деян. 7: 51, 52).
По мере того как говорит Стефан, растет негодование и усиливается ярость синедриона; но когда Стефан, исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, воскликнул: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7: 55, 56), все в единодушном ужасе устремляются на него и влекут его за город, чтобы предать смерти: побивали камнями его... И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил (Деян. 7: 59, 60).
Глава VIII. Тут же стоял юноша, именем Савл (Деян. 7: 58). Савл же одобрял убиение его (Деян. 8:1).
Гонение на Иерусалимскую Церковь.
Апостолы остаются в Иерусалиме; ученики их, рассеявшись по Иудее и Самарии, благовествуют Слово.
Проповедь Филиппа в Самарии: И была радость великая в том городе (Деян. 8: 8).
Ангел внушает Филиппу идти по дороге, ведущей в Газу.
Встреча с царским евнухом, едущим на колеснице и в недоумении читающим книгу пророка Исайи. Филипп по внушению Духа подходит к колеснице: Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе (Деян. 8: 35).
Евнух изъявляет желание креститься, исповедуя веру свою: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий (Деян. 8: 37).
Крещение евнуха.
Глава IX. Савл.
Еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа (Деян. 9: 1), Савл испрашивает у первосвященников разрешение идти в город Дамаск, в котором было много последователей учения Христова, и там утвердить гонение. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать (Деян. 9: 3 -- 6).
Савл от сияния снега теряет зрение, его приводят незрячего в Дамаск.
Видение Анании, повеление исцелить Савла.
Смущение и возражение Анании. Анания исцеляет Савла: и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился (Деян. 9: 17, 18).
Первая проповедь Савла в Дамаске. И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий (Деян. 9: 20).
Недоумение и изумление иудеев, их злоба на Савла; намереваются умертвить его.
Прибытие Савла в Иерусалим.
Недоверие и смущение апостолов при встрече с Савлом, Варнава повествует апостолам обо всем бывшем с Савлом. И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса (Деян. 9: 28).
Церковь преуспевает по всей Иудее, Галилее и Самарии.
Петр исцеляет расслабленного в городе Лидде, воскрешает девицу Тавифу в Иоппии.
Глава X. Видение римского сотника Корнилия: Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!.. молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом... призови Симона, называемого Петром... он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой (Деян. 10: 3 -- 6).
Таинственное, троекратное видение Петра.
Прибытие в Иоппию посланных Корнилия.
По внушению Духа Петр следует за ними в Кесарию.
Корнилий со всем домом своим встречает Петра. Петр сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым... Но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деян. 10: 28, 35).
Дух Святой сходит на всех уверовавших еще во время благовествования Петра.
Они все крестятся во имя Иисуса Христа.
Недоумение иудеев, пришедших с Петром, что дары Духа Святого изливаются и на язычников.
Глава XI. Апостолы по возвращении Петра в Иерусалим упрекают его за его общение с язычниками.
Петр повествует им о своем таинственном видении, во время которого был голос с неба ему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым, о явлении Ангела Божия Корнилию и о ниспослании даров Духа Святого на вновь уверовавших язычников. Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь (Деян. 11: 18).
Варнава послан на проповедь в Антиохию, и приложилось довольно народа к Господу (Деян. 11:24).
Прибытие Савла также в Антиохию; больше года оба апостола учат в Антиохийской Церкви. В Антиохии в первый раз ученики их стали называться христианами.
Глава XII. Гонение на апостолов все усиливается.
По повелению царя Ирода (внук того, кто избил младенцев в Вифлееме) предан смерти Иаков (брат Иоанна), Петр заключен в темницу и назначен день его казни.
Чудесное явление Ангела Божия Петру в ночь накануне казни: И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу... и пробудил его... Петр вышел и следовал за ним (Деян. 12: 7, 9).
Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им (Деян. 12: 10).
Апостолы все вместе в ту ночь усердно молились Господу о Петре.
Их радость и изумление, когда Петр вдруг предстал пред ними и рассказал им, как послал Господь Ангела Своего, чтобы избавить его от руки Ирода.
Гнев Ирода, вскоре страшная его кончина. Слово же Божие росло и распространялось (Деян. 12: 24).
Глава XIII. Варнава и Савл откровением Божиим поставляются на великое служение: Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян. 13: 2).
Оба принимают рукоположение.
Савл выступает на проповедь в первый раз как Павел.
Проповедь на острове Крите.
Обращение проконсула Сергия Павла.
Волхв Елима, наказание его.
Прибытие Варнавы и Павла в Антиохию Писидийскую. День был субботний, они прямо идут в синагогу.
По окончании служения в синагоге начальники синагоги посылают сказать им: если у вас есть слово наставления к народу, говорите (Деян. 13: 15).
Павел во вдохновенном слове возвещает им о Господе Иисусе: Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий (Деян. 13: 38, 39).
Иудеи при виде впечатления, которое производят на народ слова Павла, исполнены зависти и противоречат ему с хулой и злословием.
Варнава и Павел в негодовании дерзновенно обращают к ним речь свою: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам (Деян. 13: 46).
Радость язычников. Слово Божие быстро распространяется по всей стране.
Иудеи изгоняют апостолов из своих пределов. Апостолы же исполнялись радости и Духа Святаго (Деян. 13:52).
Глава XIV. Чудо в Листре: Павел своим словом исцеляет хромого от рождения.
Восторг народа, который восклицает: боги в образе человеческом сошли к нам (Деян. 14:11).
В знак благодарности весь народ со жрецами во главе стремится совершить перед ними, как перед своими богами, жертвоприношение.
Ужас апостолов. Обращение их к народу: что вы это делаете? И мы -- подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них (Деян. 14: 15).
Некоторые иудеи, придя из Антиохии, возбуждают народ против апостолов.
Внезапная бессмысленная ярость народа.
Павел страшно побит камнями. Народ, считая его мертвым, выбрасывает его за город.
Апостолы благовествуют в Иконии, в Пергии и Атталии, рукополагают пресвитеров в каждой церкви и словом своим утверждают души учеников: увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22).
Возвращение в Антиохию, откуда были посланы на проповедь: Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам (Деян. 14: 27).
Глава XV. Иудеями возбуждается вопрос об обрезании и подчинении закону Моисея язычников, принимающих христианство. Для уяснения и окончательного разрешения этого важного вопроса созывается Собор.
Первый Собор в Иерусалиме.
Речь апостола Петра: он напоминает, как он первый был избран Господом для привлечения к Нему именно язычников: и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их... Мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они (Деян. 15: 8, 9, 11).
Речь апостола Иакова. Он указывает на знаменательные пророчества: Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь (Деян. 15: 16, 17), и предлагает Собору прийти к решению не обременять соблюдением закона Моисеева язычников, обращенных в христианство, и их об этом решении известить письменно.
Собор принимает предложение апостола Иакова.
Первое соборное послание, писанное к братьям из язычников. Оно заканчивается следующими словами: Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете (Деян. 15: 28, 29).
Павел, Варнава, Иуда и Сила, отправленные в Антиохию, вручают послание. Они же, прочитав, возрадовались о сем наставлении (Деян. 15: 31).
Варнава отделяется от Павла.
Глава XVI. Павел, взяв с собой Силу и нового ученика Тимофея, продолжает дело благовествования в Малой Азии, пока они не призваны Господом в ночном видении благовествовать в Македонии.
Прибытие в город Филиппы.
Обращение Лидии, и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел (Деян. 16: 14).
Изгнание злого духа из служанки-прорицательницы служит поводом к волнению в народе.
Павла и Силу влекут на площадь к начальникам.
Им дают по приказанию воевод много ударов, ввергают в темницу, забив им ноги в колоду.
Апостолы проводят всю ночь в пении молитв.
В полночь землетрясение, раскрываются двери, распадаются узы.
Ужас темничного стража: в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа (Деян. 16:29 -- 31).
В ту же ночь он берет их в дом свой и крестится сам и все домашние его.
Воеводы, узнав, что апостолы -- римские граждане, приходят в страх, извиняются перед ними и просят удалиться из Филипп.
Глава XVII. Павел благовествует в Фессалонике и Верии: И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало (Деян. 17: 12).
Иудеи не перестают возбуждать народ против Павла.
Павел должен удалиться и из Верии.
Павел в Афинах: возмутился духом при виде этого города, полного идолов (Деян. 17: 16).
Он ежедневно учит в синагогах иудейских и на торжищах.
Философы разных философских школ входят с ним в препирательства и ссоры.
Приводят его в ареопаг, говоря: Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое (Деян. 17: 20).
Павел перед ареопагом. Речь его.
Во вдохновенном, огненном слове он перед лицом всего образованного мира исповедует Бога своего: Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все (Деян. 17: 23 -- 25).
Афиняне слушают со вниманием, но относятся легкомысленно ко всему слышанному, о воскресении же мертвых рассуждают насмешливо. Итак Павел вышел из среды их (Деян. 17: 33).
Глава XVIII. Павел в Коринфе.
Акила и Прискилла; с ними Павел занимается ремеслом: деланием палаток.
Павел проповедует и еллинам, и иудеям.
Иудеи продолжают со злобой хулить всячески учение Христово.
Грозное к ним слово Павла: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам (Деян. 18:6).
Обращение Криспа, начальника синагоги, и многих других.
Иудеи приводят Павла на суд к правителю Галлиону.
Галлион не принимают их жалобы, не желая быть судьей в споре, касающемся учения и веры.
Видение Павла: Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла (Деян. 18: 9, 10).
Павел остается в Коринфе год и шесть месяцев, непрестанно уча слову Божию.
Глава XIX. Павел снова в Ефесе.
В продолжение двух лет он в Ефесе благовествует, творя немало чудес: Бог же творил немало чудес руками Павла (Деян. 19: 11).
С такою силою возрастало и возмогало слово Господне (Деян. 19: 20).
Утвердив Церковь в Ефесе, апостол Павел решает побывать предварительно в Иерусалиме и потом идти в Рим.
Мятеж в Ефесе. Серебряник Димитрий.
Апостол Павел покидает Ефес.
Глава XX. В Троаде он воскрешает юношу Евтихия.
В Милите перед тем, как отплыть в Палестину, Павел вызывает из Ефеса пресвитеров Ефесской Церкви.
Последняя его беседа с ними.
Это прощальное его слово есть выражение его любви к Церкви Христовой, его заботы о чадах этой Церкви и также его всецелой, радостной преданности тому служению, которое он принял во имя Господа Иисуса: иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. По я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса (Деян. 20:22 -- 24). Бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать" (Деян. 20: 31,35).
Общая коленопреклоненная молитва.
Со слезами провожают Апостола на корабль.
Глава XXI. По всему пути в разных городах ученики Павла умоляют его не следовать в Иерусалим.
Таинственные слова пророка Агава.
Павел сказал: ...я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса (Деян. 21: 13).
Ученики перестают уговаривать его: успокоились, сказав: да будет воля Господня (Деян. 21:14).
Прибытие Павла в Иерусалим. Апостол Иаков советует Павлу, в надежде сближения с иудеями, принять участие в исполнении обрядов закона Моисеева.
Иудеи при виде Павла в их храме приходят в неудержимую ярость. Мгновенно волнение охватывает весь город: что весь Иерусалим возмутился (Деян. 21: 31). С криками и побоями разъяренная толпа устремляется на Павла и влечет его на казнь. Начальник войска освобождает его из рук черни, приказывает заковать в цепи и отвести в крепость.
При входе в крепость Павел испрашивает позволение говорить народу.
Глава XXII. Павел, стоя на лестнице, дал знак рукою народу; и, когда сделалось глубокое молчание, начал говорить на еврейском языке так (Деян. 21: 40): выслушайте теперь мое оправдание перед вами (Деян. 22: 1).
В кратких чертах он воспроизводит перед ними историю всей своей жизни: как был он строгим ревнителем закона Моисеева и жестоко, безжалостно гнал последователей Христа, как на пути его в Дамаск чудное видение отверзло его душевные очи, и он тут же сам призвал имя Того Иисуса, Которого гнал, как, наконец, стоя на молитве в храме Иерусалимском, он пришел в исступление: и увидел Его, и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне... И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам (Деян. 22: 18,21).
Иудеи прерывают его слово с яростными криками.
Начальник воинов повелевает предать его бичеванию, но узнав, что он римский гражданин, отменяет казнь и, созвав весь синедрион, выводит Павла на суд.
Глава XXIII. Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня... Я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят (Деян. 23: 1, 6).
Ожесточенная распря между фарисеями и саддукеями.
Начальник воинов опасается, чтобы саддукеи не растерзали Павла.
Павла уводят обратно в крепость.
Видение Павла. В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме (Деян. 23: 11).
Тайный заговор иудеев убить Павла на пути из крепости в синедрион.
Ночью под сильной охраной конных и пеших воинов Павла ведут в Кесарию к правителю Феликсу.
Глава XXIV. Обвинители Павла также спешат в Кесарию.
Павел на суде перед правителем Феликсом.
Оправдательная речь Павла производит видимо глубокое впечатление на правителя Феликса.
Он откладывает решение дела.
Однако в угоду иудеям содержит Павла в узах еще два года.
Глава XXV. Преемник Феликса, правитель Фест.
Снова первосвященники иудейские требуют суда над Павлом с тем, чтобы его привели из Кесарии в Иерусалим. Павел сказал: я стою перед судом кесаревым, где мне и следует быть судиму. Иудеев я ничем не обидел (Деян. 25: 10).
Тогда Фест решает отправить его в Рим: ты потребовал суда кесарева, к кесарю и отправишься (Деян. 25: 12).
Торжественный прием царя Агриппы и царицы Вереники.
Фест сообщает им о деле Павла. На другой день, когда Агриппа и Вереника пришли с великою пышностью и вошли в судебную палату... по приказанию Феста приведен был Павел (Деян. 25: 23).
Глава XXVI. Речь Павла к царю Агриппе. Он выясняет причины гонения на него иудеев: И ныне я стою перед судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам (Деян. 26: 6), указывает на видения и откровения, которыми был призван на великое служение свое: "...Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными" (Деян. 26: 17, 18).
Агриппа слушает Павла с глубоким, сосредоточенным вниманием. Агриппа сказал Павлу: ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином (Деян. 26: 28).
Царь и все слушавшие оправдательную речь Павла находят, что он ничего достойного смерти или уз не сделал.
Царь своей властью освободить его не может, так как Павел уже потребовал суда у кесаря.
Глава XXVII. Павел поручен с другими узниками сотнику Юлию и отплывает в Италию.
Противный ветер.
Страшная буря, страх и ужас спутников Павла.
Павел ободряет их, говоря, что из них никто не погибнет: Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: "не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою" (Деян. 27: 23, 24).
Глава XXVIII. Корабль попадает на мель.
Все спасаются на берегу острова Мелита (Мальты).
Жители встречают сострадательно и дружелюбно.
Укушение ехидны не причиняет вреда Павлу, жители воображают, что он бог.
Исцеление Публия и многих других от разных недугов.
Признательность жителей острова.
Прибытие Павла в Рим.
Тамошние братья, услышав о нас, вышли нам навстречу... Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился (Деян. 28: 15).
Павлу дозволяют жить особо от других узников.
Он созывает знатных иудеев, живущих в Риме, объясняет им, почему он искал суда кесаря.
Иудеи изъявляют желание слышать от самого Павла о его учении, которое везде возбуждает столько споров.
Одни принимают это учение, другие не верят ему и уходят.
Последнее слово Павла к иудеям: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исайю: пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат (Деян. 28: 25 -- 28).
Апостол Павел два года открыто проповедовал в Риме слово Божие, и принимал всех, приходивших к нему (Деян. 26: 30).
I. Рим Первое гонение. Святые первоверховные апостолы Петр и Павел
Когда апостолы Христовы явились в мире с проповедью Евангелия, люди языческого мира, сидевшие во тьме, впервые увидели свет велий (Ис. 9: 2; Мф. 4: 16) и услышали слово истины и спасения.
Весь известный тогда мир был под властью Рима, но ни в народе, ни в правителях его не было веры, а без веры человечество развращается и гибнет. Правда, все большие города Римской империи были наполнены великолепными храмами, посвященными ложным богам, всюду возвышались художественные их статуи и приносились жертвы, но люди ученые и образованные перестали уже верить богам своим, а для простого народа обряды служения этим богам служили только зрелищем, не давая никакого утешения и никакой надежды. Но как человек не может быть без всякой веры, то вместо веры истинной распространились суеверия всякого рода. Вся жизнь римлян была полна обрядов, совершаемых из суеверного страха перед таинственными враждебными силами, заклинаний, гаданий и волшебств. Жрецы, совершавшие все эти обряды, сами в них не верили, но прилежно совершали их, обманывая народ. При всем том языческая религия почиталась государственной и поддерживалась государством; с падением веры в идолов число их не только не уменьшилось, но еще умножалось теми ложными богами, которых приносили с собой в Рим покоренные народы. Раболепный страх перед императорами довел до обоготворения злодеев, сменявшихся на троне: в честь Тиверия и Калигулы воздвигались алтари, возносились жертвы, курился фимиам, и совершение обряда в честь них считалось свидетельством верности и любви к отечеству, а уклонение от того -- изменой.
Рим обогатился награбленными от всех покоренных народов сокровищами; но эти сокровища не обращались на пользу народную и не составляли народного богатства. Они послужили лишь к непомерному обогащению правителей и знатных сановников, распространяя повсюду жадность к приобретению новых богатств от народного угнетения, чрезвычайную роскошь и всеобщий разврат. С умножением роскоши и разврата распространилась жестокость в народах и страсть к зрелищам, возбуждающим страсти. Любимым народным зрелищем стали гладиаторские игры, на которых борцы бились друг с другом насмерть и дикие звери терзали людей, брошенных им на съедение, или театральные представления, на которых выставлялись на вид самые безнравственные действия и отвратительные пороки. Рабы, в бесчисленном множестве собранные со всех концов мира, несли на себе весь труд в общественной жизни и в домашнем быту владельцев. Будучи людьми, имея, подобно всем, бессмертную душу, нередко образование и художество, они считались не за людей, а за вещь, не имели никаких прав и состояли на полной воле -- жизни, терзания и смерти -- у бесчеловечных и развратных господ своих.
До того доходило это ужасное состояние общества в древнем Риме, что в нем не было уже, как многим казалось, места правде, добродетели и чистоте. Один из лучших римлян, философ Сенека, писал так о своем отечестве: "Мир исполнен преступлений и пороков -- и нет средства избавиться от этого зла. Порок, попирая все доброе и священное, рыщет повсюду на своей воле и уже ни от кого не скрывается. Порочная злоба стала так бесстыдна, так проникла во все сердца, что уже нельзя и искать чистоты и невинности: ее не найдешь нигде".
Но выйти из такого безотрадного состояния, по мнению этих лучших людей древности, человечество было бессильно. Для этого, утверждали они, нужна была сверхъестественная Божественная помощь, нужен был тот небесный Посланник, о Котором говорилось в священных книгах иудейского народа и ожиданием Которого был тогда исполнен весь иудейский мир. Действительно, все надежды порабощенной Риму Иудеи были обращены к будущему Мессии. Когда Иоанн Креститель выступил на проповедь, из Иерусалима к нему было послано посольство спросить -- не он ли Мессия? Простые женщины, рыбари, самаряне, люди из грубого народа, знали все пророчества, возвещавшие об Иисусе Христе, Спасителе людей... вся Иудея томилась в ожидании своего Избавителя. Но всегда считавшие себя народом избранным, народом Божиим, иудеи не могли допустить мысли оставаться вечно в порабощении другим народам и в обещанном Мессии ждали царя-завоевателя, который даст земное царство славы одному еврейскому народу. Гордый своей истинной религией, бывшей только у него одного, еврейский народ ожидал и Мессию только для одного себя как народа избранного. Признаки явления Мессии, означенные в книгах пророков, всем казались теперь близкими -- все ждало обновления, -- и среди этой тьмы вдруг засиял тихий луч Божественного света и благодать учения Христова впервые коснулась человечества, погрязшего в идольской лести, в заблуждениях, пороках и бедствиях всякого рода. Все сердца, в которых оставалось еще желание ощутить цель своей бедственной жизни и правду, которой посреди ее нигде не находили, все пресыщенные наслаждениями порока, равно как и все труждающиеся и обремененные (Мф. 11:28), со всей горячностью верования принимали в душу новое слово любви, проповедуемое апостолами. Новая вера явила им в первый раз Бога -- Отца всякой живой души, Им созданной по образу Своему и подобию, Бога, из любви к падшему человеку сошедшего на землю в лице Сына Божия и с Собой воскресившего человека на вечную жизнь. Проповедниками Евангелия явились живые свидетели о Христе, с Ним жившие и Им посланные в мир, и по их пламенному слову у старцев и юношей, у жен и дев и малых детей сердца загорались любовью ко Христу, любовью крепкой паче смерти.
Христианская вера распространилась сперва в кругу людей бедных и незначительных и довольно долго не привлекала внимания правительства и языческого общества. Точно Сам Господь охранял начало Святой Церкви Своей: в тишине, как бы в тайне лица Его, росла она и крепла, изменяя и жизнь, и сердца уверовавших, приготовляя их к принятию предстоявшего им подвига. В великолепных чертогах Рима еще совершались возлияния в честь языческих кумиров, а в мрачных его подземельях уже зарождалась новая жизнь... Туда во множестве стекались христиане для молитвы, для слушания Слова Божия, и как воины Христовы ждали призыва, памятуя в сердцах своих слово Спасителя, сказанное в виду предстоящих гонений на Его учение: не мир пришел Я принести, но меч (Мф. 10: 34).
Когда настал час, весь иудейский и языческий мир воздвиг гонение на христиан. Иудеи возненавидели христиан как последователей Того, Кого они сами не захотели познать, и непримиримую свою на них злобу выразили убиением первомученика Стефана, который в грозной, вдохновенной речи, возвестив им падение Ветхого Завета, обличил их в противлении Самому Духу Святому за то, что Завета Нового они не захотели принять.
Язычники, которые долго смотрели на христианство как на иудейскую секту, возненавидели его, когда, осознав свою ошибку, поняли, что это новое учение обращено не к одному какому-нибудь народу, но стремится собою объять весь мир, и увидели, насколько оно, почти никем не примеченное, успело уже распространиться, подрывая основы народной религии, грозя поколебать весь строй языческой жизни!
Римское правительство сочло своей обязанностью препятствовать распространению этой новой веры, и вступление в эту веру с той поры стало считаться государственной изменой.
Гонение на христиан со стороны язычников начинается собственно при императоре Нероне.
До того времени если были преследования, то лишь частные и случайные.
Изверг-император, губивший для своего удовольствия жизнь и благосостояние своих подданных, однажды для своего развлечения сжег более половины Рима. Голос народный винил его самого в этом пожаре; чтобы отвлечь от себя подозрение и успокоить волновавшийся народ, Нерон обвинил в поджоге христиан. Народ легко поверил этой клевете; подстрекаемый жрецами, он давно смотрел с отвращением на христиан как на безбожников, на людей преступных и самых порочных. Ярость черни не знала пределов... начались доносы, казни -- и правительство воздвигло гонение, которое распространилось по всем областям Империи и продолжалось около четырех лет, до самой смерти Нерона. В Риме гонение было особенно жестоко. Христиан зашивали в звериные шкуры и бросали на растерзание псам, распинали их на крестах; иных обмазывали смолянистым составом и, привязав к столбам, зажигали. Сами язычники, привыкшие к кровавым зрелищам, содрогались от ужаса при виде страданий христиан.
Именно во время этого жестокого гонения находились в Риме святые апостолы Петр и Павел. Невзирая на опасность, они бесстрашно проповедовали Евангелие. Раздраженный распространением учения Христова, Нерон стал искать святых апостолов, чтобы предать их казни. Вскоре оба, и Петр, и Павел, заключены были в темницу. Тут, как говорит предание, святые апостолы пробыли около девяти месяцев, обратили стражей темничных и совершали чудеса. В последнем Послании к Тимофею, писанном из заключения, апостол Павел говорит: я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2 Тим. 4: 6 -- 8).
Апостолов осудили на смертную казнь. Петр сперва был свидетелем казни жены своей, и затем сам претерпел крестную смерть, считавшуюся у римлян самой позорной. Святые отцы Церкви указывают, что Господь предрек ему крестную смерть, сказав ему известные слова: когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь (Ин. 21: 18).
Святой апостол Павел, как римский гражданин огражденный от позорной казни, был обезглавлен мечом. Полагают, что христиане погребли тела святых учителей в катакомбах или подземельях, которых было много в Риме. Верующие часто собирались на молитву на гробницах великих апостолов и благоговейно чтили их память.
Вот что пишет о святых апостолах святой Климент, который жил в Риме одновременно с ними и разделял их апостольские труды. "Много претерпел Петр от неправды людской, и так совершив свое мученичество, достиг уготованного ему места славы. Павел в борьбе со злобой явил пример долготерпения и стяжал венец нетленный. Семь раз был он в оковах, претерпел ссылку, побиваем камнями, но проносил слово Божие на восток и до крайних пределов запада, проповедуя праведность в целом мире; наконец, претерпев мученичество у владык земных, отошел на место святое из здешнего мира".
Святой апостол Петр был по преимуществу "апостолом обрезания", апостолом для иудеев, и оба Соборные его Послания обращены к избранным пришельцам рассеяния (1 Пет. 1: 1), т.е. к иудеям верующим, рассеянным между язычниками, в Малой Азии, в Сирии, в Вавилоне. Главное же дело его, по завету Господню, было в Иерусалиме, где в первое время является он главным действующим лицом и служит поистине камнем для созидания Церкви, и ему суждено было первому открыть двери Царствия сначала иудеям, потом и язычникам. Павел был "апостолом необрезания", апостолом язычников. Еще Савлу явился в чудном видении Сам Господь и сказал ему: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам (Деян. 22: 21). И Савл, под именем уже Павла, понес имя Божие в отдаленные страны, возвещая людям, что Новым Заветом упразднено различие между иудеем и язычником, что и без обрядового закона Моисеева всякому доступна благодать через веру, что не буква закона, но дух веры и любви есть основание христианской жизни, что все -- христиане: и иудей, и еллин, и раб, и свободный -- все равно и одинаково составляют одно Тело, Единую Церковь, которой Глава -- Христос.
Более всех других апостолов он трудился, более всех других страдал... Сам он горел духом, был великим проповедником любви христианской и в своих вдохновенных посланиях огненными, таинственными словами начертал для нас, чем должна быть жизнь тех, кто принял на себя звание последователя Господа Иисуса Христа.