ПЕТРОНИЙ (в рукописях П. Арбитр) -- римский писатель I в. нашей эры, автор лишь частично сохранившегося (отрывки из XIV--XVI книг) комико-реалистического романа "Сатуры" (или "Сатирикон"); повидимому тождествен с тем П., к-рый был "арбитром изящества" и законодателем вкусов и развлечений при дворе Нерона и вскрыл себе жилы, будучи заподозрен в заговоре против императора. Как лит-ое явление роман П. стоит в античной лит-ре изолированно. Автор -- законченный представитель аристократического эстетства -- с презрительно-небрежной иронией обнажает перед читателем изнанку римского быта, жестоко высмеивая при этом подымающиеся средние классы -- вольноотпущенников, муниципальных землевладельцев и торговцев -- и афишируя беспощадную откровенность своих зачастую порнографических описаний. По сюжетной схеме роман П. может рассматриваться как пародия на эротический роман: главные герои "Сатирикона" -- скитающийся искатель сомнительных приключений, преследуемый "гневом Приапа", бога половой силы, и его возлюбленный, мальчик (в античном эротическом романе влюбленную пару преследует "гнев" Афродиты). Герои эти попадают во всевозможные переделки, в к-рых фигурируют лупанары, оргии тайных культов, колдуньи, дамы, жаждущие приключений, искатели наследств, бродячие поэты-неудачники -- пестрый калейдоскоп персонажей и ситуаций, являвшихся обычным уделом "низших" жанров античной лит-ры -- новеллы и мима. Центральный эпизод сохранившейся части романа, "Пир Тримальхиона", содержит блестящие зарисовки новобогачей-вольноотпущенников и их быта. По внешней форме "Сатирикон" представляет собой "мениппову сатиру" -- чередование прозы со стихами -- и содержит многочисленные вставные новеллы и стихотворения, но от обычной менипповой сатиры отличается как объемом и широтой захвата, так и отсутствием каких бы то ни было обличительных или морализующих установок. Петроний проповедует "откровенность", и художественные достоинства романа не могут скрыть идеологического разложения той верхушки правящего класса, к которой принадлежит утонченный эстет-автор. Роман откликается и на злободневные литературные споры: вкрапленная поэма "О гражданской войне" пародирует Лукана; много места занимает полемика против модного риторического стиля. Реалистической установке "Сатирикона" соответствует и чуждый всякой вычурности яз., приближающийся к обыденной речи; П. иногда прибегает и к языковой характеристике персонажей, уснащая их речь диалектизмами. Благодаря своеобразной литературной позиции П. роман исключительно ценен как источник для знакомства с римским бытом и живым латинским яз. Объем романа в целом неизвестен: много читавшийся в древности, он пострадал в средние века от ряда последовательных сокращений. Даже в дошедшей до нас части только эпизод "Пира Тримальхиона" сохранен полностью: от прочих эпизодов остались лишь извлечения, позволяющие в общих чертах судить о ходе действия. В XVII в. Нодо (Nodot) попытался заполнить пробелы романа якобы на основании новонайденной рукописи, и хотя фальсификация была немедленно обнаружена, "дополнения" Нодо продолжают фигурировать во многих, в том числе и русских переводах "Сатирикона".
Библиография:
I. Изданиятекста: Buecheler-Heraeus, Berlin, 1922; Ernout, Paris, 1922; комментарий к "Пиру Тримальхиона", Friedlander, Lpz., 1891 (русск. перев., под ред. Б. И. Ярхо, Л., 1924).
II.
Потемкин В., Петроний и его роман, "Русская мысль", 1900, VII;
Клингер В., Петроний и его роман, Киев, 1908;
Boissier G., L'Opposition sous les Césars, P., 1875 (русск. перев.: "Общественное настроение времен римских цезарей", П., 1915;
Collignon A., Étude sur Pétrone, P., 1892;
Егоже, Pétrone au moyen âge et dans la littérature française, P., 1893;
Thomas E., L'envers de la société romaine-Pétrone, 2-me éd., P., 1901;
Collignon A., Pétrone en France, P., 1905;
Rosenblüth M., Beiträge zu Quellenkunde v. Petronien Satiren, Diss., Киев, 1909.
И. Троцкий
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 8. -- М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 623--624.
ПЕТРОНИЙ, Гай (Petronius Gaius наз. Arbiter; г. рожд. неизв. -- ум. 66 н. э., Кумы) -- рим. писатель. При дворе Нерона слыл знатоком светских развлечений и заслужил прозвище "арбитра изящества". Впоследствии, опутанный дворцовыми интригами, П. покончил с собой. Вероятнее всего, П. -- автор произведения, носившего название "Сатуры" или "Сатирикон", в к-ром правдиво отражено моральное вырождение рим. общества. Пышное здание Римской империи в "Сатириконе" предстает с "черного хода"; в жанровых сценках на площадях, в тавернах, притонах вырисовывается реалистич. картина быта средних и низших классов. Сюжетную основу составляют любовные и плутовские похождения героев социального "дна". Скитаясь по стране, они воруют, проникают в дома богачей, мистифицируют искателей наследств, выдавая себя за состоятельных завещателей. Эротич. тема романа трактуется в низменно-комич. плане. Большой интерес представляет т. н. "Пир Тримальхиона" -- часть романа, описывающая быт и нравы вольноотпущенников. Высмеивая с позиций аристократа и эстета плебейскую среду, автор создал сатирич. типы претенциозных богачей-выскочек. В повествоват. манере "Сатирикона" сочетается изящество словесного выражения с ясным, прозрачным построением фразы. Широко представлен и бурлескный стиль, непристойные эпизоды обычно описываются с иронич. эмфазой. Особый лит. и лингвистич. интерес представляют образцы нар. лат. языка персонажей "Пира Тримальхиона" Роман П. написан в форме Менипповой сатиры -- чередования прозы со стихами. Текст плохо сохранился, найденные рукописи составляют лишь незначит. часть романа.
Сочинения:
Satyricon. Cum apparatu critico ed. K. Müller Münch., 1961;
La cena di Trimalchione, Napoli, 1945;
в рус. пер. -- Сатирикон, пер. и предисл. Б. И. Ярхо, М. -- Л., 1924;
Пир у Трималхиона, пер. Б. И. Ярхо, в книге: Римская сатира, М., 1957.
Литература:
Сантросян Н. М., Об идейных и худож. особенностях "Сатирикона" Петрония, "Науч. доклады высшей школы. Филологич. науки", 1961, No 4;
История рим. лит-ры, т. 2, М., 1962;
Буассье Г., Картины римской жизни времен Цезарей, пер. с франц., М., [б. г.], гл. 5,
Paratore E., Il Satyrycon di Petronio, pt. 1--2, Firenze, 1933.
Н. М. Сантросян
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 5: Мурари -- Припев. -- 1968. -- Стб. 730--731.