Плещеев Александр Алексеевич
Плещеев А. А.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ПЛЕЩЕЕВ Александр Алексеевич [7(19).10.1858*, Петербург -- 5.12.1944, Париж; похоронен на кладб. Сент-Женевьев-де-Буа], мемуарист, журналист, беллетрист. Сын А. Н. Плещеева (издавал его соч. и мат-лы архива). Получил домашнее образование. Детство провел в Москве; учился в г-зии Л. И. Поливанова; переехав в Петербург, учился в 1-й г-зии; курса не окончил, увлекшись театром. В 1870-е гт. играл на провинц. сценах (т-р Казанцевой в Ростове-на-Дону, т-р в Ковно и др.), в моск. Пушкин. т-ре; в 1879 дебютировал в моск. Малом т-ре в роли Платона Зыбкина ("Правда хорошо, а счастье лучше"); в 1883 в петерб. частном т-ре играл Хлестакова, в Александрии. -- Белугина ("Женитьба Белугина"), Зыбкина. Рецензенты отмечали его чрезмерную застенчивость (П. Штеллер -- "Иск-во", 1883, No 40, с. 481; благожелат. отзывы: "Голос", 1879, 18 сент.; П. Д. Боборыкин -- РВед, 1879, 11 сент.; подпись П. Б.). Исполнял обязанности канцелярского служителя I разряда в Горном деп. (1891--96). Д. чл. Попечительного совета приюта принца П. Г. Ольденбургского (с 1899).
   В 1907--09 П. -- дир. рус. драм. труппы, гастролировавшей в Варшаве (об ее успехе см.: ТиИ, 1907, No 19, с. 310; БВед, 1909. 23 апр.; интервью с П. "Может ли существовать в Варшаве рус. театр?" -- "Раннее утро", 1908, 19 апр.). С 1912 помощник дир. театр, школы Лит.-худож. об-ва (школы А. С. Суворина -- "Обозрение т-ров". 1907, 28 июля). Помогал А. А. Бахрушину в создании музея как коллекционер и посредник (см. письма к Бахрушину 1892--1929 -- ГЦТМ, ф. 1, оп. 1, No 2463--2578, 4501).
   Занявшись журналистикой, П. в кон. 70-х гг. отказался от карьеры артиста, но работал как театр. критик, драматург, активно участвовал в закулисной жизни. В 1903 познакомился с актрисой Е. Н. Рощиной-Инсаровой, впоследствии его гражд. женой (ее письма к П. -- РГИА, ф. 1102, оп. 3, No 138б--138ж).
   С 1876 П. печатался во многих периодич. изд. ("Стрекоза", "Шут", "Будильник"), пробуя силы в разных жанрах -- от юмористики в стихах и прозе до романсов. Пост, сотрудник "Петерб. листка" (1883; вел ежедневный юмористнч. фельетон под псевд. Муха; выпустил кн. "Петерб. сказки Мухи", СПб., 1883). Как театр. критик сотрудничал в "Бирж. вед." (1888--1906), "Нов. времени" (1899--1916). "России" (1899--1902), "Петерб. газ." (1903--10). Издавал и редактировал газ.: "Невод" (1906--07), "Минута" (1908; "газета архиживая, архигородская, архиразухабистая, архибульварная, на франц. лад" -- Кугель, с. 55--56), "Что нового" (1909) и др.; соред. П. Ф. Левдика в "Бирж. изв." (1908--09). Член Союза театр. критиков.
   П. откликался на спектакли, писал об актерском мастерстве, о закулисном быте (о взаимоотношениях актеров с антрепренерами и критикой,о жизни актера в провинции); однако избегал высказываться о значительных явлениях совр. драматургии. Отмечалось, что в своих театр, рец. П. был "по рукам и по ногам связан ... дружественной паутиной" (Измайлов, с. 12). В издаваемых им еженедельниках "Театр. мирок" (1884-- 1886) и "Петерб. дневник театрала" (1903--05) систематически высмеивался модернизм (см. статьи о новой живописи -- "Петерб. дневник театрала", 1905, No 8; подпись Не художник; о "патологич." сюжетах и героях "новой драмы" -- "Амплуа близкого будущего" -- там же, 1903, пробный номер и др.). Нападая на "новую драму", П. обличал ее эпигонов и отрицал причастность к ней А. П. Чехова; утверждал, что А. Белый "насильно навязывает" Чехову "символизм, о к-ром он едва ли подозревал" (там же, 1904, No 9, с. 4). Театр, еженедельники П., видимо, "в пику" модернистам, изобилуют мат-лами о Чехове; П. подчеркивает свою дружескую близость с ним ("А. П. Чехов о пьесах, драматургах, артистах и пр. Неизд. мнения и мысли (из писем к П.)" -- там же, 1904, No 28, 29; 1905, No 7, 9, 10, 11; восп. о встречах с Чеховым -- там же, 1904, No 1, 28; 1905, No 15, 16; "Петерб. газ.", 1910, 17 янв., с. 3; перепечатано в кн. П. "Что вспомнилось", "Мое время", а также в кн. "Чеховские мелодии", М., 1990). Однако при жизни Чехова П. на его пьесы не откликался.
   П. написал более 30 одноактных пьес -- водевилей, сценок, монологов ("Для театра", СПб., 1892; "Сборник пьес", СПб., 1897; "Театр", т. 1--2, М., 1913), ставившихся в Александрии, т-ре, в "Кривом зеркале" и др. По мнению критиков, пьесы П. -- талантливые и непритязательные "жанровые картинки" (см. отзыв А. Р. Кугеля об "Ужине": ТиИ, 1897, No 49, с. 905), где в журнальной манере изображается быт, по преимуществу богемный (пьесу "В своей роли" В. М. Дорошевич в неодобрительном отзыве назвал "очень модной" -- Собр. соч., т. 8, М., 1907, с. 169); отмечалось отсутствие у П. традиционной интрига (отзыв о "Неврастениках": НВ, 1902, 27 июня).
   Драматургии П. во многом близки его очерки (сб. "В дороге и дома", СПб., 1892, -- о Европе и Юж. России с т. з. туриста-театрала; "Без ужасов". Рассказы, Рига, 1928; предисл. П. Пильского), -- в осн. из театр, и лит. быта (очерки "Балетоманы", "Газетчики", "Шкала репортеров" и др.); о прозе П. благожелательно отозвался А. И. Куприн (бывший с ним в приятельских отношениях; письма Куприна к П. -- ГЦТМ, ф. 210, No 257--59), отметив черты, сближающие се с прозой молодого Чехова: остроумие, скупость в описаниях, отсутствие прямых авт. оценок (Куприн А. И., О П. и его книгах. -- В кн. П. "Мое время", Париж, 1939, с. 7--12).
   По словам современника, П. "был истый тип старого, породистого литератора-театрала и, пожалуй, это было в нем интереснее в собственном смысле писательства" (Измайлов, с. 12). Дир. петерб. Лит.-артистич. клуба, "джентльмен", энтузиаст, сибарит, щедрый до комизма, П. был одной из заметных фигур театр.-лит. об-ва (см.: Кугель, с. 132; см. также: ИВ, 1912, No 1, с. 339--43).
   Наиб. интересен П. как мемуарист. Вспоминая о людях театра, П. делался своими впечатлениями, оценивая их творчество как профессионал [см. портреты М. Г. Савиной, В. Ф. Комиссаржевской, Н. X. Рыбакова, В. В. Самойлова, А. А. Нильского, К. А. Варламова, И. И. Монахова, В. П. Далматова, Н. Ф. Сазонова, В. Н. Давыдова (его письма к П. -- в кн.: Театр. наследство. Сообщения. Публикации, М., 1956), М. И. Писарева, Е. Н. Жулевой и др. в кн. "Что вспомнилось" (СПб., 1914; peu.: БВед. 1914, 14 марта); отрывки из восп. первоначально печатались: ИВ, 1901, No 10; "Петерб. дневник театрала", 1904, No 9--30; 1905, No 3--4; "Б-ка театра и иск-ва", 1906, No 3--12; "Рампа и жизнь", 1908, No 2; СиУ, 1913, No 38--39, 42; см. также "Что вспомнилось за 50 лет. Театр, восп.", Париж, 1931]. В собственно лит. жизни П. занимала прежде всего ее бытовая сторона (см., напр., о петерб. ресторане "Малый Ярославец", где в 1870-е -- 80-е гг. сходились И. Ф. Горбунов. Д. В. Григорович, M. H. Пыляев и др.; о жизни Григоровича за границей, о К. А. Скальковском как чиновнике; письма Скальковского к П. -- ГЦТМ. ф. 210, No 402--404) и др. В 1919 П. выехал за границу, не позднее 1924 обосновался в Париже (о ностальгич. настроениях П. и неприятии сов. власти в это время его письма Вл. И. Немировичу-Данченко -- РГАЛИ, ф. 355, оп. 2, No 216; в 1926 Немирович-Данченко звал П. в Россию -- ГЦТМ, ф. 210, No293); поддерживал связь с Москвой, посылая туда восп., мат-лы об отце и лит. жизни 19 в. В мемуарах, законченных в эмиграции ("Под сению кулис...", Париж, 1936; "Мое время"), П. вспоминает разрушенный революцией быт в его подробностях, пишет об Анне Павловой, С. А. Андреевском, Т. П. Карсавиной. M. M. Фокине, В. Н. Кашперове, Н. А. Некрасове, З. Н. Некрасовой, Боборыкине, С. Я. Надсоне, С. В. Максимове и др., об улицах Петербурга и Москвы, извозчиках, ресторанах (в т. ч. "театральном" Балашова в Москве на Петровке), о Павловске, гуляньях на островах в Петербурге, о балаганах (отд. главы первоначально опубл.: "Огонек". 1906, No4; СиУ, 1914, No 19, 20; 1915, No 38, 39, 44; "Наша старина", 1917, No 1).
   В эмиграции резко изменяется отношение П. к новым веяниям в иск-ве (см., напр., о совр. балете: "вы гонитесь за вечным, не считаясь с сто возрастом" -- "Сергей Лифарь. От старого к новому", Париж. 1938. с. 18).
   П. -- автор первой кн. по истории рус. балета "Наш балет (1673--1899)" (СПб., 1896. 1899); по мнению Скальковского, это "не столько история, сколько хроника балета, особенно подробная за 15 последних лет" (в его кн.: В театр. мире. СПб., 1899. с. 12); рецензент "Моск. вед." упрекал П. за ошибки, "легкий фельетонный тон "маленькой прессы"" и слишком подробное описание послебенефисных ужинов (1896. 18 февр.).
   В последние 10 лет жизни П. страдал тяжелой болезнью глаз. "Старик А. А. Плещеев, 85 лет, почти слепой, ходит с белой палкой, рассказывает о Некрасове и Достоевском, к-рые его когда-то по головке гладили ... Однажды ему подали милостыню" (Берберова Н., Курсив мой, М., 1996, с. 482).
   Др. произв.: "За кулисами и в публике" (СПб., 1885; сб. фельетонов), "М. И. Петипа (1847--1907)" (СПб., 1907; впервые опубл.: ИВ, 1907, май), "29 рассказов" (СПб., 1912), "Сановник", сб-к рассказов (2-е изд., П., 1916).
   Изд.: Соч., т. 1--3. СПб., 1912--14.
   Лит.: Чехов (ук.); Афанасьев, т. 2, с. 336--39; Измайлов А. А., А. А. Плещеев. -- "Вест. лит-ры", 1919, No 9; Кугель А. Р., Лит. восп., П., 1923; Бахрушин Ю., Восп., М.--П., 1994 (ук.). + Брокгауз; КЛЭ: Масанов.
   Архивы: ГЦТМ, ф. 210 (в частности, письма С. А. Андреевского, В. П. Далматова, С. П. Дягилева, М. Н. Пыляева, В. В. Розанова, М. Г. Савиной, П. Б. Струве, А. С. Суворина, M. M. Фокина); ф. 76, No 35--51 (письма А. Ф. Городецком)); РГАЛИ, ф. 339, оп. 1, No 197 (письма О. К. Нотовичу); РГБ, ф. 331, к. 55, No 43 (письма А. П. Чехову); РГИА, ф. 1343, оп. 27, л. 3459, л. 24 и об. (м. с.)*.

Г. В. Зыкова, при участии Л. Е. Ляпиной.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 4. М., "Большая Российская энциклопедия", 1999

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru