|
Скачать FB2 |
| |
Алексей Феофилактович Писемский
Ваал
Драма в четырех действиях
И крадете, и убиваете,
и клянетесь лживо, и жрете Ваалу.
Иеремия, 7, 9.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Роскошно убранный, огромный мужской кабинет; в нем малахитовый камин с большим зеркалом; на стенах подлинные Ван-Дик и Рубенс.
ЯВЛЕНИЕ I
Клеопатра Сергеевна и Евгения Николаевна; обе красивые молодые женщины. Клеопатра Сергеевна, видимо, собиралась куда-то ехать и была уже в шляпке; но, заинтересованная словами своей подруги, приостановилась ненадолго и, смотрясь будто бы в зеркало, слушает ее; а Евгения Николаевна сидит в кресле.
ЯВЛЕНИЕ II
ЯВЛЕНИЕ III
Входит Александр Григорьевич Бургмейер, уже с проседью мужчина, со взглядом несколько суровым, но вместе с тем и со смущенным. На худощавых пальцах его виднеются два -- три драгоценных кольца, на часовой цепочке и ключике тоже заметны драгоценные камни. Во всем костюме его чувствуется лондонский покрой.
Оба садятся. Бургмейер сейчас же задумывается.
Бургмейер, весьма невнимательно прослушавший все эти слова и, видимо, под влиянием какой-то внутренней муки, встал, вышел на авансцену и отвернулся даже от Евгении Николаевны, которая, в свою очередь, посмотрела на него сначала с некоторым удивлением, а потом сама тоже встала и, как кошка, подойдя к Бургмейеру, положила ему обе руки на плечо.
ЯВЛЕНИЕ IV
ЯВЛЕНИЕ V
Входит Клеопатра Сергеевна; Бургмейер употребляет все усилия над собой, чтобы казаться спокойным.
Бургмейер на это ничего не отвечает и даже не смотрит на жену.
Занавес падает.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Небольшая гостиная в квартире Мировича. Тут же стоит и его письменный стол со множеством бумаг и книг.
ЯВЛЕНИЕ I
Мирович, молодой человек с львиной почти гривой густых волос, с небольшою красивою бородкой, с лицом умным и имеющим даже какой-то поэтический оттенок. Одет он в серенький, домашний, с красною оторочкой пиджак и в широкие клетчатые шальвары. Куницын, приятель его, тоже молодой, очень рослый и смазливый мужчина, представляет собой отъявленного франта, хоть и не совсем хорошего тона, так что визитка на нем как-то слишком коротка, брюки крайне узки, сапоги на чересчур толстых подошвах, борода подстрижена, усы нафабрены и закручены несколько вверх.
ЯВЛЕНИЕ II
Входит лакей и подает Мировичу три визитные карточки.
Лакей уходит.
ЯВЛЕНИЕ III
ЯВЛЕНИЕ IV
Входит Бургмейер и за ним смиренною походкой крадется Симха Рувимыч Руфин, очень молодой еще и весьма красивый из себя еврей. Оба они, издали и молча поклонившись хозяину, становятся в стороне; Толоконников же, с книгой в руке, подходит прямо к Мировичу и раскланивается с ним несколько на офицерский манер, то есть приподнимая слегка плечи вверх и даже ударяя каблук о каблук, как бы все еще чувствуя на них шпоры.
Мирович начинает читать указанную ему статью.
Уходит, не кланяясь более с Мировичем.
ЯВЛЕНИЕ V
Мирович, Бургмейер и Руфин.
Руфин смиренно кладет под мышку свою фуражку и уходит медленною жидовскою походкой, как бы изображая всей своей фигурой: "Нет, не все еще испробовано; можно было еще попытаться!"
ЯВЛЕНИЕ VI
Мирович подает ей кресло.
Мирович пододвигает стул и садится около нее.
Вбегает лакей.
Занавес падает.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Еще более богатый кабинет, чем в первом действии. Сзади письменного стола, уставленного всевозможными украшениями, виднеется огромной величины несгораемый шкаф.
ЯВЛЕНИЕ I
ЯВЛЕНИЕ II
Входит Руфин.
Руфин довольно ловко и умело отпер этим ключом шкаф, вынул из него сказанную ему тысячу и, заперев снова шкаф, ключ вместе с деньгами подал с некоторым раболепством Бургмейеру, который то и другое небрежно сунул в боковой карман пальто своего.
Руфин уходит.
ЯВЛЕНИЕ III
ЯВЛЕНИЕ IV
Входит Куницын. Он, кажется, несколько конфузится и с необычайной развязностью раскланивается перед Бургмейером.
Бургмейер, не привставши с своего места, кивает ему молча головой.
ЯВЛЕНИЕ V
Является лакей.
Лакей стоит в недоумении.
Лакей уходит, сильно удивленный.
Голос лакея: "Сейчас -- несем-с!"
Лакей и плотник вносят каждый по два ящика.
Плотник подает.
Уносят ящики.
ЯВЛЕНИЕ VI
Из дальних комнат действительно послышались крики Евгении Николаевны: "Что это такое?.. Как вы смели?.. Вы -- воры, разбойники после того!.."
ЯВЛЕНИЕ VII
Входит Евгения Николаевна, вся раскрасневшаяся и с какими-то взбившимися на висках волосами. С тех пор, как мы ее не видали, она пополнела и подурнела.
Входит поспешно лакей.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Входит доктор Самахан, рябой, косой, со щетинистыми черными волосами и вообще физиономией своей смахивающий несколько на палача. Лакей почтительно перед ним сторонится и уходит.
Бургмейер встает.
Бургмейер не совсем охотно ложится.
Бургмейер слегка при этом вскрикивает.
Бургмейер совершенно уже нехотя поворачивается. Самахан большим пальцем проводит по всему его позвоночному столбу. Бургмейер уже закричал.
Бургмейер садится и почти не глядит на доктора.
Бургмейер тоже встает и подает доктору приготовленную для него тысячу.
ЯВЛЕНИЕ IX
ЯВЛЕНИЕ X
На этот зов вбегает Руфин.
Вбегают лакеи.
Лакеи тащат Руфина. Он продолжает восклицать: "Господин окровянил меня!.. Я буду жаловаться на него!"
ЯВЛЕНИЕ XI
ЯВЛЕНИЕ XII
Два лакея вводят Руфина под руки. Он дрожит, как осиновый лист, между ними.
Занавес падает.
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Внутренность избушки дачной в Зыкове. На одной стороне сцены дрянной письменный столишко с некрашеным деревянным стулом перед ним, а на другой -- оборванный диванишко.
ЯВЛЕНИЕ I
ЯВЛЕНИЕ II
Входит кухарка, толстая, безобразная, грязная старуха и порядком пьяная. Выйдя на середину комнаты, она останавливается, растопыря ноги.
ЯВЛЕНИЕ III
Во входных дверях показываются Евгения Николаевна, в прелестной шляпке и дорогом шелковом платье, и Руфин, тоже в новом фраке, при золотой цепочке, в белых перчатках и с новенькою пуховою шляпой в руках.
Мирович, поднявши при этом голову и увидя перед собой Евгению Николаевну и Руфина, приходит в удивление и привстает с своего места.
Руфин сейчас же сел на один из стульев и только никак не мог сладить со своими неуклюжими и вдобавок еще в перчатки затиснутыми руками. Сама Евгения Николаевна, с чувством брезгливости смахнула с дивана пыль, уселась на него, вынула из кармана своего платья очень красивую папиросницу, взяла из нее спичку и папироску и закурила. Во всех манерах Евгении Николаевны, вместо прежней грациозной женщины, чувствуется какая-то чересчур уж разбитная госпожа, так что, усевшись, она сейчас же выставила из-под платья свою красивую ботинку и начала ею играть. Мирович также опустился на свой стул.
Мирович при этом презрительно улыбнулся.
Мирович молчит.
ЯВЛЕНИЕ IV
Входит кухарка.
Тот сейчас же поднялся на ноги.
Уходит вместе с мужем.
ЯВЛЕНИЕ V
Но в это время из внутренней комнаты показывается Клеопатра Сергеевна. Она в черном шелковом, но почти худом платье.
Мирович, видимо, этим оскорбленный, отошел от Клеопатры Сергеевны, поставил стакан на стол и сел заниматься.
Мирович подает ей воды.
Мирович обнимает ее; она сама его страстно целует, а потом как бы отталкивает его.
Мирович также садится. Заметно, что он заранее предчувствует несколько щекотливое для него объяснение.
Мирович подходит к ней, обнимает ее; она его страстно целует.
ЯВЛЕНИЕ VI
Слышится звонкий голос и смех.
ЯВЛЕНИЕ VII
Входит действительно Куницын.
Уходит в ту дверь, из которой появлялась кухарка.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Входит Бургмейер.
ЯВЛЕНИЕ IX
Входит Клеопатра Сергеевна.
Бургмейер поспешно подает ей руку и вместе с Куницыным уводит ее.
Возвращается Куницын; он какой-то опешенный.
ЯВЛЕНИЕ X
Занавес падает.
ПРИМЕЧАНИЯ
М. П. Еремин
|