[24.10(5.11).1878, Хвалынск, ныне Саратовской области -- 15.2.1939, Ленинград], советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897--1905) у В. А. Серова, в студии А. Ажбе в Мюнхене (1901) и в частных академиях Парижа (1905--08). Посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907). Член объединений "Мир искусства" (с 1911) и "Четыре искусства" (с 1924). Испытав в 1900-е гг. сильное влияние немецких и французских мастеров символизма и "модерна" (Ф. фон Штука, П. Пюви де Шаванна, М. Дени и др.), а также В. Э. Борисова-Мусатова, П.-В. стал одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи. С начала 10-х гг. элегическая созерцательность, невнятный лиризм, разорванный, вялый ритм и сумрачный колорит ранних работ ("Берег", 1908, "Сон", 1910) сменяются в творчестве П.-В. эмоциональной напряжённостью и пластической ясностью образов, остроритмизованной компактной композицией, контрастами открытых ярких цветов ("Играющие мальчики", 1911; все три -- в Русском музее, Ленинград). Картина "Купание красного коня" (1912, Третьяковская галерея), воспринятая в духовной атмосфере тех лет как предчувствие новой исторической эпохи, знаменует окончательный переход художника от туманных аллегорий к актуально звучащей и вместе с тем всеобъемлющей символике, от неорганичного соединения плоскостного и объёмного начал к единому монументально-декоративному целому. Ощутимый в этом произведении П.-В. интерес к итальянской живописи раннего Возрождения и русской иконописи во многом определяет гармоническую просветлённость и отточенную пластику его работ 10-х гг.; одновременно намечается отход П.-В. от классической перспективы в пользу так называемой сферической, достигаемой использованием нескольких точек зрения, наклоном вертикальных композиционных осей, разворотом плоскостей к зрителю и позволяющей совместить разновременные эпизоды, подчеркнуть момент движения, охватить обширное пространство ("Полдень", 1917, "Утренний натюрморт", 1918, см. илл.; оба произведения -- в Русском музее). В 20-е гг. П.-В. продолжает разрабатывать проблемы перспективы и композиции (добиваясь панорамного эффекта картины), решать колористические задачи (объединяя все формы и планы с помощью трёх основных цветов -- красного, жёлтого и синего). В советское время П.-В. стремится к постижению сути исторического перелома в судьбе страны во взаимосвязи с "космическим", "планетарным" осмыслением реальности, к чувственно-конкретной передаче трагических и героических жизненных коллизий, открытию в малом всего многообразия природных связей. Он создаёт пронизанные суровым пафосом революционной борьбы, идеей жертвенности во имя будущего тематической композиции ("1918 год в Петрограде", 1920, Третьяковская галерея; "После боя", 1923, Центральный музей Советской Армии, Москва; "Смерть комиссара", 1928, см. илл.), пишет аналитически-строгие портреты (портрет А. А. Ахматовой, 1922), поэтические, раскрывающие чувство полноты бытия портретно-жанровые композиции ("Девушка в сарафане", 1928), обостренно передающие конструктивность предметного мира натюрморты ("Черёмуха в стакане", 1932; все три произведения -- в Русском музее). В 20--30-е гг. П.-В. много работает как график и театральный художник. Среди его литературных произведений (рассказы, повести, пьесы, очерки, теоретические статьи) выделяется автобиографическая "Моя повесть" (1-я часть, "Хлыновск", 1930; 2-я часть, "Пространство Эвклида", 1932; вместе с очерками "Самаркандия" переиздана, Л., 1970). С первых лет Советской власти П.-В. был одним из реорганизаторов системы художественного образования [в 1918--1933 преподавал в Государственных свободных художественных учебных мастерских -- институте живописи, скульптуры и архитектуры в Петрограде (Ленинграде)].
Литература:
Костин В. И., К. С. Петров-Водкин, [М., 1966];
К. С. Петров-Водкин. 1878--1939. Каталог выставки, М.-- Л., 1966;
К. С. Петров-Водкин. [Альбом. Вступ. ст. Л. Мочалова], Л., [1971].