"Моя родина -- г. Орел. Там офицер 144-го Каширского полка Мосей Николаевич Пильский женился на дочери графа Девиера, Неониле Михайловне, и первенцем от этого брака родился я" (ИРЛИ. Архив С.А.Венгерова. 2-е собр. автобиографий. No2176). Пильский окончил 4-й Московский кадетский корпус, а затем Александровское военное училище, откуда в 1894 выпущен в 120-й Серпуховской полк, размещенный в Минске.
Печататься Пильский начал еще кадетом, а первые значительные публикации появились в "Минском листке" в 1895-97. Выйдя в отставку, Пильский приехал в столицу, где сотрудничал в "Биржевых новостях" и многих других изданиях.
В 1902 Пильский опубликовал первые рассказы: "Подруги", "У фабричной трубы", "Сумасшедший дом" и др.
В начале 1900-х Пильский получил широкую известность как журналист и театральный критик, выступая "по вопросам революции и искусства". В апр.-мае 1905 дважды был арестован. Против Пильского как автора брошюры "Охранный шпионат" (1906) было "возбуждено судебное преследование", в ней усмотрели "оскорбительную и резкую критику деятельности русской Государственной полиции" (РГИА. Ф.777. Оп.7. Ед.хр.179). Тираж был изъят из типографии. Через 2 года его снова подвергли судебному преследованию за статью против смертной казни (Кладбище // Утро. 1908. 7 июля. No6).
Пильский выпустил сборник "Рассказы" (1907; 2-е изд. 1910), отмеченный А.И.Куприным: "Внутреннее настроение его рассказов производит... сильное впечатление" (РГАЛИ. Ф.2517. Оп.1. Ед. хр. 151. Л.47), и 2 книги критических статей: "Проблемы пола, половые авторы и половой герой" (1909) и "Критические статьи" (1910). Восторженную характеристику Пильскому-журналисту дал Л.П.Гроссман: "Его стиль изумительно богат, блестящ, ослепителен... книга Пильского представляет собой горячую, субъективную, интимную импровизацию ума" (Одесские новости. 1910. No8019. 19 янв.). К этому времени относятся упоминания о Пильском в мемуаристике: "Яркий богемист Пётр Пильский был талантливый, своеобразный, экспансивный... критик-публицист" (Н.Н.Ходотов), "изящный молодой человек... В пенсне. Гладко выбритый подбородок. Чистенький костюмчик. Модный галстук... Франт" (Старый журналист Д'Ор), "Известный критик и журналист... удивительно одаренный человек... щеголяющий изысканными парадоксами" (А.И.Дейч).
В 1910-13 Пильский ездил по югу России, публиковал статьи в киевских газетах и "Одесских новостях", вел литературные вечера, впервые представляя публике В.П.Катаева и Э.Багрицкого, открывал вечер футуристов. Пильский был автором статей и очерков о творчестве Чехова, Куприна, Бунина, Брюсова, М.П.Арцыбашева, Л.Н.Андреева и др. Его известность была почти легендарной.
В 1914 Пильский был призван в армию, получил тяжелое ранение на фронте. Через год смог вернуться к литературной деятельности, работал в "Журнале журналов", "Солнце России", "Аргусе", "Русской воле", "Театре и искусстве" и др. После Февральской революции Пильский начал издавать собственный журнал "Эшафот" ("орган памфлетов", выходящий "в дни именин глупости и бесчестия"), в котором печатались А.Т.Аверченко, А.В.Амфитеатров, А.С.Грин, Тэффи и др. После третьего номера журнал был закрыт из-за враждебных выпадов против большевиков.
Резкие отзывы Пильского о "марксистских" авторах (А.В.Луначарском, Л.Д.Троцком и др.) появились еще в 1900-х (Кадриль слепых// Свободные мысли. 1908. No50).
В 1918 Пильский перешел в газету "Петроградское эхо" (под ред. И.М.Василевского), где после ряда острых фельетонов ("Реакция", "Жаль графа Мирбаха" и пр.) напечатал статью "Смирительную рубаху!" (1918. No64), за которую был арестован и отправлен в военную тюрьму. Ему приписывалась "цель вызвать в массах недоверие к Советской власти и враждебное к ней отношение" (Архив ФСБ СПб. Постановление по делу Кекуатовых... и Пильского. No5030). Дело было передано в ревтрибунал; П. выпустили из тюрьмы с подпиской о невыезде. Однако он спешно отправился в Киев, затем в Херсон, оттуда через Румынию пробрался в Прибалтику. Историю своего бегства Пильский обрисовал в рассказе "Приговоренные (Горькие воспоминания)", опубликованном в ревельской газете "Последние известия" 4 дек. 1922.
В эмиграции Пильский выступал на страницах многочисленных периодических изданий ("Сегодня", "Сегодня вечером", "Последние известия", "Новое русское слово", "Для Вас", "Числа" и др.). В рижской газете "Сегодня" появилось более 2000 его публикаций.
В 1920-х он выпустил вместе с В.Гадалиным, возглавлявшим издательство "Литература" в Риге, ряд сочинений современных авторов, живших как за рубежом (А.И.Куприн, Н.Н.Брешко-Брешковский и др.), так и в России (М.М.Зощенко, М.А.Булгаков и пр.), сопроводив их обширными статьями.
В 1927 Пильский под псевдонимом П.Хрущёв (с предисл. А.И.Куприна) выпустил в Риге роман "Тайна и кровь" (другое название "На службе ЧК"), Роман тогда же был переведен на несколько яз., вышел во Франции и Англии. В нем Пильский нетрадиционно использовал форму детективного романа, действие изобилует резкими перипетиями, почти кинематографичны смены планов. Сюжет -- о борьбе антибольшевистских сил с всевластным ЧК-ГПУ, где герой пытался противодействовать злу, прикидываясь его служителем. В книгу "Роман с театром" (1928) вошли портреты знаменитых актеров, театральных критиков, а также эссеистские главы. Память об уходящем прошлом Пильского постарался запечатлеть и в книге "Затуманившийся мир" (1929), составленной из статей о Ф.Сологубе, В.В.Розанове, С.С.Юшкевиче, И.В.Одоевцевой, А.Аверченко и др., а также о писателях советских -- И.Э.Бабеле, М.М.Зощенко, В.В.Маяковском и др.
Пильский не принадлежал ни к какой литературной группировке, никогда не связывал своего имени с каким-то определенным ж. или еженедельником, предпочитая печататься в разных, зачастую противоположных по эстетическим взглядам издательства. Но всегда поддерживал "дерзкое новаторство, искание" как таковое (Футурист ли я? // Одесские новости. 1914. 25 янв.). Пильский ставил задачу довести критику до "поэтической формулы". Художественность критики Пильского отметили И.С.Шмелев ("Он, критикуя, порой творит" // Россия и славянство. 1931. 25 апр.), А.Амфитеатров (Определился... как литературный и театральный критик-эссеист ярко художественного значения // Сегодня. 1931. 19 апр.), Алданов, Куприн и др. Пильского часто причисляли к деятелям "фельетонной" критики начала века, но он скорее принадлежал к направлению "импрессионистической" критики, куда сам относил прежде всего писателей той эпохи (А.Белого, Вяч.Иванова, 3.Н.Гиппиус и др.).
В 1940 Пильский тяжело заболел. Болезнь спасла его от ареста после прихода в Ригу советских войск. Его огромный литературный архив был вывезен властями и, вероятно, погиб. После обысков болезнь ухудшилась -- его разбил паралич. Пролежав год, Пильский скончался уже после прихода в Латвию немецких войск. Какие-то отрывки записей Пильского его вдова, артистка Е.С.Кузнецова, увезла в конце 1940-х через Германию в Америку. Похоронен Пильский на Покровском православном кладбище в Риге, но могила его утеряна.
Сочинения:
Рассказы. СПб., 1907; 2-е изд. 1910;
Критические статьи. СПб., 1910;
Подруги: сб. рассказов. Пг., 1917;
Охранка и провокация. Пг., 1917;
Тайна и кровь: роман. Рига, 1927; 2-е изд. 1930;
Роман с театром. Рига, 1928;
Затуманившийся мир. Рига, 1929;
О тех, кого я знал (В.В.Розанов, И.И.Ясинский, А.В.Амфитеатров, А.Блок и А.Белый, А.Аверченко, И.Бабель) // Время и мы. 1987. No9 4. С.207-242;
Аркадий Аверченко // Дальние берега: Портреты писателей эмиграции. Мемуары / сост., автор предисл. и комм. В. Крейд. М., 1994. с.335-338.
Литература:
Амфитеатров А. Рыцарь художественной критики // Сегодня. 1931. 19 апр.;
Куприн А. Пётр Пильский (Тридцать лет литературной деятельности) // Сегодня. 1931. 19 апр.;
Шмелев И. П.М.Пильский (К 30-летию литературной деятельности) // Россия и славянство. Париж. 1931. 25 апр.;
Саввич Н. Критик-художник (К 70-летию со дня рождения Петра Пильского) // Грани. 1947. No3 С. 39-40;
Слоним М. Пётр Пильский (К 15-летию со дня смерти) // Новое русское слово. 1956. 12 дек.;
Абызов Ю. Пётр Пильский: Опыт столичной и провинциальной биографии // Даугава. 1993. No5. С.163-172;
Шашайкин А.М. Пильский Петр Моисеевич // Писатели Русского зарубежья (1918-1940): справочник. Ч.2. М., 1994. С.185-190;
Исмагулова Т. Фельетонист, бежавший из столицы... (Пётр Пильский) // Российская интеллигенция на историческом переломе. Первая треть XX в.: Тезисы докладов и сообщений научной конференции 19-20 марта. СПб., 1996. С.242-246;
Исмагулова Т. Журналист и власть (Пётр Пильский) // Личность и власть в истории России XIX-XX вв. Материалы научной конференции. СПб., 1997. С.94-98.